Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«...Чувствую мощь!» Интернет как новое измерение в околоцерковном пространстве

Иеромонах  Макарий  (Маркиш), Православие.Ru

08.07.2011


Интервью с иеромонахом Макарием (Маркишем) …

«За прошедшие десять лет мы убедились, что многие былые страхи относительно сетевых технологий казались действительно оправданны. Для части наших сограждан Интернет стал способом бегства т реальной жизни в иллюзорный мир, средством удовлетворения низменных потребностей пространством для совершения высокотехнологичных преступлений.
Но равным образом мы убедились и в том, что в умелых и ответственных руках Интернет может быть никальным инструментом донесения до человека церковной проповеди, посредником в живом бщении с ближним, находящимся вдали, проводником к богослужебной жизни Церкви».

(Из обращения Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании 2010 г.)

 

______________________

 
Когда Интернет стал доступным широким слоям населения и начал увереннее входить в самые разные сферы жизни, многие верующие даже не задумывались о том, какое влияние окажет глобальная сеть на религию. Отдельные исследователи, впрочем, предупреждали, что необычайная свобода и безответственность позволят публиковать в сети провокационную информацию, вбрасывать ложные сообщения, разжигать внутрицерковные конфликты и подвергать сомнению авторитеты. Признаться, читая православные форумы и блоги, приходишь к мнению, что высказанные 10 лет назад опасения подтвердились. Даже один человек может «заговорить» поднятую тему, свести на нет интереснейшую дискуссию, попутно унизив ее участников. О причинах такого поведения и путях разрешения проблемы корреспондент украинской газеты "Одигитрия" беседует с известным миссионером иеромонахом Макарием (Маркишем).

* * *

 - Отец Макарий, когда Патриарх благословил осваивать Интернет, речь шла о проповеди, удобном средстве общения с паствой, миссионерстве. Но сегодня в глобальной сети наблюдаются антицерковные настроения. Почему так происходит?

- Потому что антицерковные (точнее, безбожные) настроения наблюдаются на планете Земля непрерывно с момента начала 3-ей главы книги Бытия - или столь же удаленной точки на оси времени в любой другой хронологии.

Интернет же вошел в нашу жизнь лишь совсем недавно, причем куда более весомо и грубо, и, главное, куда более стремительно, чем известный «водопровод, сработанный еще рабами Рима». И по мере вхождения в нем начали сказываться все те же до боли знакомые качества человеческой природы, которые издревле терзают нас, и ради победы над которыми Бог пришел на землю.

Если бросить взгляд в прошлое, мы увидим, что практически любое техническое достижение начинает служить врагу человеческого рода едва ли не быстрее, чем человеку. И компьютер ничуть не исключение. Вспоминаю пионера электронно-вычислительной техники в СССР, академика А.П. Ершова: сколько замечательных предсказаний сделал он о будущем компьютерных сетей, но даже ему не пришло в голову, что недосягаемым лидером интернет-коммерции станет порнография. О чем речь?...

- Но есть ведь и православный Интернет, и там тоже далеко не все гладко... С наглым невежеством судят о важных церковных делах, поливают грязью всех подряд, вплоть до Патриарха, - и всё это в среде людей, которые называют себя верующими.

- Вся соль в том, что «границы разделов» в Интернете очень размыты, и это его объективное свойство. Вот, к примеру, православная газета: в нее никогда, ни при каких условиях, не попадет, скажем, материал из математического журнала или руководства по зоотехнике, - не говоря уж о похабщине и безбожии. Есть, конечно, такие строго ограниченные ресурсы и в сети, прежде всего, основные церковные и епархиальные сайты, но ими православный Интернет отнюдь не исчерпывается!

Стоит только открыть на сайте свободный доступ для комментариев, обмена мнениями, обсуждения и т.п. - что и привлекает сегодня массы досужей публики, - как будьте уверены: эта зона быстро превратится в помойку. Причем не думайте, что все, или хотя бы значительное число участников в этом повинны: достаточно лишь нескольких анонимных «активистов», которые производят неслыханный объем агрессивного вздора в единицу времени, неустанно воспроизводя хорошо знакомую нам атмосферу интернет-дискуссии: собаки брешут, ветер носит...

Это несчастные люди, полное подобие наркоманов, пьяниц и игроков в рулетку. Они живут в игрушечном, «пластмассовом» мире (plastic universe - старинное английское выражение), который сами же для себя выстраивают, проводя месяцы и годы за компьютером. И если известная Моська при всём своём ничтожестве имела хоть какой-то рациональный мотив («Пускай же говорят собаки: Ай, Моська! Знать, она сильна...»), то у них и этого нет: лишь извращенная психика получает «подпитку» за счет выплеснутой злобы и бессовестной лжи.

Есть об этом превосходная сатирическая сценка: бьет в самую точку. На приеме у психотерапевта:

- Комменты пишете?

- Пишу!

- Сколько в день?

- Три тысячи.

- И что при этом чувствуете?

- Власть, могущество чувствую!..

- Примеры, примеры, подробнее!

- Ну, допустим, снял Бондарчук фильм, сорок миллионов потратил, семьсот профессионалов с ними работало. А я сел и написал: «Обитаемый Остров - полное ... ». И всё! Мощь чувствую! Власть чувствую!

Когда говорят о «верующих» людях, которые упражняются в подзаборной лексике и риторике (заборы служили им излюбленным форумом в докомпьютерную эру), остается только вспомнить слова Апостола: «Бесы веруют и трепещут». Полезной иллюстрацией их «верований» служит характерная реплика:

- Сукин сын!! Я гораздо лучший христианин, чем ты!

Знакомо, не правда ли? Даром, что перевод с английского, и дошло до нас еще из прошлого века (когда массовое общение в Интернете сводилось к т. наз. группам Usenet).

- В чем причина такого явления? Ведь в реальной жизни иерархичность отношений учитывается, субординация сохраняется, этические нормы не нарушаются.

- Во-первых (и, вероятно, в главных) нарушаются и в реальной жизни: лже-епископ Диомид и кучка подобных ему оборотней в рясах, к сожалению, существуют в действительности, и наивные души, гибнущие от яда их лжи, тоже вполне настоящие. То же самое происходит и в других Поместных Церквах: я сам был свидетелем ужасающих последствий «Бостонского раскола» в 80-х годах прошлого века. Так что Интернет работает здесь лишь как усилитель сигнала; генератором же служит грех в человеческом сердце.

И если продолжить аналогию с техникой, усилитель этот весьма широкополосный! Компьютер усиливает все человеческие способности, в том числе и множество самых разных грехов, от примитивной мизантропии (злобы и ненависти к людям и всему, что есть доброго в мире), от невежества, несдержанности, упрямства, занудства, до тонкой, трудно уловимой гордыни утончённых интеллигентов... Анонимность при этом становится универсальным прикрытием любого зла.

Надо добавить сюда и постыдную коммерцию: если в Интернете извлекают доход, просто-напросто щелкая по рекламе нижнего белья и туалетной бумаги, то политтехнологи и социальные инженеры не поскупятся на оплату дружного хора интернет-мосек, когда им нужно облаять что-то важное и ценное для нас с вами... Я даже провел по этому поводу небольшой эксперимент у себя в «Живом Журнале» (см. там заметку «Русофобия на правах рекламы»).

- Если Интернет выявляет и усиливает такой широкий спектр человеческих грехов и слабостей, то почему именно Церковь бьет тревогу? Ведь негативные явления, связанные с Интернетом, известны всем, но мало кто относится к ним столь серьезно...

- Понять это несложно. Кроме Церкви (и семьи - «малой церкви») нет на земле ничего, что жило бы законом любви. Всё прочее, что мы видим в человеческом обществе - государство, хозяйство, наука - живут законами целесообразности, эффективности, справедливости и т.п.; и когда эти законы нарушаются, последствия далеко не столь губительны, как от пороков, которые множатся в околоцерковной среде, в частности за счет Интернета. И, конечно же, семья страдает от подобных пороков в не меньшей мере: это, к счастью, в последние годы начали понимать практически все цивилизованные люди.

- Не лучше ли тогда вовсе отключиться от общения в Интернете, как предлагают некоторые?

- С тем же успехом и на тех же основаниях можно было бы отключиться и от телефона, и от книг: ведь сколько всякой мерзости говорят и печатают!... Православные люди, духовенство и миряне, вполне могут общаться друг с другом в Интернете посредством электронной почты или закрытых групп, и тогда их «электронное» общение ничем не отличается от любого другого. Но когда такое общение выносят в «неогороженное пространство», открывают его для бесконтрольного доступа анонимных участников, результат в конечном итоге бывает именно таким, как сказано выше.

- Может, беда и в доступности информации? Ведь получив ее частично, кто-то начинает думать, что получил всё, хотя рассмотрел лишь макушку айсберга. Отсюда и поспешные, поверхностные суждения, раздоры из-за недоразумений...

- Нет, беда не в этом. Беда в прорастании липы. Я ценю это благородное древо, но его имя созвучно с печальным знамением нашего времени: с утратой любви к истине за счет растущей любви к себе. Люди ищут что-нибудь веселенькое, интересненькое, развлекающее, щекочущее нервы, льстящее злорадству и самолюбию, - липу вместо истины. Отсюда - липовый («пластмассовый») мир, где нет разницы между компьютерными играми и реальностью.

- Появляющиеся в сети открытые письма, обращения анонимной «православной общественности», в которых звучит критика священников и иерархов - как относиться к такой практике?

- На это невозможно ответить в сжатом виде... Есть разные обстоятельства, разные объекты и формы критики. Чего в итоге больше - пользы или вреда - выясняется только на деле, причем чаще всего в динамике: раскрытие внутрицерковных проблем бывает вынужденным, когда других путей больше нет, когда мы, духовенство, не принимаем должных мер к их внутрицерковному разрешению. Анонимные же «обращения» раскрывают лишь одно: безумие их авторов.

При серьезных конфликтах дело решают не письма и обращения, а церковные суды: в последние годы они набирают силу, и можно быть уверенными, что правовой нигилизм истребится в церковной среде так же, как и в гражданской.

- Что можно сделать в сложившейся ситуации? Как защитить верующих от лживой, провокационной информации?

- Точно так же, как разумные родители защищают детей от простуды: не кутать их, не прятать от каждого сквозняка, а укреплять здоровье, развивать иммунитет, закаливать организм. В нашем случае это означает активизацию епархиальных и общецерковных СМИ, печатных и электронных, оперативную реакцию Церкви на возникающие вопросы и трудности, донесение до каждого гражданина живого слова Архиереев и Патриарха. И, конечно же, просвещение, развитие навыков работы в Интернете, содействие людям в усилиях отличить пшеницу от плевелов. Насколько мне известно, Синодальный Информационный отдел разворачивает работу в этом направлении.

Если же кто-либо из носящих священный сан будет упорствовать в распространении такой информации - пускай пеняет на себя. Не хочу называть имени одного «популярного священника-блоггера» (вы легко его найдете по сводкам заседаний Общецерковного суда): блоггерства его никто не лишает, но священства своего он лишился. Другие на очереди.

Последнее время общие усилия по защите Интернета возникают в самых разных сферах, причем результаты весьма обнадеживающие. К примеру, сотрудники российской полиции задержали преступника-педофила благодаря помощи со стороны Лиги безопасного Интернета, созданной общественностью для борьбы с половыми извращенцами во Всемирной сети.

- Но Интернет, видимо, навсегда останется зоной бесконтрольного самовыражения...

- Что ж, в свободных странах наш язык, перо и печатный пресс тоже никто не контролирует, кроме нашей совести, - однако это нимало не приближает нас с вами к матерщинникам и порнографистам. Надо просто немного потрудиться, чтобы четче провести упомянутые выше «границы разделов».

Недавно, например, протоиерей Всеволод Чаплин призвал выделить в Интернете зону общения, которая была бы доступна только для тех, кто входит в сеть под своим настоящим именем. Интернет позволяет это, причем сравнительно просто: уже сегодня для некоторых денежных расчетов в сети необходимо удостоверить свою личность. Когда эта технология распространится и упростится, можно быть уверенными, что православный верующий, как и любой уважающий себя человек, будет пользоваться только ею; другая же зона, с анонимными персонажами, останется для «бесконтрольного самовыражения» - как некогда стены кабинок в общественных уборных.

- А как же церковная миссия? Не пострадает ли она, если православные отступят в отдельную зону? Может, для участия в дискуссиях с агрессивными анонимами лучше создавать «группы оперативного информационного реагирования», как предлагает протодиакон Андрей Кураев?

- Так ведь и в тех самых кабинках мы тоже миссию не затеваем и по этому поводу ничуть не печалимся... Одно и то же свойство - адаптивность, гибкость, «самоуправляемость» (не столько в техническом, сколько в социальном смысле) порождает как пороки Интернета, так и его неоспоримые достоинства. Никто не мог предвидеть волну богомерзкой похабщины, которая зальет наши компьютеры - но никто ведь и не предвидел Лигу безопасного Интернета! Рекламу в сети, конечно, можно было предвидеть - но кто бы подумал, каким спросом будут пользоваться средства блокировки этой рекламы...

То же самое и с анонимностью, и разделением Интернета на зоны: увидим, как пойдут дела. Сегодня уже гораздо трезвее, чем вчера, оценивают читатели скандальный лай по любому серьезному поводу (о чем я писал в упомянутой заметке «Русофобия на правах рекламы»); можно надеяться, что завтра нормальные люди будут воспринимать его так, как он заслуживает, и «бесконтрольное самовыражение» в Интернете разделит компанию с порнографией.

Предложение о. Андрея Кураева направлено против возникновения «православных гетто», и в этом он, конечно, прав. Знаю, что уже сегодня по его призыву в сети действуют многие добровольцы: помоги им Господь. Но я полагаю лучшим, и сам, как могу, добиваюсь того, чтобы направить в «гетто» всех анонимных мосек: пускай там лают хоть до потери пульса и ощущают свою мощь...

- Римский судья Кассий, рассматривая дело, обычно задавал вопрос «Кому выгодно»? Как бы Вы ответили на него в контексте затронутой темы?

- Добрые результаты - людям. Злые - дьяволу.


http://www.pravoslavie.ru/guest/47476.htm



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме