Реформа образования как шанс для Церкви

0
144
Время на чтение 4 минуты

В настоящее время российское образование встало на путь реформ, которые не встречают поддержки у значительной части общества. Конечно, старая советская школа тоже имела свои изъяны, но внесённые в неё за прошедшие годы изменения, кажется, добавили немало новых. Например, даже по поступающим в семинарии абитуриентам видно, как сильно упал уровень владения русским языком среди выпускников российских школ. Об этом и о других недостатках много сказано в последние годы как церковными, так и светскими людьми. Однако проводимые сейчас министерством образования реформы в рамках федеарального закона 83, вызывают ещё более сильное неприятие как со стороны родителей, так и со стороны учителей, которые недавно, 15 сентября, провели митинги протеста в нескольких регионах страны. Некоторые даже называют проводимую реформу "катастрофой" и "гибелью для нашей страны".

Борьба, развернувшаяся вокруг законопроекта, возможно, приведёт к смягчению отдельных его положений, а также скорректирует сроки его введения в действие, но сама по себе реформа государственного образования, насколько можно судить, для властей - вопрос решённый.

Можно много сетовать по этому поводу, но лучше задуматься о той перспективе, какую сложившееся положение открывает для Церкви. Мы могли бы дать обществу альтернативу, развивая православное среднее образование. Настоящие условия могут обеспечить широкую общественную поддержку данной црковной инициативе. И, соответственно, это откроет новый путь для благотворного влияния Церкви на общество.

Конечно, создание и развитие церковной системы среднего образования - дело крайне трудное, но всё-таки невозможным его назвать нельзя. Не придётся начинать "с нуля", поскольку в стране уже существуют десятки православных школ и гимназий, многие из которых работают более десяти и даже пятнадцати лет. За это время ими был накоплен опыт, выработаны подходы, подготовлены и опробованы учебно-методические пособия. Нужно лишь должным образом осмыслить и систематизировать всё это для распространения в масштабах страны.

Не смотря на огромные трудности своего существования, православные школы и гимназии уже показали себя вполне конкурентноспособными, и не только благодаря высокому уровню преподавания, но и благодаря более здоровому нравственному климату среди учащихся. Конечно, не всё и не везде было гладко - за прошедшие годы в отдельных православных школах были свои неудачи, - но это тоже часть ценного опыта, который, будучи должным образом осмыслен, поможет избежать повторения таких ошибок в будущем, при создании общецерковной системы среднего образования.

Речь не идёт о том, что все российские школы станут церковными, - это невозможно и не нужно. Общее образование обязательно для всех, а обучение именно в церковной школе должно остаться делом свободного выбора детей и родителей. Важно, чтобы в наши школы сохранялся конкурс. Речь идёт лишь о значительном увеличении числа православных школ и гимназий на территории всей страны, и о мерах, направленных на то, чтобы сделать обучение в них более доступным для людей небогатых. В условиях государственной образовательной реформы альтернативные школы, дающие более качественное и полное образование, встретят широкую общественную поддержку. Если мы, православные, справимся с этой задачей, которую сами обстоятельства ставят перед нами, то это уже в обозримом будущем соберёт в Церкви и вокруг Церкви наиболее активные, одарённые и нравственно здоровые силы Российского общества.

На пути решения данной задачи встают три непростых вопроса - вопрос финансирования, вопрос государственного признания, и вопрос подбора административных и преподавательских кадров.
Отсутствие, или нехватка финансирования нередко является главной причиной, препятствующей открытию новых православных школ и гимназий. На примере уже существующих учебных заведений можно видеть различные схемы финансирования. Есть школы, где финансовая нагрузка полностью ложится на родителей, - соответственно, учиться в них могут только дети из состоятельных семей. Есть школы, содержание которых полностью берёт на себя один или несколько меценатов. Обучение в них бесплатное, но таких примеров, к сожалению, немного. Есть школы, которые имеют поддержку из епархиального бюджета, есть школы, которым удаётся встроиться в какую-либо государственную программу финансирования, но и в том и в другом случае эти средства не покрывают всех расходов и часть нагрузки ложится на родителей. При решении вопроса о финансировании православной системы среднего образования нужно учитывать все указанные пути. Разумно было бы создать специальный фонд, который бы собирал средства и распределял их по школам в зависимости от их положения, поскольку очевидно, что в материально благополучных регионах можно найти средства на месте, а в менее благополучных это почти невозможно. В наполнении этого фонда должны были бы участвовать не только состоятельные люди, но все сознательные православные, для чего можно ввести обыкновение в определённые дни по всей Церкви проводить тарелочные сборы на православные школы и гимназии.

Конечно, необходимо привлекать к решению этого вопроса и государство, - поскольку Церковь в своих школах обучает российских граждан, логично, если хотя бы часть финансовой нагрузки возьмёт на себя государство, чей бюджет в немалой степени пополняется из налогов православных граждан.

Некоторые православные школы и гимназии сталкиваются с теми или иными сложностями при получении государственного лицензирования. Представляется, что этот процесс мог бы проходить более гладко, если все эти вопросы приходилось бы решать не каждой школе или гимназии отдельно, а они были бы решены в рамках договорённостей между Церковью и государством сразу для всей системы православного среднего образования.

Решение кадрового вопроса заслуживает отдельного рассмотрения, но можно отметить, что неприятие образовательной реформы со стороны значительной части учителей создаёт благоприятные условия для подбора кадров в открываемых православных школах.

Повторюсь, данная задача - развитие системы православного среднего образования и распространение её в масштабах всей страны, - очень сложна, но всё-таки невозможной её назвать нельзя. Новое время ставит перед Церковью новые задачи и мы не вправе игнорировать это. Время, когда главным было построить храм и наладить в нём богослужебную жизнь, прошло. Теперь важно позаботиться о том, чтобы построенные храмы были наполнены и через десять, двадцать и тридцать лет. Мы будем иметь моральное право сказать «это невозможно», только если на опыте убедимся в этом.

Нельзя не признать того, что такая задача как создание легальной альтернативной системы среднего образования в масштабах всей России по плечу только Церкви. Никакой общественный институт, движение, партия и т.п. с этим заведомо не справятся.

http://www.radonezh.ru/analytic/15124.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Георгий Максимов
Все статьи Священник Георгий Максимов
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.04.2024 23:18
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
15.04.2024 20:09
Как всё начиналось
Новый комментарий от Русский Иван
15.04.2024 19:17
Александр Сосновский не прав
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.04.2024 18:15