«Мера ангела»: размышление к празднику Собора бесплотных Сил

0
290
Время на чтение 5 минут

Авторы статьи поздравляют всех читателей портала с днем ангела и в своем диалоге предлагают размышления о предмете праздника - святых ангелах.

Земной ангел

Иеромонах Иосиф (Павлинчук): В церковном календаре имеется один особый день, день во многом уникальный и своеобразный - праздник в честь святых ангелов и архангелов. В христианском богословии эта тема очень мало раскрыта, но она всегда вызывала огромный интерес как у церковных писателей, богословов, так и у простых членов Церкви, интересующихся духовной жизнью. Если в самом начале литургического года мы торжественно праздновали Воздвижение Честного и Животворящего Креста, прославляя тем самым вольные страсти Господа нашего Иисуса Христа, затем восхваляли Присноблаженную и Пренепорочную Матерь Бога нашего, то в празднике святых ангелов Церковь раскрывает третий аспект духовной жизни: служение ангелов в деле нашего спасения. Как формировался культ ангелов? Какие основания для этого имеются в Священном Писании? Почему часто жизнь подвижников и аскетов сравнивается с ангельской, а святость Богородицы названа «честнейшею херувим» и «славнейшею серафим»?

Диакон Августин Соколовски: Парадоксальным образом выведенное из богословской проблематики современности размышление об ангелах находит свое место в современном искусстве, мире музыки, литературы и кинематографии. Нередко ангелы здесь становятся людьми, перспектива переворачивается, и ради телесности они готовы отказаться от бессмертия. Так раскрывается то новое, что по многим причинам было недоступно предшествовавшим столетиям: раскрытие в философии и искусстве полноценности телесного бытия человека, осознание его экзистенциальной гравитации. При этом прежние категории целеполагания и устремления - бессмертие, вечность, бесстрастие - перестают восприниматься как полноценные и неизбежно важные. В отказе богословия размышлять над аспектами ангелологии мне видится неожиданное отражение подобного же прочтения реальности.

Небесный человек

о. Иосиф: Использование ангелологии в искусстве имеет два вектора: традиционно-христианский и мифологический. Последний преподносится в контексте секуляризации, или вернее, десакрализации духовного мира. Такое обесценивание сакрального образа представляется мне как некая профанация святости и величия ангельского служения. Даже если в этом контексте подчеркивается особая ценность бытия человеческого, то все-таки это никоим образом не может оправдывать умаления ангельского. Их назначение есть восславление Бога и воплощение славы Его. Ангелы призваны направлять и воплощать благодать во славу Божию (потому они - великая помощь спасающимся), их удел - славословие Бога и исполнение Его поручений, воли. Таким образом, исполняя волю Божию, они облекают в некоторые доступные для человека формы силу и величие Божества. Отсюда единство Бога и ангельского собора рассматривается как неразрывное, как некое целое. В служении ангельском Церковь видит великое счастье как для них самих, так и для людей, стремящихся подражать им. Прославляя преподобных отцов, гимнографы используют аллегорию «равноангельски пожив», «собеседник ангелов», «ангелом уподобился еси» и др.

о. Августин: Комментируя обилие эзотерической литературы на всемирной книжной выставке во Франкфурте, несопоставимое с количеством литературы философской и богословской, один из организаторов сказал журналистам: «Небо опустело». Действительно, выведенные из перспективы традиционного онтотеологического прочтения, ангелы становятся частью магического мировосприятия, приближаются к людям, становятся их собеседниками и сообщниками. В этом их гибель. Альтернативой здесь представляется возращение ангелов в мир метафизического усилиями проповеди и разъяснения. Однако и этого вряд ли достаточно. Ведь ангелы являются не столько частью иерархической машины славословия, сколько прототипом, прообразом и матрицей политического образования Божественного Царства - Его Града и Его Присутствия.

Articulus stantis et cadentis Ecclesiae

о. Иосиф: Говоря о Граде Божием, о матрице политического образования Царства Божия нельзя не вспомнить святителя Августина, так ярко описывающего его обитателей. «Также сказал Ты мне, Господи, громким голосом во внутреннее ухо мое, что не извечны и те создания, для которых Ты единственная радость. Упиваясь Тобой в неколебимой чистоте, нигде и никогда не выявляя изменчивость свою, всегда в присутствии Твоем, всей любовью привязанные к Тебе, не ожидая будущего, не переправляя в прошлое воспоминаний, они не подлежат сменам перемен и не разбрасываются во времени. Блаженны эти создания, причастны блаженству Твоему, блаженны потому, что вечно обитаешь Ты с ними и просвещаешь их. Не знаю, что вернее назвать "небом небес для Господа", как не эту обитель Твою, эти чистые умы, единые и согласные, в нерушимом мире святых духов, созерцающих сладость Твою без единого поползновения уйти, - этих граждан Града Твоего на небесах выше нашего неба» (Исповедь, 12,11,12). Это, наверное, единственный текст в патристической литературе, так поэтично описывающий мир ангельский. Как сильно он отличается от эзотерических, мистических, мифологических текстов.

о. Августин: «Ангелы - бюрократы Бога», - эта мысль одного из философов современности с редким богословским хладнокровием передает то, что постоянно воспроизводится нами в литургической традиции Церкви. Ангелы сослужат, Ангелы предстоят, Ангелы славословят, Ангелы доносят поручения, Ангелы во всем до самой мелкой детали выполняют волю Сидящего на престоле славы. В этом контексте раскрывается незамеченная дефицитарность современных учений о Церкви. Более традиционная, «структуральная экклезиология» рассматривает Церковь в качестве общества верных, скованного цепью апостольского преемства, отождествляемого с иерархией. Практически вытеснившая последнюю в современном богословском дискурсе «евхаристическая экклезиология» строит Церковь от совершения Таинства. Ни в одной из этих конструкций нет места ангелам.

Мера ангела ( Апок. 21, 17)

о. Иосиф: Да, в экклезиологическом богословии почти не упоминаются ангелы, они как бы находятся за его пределами, и может показаться, что им там места нет. Однако это не совсем так. В литургической жизни, в богослужебных текстах постоянно встречаются молитвы, гимны и песни, посвященные ангельскому чину. Особенный акцент приходится на гимнографию службы понедельника. В девятой песни канона минеи общей, посвященной святым ангелам, есть такие слова, обращенные Христу: «Тя, неизреченно соединившего небесным, Христе, земная и едину Церковь совершивша Ангелов и человеков, непрестанно величаем».

о. Августин: Действительно, преодоление статики богословских конструкций более всего проявляется в литургическом праздновании ангелов. День архангела Михаила высвобождает нас из схоластики выведенного за рамки непосредственности библейского слова девятистепенного разделения ангельского мира и приближает нас к силе Царства, неумолимо вступающего в историю мира победой Апокалипсиса. Образ первого снега, выпадающего в ноябрьские дни в наших широтах, может напомнить о светоносной ангельской победе начала истории, победе, к которой в конце истории присоединимся мы.

о. Иосиф: Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, или просто день святых ангелов и архангелов, является своеобразным мостиком, связывающим небесное с земным, Церковь торжествующую с Церковью воинствующей. В иконографии ангелов, в ангельских (архангельских) именах и в числе ангельских чинов присутствует особая символика, да и сам день памяти подобран глубоко символически. Ноябрь - девятый месяц от марта (с которого в древности начинался год) - соответствует числу девяти чинов ангельских. Восьмой день месяца символически указывает на восьмой день - день вечности, день Царствия Небесного, пришедшего в силе. Именно ангелы возвестят нам эту радостную небесную весть.

Празднуя день ангелов, каждый из нас празднует день своего небесного покровителя. Пользуясь таким случаем, поздравляем каждого читателя портала «Богослов.Ru» с этим замечательным днем.

С днем Ангела!

http://www.bogoslov.ru/text/2264178.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Августин Соколовски
Все статьи Диакон Августин Соколовски
Иеромонах Иосиф (Павлинчук)
Все статьи Иеромонах Иосиф (Павлинчук)
Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Владимир С.М.
18.04.2024 13:24
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 13:11
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 12:40
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 12:28
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 12:11
Указы президента 2024 года снова не будут выполняться?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 11:05
Начинается великое «Очищение» Отчизны
Новый комментарий от Игорь Ал
18.04.2024 10:48