Похвальное слово многотысячной очереди к святыне

Впервые в Россию с Афона привезена великая святыня Христианского мира - Пояс Пресвятой Богородицы. Многотысячные очереди жаждущих прикоснуться к святыне поражают людей светских. В районе Храма Христа Спасителя я видела таких остолбеневших.

Несомненно, эти очереди к святыням - наше, русское явление, не искорененное даже диктатом советского времени. В 2007 г. в Храме Христа Спасителя, на Вознесение (за этой службой происходило воссоединение Русской Православной Церкви Заграницей с Церковью на Родине) я познакомилась с русской эмигранткой из США. Она поразилась переполненности Храма, считая, что по-настоящему важным это событие является только для Зарубежной Церкви. Вы-то, мол, в России, чему так радуетесь? Но потом, подавив свое удивление, сказала слегка даже пренебрежительно: «Это - русское...». - «А как же у Гроба Господня в Иерусалиме? Я только что оттуда» - «Да и там ведь - одни русские!» Только что недосказано: невежественные, непросвещенные, вечно толпящиеся, не умеющие себя вести даже в храме...

Помнится, как умилялись до слез греки, сопровождавшие в Россию мощи Спиридона Тримифунтского, видя очереди на поклонение к святыне. Как поражаются итальянцы, видя русских паломников, крестным ходом шествующих с теплохода к «их» Николаю Чудотворцу.

Во время принесения мощей Спиридона Тримифунтского у Данилова монастыря мне пришлось быть свидетельницей такой сцены. При самом входе в монастырь к очереди стремилась примкнуть провинциальная девушка. Она упрашивала охранника, что ей очень, ну просто очень надо, что сама она с Дальнего Востока, что через 3 часа у нее поезд, и у нее никогда уже не будет возможности... Молодого парня-охранника, постоянно пребывавшего в удивлении от лицезрения этой очереди, (это было написано у него на лбу) девушка уже и уговорила, но он, указывая на очередь, сказал: «Я-то что... но кто же вас пропустит?» К  удивлению он услышал: «Пропустите, пропустите ее, ей надо!». Охранник, снова удивившись, раздвинул ограду, и девушку пропустили.

Дальше было не менее удивительное. Укоренившись в очереди, она стала спрашивать, что это за мощи, и что такое вообще - «мощи»... Скорее всего эта девушка была не церковной, м. б. даже некрещеной. Но ее порыв к святыне, почти метафизический, был таким сильным, что покорил и охранника, и стоящих часов 12 в очереди.  Ее с такой охотой стали просвещать, подарили книжечку с житием и акафистом Святителю! Стали учить, как и о ком следует помолиться... И наконец выяснили, что этой девушке действительно «ну очень нужно» было попасть к мощам Спиридона Тримифунтского. Это русское... разумеется, это русское.

Наш известный богослов А. И. Осипов, строго, порой даже гневно сетуя на эти очереди к святыням, обычно говорит: «Вы вот расспросите и узнаете, о чем они там молятся: о своем, житейском - чтобы дочка удачно вышла замуж, чтобы муж больше не пил... Вы думаете, хоть один пришел к мощам помолиться об избавлении от страстей? О том, что он погибает от тщеславия и гордости? О том, чтобы не зеленеть от зависти?»

Разумеется, наш знаменитый профессор богословия прав, мы так несовершенны. Но разве не те же люди, не с теми же проблемами шли за Христом две тысячи лет назад? Не из них ли Он создал Свою Церковь?

В этой связи  еще один непраздный вопрос - а многие ли получают просимое? Конечно, все мы «по делом нашим приемлем», и получаем - по вере. Но ведь и пророк Илия во время трехлетнего глада был послан только к одной вдове, чтобы «препитать» ее... Вдруг и я, думает одинокая женщина в очереди, окажусь такой вдовой? Вдруг именно меня Бог помилует молитвами этого святого, к мощам которого я сейчас подойду?

Почему приходят, почему по многу часов стоят на холоде... Приходят конечно - жаждущие. Жаждущие чуда. Чуда избавления от болезней и скорбей. Понимая, что они недостойные, но ведь и недостойным по милости Божией бывает - подается.

Очередь на поклонение к святыне занимают у Крымского моста! В ночь, когда ожидается усиление мороза! Что это, если не смирение? Порадуйтесь, профессор, и умилитесь - это именно смирение.

В последнее время появился и такой аргумент: разве у нас в России, в Москве, в том же Храме Христа Спасителя - не те  же святыни?! Недоумевая по этому поводу, ключарь Храма Христа Спасителя о. Михаил Рязанцев обращал внимание прихожан на такие святыни, как Риза Богоматери, Риза Господня, постоянно пребывающие в храме. Почему же к ним не устремляются толпы паломников?

«Социология очереди» отчасти кажется дает ответ  на этот вопрос. Разумеется, все мы - маловеры. В том числе и регулярно приходящие в храм. И все мы, обличаемые совестью, жаждем укрепления веры, жаждем православного общества, православного общения. А здесь ведь столько православных людей - одни с постоянным чтением Акафиста, другие - с Богородичными песнопениями... Пусть и 20 часов, или иначе: хоть 20 часов провести в обществе своих по духу людей. Одна такая жаждущая душа поведала мне: «Знаете, когда я после стольких часов ожидания вхожу в Храм Христа Спасителя... Отголоски ли песнопений, благоуханное ли миро? Я не знаю, но я просто физически ощущаю, что в этот момент на меня нисходит благодать в объеме этого огромного храма. Я знаю, что в Храме Христа Спасителя есть равнозначная святыня, но я все-таки встала в эту очередь... Богородица сошла к нам с Афона, как же нам не выйти к Ней навстречу?».                      

http://www.radonezh.ru/analytic/15433.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Светлана Колосовская:
Бесы
18.06.2014
«Не дам портить паству!»
Паломничество на Святую Землю собираются «разбавить» знакомством с современным Израилем
26.06.2013
Зачистка по-московски
История дома, из которого выживают художницу Т.И.Куликову
27.01.2013
Все статьи автора
"Пояс Пресвятой Богородицы в России"
Протоиерей Михаил Зазвонов: Уже известны первые случаи исцеления
В Москве отслужат молебен перед чудотворной иконой «Пояс Пресвятой Богородицы»
17.03.2015
Пояс Пресвятой Богородицы в Казахстане
Ковчег со святыней был принесен в казахстанские города Приозерск и Жаркент, а также поселок Хоргос
14.06.2014
Все статьи темы