Как пишет греческая газета «Демократия», роль архиерея на окраине страны чрезвычайно сложна. Ему необходимо сочетать духовную деятельность с защитой национальных интересов. Митрополит Александропольский, Траянопольский и Самофракийский Анфим, прекрасно разбираясь в частных проблемах этого пограничного региона, откуда и сам родом, полностью отвечает этой трудной миссии.
Пятидесятилетний иерарх принял нас в Анфимовском церковно-культурном центре Александрополя и дал газете «Демократия» интервью, в ходе которого он открыто рассуждал о горячих темах.
* * *
- Ваше
Высокопреосвященство, вы окормляете пограничную и
крайне чувствительную епархию. Что это
означаетив чем
заключается роль Церкви?
- Задачи клира в этом пограничном регионе нашей страны не могут не быть разносторонними. Но на первом месте, естественно, на нас лежит ответственность за духовное преуспеяние наших христиан.
Поэтому мы, священнослужители, с помощью активной богослужебной жизни, и особенно проповеди и исповеди, пытаемся поддержать дух и утешить наших верующих с их слабостями.
Далее, в зависимости от того, насколько позволяют наши финансовые возможности, мы пытаемся оказывать помощь в решении как каждодневных, так и чрезвычайных жизненных проблем наших ближних. Как вы понимаете, эта наша деятельность не сводится к помощи лишь христианскому населению.
- Здесь призваны сосуществовать православные и мусульмане. На каком уровне сегодня находятся эти отношения?
- На значительно лучшем уровне, чем это было в прошлом. Однако с обеих сторон должны предприниматься и другие шаги.
С одной стороны, общество не должно терпеть проявлений дискриминации по отношении к меньшинству, но и меньшинство не должно допускать, чтобы его эксплуатировали и использовали в своих целях, кто бы то ни было.
Эти отношения, как вы их назвали, являются результатом демократических завоеваний. Но необходима борьба, неусыпный надзор со стороны государства и подъем образовательного уровня меньшинства.
- Говорят, что некоторые круги, как например консульство Турции, используют мусульманское меньшинство для обслуживания собственных интересов...
- Для констатации данного факта не нужно прилагать особых усилий. Турецкое консульство предпринимает политические шаги, не ограничиваясь исключительно консульскими полномочиями.
Оно использует тактику террора по отношению к мусульманским общинам. Кроме того, гражданские «панихиды» Ахмета Садика (в то время, мы знаем, что исламская религия не предусматривает панихид), представительные и громкие визиты политиков из соседней страны (называющих мусульман турками, и Турцию - матерью родиной), а также терпимость в отношении судебного закона Шариата (соблазн и упрек судебной власти нашей европейской страны) составляют тактику использования меньшинства при преступном безразличии нашего государства.
- Насколько оправдывает беспокойство вашей паствы вся сегодняшняя атмосфера?
- Проблема у нашей родины одна и только одна - демографическая! Из нее вытекают и ксенофобия, и экономический кризис и безработица.
Фракия является водяными часами, термометром, компасом курса, которым идет Греция. Афины даже не в состоянии разглядеть этот разрушительный курс. Однако во Фракии, он видится явственно.
Мы видим это и вопием. Если не будут приняты решительные меры (которые мы предлагали), беспокойство фракийского христианского мира приведет к негодованию, к дестабилизации обстановки и подвешенному состоянию в регионе, и более широко, во всей стране.
- Вы лично выразили обеспокоенность новой волной миграции православных. Как это можно предотвратить?
- Многолетняя безработица в нашем регионе является бичом, как для мусульманского, так и для христианского населения.
Однако мусульмане используют природное богатство нашей страны. В противоположность обуржуазившимся христианам, которых безработица толкает к миграции в Афины, Фессалоники и за рубеж.
- Решения принимаются в столице людьми, которые зачастую незнакомы с особенностями вашего региона. Чтобы вы могли порекомендовать центральным властям?
- Когда к нам приезжают политики и чиновники из столицы, мы знакомим их с ситуацией, предлагаем свой взгляд и просим институционного вмешательства.
Когда, нам отвечают, что подобные проблемы, испытывает, например, Эвритания, тогда мы понимаем, насколько далеки они и несведущи в особенностях нашего региона.
Повторюсь еще яснее. Фракия должна оставаться моделью европейского культурного сосуществования.
Но если же она породит несоразмерные культурные, национальные проблемы или проблемы развития, тогда не только наша страна, но и вся Европа войдет в полосу невиданных жестких перипетий.
Маленькое, пусть и едва заметное землетрясение духовных устоев Фракии, породит цунами во всей сейсмогенной в культурном отношении Европе.
Перевел с греческого Анатолий Чуряков