Тоска по подвигу

0
170
Время на чтение 4 минуты

К тому воодушевлению, которое окружало пребывание Пояса Богородицы в России, я отношусь с огромным пиететом. И благодарностью Божьей Матери, что это имело место быть. Можно сколько угодно вытаскивать конкретные негативные эпизоды, прецеденты из рассказов тех, кто остался недоволен очередью. Но я думаю, что тут гораздо показательнее другое. Три миллиона человек в России приложились к Поясу Богородицы - эта цифра вряд ли что-то говорит о числе воцерковленных православных христиан, но говорит о том, что в душе наших современников жива искренняя тяга к святыне. Часто подспудная, часто бессознательная. И когда нам говорят о каком-то постхристианском обществе, о торжестве секуляризма, мы видим еще одно очень убедительное подтверждение, что это не так.

Душа народа - православная. Мы теперь это видим. Не в сухих социологических опросах, по поводу которых можно шутить и ёрничать, а в реальности. И такое подтверждение возникает не впервые. Вспомним, какой неожиданный резонанс вызвал в свое время фильм «Остров»! Это не боевик, это фильм, лишенных внешних эффектов, его первоначально предполагали показывать на малом экране... А посмотрели его миллионы людей.

Чуть раньше довольно долгое время самой живой и обсуждаемой в обществе темой был фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы». Мы видим, что люди тянутся к святыне, к миру, который выше мира, где дважды два - четыре, выше материальных и гражданских потребностей. И в людях живет тоска по подвигу.

Конечно, народ по-разному попадал к святыне. Были те, кто стояли сутки на морозе, были и те, кто брал детей у родственников, чтобы пройти вне очереди. Тем не менее, в душе каждого человека, воцерковленного или нет, живо понимание, что нечто нужно ради Бога в своей жизни делать. Если не регулярно, то хотя бы один раз, вот так: стать в единую очередь ради того, чтобы прикоснуться к поясу Пречистой Девы. Не пожалеть себя, не схитрить, хотя бы тут не пойти на какие-то компромиссы, а отказаться от себя. Это чего-то да стоит.

Простой пример: зайти в храм, приложиться к мощам и уйти - это одно. А отстоять службу и потом приложиться - другое. Сказать: «Господи, помилуй Васю, Петю, Машу» - это одно. А, скажем, читать молитву по соглашению, то есть по кафизме каждый день - это другое. Приехать на машине и приложиться к Великорецкой иконе Николая Чудотворца - это одно. А пройти многодневным крестным ходом, с рюкзаком за плечами, среди тысяч людей, то по жаре, то в проливной дождь, чтобы приложиться к той же святыне - это совсем иное.

Понимание, что надо от себя что-то оторвать, чем-то пожертвовать - именно это мы видели в очереди к поясу Богородицы. Вместе с тем мне кажется, что Пояс Богородицы оказался не просто поясом, а, как мне уже приходилось говорить, мечом обоюдоострым, по Евангельскому слову. Через пребывание его в России обнаружились помышления многих умов и сердец. Мне пришли на ум времена начала советской власти, когда люди, декларировавшие безбожие, не могли переносить вид креста на куполе храма или колокольный звон - он их «переворачивал». Причем это была иррациональная неприязнь. Вакханалия, «беснование» определенной части интернет-сообщества, мне кажется, того же рода: я бы даже без кавычек назвал это беснованием. Потому что себя реально обнаружила онтологическая сущность святыни, которая непереносима для людей, сознательно избравших другой закон жизни...

А другая часть общества? Что может сказать это событие самой Церкви? На мой взгляд, это и радость надежды и одновременно вызов. Церкви и людям, которые только начинают осознавать себя воцерковленными. Мы снова увидели противоречие между тем, что столь многие наши соотечественники тянутся к вере, и тем, что неизмеримо меньше людей живет церковной жизнью, людей, чье повседневное поведение определяется христианскими ценностями. Не на уровне некоего устремления в минуты воодушевления, а - постоянно.

Это то, о чем нам постоянно говорит Святейший Патриарх Кирилл, и что мы постоянно воспринимаем суховато, как формальное указание сверху. Нам ничего другого не остается, как этих людей просветить и призвать к церковной жизни. Это получалось очень по-разному в пред­ыдущие годы - я бы не сказал, что все было безоблачно. Но заниматься просвещением надо. Или сейчас мы это будем делать, в ближайшие годы, или останемся Церковью меньшинства...

...У меня была возможность послужить и помолиться вместе с прихожанами и другими священниками у Пояса Пресвятой Богородицы. Было необыкновенно хорошо. Вдруг, несмотря на какие-то непростые жизненные обстоятельства, там чувствовался действительно дар благодати Божьей, как глоток чистой воды. Что такое дар благодати? Когда ты становишься хоть насколько-то не таким, какой ты есть, а таким, каким ты должен быть, - лучше, чище. Это было напоминанием о том, что Дух Святой в Церкви дышит всегда, во все времена.

В самой очереди меня поразило чувство удивительного единства. При том, что в одном конце пели акафист, в другом конце - уже другой кусок этого же акафиста, где-то стояли и обнимались молодые парочки, кто-то курил в сторону Москвы-реки, иной раз какие-то маленькие трения возникали... но превалирующим было чувство единения. Это очень обнадеживающе! Ведь не только победой Гуса Хиддинка мы можем объединяться - не это же для нас будущее, а нечто более серьезное и существенное в жизни.

Это неделя, укрепившая надежду в ту Россию, в которую «можно только верить». Что-то еще, глядишь, мы в жизни нашего поколения увидим светлое.

Фото Александра Болмасова и "РИА Новости"

http://www.foma.ru/article/index.php?news=6499

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Максим Козлов
Все статьи Протоиерей Максим Козлов
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28