Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В древней Густыне, близ Прилук

Ангелина  Демьянок, Одна Родина

04.07.2011

Удивительное по красоте и духовной освещенности (и, конечно, освященности) место - черниговское село Густыня!

Все источники сообщают, что ровно в 1600 году иеросхимонах Иоасаф с двумя иноками установил на Густынском полуострове реки Удай крест в знак основания обители. Иоасаф, подвизавшийся и на Святой Афонской горе, и в Киево-Печерском (он станет Лаврой лишь в 1688 году) и в Межигорском монастырях, выбрал уединенное, покойное и красивое место. Вроде бы духовно и ревностно состязаясь со своим собратом, иноком Афанасием. Поднялась тут деревянная церковь в честь Пресвятой Живоначальной Троицы, появились иноки, Иоасаф был избран настоятелем возникшей обители. Михаил Корыбуд Вишневецкий (помните из малороссийской истории термин «Вишневеччина»?) выдал монастырю грамоту на владение Густыней и окружающими угодьями - по ходатайству Лубенских князей, бывших управляющими имений Вишневецких, Симеона Лыко, Симеона Свяцкого, и других влиятельных персон. По смерти М. Вишневецкого (1615 год) грамота была подтверждена его супругой, Раиной (Ириной) Могилянской, происходившей из фамилии Молдавских господарей Могил, из которой был и знаменитый митрополит Киевский Петр Могила.

Обитель быстро прославилась и заняла значительное место в православном мире: уже в 1621 году ее посетил Патриарх Иерусалимский Феофан, а в 1654 году Патриарх Антиохийский Макарий. В наши дни среди широкой публики она как бы не очень известна, в отличие от тех монастырей, что расположены в крупных городах, которые на слуху. Однако те, кому нужно и важно, о ней осведомлены хорошо. Несомненно, годы безбожия и притеснения нашей Церкви сделали свое дело, уничтожив или полуразрушив немало святынь Отечества. Однако, как мы видим на современных фото, сегодня, слава Богу, жизнь, в том числе и в Густынской пустыни, налаживается. Лепые храмы высятся над изгибом Удая и радуют глаз путников.

 

 Густынский Свято-Троицкий монастырь вид с реки Удай

Монастырь в 1639 году посетил Киевский митрополит Петр Могила, который и помог возродить обитель, к тому моменту уничтоженную пожаром.

В Густыне подвизался инок Димитрий, впоследствии прославленный митрополит святитель Димитрий Ростовский, получивший здесь сан иеромонаха от архиепископа Черниговского Лазаря Барановича 23 мая 1675 года, в день освящения архиепископом новой каменной пятикупольной Троицкой церкви, отстроенной на собственные средства гетманом Иваном Самойловичем после второго сильного пожара, случившегося в обители 1671 году.

Эту церковь мы видим восстановленную, к счастью, и сегодня - как совершенный образец южнорусского барокко. При входе в нее впоследствии можно было увидеть большие фрески с изображениями благодетелей - М. Вишневецкого и И. Самойловича, а на хорах - портрет представителя рода Горленко, среди нескольких поколений которого были и прилукские полковники, и наказной гетман, и епископ белгородский Иоасаф (прославленный как святитель позднее, в 1911 году), и культуролог, критик Василий Горленко.

В подземельях храма располагались склепы (недавно восстановлены, хотя прах погребенных здесь был осквернен и утрачен после 1917 года) - семейные усыпальницы Горленко и Маркевичей (наиболее известный из них - Николай Маркевич, украинский историк, автор 5-томной «Истории Малороссии»).

До конца ХVIII века Густынский монастырь слыл «второй Лаврой». Немаловажно для ревнителей малороссийской истории будет узнать, что в Густыне летом 1845 года Т. Шевченко сделал три акварели для своего альбома «Живописная Украина», побывав в тогдашней Полтавской губернии как художник, член археографической комиссии. За несколько месяцев до его визита в монастыре был похоронен князь Николай Григорьевич Репнин, в яготинском имении которого поэт отдыхал прежде не раз.

 

 

Т.Г.Шевченко, В Густыне. Церковь Петра и Павла, акварель 1845 год

Повесть Т. Шевченко «Музыкант», написанная - на русском языке (!) - в ссылке по воспоминаниям о странствиях по Украине в 1843-1845 годах, начинается такими словами: «Если вы, благосклонный читатель, любитель отечественной старины, то, проезжая город Прилуки, Полтавской губернии, советую вам остановиться на сутки в этом городе, а если это случится не осенью и не зимою, то можно остаться и на двое суток. И, во-первых, познакомиться с отцом протоиереем Илиею Бодянским, а во-вторых, посетите с ним же, отцом Илиею, полуразрушенный монастырь Густыню, по ту сторону реки Удай, верстах в трех от г. Прилуки. Могу вас уверить, что раскаиваться не будете. Это настоящее Сен-Клерское аббатство...»

 

 

Т.Г.Шевченко. В Густыне. Трапезная церковь. Акварель, 1845 год

Одна из лип в саду монастырской ограды по сей день хранит на своем стволе чудесным образом запечатленное имя монаха Илии и час его кончины. В Свято-Никольской церкви восстановлена келья последнего затворника-старца Алексия, почившего в первой трети XX века и захороненного с южной стороны Свято-Троицкого собора.

* * *

Один из самых известных исторических малороссийских источников, «Густынскую летопись», который считают первым обобщающим произведением по истории Древней Руси, соединяющим светскую и агиографическую историю в единое целое, составил, как полагают, в основном церковный и культурный деятель Захария Копыстенский в середине 1620-х годов. Вторую редакцию, со своими дополнениями, сделал иеромонах Лосицкий. Это хроника исторических событий здешних земель - от древнейших времен до унии 1596 года. Авторы «кройніки» изложили в патриотическом духе рассказ о внутреннем положении Малороссии, происхождении казаков, набегах татар и турок, о политике соседних стран относительно Украины. «Кожному чоловікові читанє гісторії барзо потребно», - поучал летописец, излагая события и свои суждения на тогдашнем языке, близком к народному, который можно назвать в соответствии с эпохой малороссийско-польским суржиком.

 

 

Густыня. Вид с реки. Фото. ХІХ век

Густынская летопись рассказывает и о том, как некогда вблизи обители разорители, чинившие набеги, убили троих младенцев и бросили тела их в поле около монастыря. Убиенные, по летописи, лежали три дня и три ночи, и «ни зверь их не тронул, ни мороз не сковал»: тела их оставались мягкими, хотя стояли морозы и сыпал снег. Благочестивые христиане предали младенческие тела земле на территории монастыря. И вот при постройке Троицкой церкви некие три младенца явились игумену во сне и сказали, что молятся перед Всевышним о монастыре и братии. Один старец-инок тогда-то и пояснил сон игумена, рассказав о трех убиенных младенцах и указав место погребения. Когда гробы были открыты, тела мучеников оказались нетленными, их перезахоронили и над могилами невинных страдальцев воздвигли алтарь во имя Святой Троицы в воздвигающемся храме.

Густынскому монастырю некогда принадлежали земли Прилукского, Роменского и Путивльского уездов, относившихся тогда к Черниговской губернии. Монастырю принадлежало более трех тысяч десятин и свыше 3000 душ крестьян. Но благоденствие обители продолжалось только до учреждения штатов для монастырей. Густынская обитель была назначена к упразднению и в 1793 году закрыта.

* * *

Ансамбль построек монастыря принадлежит к выдающимся оборонительным сооружениям и памятникам культуры. Он состоит из мощной каменной ограды и ворот (первоначально 1614-1636 годов), Троицкого собора (1672-1674 годы), Воскресенской церкви (1636-1844 годы), Петропавловской церкви (1693-1708 годы), надвратной Николаевской церкви (1693 год) и корпуса настоятеля (1719 год).

Восстановлен монастырь и вновь получил самостоятельность в 1840 годы, благодаря заботам и хлопотам о том преосвященного Гедеона, архиепископа Полтавского, который ходатайствовал перед Святейшим Синодом о восстановлении обители и в 1841 году обратился ко всей своей пастве с архипастырским воззванием о посильном пожертвовании. Открытие монастыря последовало 15 мая 1844 года торжественно, в храмовый праздник Снятой Троицы.

 

 

Свято-Троицкий собор Густынской пустыни. 1672-1676 годы

Кроме главной Свято-Троицкой церкви, в которой пребывала с левой стороны иконостаса местная икона Богоматери, именуемая Густынскою, восстановлены были также другие храмы Густынской обители.

Пятиглавая Петро-Павловская церковь греческого стиля первый раз была восстановлена в 1854 году при настоятеле архимандрите Гермогене. В 1900 году при архимандрите Тихоне в ней был устроен еще один придел в честь свт. Димитрия Ростовского.

 

 

Церковь с престолом в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Густынский монастырь

В общем, примерно в этом виде обитель возрождается и в новейшее время.

Над церковью свт. Николая Чудотворца - каменная колокольня, а под нею - ворота, именуемые Никольскими. По преданию, колокольня была выстроена, также как и монастырская ограда и Петро-Павловская церковь, на средства полковника Димитрия Горленко. В 1853 году попечением настоятеля архимандрита Варсонофия церковь была перестроена и над нею воздвигнута огромная византийско-русского стиля колокольня с пирамидальным куполом по чертежу и указаниям архитектора академика Ефимова.

 

 

Никольские ворота Густынской обители

Трапезная одноглавая церковь с одним престолом, прежде Успенская, считают, построена гетманом Иваном Мазепой. В 1845 году по случаю погребения под нею в склепе бывшего генерал-губернатора Малороссийского, генерала от кавалерии князя Николая Григорьевича Репнина, оказывавшего существенное финансовое участие в восстановлении обители, освящена в честь Воскресения Христова. Под храмом устроена родовая усыпальница княжеской фамилии Репниных-Волконских. Вдова князя Варвара Алексеевна (внучка гетмана Кирилла Разумовского) позаботилась, чтобы храм украсил новый иконостас. Здесь же покоились до разорения и многочисленные потомки Репниных.

В марте 1924 года обитель была закрыта. Здесь разместили детскую коммуну для беспризорников, которая просуществовала до начала 1940-х годов. Безбожники рубили иконы на дрова, в том числе и ценнейший иконостас, которым восторгался в 1654 году архидиакон Павел Алепский. Доморощенные вандалы добрались и до склепов. Гроб с прахом князя был выброшен. Усыпальницу превратили в погреб.

 

 

Николай Григорьевич Репнин

И все-таки храмы монастыря были сохранены - в первую очередь, благодаря усилиям Николая Макаренко и других деятелей науки и культуры, в 1930-х годах противодействовавших в меру сил постановлению об уничтожении обители. Известно, что у Н. Макаренко был сын Орест, участвовавший в исследованиях Густыни, в 1927 году погибший на глазах отца и похороненный в родовом склепе князей Репниных под Воскресенской церковью. На трапезной Михайловского Златоверхого собора в Киеве несколько лет назад установили мемориальную доску в честь профессора Макаренко, который пытался спасти и Златоверхий собор (увы, как мы знаем, безуспешно).

С начала 1940-х годов и до 1991 года на территории монастыря действовал психоневрологический диспансер, с перерывом в 1943-1959 годах, когда по прошению монахинь закрывавшегося Ладынского Покровского монастыря Густынскую обитель сделали женской. В третий раз за свою историю монастырь был закрыт на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в 1959 году.

* * *

Четвертое возрождение произошло 17 декабря 1993 года. На праздник св. вмч. Варвары в Воскресенском храме был освящен престол и отслужена первая Божественная Литургия.

Правда, по воспоминаниям игуменьи Веры, чтобы добраться до иконостаса, вдоль всего храма положили мостик из дубовых досок - под ногами стояли лужи.

Игуменья Вера прибыла сюда поначалу одна. Как пишет В. Цвид, «на полную разруху - где в алтаре был устроен (прости, Господи) нужник, в просфорной - трупарня, еще не до конца освобожденная, а трапезная была изрыта смотровыми ямами для грузовиков. Нужно было немалое мужество, чтобы остаться тут. Но осталась. Одна. Начала с того, что наточила о бетонный фундамент топор, засунула его за монашеский пояс и отправилась в лес за дровами. Ежели не протопишь - а в храме вместо стекол стоят решетки, а вместо дверей висят больничные одеяла, - не переночуешь».

Начиная с той варваринской даты, обитель, ставшая женской иноческой обителью и теперь именуемая «Монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы Густынский», вновь действует и активно возрождается, руководимая игуменьей Верой, восстанавливаются храмы - те же, что привелось возводить архиепископу Гедеону в середине XIX века.

Матушка Вера

19 мая 2003 года настоятельница Густынского монастыря Игумения Вера была награждена орденом княгини Ольги ІІ степени. Орден был ей вручён Президентом Украины Л. Кучмой в Мариинском дворце Киева.

* * *

В обители пребывает чудотворная икона Густынской Божией Матери, которую называли также Ярмарковая, Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия».

Время явления этой иконы неизвестно, но в летописи Густынского монастыря имеется запись, что уже в 1670 году она была известна повсюду как прославленная чудесными знамениями. Ежегодно, когда на монастырской площади проводилась ярмарка, икону выносили из церкви, обходили с нею вокруг всей ярмарки и ставили в специально для этого устроенной часовне, в которой она и оставалась до конца ярмарочного торга. Отсюда и второе название Густынской иконы - «Ярмарковая». Сегодня возрождена и традиция выносить чудотворную на время ярмарки.

 

 

Густынская чудотворная икона Божией Матери

В новейшее время написана новая Густынская чудотворная икона Божией Матери.

400-летие со дня основания обители отмечалось 19 июня 2000 года в присутствии Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего митрополита Владимира.

Из века в век, из поколения в поколение несли люди в Густынскую обитель свои радости и горе, просили Бога здесь о помощи и благодарили Его за утешение.

http://odnarodyna.com.ua/topics/11/449.html




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме