Рождество Пресвятой Богородицы в Доме «Одигитрии» русского зарубежья

0
238
Время на чтение 10 минут

Дорога к первому дому Путеводительницы русского зарубежья - иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрии» Курско-Коренной - теряется в одноэтажной Америке, бежит между озер и дубрав. Полтора часа из Нью-Йорка на север. Еще один поворот - и слева, под сенью вековых кленов - полукруглая арка с куполом-луковкой и надписью, как и в десятках подобных русских монастырей: «Благословен грядый во имя Господне». «Грядем» через арку, и вот он - деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

«На запад солнца...»

К концу 40-х годов большинство русских, оказавшихся в Германии и Австрии, устремились за океан. Европа теряла свое значение как центр русской эмиграции, и Архиерейский Синод принял решение о перенесении зарубежного центра в Америку.

Самым подходящим городом для нового местопребывания Синода был Нью-Йорк, где на тот момент проживало около 200 тысяч православных русских. Но в самом городе подходящего здания найти никак не смогли, и тогда решили искать его в окрестностях мегаполиса.

Известный благотворитель князь Сергей Сергеевич Белоссельский-Белозерский, узнав о предполагаемом переселении Синода и чудотворной Курско-Коренной иконы в США, предложил свое загородное имение около города Магопак, в 40 милях от Нью-Йорка. Здесь митрополит Анастасий (Грибановский) и благословил устроить ставропигиальное иноческое подворье, которое должно было стать и его временной резиденцией.

Архиепископ Чикагский и Детройтский Серафим
Архиепископ Чикагский и Детройтский Серафим
Строителем и настоятелем подворья был назначен архиепископ Чикагский и Детройтский Серафим (Иванов; +1987), родом из Курска, автор книги о Курской иконе «Знамение» - «Одигитрия Русского Зарубежья». Он предложил назвать подворье «Новая Коренная пустынь» в память о разрушенной старой Коренной пустыни, где была обретена чудотворная икона.

«Прибыл я к месту своего нового назначения на четвертый день праздника Рождества Христова - 10 января 1950 года по новому стилю. Прибыл в единственном числе и без копейки денег, -писал архиепископ Серафим. - Главный большой дом имения был в нежилом виде после случившегося недавно пожара. Пришлось пока что приютиться в маленьком флигелечке. В этом флигелечке проживал, в качестве сторожа, бывший русский полковник артиллерии С.В. Васильев, который и принял меня в свою комнату, отоплявшуюся маленькой железной печуркой. Положение было не очень веселое... Дом запущен. Кухня почти вся сгорела. Отопление, канализация и электричество не действовало. Окна в нижнем этаже частично были выбиты, стены закопчены... Зима. Снег по колено. Город в двух милях. Сообщение с ним только пешком. Русских вокруг никого».

Князь Белоссельский дал на ремонт большого дома три тысячи долларов, в то время как подрядчики просили кто пять, а кто и все восемь тысяч. И тогда владыка вспомнил о русском инженере В.И. Вишневском, которому в свое время помог добраться до Америки.

«Вишневский, по моей просьбе, прибыл в Магопак, - писал владыка Серафим. - Внимательно осмотрел дом и согласился взяться со своей артелью за ремонт, заявив, что надеется произвести его не больше чем за... три тысячи долларов. Закипела работа, и в каких-нибудь десять-двенадцать дней весь дом был отремонтирован. Все обошлось в две восемьсот. Конечно, Вишневский со своими помощниками много не заработали, но, по их собственным словам, в убытке все же не остались».

Инженер не только отремонтировал дом, но и соорудил на веранде скромный иконостас, превратив веранду в домовую церковь, которая спустя всего девятнадцать дней после приезда архиепископа Серафима в Магопак была освящена, и в Новой Коренной пустыни отслужили первую литургию.

«Служить пришлось в единственном числе, с хором в два человека при меньше чем десяти богомольцам - гостях из Нью-Йорка, - вспоминал владыка. - Скромнее служить вряд ли возможно, но я не унывал. Гнездо свито и освящено. Дело за птенцами - братией...»

Но еще во время ремонта настоятель не терял времени: собирал «копеечки» на новую обитель, а попутно разыскивал и братию, объезжая со списком чудотворной иконы друзей и знакомых в Нью-Йорке. Это был тот самый список, который по просьбе владыки Серафима был написан в Женеве и с благословения митрополита Анастасия привезен в новоустрояемую Новую Коренную пустынь. Владыка посетил приходы в Лейквуде, Вейнланде и Филадельфии. В Лейквуде (штат Нью-Джерси) было документально зафиксировано первое чудо от иконы.

Одна женщина, много лет страдавшая изнурительными кровотечениями, подобно Евангельской кровоточивой, после молебна и горячей молитвы перед иконой сразу же исцелилась.

Спустя месяц после первой литургии настоятель приступил к постройке постоянного храма. К тому времени братия монастыря пополнилось двумя иеромонахами - Адамом и Викторином.

Отец иеромонаха Викторина оказался мастером на все руки и взялся за устроение церкви, которую построили менее чем за пять месяцев и освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы 19 ноября 1950 года, за пять дней до приезда митрополита Анастасия. Интерьер храма отделали в древнерусском стиле XIV-XV столетий. Как и в старой Коренной пустыни, слева устроили сень для чудотворной иконы, которую ждали из Германии в начале февраля.

И вот 5 февраля 1951 года около трех часов дня в аэропорту «Айдлуайлд» близ Нью-Йорка приземлился самолет «Летающий тигр» с Одигитрией русского зарубежья на борту. Святыню сопровождал архимандрит Аверкий (Таушев), более десяти лет бывший при иконе. Курская Коренная икона отбыла из Мюнхена 2 февраля, но по пути, из-за бури, ей пришлось на двое суток задержаться на острове Санта Мария на Азорах. Жители острова, посвященного Богоматери, с большим благоговением отнеслись к чудотворной иконе, усердно молились, прислушиваясь во время молебна к незнакомым им православным мелодиям.

Всего три дня святыня провела в монастыре, а потом отбыла в Нью-Йорк и начала паломничество по русским храмам США.

Со временем икона все чаще стала отлучаться из обители в мегаполис, да и самому Синоду находиться вдали от Нью-Йорка было несподручно. В 1951 году князь Белоссельский-Белозерский передал Синоду здание на 77-улице в западной части Манхэттена, а в 1959 году администрация Русской Зарубежной Церкви переехала в один из лучших городских районов - на 93-ю улицу в верхнем Манхэттене. Обитель же молилась, благоукрашалась, принимала новых иноков.

Перед храмом была устроена скромная деревянная звонница в стиле русских деревянных северных звонниц - с четырьмя небольшими, но звучными колоколами - подарок одной старушки-прихожанки, потерявшей на войне единственного сына.

В 1952 году со Святой Горы Афон и из Иерусалима сюда прибыли пять украшенных ковчегов с частицами Животворящего Древа Креста Господня, главы св. Иоанна Предтечи, святителей Николая Чудотворца, Григория Богослова, Митрофана Воронежского и множеством других святых - всего около 50 частиц святых мощей. В особой витрине были помещены иконки и камни от Гроба Господня, из Вифлеемского Вертепа, от Голгофы, с Елеонской горы, из Назарета, с Генисаретского озера, из реки Иордан.

В глубине монастырского двора, среди деревьев, в 1954 году выстроили двухэтажную монастырскую гостиницу с просторной верандой, фронтон которой украсила большая фреска кисти архимандрита Киприана (Пыжова) с изображением, как символа гостеприимства, праотцев Авраама и Сарру, принимающих Св. Троицу в образе трех ангелов.

Летом в небольшой пекарне братия выпекала черный ржаной хлеб, который продавали богомольцам, а из ржаных сухарей делали монастырский квас.

Малая братия

Осенью 1957 года архиепископ Серафим был назначен на Чикагско-Детройтскую кафедру. Настоятелем Новой Коренной пустыни стал архимандрит Иннокентий (Быстров). Уроженец Сибири, отец Василий Быстров дважды после революции сидел в тюрьме во Владивостоке: первый раз в 1927 году за отказ присоединиться к обновленцам и позже в том же году - за преподавание Закона Божия. В следующем году - снова за отказ служить с обновленцами - его выслали сначала из Владивостокской, а потом из Благовещенской епархии. Отец Василий вынужден был покинуть родину и поселиться в Харбине, где служил в «Доме милосердия», а в 1934 году основал приход и почти пятнадцать лет настоятельствовал в русском православном храме на острове Ява в Индонезии, откуда и прибыл в США и поселился в Сан-Франциско. Там его встретил владыка Серафим и предложил переехать в Новую Коренную пустынь своим старшим помощником. В 1953 году протоиерей Василий Быстров принял монашеский постриг и был наречен Иннокентием, именем, которое он сам вынул из написанных на трех записках и положенных на Престол.

Ново-Коренная пустынь никогда не была многочисленной. В середине 1950-х годов братии в пустыни состояло всего десять человек: иночествующих - меньше половины, а остальные - трудники. Одно время летом сюда приезжало много богомольцев. Многие ехали с ночлегом, иные проводили в пустыни свои отпуска, чтобы надышаться, как они говорили, «русским церковным воздухом». Были семьи, которые из года в год проводили здесь все лето с детьми. Сначала для паломников была устроена небольшая гостиница из гаража, а вскоре построена новая.

В 1958 году второй из первых монастыских насельников - эконом игумен Викторин (Лябах) - был назначен настоятелем русского прихода в Тегеране. Архимандрит Иннокентий остался в пустыни без помощников-священнослужителей и один совершал литургию в Богородице-Рождественском храме обители, а на сам престольный праздник, когда маленькая церковь не могла вместить многочисленных богомольцев, приезжавших в обитель на торжество, в летней часовне.

Прихожане взялись за инструменты

В этом году второй праздник подряд Божественную литургию на открытой поляне под вековыми соснами, где алтарем служит построенная архимандритом Иннокентием часовня, возглавит Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион.

Событие поистине чудесное. В последнее время, в силу объективных причин, пустынь пришла в упадок. В 1986 году отец Иннокентий отошел ко Господу. Пятнадцать лет на поддержание и развитие обители не было никаких финансовых вложений. В пустыни произошел пожар, который практически уничтожил церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Серьезно рассматривались планы снести храм и монастырские постройки, а землю продать или сдать в аренду коммерческим структурам. Но приход храма Рождества Пресвятой Богородицы продолжал жить: прихожане решили своими силами сохранить святое место. В 2004 году они получили поддержку митрополита Восточно-Американского Лавра (Шкурла; + 2008), хотя большая часть монастырских зданий, которые увидел по приезде в Новую Коренную пустынь старец-владыка, находились в крайне запущенном состоянии. В капитальном ремонте нуждался главный корпус с храмом.

Но даже после решения сохранить церковь ремонт никак не начинался. Деньги собирали всем миром, буквально по доллару. Дело сдвинулось с мертвой точки только когда летом, три года назад, обвалился потолок в храме. Терпение лопнуло.

«Я начинаю завтра, - решил прихожанин Василий Сердцев. - Денег нет! Матерь Божия даст. Вера есть - будет сделано!»

Крышу Василий разбирал вместе с приходскими детьми. Протечки были в шестнадцати местах. Потом он три месяца работал здесь по велению сердца. Многие прихожане также сами взялись за инструменты и работали бесплатно. Престарелый священник Илья Ган поддерживал молитвой.

«В нашем Богородице-Рождественском храме очень чувствуется молитва, - говорит старшая сестра Ольга Мальцева. - Люди приходят и говорят: какой намоленный храм».

Новый настоятель обители, протоиерей Виктор Цешковский мечтает наладить связи с возрожденной Курской Коренной пустынью и ждет иноков из России и Украины, которые, как некогда монахи Иннокентий и Викторин, принесут на американский континент дух Русского Православия, миссионерства и исповедничества, родные песнопения, богослужения, да и просто будут делиться с местными иноками опытом, который здесь очень нужен.

«Благодаря собранным пожертвованиям, людям, работающим бесплатно, и строителям, взявшимся за работу по очень низким расценкам, приходу удалось покрыть затраты на ремонтно-строительные работы за 105 тыс. долларов, в то время как изначально они были оценены в 250-300 тыс. долларов, - говорит отец Виктор. - Перестройки ожидают старая пекарня, два корпуса для монашествующих и гостей; ремонт требуется на свечном заводе, обеспечивающем свечами практически всю Восточно-Американскую епархию, на складах, в летней часовне, мастерских».

Когда главное здание готовили к ремонту и разбирали сгнившие стены и полы, прихожане нашли «послание» из прошлого: две доски, по надписям на которых видно, что они являлись частью сундука, с которым из Германии в Нью-Йорк, а оттуда в Новую Коренную пустынь прибыл в 1951 году вместе с митрополитом Анастасием протоиерей Георгий Граббе (впоследствии епископ Григорий), - управляющий канцелярией Архиерейского Синода РПЦЗ в Сремских Карловцах, а позже настоятель и ключарь Знаменского синодального собора в Нью-Йорке, заведующим отделом внешних связей при Архиерейском Синоде РПЦЗ и редактор синодального журнала «Церковная жизнь». Эти доски - один из первых экспонатов будущего музея Новой Коренной пустыни. Но есть здесь и «музей» под открытым небом: монастырское кладбище, где за каждым именем на табличке на кресте - история.

В планах на будущее и устроение рядом с храмом колокольни по найденным рисункам ее проектов, сохранившимся с 50-х годов. На внутренней стороне стен колокольни планируется вести запись имен людей и организаций, которые внесли пожертвования на восстановление Новой Коренной пустыни.

Большой интерес к работам по возрождению и реставрации обители, которая должна стать центром русского зарубежья в США, проявляет Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион, называя ее тем местом в истории Русской Америки, которое «сыграло спасительную роль в жизни тысяч наших отцов и дедов и помогло им соединиться в единое святое общество, называемое Русская Зарубежная Церковь». Владыка Иларион надеется, что находящийся вблизи Нью-Йорка восстановленный монастырь сможет внести реальный вклад в дело взаимного духовного обогащения иночествующих, а также стать центром воцерковления, духовного просвещения, единения наших соотечественников в США. Так не прервется и будет укрепляться их связь с Матерью-Церковью и общение с исторической Родиной.

Планируется, что Новая Коренная пустынь со временем станет привлекательным местом и для паломников из России, откуда удобно отправиться в паломничество и в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, и в женский монастырь «Ново-Дивеево» с самым большим в Америке русским кладбищем в Спринг Валлей, посетить старейшую в США русскую приходскую школу в Наяке.

В престольный праздник, совершая в святом месте литургию, духовенство, прихожане и многочисленные паломники будут просить Пресвятую Богородицу каждый о своих нуждах, но более всего - о возрождении сего места. Как некогда престарелым святым Иоакиму и Анне в утешение после десятков лет бездетного жития и людского за то поношения была дарована Дочь, так и возрожденная обитель, созданная изначально как Дом для чудотворного образа Пречистой Девы, станет местом утешения, принесет духовную радость и пользу нашим соотечественикам, живушим в Америке и других странах.


http://www.pravoslavie.ru/put/48749.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Веселкина
О православном приходе в Атланте, США
«Мы вместе дружим, молимся и не поощряем в храме разговоров о политике»
22.12.2023
Епископ Штуттгартский Иов о пути к Православию, владыке Марке и теодицее
«Самый сильный Ответ на проблему зла в мире — Сам Христос»
10.02.2022
Долгая дорога домой
Как живут православные западного обряда в Русской Зарубежной Церкви
06.08.2018
Большой город и храм, который построили маленькие люди
Святитель Иоанн Шанхайский, шотландский католик и другие
10.11.2017
Все статьи Татьяна Веселкина
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28