Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Церковь сегодня: не останется ли Марфа без Марии?

Православие и современность

21.11.2011

Перед Церковью сегодня стоит слишком много разнообразных проблем: юридических, финансовых, строительных, хозяйственных, издательских, педагогических, культурно-просветительских... Ни одну из этих проблем не назовешь мелкой или маловажной, все это совершенно необходимо: и строить храмы, и добиваться возвращения собственности, и книги издавать, и с молодежью работать, и с детьми... Однако главной задачей Церкви было, есть и будет спасение человека для жизни вечной. Как, занимаясь всеми этими необходимыми и насущными делами (исходя из известного евангельского эпизода - работой Марфы), не утерять, не упустить из виду ту благую часть (Лк. 10, 42), которую избрала Мария?

Легко ли сегодня священнику, настоятелю храма, наместнику монастыря, архиерею остаться лицом духовным, не превратиться в администратора, прораба, снабженца, издателя, дипломата, организатора всевозможных мероприятий и т. д.? Легко ли им быть такими, чтоб люди к ним шли - за верой, а не только за разрешением практических задач?

А каждодневные хлопоты, проблемы и горести, сопровождающие жизнь любого мирянина? Возможно ли, невольно пребывая во всем этом, чувствовать себя сидящим у ног Иисусовых?

Грозит ли нам сегодня утрата благой части? Если да, то что делать? Если нет, то почему?

Священник Стахий ЖУЛИН, настоятель храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев, поселок Озинки Саратовской области:

- Марфа не останется без Марии, повседневные хлопоты не заслонят от нас Бога, если мы будем помнить слова апостола Духа не угашайте (1 Фес. 5, 19) и слова святых отцов о том, что тело мертво без души, а душа мертва без духа. В нас должно быть это светлое горение - горение духа. Тогда мы не перепутаем духовность с душевностью. Дух в человеке - это именно то, что заставляет его стремиться к благой части, к Богу. Понятно, что у нас много дел, плюс ко всем этим делам есть ведь еще и семья, и ответственность перед собственными детьми. Но все эти дела не помешают нашей внутренней, духовной жизни и делу нашего спасения при одном условии: если мы будем воспринимать их как послушание. Как то, что Сам Господь нам дал. И люди, которые вокруг нас, которым что-то от нас надо, этому не помешают, если мы будем помнить, что в них нам открывается воля Божия о нас. Тогда никакая толчея и круговерть от духовной жизни не отвлечет.

Вспомним архиепископа Луку Войно-Ясенецкого - святителя Луку Крымского. Он прошел через тюрьмы, ссылки, допросы, пытки; будучи на свободе, он постоянно лечил, оперировал, занимался исследовательской работой, писал свои медицинские труды... и что же, все это помешало его духовной жизни? Нет, напротив; его книга называется «Я полюбил страдание», и мы понимаем, за что он его полюбил - за то, что оно приближает к Богу. На таком фоне жаловаться, что нам что-то мешает, просто стыдно. У нас должна быть христианская, евангельская совесть, это и есть наши рамки, наши границы. Если кто-то когда-то мне скажет: не служи сегодня Литургию, не принимай исповедь, обеспечь завоз кирпича на стройку, это важнее - моя совесть должна ответить «нет». А трудности, проистекающие от занятости,- это, на самом деле, результат не занятости, а нашего невнимания к себе. Наши проблемы внутри нас, а мы ищем их снаружи. Апостол Павел писал своему ученику: Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4, 16). Если мы следуем этим словам, если мы помним, к тому же, слова преподобного Серафима «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи» - тогда пусть хоть бомбы рвутся вокруг нас.

Наталья КАШИРИНА, супруга и главная помощница настоятеля храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в поселке Степное Саратовской области иерея Алексия Каширина:

- Интересно, а если мы все разом бросим и ничего не будем делать - наша христианская жизнь поднимется на невероятную высоту? И мы непременно спасемся?

Не утратить благой части - это задача каждого человека, каждого из нас. Если мы будем трудиться, молиться, бороться со своими страстями, если мы каждый день будем затрачивать эти усилия - где-то потерпел, где-то не накричал - тогда у нас этих проблем не будет. У нас проблемы, потому что мы сами проблемны. Если ты осознаешь себя христианином и помнишь о смертном часе, о Суде - какое дело может помешать твоей молитве?

Конечно, работа работе рознь. Когда дергаешь траву - легко молиться и думать о Боге. Когда поешь на клиросе, регентуешь хором - не всегда удается на молитве сосредоточиться. Но Господь дает другое время. Он всегда дает нам достаточно времени, другой вопрос - как мы этим временем распоряжаемся.

Христос в этом евангельском эпизоде показывает сестрам Марии и Марфе, что важнее. Одна из главных христианских добродетелей - рассуждение - необходимо нам для того, чтобы всегда, чем бы мы ни занимались, видеть самое важное. Ведь не только Марфа трудилась, и Мария тоже наверняка, и жены-мироносицы, и Сама Богоматерь - все они трудились, готовили еду, стирали, шили, ткали, и это было важно для них, это были насущные потребности. И апостолы зарабатывали себе на хлеб своим трудом. И видели главное при этом, то, что не отнимется (Лк. 10, 42).

Священник Дионисий ГАББАСОВ, клирик храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, г. Саратов:

- Это на самом деле проблема! Пресловутая нагрузка на Марфу должна быть продумана и там, где это необходимо, скорректирована. В противном случае мы действительно столкнемся с перекосами. Впрочем, мы сталкиваемся с ними уже сегодня.

На что уходит львиная доля сил и времени у большинства наших священников? На доставание денег. А деньги идут главным образом на создание благолепия в храмах. Эта традиция благолепия, благоукрашения, богатого убранства - она даже не от царской России нами унаследована, а еще от Византии. Византия задала этот уровень, мы его пытаемся поддерживать. С одной стороны, это прекрасно и правильно: Богу - лучшее, что у нас есть. Но, с другой стороны, ведь мы не в таких условиях находимся, в каких находились византийские базилевсы, у нас нет тех возможностей, нам это слишком трудно. Поэтому иногда следует задуматься: а что считать лучшим? Всегда ли надо так высоко поднимать планку? Может быть, лучше обставить храм поскромнее, а деньги использовать как-то иначе?

Этому искушению, опасности утратить благую часть, потерять из виду главное подвергаемся все мы, но в первую очередь, как мне кажется, те из священников, у которых получается доставать деньги, получается с этими деньгами работать, и которых за это хвалят, благодарят. Молодой, начинающий священник, видя это, делает вывод: вот чему в первую очередь надо научиться, чтобы быть на хорошем счету. Богослужение, духовничество, просвещение людей, то есть собственно пастырство, незаметно отходит на второй план. Это действительно опасность! Но, с другой стороны, от материальных забот никуда не денешься. И что же нужно делать, чтобы они не приводили к духовному оскудению? Надо болеть об этом и, замечая в себе охлаждение, каяться. И думать о человеке. Спаситель сказал: суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2, 27). Что бы мы ни делали - строим ли мы храм, организуем ли просветительские мероприятия, чтения, создаем ли детский лагерь - надо помнить: это для человека, а не человек для этого. Сам Спаситель пришел и принес Свою Жертву ради человека, а не ради чего-то другого. Именно это мы должны помнить в первую очередь. Тогда есть надежда, что ни при каких внешних условиях Марфа без Марии не останется.

Игумения ФЕОДОСИЯ (Бессонова), настоятельница Свято-Алексиевского женского монастыря, г.Саратов:

- Предложение высказаться на страницах журнала по обсуждаемой теме было для меня неожиданным и застало меня врасплох, ведь для этого надо остановиться, отвлечься от дел, подумать... и как бы со стороны посмотреть на то, как мы живем: по-Марфински или по-Мариински. В известном толковании на Евангелие от Луки блаженного Феофилакта Болгарского под Марфой подразумевается деятельная добродетель, а под Марией - созерцание. И только тот, кто утвердится в деятельной добродетели и через подражание хождению и жизни Иисуса укрепится в ней, доходит до слышания Божественных речений или до созерцания. Из этого даже теоретически очевидно, что сиюминутно Марией не станешь, а практически мы тем и занимаемся, что стараемся навыкать в деятельной добродетели, дабы через это приблизиться ко Христу. Возможно ли в нашей жизни отделить одно служение от другого, ведь через одно питается тело, а другим оживляется душа? Да, живут на Афоне отшельники, полностью отрекшиеся от мира, но это не правило, а особое избрание Божие. А правило - это, скорее, пример Марфо-Мариинской обители в Москве. Как известно, Господь упрекнул Марфу в излишней суетливости, когда она покусилась отвлечь сестру от слушания. Значит, и нам не следует увлекаться внешним во вред внутреннему. Соблюсти такой баланс и придерживаться его в повседневной жизни далеко не всегда удается. Большая проблема, и, я бы сказала, даже беда современных монастырей, да и Церкви в целом, в том, что они нам достались разоренными, неустроенными внешне и духовно. И сами мы, как правило, призваны на служение в таком же бедственном состоянии, как новобранцы под ружье. Поэтому обучаться и тому и другому деланию приходится на ходу. Весь уклад монастырской жизни основан на послушании и молитве: монашеское правило, ежедневное богослужение, чтение святоотеческих книг, навыкание в Иисусовой молитве, которая и является благой частью для монашествующих. То есть на сочетании телесных трудов со слышанием Слова Божия из различных источников.

В этом году после напряженной Страстной Седмицы и Пасхи накопились, казалось, неотложные дела, которыми пришлось заняться на Пасхальной Седмице. Но случились некоторые искушения, прозвучавшие как упрек - за то, что, когда вся тварь веселится и радуется восстанию Христову, забылась и стала чрезмерно суетиться и заботиться «о мнозем». Глава многодетного семейства, прихожанин нашего монастыря, сказал: «А мы, матушка, все свои дела постарались завершить до Пасхи, чтобы иметь возможность на Светлой Седмице порадоваться Воскресению Христову». Кстати, таких семейств в нашем приходе немало. Все воскресные дни, все праздники они в храме вместе с детьми. И стоят дети около ног своих родителей, как и они сами у ног Иисуса.

Нина НАУМОВА, социальный работник Свято-Троицкого собора, г. Саратов:

- Я думаю, обе сестры, Мария и Марфа, усвоили урок, который преподал им Учитель, и именно поэтому они неразлучны, они для нас - как бы две стороны одной медали. А вот усвоили ли этот урок мы? Современный человек, даже и верующий, и церковный, так занят всевозможными делами, что нередко заглушает в себе голос Христа. А без слышания этого голоса нет духовной жизни. Что важнее сделать в Великий («Чистый») Четверг - убраться в доме или прийти в храм? А в обычное воскресенье, когда встает вопрос: в храм или на зарастающую сорняками дачу? Кто из нас может с уверенностью сказать, что спасение души для него важнее грядок? Благому примеру Марии следует тот, кто предпочитает дело спасения, предпочитает духовный труд, постоянно обращается в молитве к Богу, что бы ни делал. Благому примеру Марфы следует тот, кто не забывает о страждущем ближнем. Но следует помнить: Марфа без Марии погибнет, а вот Мария без Марфы - нет, потому что не погибнет тот, кто стремится к источнику жизни вечной.

Алексей КОВАЛЕНКО, координатор сбора и распределения помощи благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям­-сиротам» Отказники.ру, г. Москва:

- Хорошую тему вы подняли, она соответствует сегодняшним делам и переживаниям как прихожан, так, безусловно, и клира. Можно, конечно, посетовать: бурная общественная деятельность сказывается на делах духовных. Но для того, чтобы перестать об этом сокрушаться, надо просто оглянуться вокруг.

Вот лишь некоторые проблемы: социальное сиротство. Сироты при живых родителях в нашей стране, по некоторым данным, составляют уже один процент населения! Следующая проблема - это убийство, замаскированное под обыденное слово аборт. Откройте практически любую местную газету и найдете рекламу медицинских центров, которые предлагают свои услуги. Наркомания, алкоголизм, тотальное развращение молодежи... А что же Церковь? Насколько слышны ее призывы о вразумлении? Она отделена от государства, но следует ли из этого, что она должна «заниматься своим делом» - исключительно духовным, конечно же! - и никак не вмешиваться в происходящие общественные процессы?

Помните известную притчу о двух лягушках, попавших в банку со сметаной? Нельзя ни в коем случае стоять и ждать, необходимо вертеться и крутиться, как только Господь допускает. От каждого из нас - архиерей то будь, священник или просто мирянин - может зависеть многое. Один из ярких примеров - наше волонтерское движение, приобретшее уже всероссийский масштаб - Отказники.ру («БФ Волонтеры в помощь детям-сиротам»). Оно было создано простыми неравнодушными людьми, и за пять лет работы нами было сделано немало.

В январе 2011 года фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» открыл дом для мам, для которых главной причиной возможного отказа от своего ребенка было отсутствие крыши над головой, которым просто некуда было идти с ребенком из роддома. Благодаря нашей работе с органами опеки уже более 500 «отказных» детей усыновлены, приняты в семьи.

Вся эта колоссальная работа проделана простыми верующими людьми, в большинстве случаев - помимо основной работы и семейных дел. И что касается благой части - именно с этими людьми она пребудет, и воздастся этим людям - по их делам и помыслам. Нам не нужно бояться утраты благой части. Нужно бояться другого - что мы не успеем, не сможем, не поможем, не спасем.

Галина ВЛАСОВА, секретарь отдела по делам благотворительности и социального служения Саратовской епархии:

- Молитва, безусловно, главное, иначе все дела - замки на песке. Пытаться делать добрые дела без молитвы, полагаться на собственные силы - значит, создавать мираж и обрекать все свои дела на крах. И если активная социальная деятельность мешает творить молитву - это предупреждение: человек сбился с пути, может совсем заблудиться! Если Марфа будет отдаляться от Марии, то и Марфой ей недолго оставаться: переродится в Октябрину, Даздраперму, Искру, Идею - в истории много примеров.

Если же Марфа просто слишком увлеклась своим служением или слишком от него устала - сестра не оставит ее без помощи: напомнит, позовет, поможет. Без Марии Марфе не совладать, не выдержать: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5).

Наиболее уязвимым местом Марфы могут стать отношения с родными и близкими. Они, такие любимые и дорогие, частенько откладываются «на потом» - они же всегда рядом. Дела милосердия возвышают тебя в собственных глазах, делают нужным и даже необходимым для кого-то, вознаграждаются искренней благодарностью, доверием, отзывчивостью тех, кому помог. Родные же частенько придирчивы, недовольны, порой чрезмерно требовательны. Как важно именно здесь не погрузиться с головой в «высокое служение», вынуждая близких роптать, переживать. Как важно, проявляя любовь и сочувствие к дальним, не обделить ближних. И здесь без Марии не справиться: лишь ее молитвенное, живое общение с Богом даст силы любить всех. Мария, по сути, всегда будет служить вместе с Марфой, ведь как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26).

Протоиерей Александр ПИСЛАРЬ, благочинный Южного округа Саратовской епархии:

- Нам действительно приходится заниматься самыми разными делами, и дело делу рознь. Что касается социального служения - спасения сирот, ухода за брошенными стариками в больницах, создание приютов, помощь бездомным - хотелось бы объяснить тем, кого беспокоит «перегруженность хлопотами Марфы», что сегодняшний уровень развития социального служения Церкви далек от того уровня, который был в Церкви до революции. Мы лишь пытаемся восстановить норму, восстановить то, что было разрушено в советский период.

В самом начале церковной истории, в апостольских временах мы находим призыв к делам благотворительным. Апостол Павел упоминает дар вспоможения следом за такими дарами Святого Духа, как апостольство, пророчество, учительство (см.: 1 Кор. 12, 28). Противопоставление дела и молитвы не имеет под собой оснований: молитва и дело являют собой разные грани христианской жизни. Дела добра есть отражение того света, который есть в истинно верующих людях: Вы - свет мира... Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 14, 16).

Озабоченность некоторых современных христиан вышеназванной проблемой обусловлена, видимо, тем, что социальная активность непривычна для нас, советский период отучил нас от этого. Бурное развитие такой деятельности в неправославных конфессиях усиливает нашу настороженность: не уподобиться бы тем, у кого много добрых дел, но нет первейшего из них - Евхаристии. Действительно, добрые дела могут быть безблагодатными! Среди зерен попадаются плевелы, но по-настоящему различить их позволит только жатва (см.: Мф. 13, 24-30). Только Страшный Суд! А наш человеческий суд предвзят и несовершенен. Следует помнить также и то, что человек, которому мы реально помогли, не станет оценивать наши действия с точки зрения благодатности, он просто будет благодарен за помощь. Доброе дело не может не принести духовной пользы тому, кто его сделал. Если же говорить о прочих делах - о всевозможных юридических процедурах, о добывании денег, выстраивании отношений со светской властью, участии в светских мероприятиях... Что нужно делать, чтобы вся эта суета не съела, не обессилила духовно? Очень простой и на самом деле давно известный ответ: служить Литургию. Этому нас учит пример святых отцов - святого праведного Иоанна Кронштадтского, отца Алексия Мечева... Они ведь начинали с того, что служили Литургию каждый день, неопустительно, в совершенно пустом храме, если никто не приходил. И потом так всю жизнь, и успевали при этом - гораздо больше, чем иной современный коллектив. Этому же учит нас пример наших предков - крестьян, жизнь которых - в отличие от нашей сегодняшней жизни - напрямую зависела от урожая, и которые, тем не менее, не только в великий праздник, но и в рядовое воскресенье оставляли все - и шли в церковь. Потому что знали: земные дела важны, но дело спасения души важнее. И именно это позволяло им оставаться христианами из поколения в поколение на протяжении веков.

Елена ИСАКОВА, врач, прихожанка Свято-Троицкого собора, г. Саратов:

- Конечно, надо строить храмы, надо заниматься всеми этими делами, административными, хозяйственными... Но если мы утратим духовную основу и первопричину нашей деятельности - у нас не будет будущего. Что мы тогда сможем дать молодежи? Прекрасные новые храмы? А она в них придет? Молодежь нашу сегодня воспитывает реклама, масскультура, молодой человек формирует свой собственный имидж, ориентируясь именно на эти ценности - очень далекие от христианских. Мы не сможем привить ему духовные ценности, если в нас самих этих ценностей не будет. Мне представляется, что эти чаши весов должны находиться в равновесии. Когда-то нужней действие, а когда-то нужно остановиться - вслушаться в слова молитвы, открыть какую-то из духовных книг. Крайности - «не будем ничего делать, будем только молиться» или «некогда нам молиться, слишком много дел» - нас не спасут и не помогут.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=58578&Itemid=3&limit=1&limitstart=0



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме