Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Фальшивые ноты

Игумен  Даниил  (Гридченко), Радонеж

03.10.2011

Среди тех, кого принято называть духовными чадами, есть у меня одно, так сказать, многофункциональное - телевизионный редактор, и по совместительству религиовед с богословским дипломом. Во времена, когда тема его - «Антирелигиозная пропаганда в СССР в 20-тые - 30-тые годы» снова стала актуальной, разносторонность эта оказалась совсем нелишней, и даже позволила сделать некоторые околобогословские обобщения. Во всяком случае, сейчас, занимаясь мониторингом СМИ на церковную тематику, женщина эта заявляет вполне компетентно: бесы - существа неизобретательные... Уж как-то слишком бездарно нынешние адепты их повторяют тезисы восьмидесятилетней давности... Впрочем, если раньше «зажравшиеся» попы лишались права на существование в самом прямом смысле этого слова, то теперь, согласно моде на толерантность, они могут и быть; правда, при одном непременном условии, - так, как будто бы их и не было...

Неследование этому негласному предписанию рождает реакции прямо-таки истерические, - мракобесы одолели... Причём, если верить тому, что пишут и говорят, одолели они уже практически везде, - в образовании, в здравоохранении, в армии... И даже тот факт, что вопли эти причудливым образом перемежёвываются с другими, не менее возмущёнными, - куда Церковь смотрит и почему молчит, -  давно никого не удивляет. Однако, так или иначе, рождает вопрос и даже ставит дилемму: какой должна быть ответная реакция, - подставить другую щёку, или обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства?

По большому счёту, понятно, - на каждый чих не наздравствуешься... И если Церковь будет реагировать на каждое о себе высказывание, ей только и останется - что реагировать... Тем более, если не будет чувствоваться разница между честью и достоинством самой Церкви, и неким достоинством немощных её членов, которое в мире «лежащим во зле» по определению, - понятие само по себе весьма неоднозначное. (Ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк.16:15)). И особенно тогда, когда защита его проявляется (и такое случается) совсем уже неподобающим образом, - «примирением сторон», как окончательное соглашательство и слияние в «братских» объятиях.

Есть в духовной жизни аскетическое правило, - самое верное отношение к врагу рода человеческого, как к существу крайне гордому, - никакое. Именно такое отношение к себе бывает для него невыносимо. А теперь, похоже, становится ещё и просто правилом для выживания, возможностью не сойти с ума, когда перед глазами как флагом размахивают тем, о чём лет двадцать назад стыдно было и говорить. Тем не менее, жить в мире и абстрагироваться от него окончательно не получится. Приходится пытаться говорить с ним на его же языке. Но всякий раз попытки эти вызывают разве что некий «синдром протоиерея Всеволода Чаплина», когда уважаемый батюшка после очередного своего высказывания превращается в «грушу для битья» для СМИ всех мастей и калибров на недели, а то и на целые месяцы.

Достоевский в своём «Дневнике писателя» заметил как-то, что атеист, рассуждающий о вере, «всегда будет не о том говорить»... И это вполне соответствует действительности, - судить о Церкви адекватно можно лишь живя церковной жизнью, находясь в церковной ограде. Всякая нота, звучащая о Церкви извне её, будет фальшивой. Кстати, именно этими словами - «фальшивая нота», оценил Патриарх Кирилл недавно показанный телесериал «Раскол» при посещении подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря. Речь, правда, шла не о художественных достоинствах или недостатках картины, а о некоем ещё советском феномене восприятия печатного слова и телевизионного образа. О странной особенности значительной части наших сограждан воспринимать церковные, да и прочие реалии в соответствии не с истинным положением вещей, а с тем, что о них пишут в газетах и показывают по телевизору.

Как-то особенно ярко в личной священнической практике с этим феноменом пришлось столкнуться лет несколько назад, после выхода на экран другого фильма на церковную тематику - «Остров». Честно говоря, восторженная реакция на него, в том числе и в церковной среде, несколько удивила. (Всякий, кто хоть раз встречался с подлинным православным Старцем, знает, что персонаж, изображённый Петром Мамоновым едва ли не карикатура на него.) Но ещё больше удивляет мировосприятие людей нечасто приходящих в храм, но пытающихся строить свои отношения с Богом, исходя исключительно из телевизионных, газетных и прочих фантомов.

Так что, в этой связи, развёрнутая ныне очередная антицерковная компания представляется не такой уж и безобидной. Так или иначе, своих жертв она найдет. Найдёт их, по-видимому, и телевизионный сериал «Раскол». Отдельная благодарность его создателям его за то, что показано время и люди, для которых слово - «Бог» было не просто связкой для других, по легкомысленному мнению современного обывателя, более значимых слов. Однако, и в древние времена для разного рода ариев, македониев и диоскоров оно таковым не являлось. В некотором смысле не является таковым оно и для господина Невзорова, его дедушки - чекиста, прочих беспокойных субъектов, заветная мечта которых - чтобы Господа Бога не было бы и вовсе...

Для последних имя Божье невыносимо, в каком бы контексте оно не прозвучало, что уже вносит дополнительную специфику в наше совместное земное существование.  А также дополнительный смысл в древние слова прока Давида: что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога (Пс. 41:6)...

Игумен Даниил (Гридченко)

http://www.radonezh.ru/analytic/15136.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме