Григорий Сковорода в памяти и памятниках Отечества

22 ноября по ст. ст. исполняется 289 лет со дня рождения Григория Саввича Сковороды, знаменитого философа, своими оригинальными духовными и интеллектуальными исканиями прославившего на весь мир свое Отечество.

  Григорий Сковорода. Портрет работы неизвестного художника    

Это касается и Полтавщины, где мыслитель родился в 1722 г. в селе Чернухи (Лубенский полк, тогда это была территория Киевской губернии) в казацкой семье, и Киева, где он учился в Киево-Могилянской академии, и Львова, и даже далеких пределов - Польши, Венгрии, Австрии, где он учился и путешествовал (а по некоторым данным, побывал также в Италии и Германии), овладел несколькими языками, в том числе латынью, древнегреческим, древнееврейским и немецким.   Не искал ни жилища, ни пищи, В ссоре с кривдой и с миром не в мире, Самый косноязычный и нищий Изо всех государей Псалтыри.   Так написал в стихотворении «Григорий Сковорода» (1976) выдающийся русский поэт Арсений Тарковский, тоже уроженец Малороссии (город Елисаветград, ныне Кировоград).   Григорий Сковорода прославил Россию, Малороссию, но в первую очередь Слобожанщину, по которой много странствовал. Именно в Харькове десять лет Сковорода преподавал в Коллегиуме, несколько лет жил в поселке Бабаи и скончался в Пан-Ивановке (ныне Сковородиновке, Золочевского района) в ноябре 1794 года.   Вот кому воистину удалось соединить в себе, объединить Украйну - от востока до запада. Как подлинный мыслитель, он был всемирно отзывчив - к любому знанию, любой культуре. Это он оставил нам для размышлений такое суждение: «Благословен Господь, сделавший все трудное ненужным и все нужное - нетрудным!..»  

   Могила Г. С. Сковороды в нынешней Сковородиновке  

Память Сковороды бережно хранима на земле Украины, которую он исходил, кажется, вдоль и поперек.   Сохранился в селе Чернухи дом, в котором родился философ:  

  Дом Саввы Сковороды - малоземельного казака  

Там же сооружен и памятник выдающемуся земляку:  

   Памятник Г. Сковороде в Чернухах  

Помнят мыслителя и в тех местах, где завершился его земной путь. На Харьковщине, на хуторе Ивановка (теперь это - село Сковородиновка), в доме помещика Коваливского Григорий Сковорода часто проводил свое время. Там, где раньше он беседовал с друзьями, читал Библию и играл на пианино, сегодня - литературно-мемориальный музей, где представлена история жизни писателя, мыслителя и художника. Личных вещей Сковороды в музее немного: их и при жизни у писателя практически не было. Но среди экспонатов есть его часы и скрипка, подарок друга. Любимыми инструментами Сковороды были скрипка и сопилка, но Григорий Саввич играл в доме Коваливского и на фортепиано. К сожалению, этот инструмент не сохранился, однако в музее выставлен другой, не менее ценный экспонат: пианино, которое хранилось в семье харьковского городского головы Данилевского, и на котором в свое время играл Петр Чайковский.   

  Усадьба в Скородиновке. Теперь тут литературно-мемориальный музей Г. Сковороды  

Еще стоит старый дуб, под сенью которого любил отдыхать мыслитель:   

 

 

 

 

Свой вклад в увековечение памяти знаменитого земляка внес известный скульптор Иван Кавалеридзе (уроженец хутора Ладанский Сумской губернии), по матери малоросс. Прославившийся не только как режиссер кино и театра, драматург и сценарист, народный артист Украинской ССР (1969), «второй Довженко». Его рук дело - и знаменитый тевтоноподобный памятник большевику Артему, грозно высящийся над куполами древней Святогорской Свято-Успенской лавры, по его же проекту был создан памятник княгине Ольге в Киеве (не столь давно восстановленный возле Михайловского Златоверхого собора). Кавалеридзе отметился разными работами в Харькове - первой столице Советской Украины. В том числе по его проекту здесь был сооружен уже после смерти автора и памятник Григорию Сковороде, установленный в новое время близ Покровского монастыря с видом на Успенский.  

    Памятник Г. Сковороде в Харькове  

Григорий Саввич словно вышел с книгой из ворот Покровского монастыря, где преподавал в Коллегиуме в 1759-1769 годах, переведенном сюда из Белгорода. Не забудем упомянуть и о памятном знаке Сковороде, еще в советские времена установленном на территории Покровского монастыря, когда тут был размещен исторический музей:  

  Харьков. Памятный знак Г. Сковороде на территории Покровского монастыря  

Что до Кавалеризде, то им создан и киевский памятник (1977 год) философу на Контрактовой площади - внешне чем-то родственный харьковскому.  

  Памятник Г. Сковороде в Киеве  
А есть и такое соседство памятных досок в Киево-Могилянской академии, где работал Михайло Ломоносов и учился Григорий Сковорода.   

  Памятник странствующему философу и поэту Г. Сковороде работы И. Кавалеридзе установлен и в парке города Лохвица на Полтавщине, возле здания медицинского училища. Это, пожалуй, самый художественно яркий памятник Сковороде из нам известных  

   Так выглядел памятник Г.Сковороде в городе Лохвица при открытии, 22 декабря 1922 года  

Торжественное открытие было приурочено к 200-летию со дня рождения мыслителя, уроженца этих мест. И. Кавалеридзе работал с цементом - ему удалось создать полную иллюзию камня. К тому времени постамент хорошо гармонировал с окружающими сооружениями - музеем, библиотекой и городским театром. Общая высота памятника - 4,17 метров. Странник изображен с сумками и палкой во время передышки в пути.   Иван Кавалеридзе вспоминал об открытии памятника: «Люди заполнили всю площадь. У многих в руках были брошюры (очерк о жизненном пути философа написал местный культурно-образовательный деятель Г. Саливон [Тысяченко]), изданные по случаю праздника, открытки с фотографией памятника. После пения «Интернационала» и специально написанного для события «Сковородинского марша» председатель юбилейной комиссии Марченко сделал доклад о выполнении мероприятий по увековечению памяти Сковороды, о том, какое участие в них принимала широкая общественность. Были зачитаны телеграммы, пришедшие из Харькова от академика Д. Багалия, из Полтавы от Института народного образования, губернского музея, научного общества и от других институций».  

И. Кавалеридзе выбрал удачный вариант пластичной интерпретации образа философа, который навсегда полюбился народу. Во время Великой Отечественной войны здания лохвицких театра и библиотеки сгорели, а памятник Г. Сковороде был в значительной степени поврежден. К 250-летию со дня рождения великого земляка памятник в Лохвице был восстановлен в бронзе и торжественно открыт 29 ноября 1972 года. Автора в Лохвице не было, поскольку именно в это время он работал над киевским памятником Сковороде. Новое планирование памятника в окружающем пространстве осуществил киевский архитектор В. Майко.   А есть и такое памятное место, как «тропа Сковороды» у поселка Бабаи, расположенного к югу от Харькова. Поселок был основан в 1643 году помещиком Ф. Бабаем. Первоначально назывался Архангельское в честь храма Архангела Михаила. Именно здесь у бабаевского священника Я. Правицкого некоторое время жил Г. Сковорода, здесь он закончил писать свои знаменитые «Басни харьковские». В XIX веке усадьба в Бабаях принадлежала потомкам первого харьковского губернатора Е. Щербинина. Сохранился усадебный дом, в котором, по неподтвержденной документами легенде, останавливались А. Пушкин и Л. Толстой. Неподалеку в Бабаевском лесу расположен источник, названный в честь Сковороды.  

   В Бабаевском лесу расположен источник, названный в честь Г. Сковороды  

Вот цитата из предисловия к тем самым бабаевским писаниям Г. Сковороды 1774 года: «В  седьмом   десятке   нынешнего  века, отстав от  учительской   должности   и   уединяясь  в лежащих около Харькова  лесах, полях, садах, селах, деревнях  и  пчельниках, обучал я себя добродетели и поучался в Библии; притом, благопристойными игрушками забавляясь, написал полтора  десятка  басен, не имея с тобою знакомства. А сего года в селе Бабаях умножил оные до половины. Между тем, как писал прибавочные, казалось, будто ты всегда присутствуешь, одобряя мои мысли и вместе о них со мною причащаясь. Дарую ж тебе три десятка басен, тебе и подобным тебе».  

На снимке мы видим живописную полянку, находящуюся на полпути тропы, ведущей из Бабаев к сковородиновскому источнику. Эта полянка вдохновляла и известных харьковских стихотворцев новых времен, в частности Бориса Чичибабина (да и не только его).  

   Полянка у тропы, ведущей из Бабаев к сковородиновскому источнику  

Завершая памятный сковородиновский экскурс, напомним еще одно стихотворение 1976 года, написанное Арсением Тарковским, взявшим эпиграфом для этого сочинения автоэпитафию Г. Сковороды «Мир ловил меня, но не поймал».                     

Где целовали степь курганы Лицом в траву, как горбуны, Где дробно били в барабаны И пыль клубили табуны,   Где на рогах волы качали Степное солнце чумака, Где горькой патокой печали Чадил костер из кизяка,   Где спали каменные бабы В календаре былых времен И по ночам сходились жабы К ногам их плоским на поклон,   Там пробирался я к Азову: Подставил грудь под суховей, Босой пошел на юг по зову Судьбы скитальческой своей,   Топтал чебрец родного края И ночевал - не помню где, Я жил, невольно подражая Григорию Сковороде,   Я грыз его благословенный, Священный, каменный сухарь, Но по лицу моей вселенной Он до меня прошел, как царь;   Пред ним прельстительные сети Меняли тщетно цвет на цвет. А я любил ячейки эти, Мне и теперь свободы нет.   Не надивуюсь я величью Счастливых помыслов его. Но подари мне песню птичью И степь - не знаю для чего.   Не для того ли, чтоб оттуда В свой час при свете поздних звезд, Благословив земное чудо, Вернуться на родной погост.  

На наш взгляд, ничего лучшего о философе-скитальце Сковороде в отечественной литературе не написано.  

Если мы посмотрим на самую крупную купюру современной Украины, 500 гривен, то можем и задуматься над тем, поймал ли мир поэта-философа или нет. Но в любом случае это тоже - современный памятник. В чем-то даже философский.

 

 

http://odnarodyna.com.ua/articles/4/2179.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий