Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Малороссийский Версаль в Качановке

Петр  Маслюженко, Одна Родина

27.07.2011

«В тени дубрав, в звонкоголосье птиц дворец стоит невиданной красы...» - рифмует чья-то душа, будучи не в силах не поделиться красотой этого уникального места, которое сравнивают и с французским Версалем, и с немецким Потсдамом, и с шотландским замком Блэр. Это Качановка. Меж Нежиным и Прилуками, на юго-востоке Черниговщины, в Ичнянском районе, среди холмов, поросших древними деревьями, близ прудов Майорский и Большой, высится если и не чудо света, то чудо южнорусской культуры - усадьба Тарновских. Белый двухэтажный дворец с четверкой колонн по фасаду, с лепным фронтоном и куполом. К южному флигельному крылу пристроена очаровательная круглая башня с золоченым шпилем.  

    Качановку сравнивают и с французским Версалем, и с немецким Потсдамом, и с шотландским замком Блэр  

Вас встречают беломраморные львы, и вы сразу вспоминаете Царское Село или Петергоф.   А если пройдете по аллее, то будете вознаграждены видом с холма. Такие живые «картины» лет двести-триста назад закладывали мастера парковой архитектуры. Белая, почти церковного облика, постройка на холме со стрельчатыми окнами и дверями; слева от нее, под склоном, громадные старые дубы смотрятся в широкий пруд. Это альтанка, восьмигранная беседка, сооруженная радушными хозяевами для композитора Глинки, дабы маэстро мог сочинять здесь музыку. Беседка расположена над гротом - винным погребом. Возможно, и это обстоятельство способствовало художественному творчеству, и тут воплощалась в жизнь метафора «черпать вдохновение».  

 

  Альтанка, восьмигранная беседка, сооруженная радушными хозяевами для композитора Михаила Глинки  

Выстроена беседка в кирпиче в 1830-е годы в романтическом стиле, восьмигранная в плане, увенчана фигурным, практически барочным куполом с фигурным шпилем. Окна и дверной проём - стрельчатой формы, над ними медальоны и профилированный карниз. Стены сплошь выбелены побелкой без выделения архитектурных деталей. Общая высота павильона (с подвалом) 16 метров. В годы гитлеровского нашествия павильон сильно пострадал и был реставрирован в 1947 году.   Именно в Качановке летом 1838 года Михаил Глинка получил изначальный творческий импульс и приступил к написанию оперы «Руслан и Людмила». Писал он тут и романсы на слова Виктора Забилы. Многие произведения Глинки впервые исполнялись здесь, в сопровождении крепостного оркестра, которым дирижировал сам композитор. (Правда, инструментов не хватало, а кое-какие были неисправны). Готовые фрагменты оперы впервые прозвучали в парадной столовой. Композитор вспоминал: «Приготовленные для «Руслана» персидский хор - «Ложится в поле мрак ночной» и марш Черномора написал и слышал в первый раз в Качановке; они были хорошо исполнены. В марше Черномора колокольчики заменили мы рюмками...»   На прощальном ужине в саду Глинка пропел оду, сложенную им вместе с Маркевичем и Штернбергом в честь хлебосольных хозяев - Григория Степановича Тарновского и его супруги Анны Дмитриевны:   «Прекрасен, о хозяин милый, Очарователен твой дом; Какой живительною силой Для нас исполнен твой прием; Тебе с Гармонией от чувства Дает поэзия привет, Благодарит тебя искусство И яркий живописи свет...».   

  Чета Тарновских  

На краю усадьбы стоит аккуратная церковь, «выдержанная в парадном, но не тяжелом стиле ампир», - в честь Святого Георгия. Строить ее начала еще Прасковья Андреевна Почека, одна из владелиц усадьбы, а завершил сын-меценат. Церковь выстроена в 1817-1828 годах. Крестообразная в плане с удлиненной западной частью.  

 

  Георгиевская церковь 1817-1828 гг.  

Западный портал акцентирован четырехколонным портиком. Утрачены боковые портики церкви и два верхних яруса колокольни, что заметно исказило архитектурный облик. В западной части церкви - хоры, куда ведет винтовая лестница в толще стены. Именно в этом храме Глинка управлял церковным хором, в котором солировал красивый баритон - уже известный певчий Семен Гулак-Артемовский. Глинка забрал потом его с собой в Петербург, обучил композиторскому мастерству.     Гулака и сегодня считают автором самой знаменитой малороссийской оперы «Запорожец за Дунаем»; но отчего-то мало кто вспоминает невероятный скандал, разразившийся в столице Российской Империи, когда пытливые меломаны обнаружили подозрительное сходство музыки этого произведения с одной из опер Моцарта. Спектакль был немедленно закрыт, и мы о той темной истории подробно вспоминать не станем - ну, скажем, из псевдопатриотических соображений.   Чуть спустившись от альтанки, можно увидеть над зеленым косогором другой фасад дворца, обращенный к пруду, - в шесть колонн, несущих треугольный портик... И - остатки загадочных кирпичных арочных мостиков, и подмятые буйной зеленью «Романтические руины».  

 

  «Романтические руины»  

Судя по всему, происхождения таинственных развалин, напоминавших остатки рыцарского замка или средневековой темницы, не знали сами хозяева Тарновские. По крайней мере, Василий Васильевич-младший в 1859 году затеял тут археологические раскопки, за которыми наблюдал приехавший в усадьбу Тарас Шевченко. Однако все легенды развеял историк А. Лазаревский, доказавший, что диковинное строение было задумано и возведено при фельдмаршале Румянцеве - именно как живописные развалины, соответствовавшие моде (подобные сооружения строились в тех же, помянутых ранее дворцовых парках под Петербургом, - например, «Башня-руина» и «Кухня-руина» в Царском Селе; колоннада Аполлона, руинный каскад и колонна «Конец света» в Павловске).  

 

 

  «Зима» - единственная уцелевшая с давних времен парковая скульптура Качановки. Расположена в Интимном Дворике  

Этот романтизм, имевший успех у барышень и поэтов, однако, проигрывал легендарным милитаристическим фантазиям екатерининского «орла» Румянцева-Задунайского, который, по рассказам, использовал качановскую псевдокрепость и иначе. Вспоминая свои победные сражения с турками, Петр Александрович здесь якобы разыгрывал «штурмы фортеции». Для чего целые воинские части с суши и с галер на пруду атаковали крепкие стены.   * * *   Качановка (с ударением на О) основана четверть тысячелетия назад, на месте хутора у речки Смош, позднее превращенной в пруды. Название свое получила от фамилии одного из первых владельцев придворного певца Федора Каченовского (оттого правильно Качановку произносить с ударением на О). А пруд, над которым высится дворец, - Майорский - назван в память о брате и наследнике певца  секунд-майоре Михаиле Каченовском. В 1770 году императрица Екатерина Вторая выкупила имение и подарила его фельдмаршалу графу Петру Румянцеву-Задунайскому (1725-1796) как одну из резиденций президента Малороссийской коллегии и генерал-губернатора Малороссии. Позднее имением владел сын славного полководца Сергей Румянцев. При отце и сыне возвели барский каменный дом; был заложен и стал разрастаться парк по проекту русского архитектора Карла Бланка и малороссийского зодчего Максима Мосципанова. 



  Качановка  

В 1808 году Румянцев-младший продал усадьбу богатому помещику Григорию Почеке. По смерти последнего Качановка стала собственностью его вдовы Прасковьи, а затем - ее сына от первого брака, камер-юнкера Григория Степановича Тарновского. С этого-то владельца и начинается благословенная эпоха дворян-меценатов Тарновских, превративших имение в истинную Мекку для талантливых и мыслящих людей империи.   Г. Тарновский общался с Жуковским, Брюлловым, многими другими деятелями культуры той эпохи. Став владельцем дворца и ландшафта, словно сошедшего со страниц модных в ту пору писателей-романтиков, решил принимать талантливых друзей у себя.   Здесь писал полотна любимый ученик Брюллова Тарас Шевченко, прозванный «отцом русского пейзажа» Василий Штернберг, за работы качановского цикла удостоенный двух золотых медалей Петербургской академии художеств. Бывал тут нередко еще один ученик Брюллова - Лев Жемчужников, а также художник Федотов.   Владельцы усадьбы были большими меценатами и хлебосолами, сюда, на своеобразный южно-русский Олимп, в течение чуть ли не полувека, с 1830-х по 1880-е, приезжали погостить и поработать музыканты, художники, писатели, поэты. Современные доброхоты восторженно пытаются уложить известные имена в стихотворные строки:  

Шевченко, Гоголь, Штернберг, и Забила,
Кулиш и Репин, Глинка, Костомаров...
Какая - то неведомая сила
Тянула их в Качановку недаром.
Тут были Яворницкий и Федотов,
Марко Вовчок, и Врубель, и Орловский.
Их окружали искренней заботой
В большущем доме щеголей - Тарновских.
 

Николай Васильевич Гоголь, который учился в лицее вместе с Василием Васильевичем Тарновским, племянником Григория Степановича, Качановку впервые посетил в 1835-1836 годах. Рассказывают, что именно здесь в один из своих приездов Гоголь впервые читал не то «Тараса Бульбу», не то «Женитьбу».   Прибывали сюда также первый ректор Киевского Императорского университета святого Владимира Максимович, а также знаменитый археолог, фольклорист, основатель Екатеринославского (Днепропетровского) исторического музея, носящего ныне его имя, Дмитрий Яворницкий, художники Ге, Врубель, актер Щепкин.   У Шевченко хозяин купил здесь его известную (и отчего-то посвященную Жуковскому) картину «Катерина», что ныне выставлена в Национальном музее Т. Г. Шевченко в Киеве. Полотно «кобзарь» создал летом 1842 года в Санкт-Петербурге, на тему своей одноименной поэмы.  

  Т. Г. Шевченко. «Катерина». 1842 год  

Репин тут работал над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (версий картины было не менее двух, на одной из которых в виде казака был изображен хозяин поместья). Здесь живописец создал портрет Василия Васильевича в красном запорожском жупане XVII века с пистолем и саблей в ножнах, отделанных серебром. Картину даже стали называть «Гетман».   Кроме хозяина и его жены Софьи Васильевны Репин зарисовывал крестьян. По собственному признанию, каждый вечер ходил в село Качановку и там заполнял альбомы этюдами.   Во дворце был и зимний сад, и богатая картинная галерея, созданная еще фельдмаршалом Румянцевым: Теньер, Ван Дейк, Иванов, Брюллов, Кипренский, Айвазовский... В. В. Тарновский-младший собрал и коллекцию казацких реликвий и шевченковских вещей (758 единиц). Среди раритетов - сабля Богдана Хмельницкого, личные вещи Ивана Мазепы, Семена Палия, Павла Полуботка, Кирилла Разумовского. Коллекция, оценивавшаяся современниками в несколько сотен тысяч рублей серебром, была завещана Черниговскому губернскому земству для создания музея, который сейчас действует в Чернигове.    Широко известные гостеприимство и хлебосольство владельцев имения, благодаря труду тысяч безымянных мужиков и баб Черниговщины, делали возможным и само существование этого «рая на земле». Живали гости там порой все лето, а иногда годами! Например, так поступал художник К. Маковский, оставивший картину «Помещица», где изображены престарелая мать Василия и один из старых слуг, бывший крепостной.  

 

  Алексей Волосков. «За чайным столом», 1851 год. Среди сидящих за столом: слева - хозяин поместья Г. С. Тарновский; облокотясь на спинку его кресла, стоит В. В. Тарновский, за столом - его жена Людмила Владимировна. Девушка в белом платье - Юлия Васильевна Тарновская, предмет горестного увлечения художника П. А. Федотова в последние годы его жизни  

* * *  

Тарновский-младший, не совладавший с большими тратами, вынужден был на рубеже ХХ века продать имение «сахарному королю» П. Харитоненко. Поместье в качестве приданого отошло к старшей дочери этого известного южнорусского промышленника, мецената и коллекционера, Елене (не забудем и про дивную Натальевку под Харьковом для другой дочери Харитоненко). Говорят, что в день свадьбы аллею от дворца до усадебной церкви богач приказал посыпать сахаром, чтобы молодоженам «жизнь была сладкой». Именно при Харитоненко усадьба была электрифицирована и телефонизирована.  В 1915 году Качановку посетили М. Добужинский и К. Петров-Водкин. Последний писал жене: «Дубы, тополи, каштаны, белки, прыгающие с ветки на ветку, пруды с аистами, лебедями и лебедятами. А в центре всего замок на 76 комнат, переполненный редкостной мебелью и произведениями искусства».  

 

    Качановка. Пейзаж  

Советская власть разместила здесь детскую коммуну имени Воровского. И беспризорники уничтожили все, что могли (парковые скульптуры, церковное убранство, уникальный зимний сад и многое другое). Позже Министерство охраны здоровья устраивало тут военный госпиталь, неврологический курорт для колхозников, туберкулезный санаторий. В «Романтических руинах» была устроена хлебопекарня.   Государственным историко-культурным заповедником усадьба и парк стали с 1981 года. Сегодня музей-усадьба занимает 560 гектаров (100 из них - водоемы). В парковом массиве насчитывается 50 пород деревьев и 30 видов кустовых. Это и хвойные породы, акклиматизированные в лесостепи, - ель, сосна кедровая, сосна Веймутова, морина, ялик сибирский, кипарис орехоплодный. Есть и экзотические породы - бархат амурский, лох узколистый, птелея, катальпа.   Нынешняя Качановка - тоже не без подвижников. Новый директор В. Буренко утверждает: «Здесь и пуп мой зарыт». Теперь тут бывает больше 40 000 посетителей в год. С 2004 года ежегодно проводится на государственном уровне литературно-художественный праздник «Качановское музы» с целью возрождения заповедной усадьбы как своеобразного культурно-художественного центра. 

 «Меня манила ты и роскошью садов, 
И ласковой душой хозяев-хлебосолов, 
Я счастлив был среди твоих холмов и долов 
В тени столетних лип, каштанов и дубов...»
 

Так  писал в XIX веке о Качановке В. Юрьев.   И хотя нет-нет да и вспомнится при прогулке здесь парк Потоцкого в Софиевке (Умань, Черкасской области), но все же подобного места на Украине нет. Качановский национальный историко-культурный заповедник - единственный в стране ансамбль, сохранившийся во всем его объеме.

http://odnarodyna.com.ua/topics/11/457.html




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме