itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Вера Холодная: от «полтавской галушки» до королевы экрана

Новости Москвы 
0
638
Время на чтение 7 минут
Современному зрителю нелегко воспринимать картины немого кино: ведь кинематографическая эстетика совершенно изменилась, технологии давно ушли вперед. Созданные до нашей эры скульптуры древних греков, росписи египтян до сих пор поражают мастерством, а кинематограф, существующий немногим более столетия, уже совершил огромный эволюционный скачок.

Самой яркой звездой русского немного кино была Вера Холодная. О ее жизни ходили сотни легенд и сплетен. Точно неизвестно, во скольких фильмах она снялась, но историки уверяют, что их было не менее полусотни. А сохранились всего 5 - в известные времена фильмы не только запрещали и снимали с проката, но и смывали с пленок сотни дореволюционных лент. В истории отечественного киноискусства остаются совершенно необъяснимыми фантастический успех этой актрисы, всеобщая зрительская любовь и поклонение. Интерпретация судьбы Веры Васильевны легла в основу известного фильма «Раба любви» Никиты Михалкова, где революционная Россия с ее жестокостями и кошмарами резко контрастировала с внутренним миром утонченной актрисы.

В. Холодная снималась в кино всего четыре года, с 1915 по 1919 гг., но ее слава жива по сей день. По словам Надежды Вайнер, Холодная была символом того странного времени, когда страна жила между войной и революцией, эпохи «распятых кокаином» поэтов, расцвета «Бродячей собаки».

Вера Холодная (в девичестве Левченко) родилась 5 августа 1893 г. в Полтаве. Когда девочке было два года, семья переехала в Москву, где жила ее бабушка по материнской линии. Многие подмечали, что с детства Вера была «не от мира сего», много времени проводила со своими куклами, перед которыми разыгрывала сценки. Будущая актриса всегда стремилась погрузиться в какой-нибудь образ из иных реальностей. Неслучайно и ее увлечение балетом. После посещения Большого театра юная Вера уговорила родителей разрешить ей поступать в балетное училище. Ей удалось поступить, несмотря на то что она была совсем не худенькой, и даже получила прозвище «Полтавская галушка». Но уже через год консервативно настроенная бабушка настояла на том, чтобы забрать Веру из училища, поскольку считала, что для молодой девушки балет - занятие весьма сомнительное и даже безнравственное.

Вскоре у Веры появилось новое сильное увлечение - театр. В 1908 г. на гастроли в Москву приехала из Петербурга известнейшая актриса Вера Комиссаржевская. Вера Левченко буквально заболела игрой своей великой тезки, стала грезить театром.

Гимназию она окончила в 1910 г. На выпускном балу познакомилась с Владимиром Холодным, молодым юристом. Он читал ей стихи Н. Гумилева и сразу завоевал сердце юной мечтательницы. Вскоре они поженились, несмотря на неодобрение родителей. Владимир Холодный был одним из первых российских автогонщиков и издавал первую в России спортивную газету «Ауто». Заинтересовал гонками и жену, они вместе неоднократно попадали в аварии, чудом оставаясь в живых. Когда в 1912 г. у супругов родилась дочь Евгения, Вера перестала участвовать в гонках. Через год молодые родители удочерили еще одну девочку - Нонну.

Но семейное счастье вскоре было омрачено: наступила война и Владимира призвали на фронт. В поисках заработка Вера отправилась в мастерскую «Тимана и Рейнгарда», где в это время шли съемки «Анны Карениной». Вера снялась в двух эпизодах, но в большой роли ей отказали. Однако при просмотре материала на юную актрису обратил внимание совладелец мастерской Тиман. Он дал ей рекомендательное письмо к Евгению Бауэру, режиссеру-художнику конкурирующей фирмы «Ханжонков и К°», который в это время собирался снимать «Песнь торжествующей любви» по повести Тургенева. На главную роль ему требовалась женщина необыкновенной красоты; профессиональный опыт актрисы в этом случае играл второстепенную роль. Когда он увидел Веру Холодную, то был потрясен и сразу утвердил на роль.

Актриса Вера Холодная. 1910-е гг.

Искусствовед Виталий Вульф отмечает: «Ее красота с первого взгляда поражала всех - и мужчин, и женщин. Она была не просто красива, в ней было огромное обаяние, которое кинокамера только усиливала. Она была потрясающе киногенична, а на фотографиях получалась еще лучше. Особенно привлекали внимание ее огромные, с поволокой, серые глаза. Эти глаза буквально завораживали зрителей...»

Советский кинорежиссер, сценарист и актер Алексей Каплер оказался одним из тех, на кого в юности Вера Холодная произвела неизгладимое впечатление. В своих воспоминаниях он пишет: «Я уселся и приготовился иронически смотреть эту взрослую психологическую чепуху. Не помню уж сейчас названия картины, но оно было в стиле модных тогда "роковых страстей". Погас свет, пошла картина. И я впервые увидел на экране это незабываемое лицо, глаза Веры Холодной... Это не имело ничего общего с фотографиями, которые продавались в сотнях вариантов. Что-то мне совсем не смеялось. Я странно себя чувствовал. Когда героини не было на экране, я нетерпеливо ожидал нового ее появления. Первый антракт я неподвижно просидел в каком-то обалделом состоянии, уставившись на опустевшее полотно экрана. Теперь уж не помню не только названия, но и сюжета картины. Запомнилось только, что это была трогательная, мелодраматическая история несчастной, страдающей героини, которую было бесконечно жалко. Потом я почувствовал какое-то незнакомое, непонятное щекотанье в горле и пощипыванье в глазах... Примерно к третьей части я сидел, уже не шелохнувшись, и вместе со всем залом неотрывно следил за судьбой этой удивительной женщины. Состояние зала было похоже на какой-то массовый гипноз, и я невольно дышал единым дыханием со всеми, а выходя после сеанса, так же, как другие, прятал зареванные глаза. Куда вдруг девались мои Майн Риды и Нат Пинкертоны, "Тайны Нью-Йорка" и уличные драки!.. Что со мной случилось там, в темноте зрительного зала? Откуда появилась неотвязная мысль об этой удивительной женщине, потребность защищать ее, ограждать ее от опасностей?.. Не героиню картины, а ее - Веру Холодную... После этого дня правдами и неправдами я проникал в синематограф на ее картины, даже в тех случаях, когда детям вход бывал строго воспрещен. Кажется, я не пропустил ни одной ленты с ее участием. В анкетах, которые мне доводилось заполнять, стояли разные вопросы, но ни в одной из них не было вопроса о первой любви. А если бы он стоял, я должен был бы честно ответить: Вера Холодная. Да что я?.. Вся Россия была в нее влюблена!»

В августе 1915 г. пришло извещение о том, что поручик Владимир Холодный тяжело ранен в бою под Варшавой и находится при смерти. Вера немедленно оставила работу и поехала к мужу в госпиталь, где заботилась о нем, поражая своей самоотверженностью сестер милосердия. В Москву супруги вернулись вместе - Владимира отправили в отпуск «по ранению». За храбрость его наградили Георгиевским крестом и шпагой с золотым эфесом. А Вера была вынуждена срочно выехать с киногруппой в Сочи на съемки. Ей не дали отдохнуть - из-за ее отсутствия вся группа простаивала, а без нее съемки не могли состояться. Пока жена снималась, Владимир оставался дома один. В середине октября, даже не оправившись после ранения, он попросился обратно на фронт.

Веру стали называть «королевой экрана». На авторство этого титула претендовал Александр Вертинский. Он появился в доме Холодных осенью 1915 г. Младшая сестра Веры, Софья, так описывала их знакомство: «Впервые он появился у нас с письмом от Владимира Георгиевича - мужа Веры. Это было письмо с фронта. Я ему как раз открывала дверь. Вижу, стоит худющий-прехудющий солдатик. Ноги в обмотках, гимнастерка вся в пятнах, шея тонкая, длинная, несчастный какой-то. Он служил тогда санитаром в поезде - передвижном госпитале. Я провела его в гостиную. Он передал Вере письмо и стал приходить к нам каждый день. Садился, смотрел на Веру и молчал. Однажды попросил прослушать его. Это были какие-то никуда не годные куплеты. Вера честно сказала свое мнение. Потом он приносил еще и еще - и наконец Вере что-то показалось интересным. Она ведь сама очень хорошо пела старинные цыганские романсы, аккомпанируя себе на рояле... Вертинский посвящал ей одну за другой все свои песенки: "Лиловый негр", "В этом городе шумном...", "Где вы теперь?" и т.д.». В 1916 г. Холодная ушла из киноателье Ханжонкова и перешла к Дмитрию Харитонову. В 1918 г. Московский кинокомитет порекомендовал хозяевам ателье в целях воспитания вкуса публики больше экранизировать классику. Следуя этому указанию, в ателье Харитонова сняли «Живой труп» по пьесе Толстого, этот фильм считается одной из лучших экранизаций классики в русском немом кино. Вера Холодная сыграла роль цыганки Маши. Успех был так велик, что Станиславский предложил ей роль Катерины в театральной постановке «Грозы» Островского, но актриса решила остаться в кино.

Вера Холодная с Осипом Руничем в фильме «Последнее танго». 1918 г. В

1919 г. В. Холодная поехала в Одессу для завершения съемок фильма «Княжна Тараканова». Город был оккупирован немцами, но съемки шли полным ходом: кроме «Княжны Таракановой», были сняты еще несколько картин.

Софья вспоминала: «Наша жизнь в Одессе с момента прибытия была подчинена задаче ограждать Веру от поклонников и поклонниц. Если и в Москве Верина жизнь осложнялась этими людьми, то в Одессе это стало настоящей катастрофой. Вера бывала занята с утра до вечера. Зачем только мы в эту Одессу поехали! Может быть, Вера жила бы и жила. Там она заразилась этой ужасной "испанкой". В Одессе была настоящая эпидемия, и болезнь протекала очень тяжело, а у Веры как-то особенно тяжко. Все было сделано для ее спасения. Как ей хотелось жить! Перед домом нашим постоянно день и ночь стояла толпа молодежи. Вера говорила: "Володя там, в Москве, не чувствует, наверно, что я умираю". Все понимала, знала, что конец. Харитонов и Чардынин плакали, сидя на кухне. В половине восьмого вечера она умерла. Это было 16 февраля 1919 г. Хоронил ее весь город, буквально. Двадцать шесть ей было...»

Собор, где отпевали Веру, был переполнен. За гробом шли тысячные толпы. Похороны снимали на пленку, словно это был последний фильм Веры Холодной. Уже в марте ленту показывали во всех кинотеатрах. Владимир Холодный пережил жену только на два месяца - умер от тифа. Через месяц умерла и мать Веры. Соня Левченко осталась в Одессе и стала балериной Одесского оперного театра, где танцевала с 1920 до 1937 гг. В Одессе на Преображенской улице установлен памятник Вере Холодной.

Памятник Вере Холодной в Одессе


http://odnarodyna.com.ua/articles/3/2045.html


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Хусточка
Все статьи Михаил Хусточка
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04