Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Конкурс имени Чайковского: музыка как судьба

Лидия  Сычева, Российская Федерация сегодня

15.07.2011


Лидия Сычева. Конкурс имени Чайковского: музыка как судьба
                      
Лауреат конкурса Нарех Ахназарян (Армения) принимает поздравления
ФОТО ИГОРЯ САМОХВАЛОВА, «РФ СЕГОДНЯ»

Главным музыкальным событием советской оттепели стал Первый Международный конкурс пианистов и скрипачей им. П.И. Чайковского, состоявшийся в Москве в марте-апреле 1958 года. Американский пианист Ван Клиберн ("Ваня", как его называли русские поклонницы) стал любимцем публики. Его засыпали цветами, а одна восторженная почитательница даже подарила ему балалайку - на память о России.

Этим летом Ван Клиберн снова приехал в Москву - теперь уже в качестве почетного председателя жюри XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Овациями встретили музыканта в обновленном (после ремонта и реставрации) Большом зале Московской консерватории. Прославленный пианист не остался в долгу: «Почти два столетия русская музыкальная культура блещет именами выдающихся композиторов и исполнителей. То, что за эти двести лет из России вышли музыканты, которых знают и любят во всем мире, это просто невероятно! До конца жизни я буду любить Россию!»

Конкурс Чайковского долгое время был одним из наиболее масштабных и значимых в мире музыкальных событий, своего рода «олимпиадой», во многом определявшей вектор развития исполнительского искусства. «То, о чем мечтал Сталин, - распространить влияние нашей страны на весь мир - удалось музыкантам, - говорил пианист Владимир Крайнев, победитель IV конкурса. - В Америке ли, в Азии ли, лучшие педагоги - выходцы из России или их ученики. Весь мир заполнила русско-советская исполнительская школа». Да, это исторический факт - в «тоталитарном» СССР, особенно во времена «застоя», музы были под надежным покровительством государства, а таланты получали возможность самореализации. Правда, и спрашивали с них строго. Скрипач Владимир Спиваков (IV конкурс, вторая премия) вспоминает: «Нас, помню, так накачивали, что у всех колени дрожали: государство потратило огромные деньги, вы обязаны получить первую, в крайнем случае вторую премию!»
Это только кажется, что классическая музыка вне идеологии - после распада СССР конкурс им. Чайковского стал стремительно терять свой авторитет. Страна, «потерявшая лицо», торопливо отвергала прежние ценности - не только мировоззренческие, но и культурные. Профессия музыканта уже не в почете. В самом деле, годы и годы кропотливого, адского труда, и все для чего?! Аудитория, посещающая консерватории, музеи и театры, являет миру цивилизованный и культурный вид страны. Но обнищавшей и маргинализованной трудовой интеллигенции в годы перемен было не до классической музыки, а новорусские богачи в массе своей - вовсе не выпускники музыкальных школ. Конкурс им. Чайковского в пору дележки общенародной собственности оказался на периферии государственных забот, и тотчас вокруг него стали вспыхивать коррупционные скандалы. Подозрения в необъективности судейства привели к тому, что талантливые исполнители все чаще стали выбирать другие музыкальные состязания.

Потерять доброе имя - легко. А вернуть?! За дело взялся Валерий Гергиев. Задача - поднять престиж конкурса - казалась практически нерешаемой, да это и невозможно сделать за короткое время. Знаменитый дирижер принял «жесткие управленческие решения»:

а) для объективности судейства пригласил в жюри звезд исполнительского искусства;

б) поднял значимость призов - победители конкурса получат ангажемент на ближайшие три года, они выступят вместе с ведущими музыкальными коллективами мира - Лондонским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром имени Верди, оркестром Мариинского театра и др.;

в) пригласил нового генерального менеджера конкурса американца Ричарда Родзинского («потому что наши все разворуют», - грустно комментировали в консерваторских кулуарах это решение журналисты);

г) одобрил принципиально иную систему голосования жюри, где для выведения окончательного результата применяется математическая формула.

Еще одно сенсационное нововведение: конкурс впервые проводился в двух городах - в Москве (здесь слушали пианистов и виолончелистов) и Санкт-Петербурге (в городе на Неве состязались скрипачи и вокалисты). Кроме того, миллионы любителей музыки следили за выступлениями своих любимых исполнителей по Интернету - были организованы прямые трансляции всех выступлений и репетиций. Правда, не обходилось без технических сбоев, но и сейчас у «болельщиков» есть возможность познакомиться с архивом записей, выложенных на официальном сайте конкурса.

На открытии «музыкального ристалища» свое приветствие огласил Владимир Путин: Правительство России и Минкультуры - учредители конкурса. Так, с державного благословения, Государственного гимна и нескольких концертных номеров в исполнении лауреатов прошлых лет начался этот феерический музыкальный марафон, длившийся почти три недели. А завершился конкурс не только награждением победителей и гала-концертами в Москве и Санкт-Петербурге, но и письмом к ... Владимиру Путину. Это послание в Интернете составили представители музыкальной общественности, разочарованные решением жюри в конкурсе пианистов. Впрочем, право Даниила Трифонова на первую премию и золотую медаль в письме не оспаривается - молодой музыкант заслуженно получил свою награду.

Трифонов родился в Нижнем Новгороде, родители его живут в Подмосковье, а сам он фактически американец - большую часть времени Даниил проводит в Кливленде, где учится в Институте музыки в классе Сергея Бабаяна. Две трети наших выдающихся педагогов после развала СССР покинули страну и теперь «поднимают культуру» в США, Великобритании, Германии, Италии, Испании - везде, только не дома. Обеднение громадное - вслед за педагогами тянутся и талантливые ученики. Музыкальное образование в России находится в плачевном состоянии - и это, увы, свершившийся факт. Вот и прославленный скрипач Виктор Третьяков (III конкурс, первая премия) ныне - профессор Кельнской высшей школы музыки. Он утверждает, что «русская скрипичная школа лучшая, но она уже не в России». Ему вторит профессор Венской консерватории Борис Кушнир: «То, что все меньше и меньше появляется исполнителей мирового класса из России - прямой результат разрушения системы образования. И общий уровень конкурса им. Чайковского по сравнению с советскими временами очень изменился».

Зато выдающихся успехов на музыкальном поприще добиваются представители Южной Кореи. На XIV конкурсе им. Чайковского они завоевали пять призовых мест! Ничего удивительного в этом нет - в Корее, Японии, Китае уделяют огромное внимание классическому искусству. Знать и любить музыку там почетно и престижно. В том числе и в денежном выражении. Преподаватель музыки из Омска рассказывает в Интернете о своей жизни в Корее, где она работает по контракту, обучая юных пианистов. За год она заработала на квартиру, за второй - на рояль, за третий - на автомобиль: «Теперь могу и домой возвращаться!». В родном городе ее зарплата на двух работах (в вузе и колледже вместе) составляла 11 тысяч рублей...

Что ж, подведем некоторые итоги. Несмотря на все усилия Валерия Гергиева и его команды, наш главный музыкальный турнир пока далек от своей славы 50-летней давности. Разрушения, произведенные в ценностной ориентации общества, невозможно устранить так же быстро, как отремонтировать Большой зал консерватории. Вот почему к нам пока не спешат ехать восходящие звезды из Европы - особая аура «загадочной России», где жил и творил Петр Чайковский, кажется навсегда утраченной... Потому европейцы предпочитают музыкальные конкурсы с более надежной репутацией. Но первые шаги - к открытости, к прозрачности работы - оргкомитетом сделаны.

Настоящая проблема конкурса им. Чайковского, конечно, в другом: нужны ли России сегодня таланты и «профи»? Звезды исполнительского искусства, выдающиеся педагоги, одаренные дети? В советское время ответ на этот вопрос был однозначным - «да». Что касается дня сегодняшнего, то здесь мы можем видеть гигантский разрыв между официальными декларациями и реальным положением дел. И потому громадным утешением стала игра на конкурсе молодых исполнителей. Они верят в красоту и в победительную силу правды, и потому за этими вдохновенными тружениками - будущее... В добрый путь, лауреаты XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского!

http://www.russia-today.ru/kultura-journal/2725-lidiya-sycheva-konkurs-imeni-chajkovskogo-muzyka-kak-sudba.html




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме