Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Надо жить с надеждой, с верой, с упованием на милосердие Божие

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский  Викентий  (Морарь), Православная газета г. Екатеринбург

14.06.2011

Беседа с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием в эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

– Cлушаем вопрос из Новоуральска.

– У меня сестренка закончила учиться в вузе на политолога и не может найти работу. Она в смятении, решила уже идти учиться на врача, а учиться восемь лет; мы с родителями не знаем, что посоветовать ей. И в личной жизни у нее тоже не складывается ничего.

– Возможно, это какой-то призыв Божий, чтобы человек был ближе к Богу, к церкви, к церковной жизни. Тут надо искать ответ в церковной молитве, в церковном благочестии. А все остальное приложится, и Господь сделает все, чтобы устроиться в этой жизни: или работу найти, или учиться дальше. В Евангелии написано: ищите прежде Царствия Моего, и все остальное приложится вам.

– Звонок, на этот раз из Кемерова.

– Владыка, можно ли совершать утреннее и вечернее правило сидя?

– Лучше, конечно, читать вечернее правило стоя, но если сильно вы устали, если у вас есть какая-то немощь или болезнь и нет сил уже стоять, то можно сидеть и молиться.

– Спасибо, Владыка. Следующий вопрос: как устроить домашний иконостас, какие иконы в нем должны быть, и что делать, если планировка квартиры не позволяет сделать его на восточной стене?

– Мы должны стараться, чтобы святой уголок был на восточной стене, но если это невозможно, то хотя бы чуть правее или левее, но в сторону востока. А какие иконы должны быть? Конечно,  Христа Спасителя и Божией Матери в первую очередь, Николая Чудотворца, да и любые другие иконы, которые мы желаем. Сейчас ведь очень большой выбор имеется. Можно приобрести икону своего Небесного покровителя, того святого, имя которого мы носим. И все же очень важно помнить, что каждый святой имеет дерзновение перед Богом, и мы имеем веру, что и святитель Николай, и великомученик Пантелеимон являются исцелителями наших недугов. И святитель Спиридон Тримифунтский, и преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, блаженная Ксения, блаженная Матрона... Много  таких известных преподобных, которых мы почитаем, молимся им и имеем желание, чтобы они были в нашем доме.

– У нас звонок из Москвы;  мы вас слушаем.

– Мы слышали, что у вас в Екатеринбургской епархии очень длительное оглашение, 2-3 месяца, кажется. Известно, что людям малоцерковным трудно войти в смысл богослужения, а миссионерская концепция Русской Православной Церкви предусматривает, что богослужение может вестись на русском языке, чтение Евангелия может идти на русском языке. В практике Вашей епархии есть такое, что Евангелие или молитвы читают на русском языке?

– Нет, у нас нет такой практики. Мы всегда читаем на старославянском, потому что мы стараемся дать его знание  верующим. У нас есть церковно-приходские школы,  воскресные школы для взрослых, где преподают старославянский язык. И я думаю, что нет проблемы выучить свой родной, коренной язык и тем самым сохранить свои корни. Мы недавно отмечали праздник славянской культуры и письменности, чтили память учителей Словенских, равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык Апостол, Евангелие, богослужебные книги. И именно с них мы начали свое исповедование веры, свою грамоту мы получили от Церкви, она дала возможность людям читать, писать и учиться. И главное, что мы начали читать именно Евангелие. Люди читали эту священную Книгу и руководствовались ею, чтобы жить праведно, богоугодно, жить на пользу своей душе и телу.

Люди изучают многие языки, и английский, и французский, и немецкий, и китайский, и японский – так почему бы не изучить свой родной язык, который мы не должны никогда забывать и не должны никогда потерять? Мы должны гордиться, что у нас есть такой язык, и его нужно сохранить, как большое сокровище.

– Владыка, на проводе Оренбург.

– У меня сын погиб трагически; душа болит, я ходила в церковь, конечно... Скажите, правда ли, что при насильственной смерти человеку прощаются все грехи его?

– Есть такое понятие: кто убивает брата своего, то есть ближнего, как бы берет на себя грехи человека, которого он убил. И это большой грех, сугубый грех: никто не властен над жизнью человека, только один Бог – Господь дал жизнь, и только Господь может ее отнять. Вы должны молиться за своего сына, который попал в такую беду, с надеждой, что Господь помилует его, посетит Своей благодатью и дарует ему вечную радостную жизнь в Царстве Христовом.

– Жительница Екатеринбурга задает такой вопрос: «Средства массовой информации постоянно развращают нашу молодежь, постоянно показывают низменные передачи, которые пропагандируют зло и насилие. Есть ли у Церкви какое-то действенное средство, чтобы отвратить людей от этого, какие шаги предпринимаются?»

– То, что мы смотрим сейчас телеканал «Союз», это и есть те шаги, которые предпринимает Церковь, чтобы была альтернатива телеканалам, которые развращают народ. Смотрите телеканал «Союз», и будет все хорошо.

– Раба Божия Екатерина из Качканара спрашивает: «Сын с невесткой взяли из детского дома троих детей, которые были ранее крещены в детском доме. Одну девочку зовут неправославным именем, и я не знаю, как поминать ее в храме. Может, стоит посмотреть в святцы, и взять то имя православное, которое стоит в день ее рождения? Подскажите, пожалуйста».

– Во-первых, очень похвально, что вы взяли троих детей в свою семью, чтобы они получили хорошее воспитание в вере Православной, хорошую семейную традицию благочестивой жизни. А если вас смущает имя девочки, то можно посмотреть и в календаре, в день рождения этого ребенка, и чтобы дать имя этого святого ребенку, нужно прийти в церковь; священник знает, что нужно сделать.

– Следующий вопрос – из Сургута.

–  Мы с мужем прожили 23 года, но не в браке. Первый муж умер, остался ребенок, и мой нынешний гражданский муж крестил моего ребенка, он ему ведь не родной. Когда мы крестили его, мы говорили священнику, что живем вместе как супруги, и нам ничего не сказали против. А сейчас, когда мы решили обвенчаться, нам не дают разрешение на Венчание и говорят, что это грех большой. Что делать?

– Созвонитесь с нашим дежурным, мы определим время, встретимся с вами, вы более конкретно объясните ситуацию,  и как-то решим этот вопрос.

– Раба Божия Варвара задает такой вопрос: «Мой сын принял монашеский постриг, ему 30 лет, решение его осознанное. Мы с мужем ему не препятствовали, поддерживали, сейчас он живет в монастыре. Но нам хочется с ним общаться, по-прежнему называть его мирским именем, а он просит не делать этого. Как нам сейчас себя вести в отношении сына, как  с ним общаться, чтобы не травмировать его чувства, но и свои чувства не умалять?»

– Раз он добровольно принял такое решение, причем в  зрелом возрасте, то препятствовать сыну не стоит. Конечно, в монашестве принимается новое имя, и вы должны уважать решение своего сына и называть его тем именем, которое он принял в монашестве. А вообще вы можете общаться с ним, как и все родители общаются с детьми, приходить, вместе участвовать в богослужении, исповедоваться, причащаться, жить по-христиански, церковно, и помогать друг другу в возрастании в меру возраста Христова.

– Звонок из Екатеринбурга, задавайте свой вопрос...

– Владыка, у нас такая ситуация: похоронены рядом дедушка и бабушка, во время установки памятника перепутали надписи, и теперь имя и отчество дедушки находится над могилой бабушки, а имя и отчество бабушки – над могилой дедушки. Как к этому относиться? Или нужно переделывать памятник?

– Конечно, плохо, что так случилось. Но, насколько я понимаю, это капитальный памятник, переделывать все очень сложно. Все равно они рядом находятся, и Господь знает, кто где похоронен. Надписи-то делаются для живых людей, чтобы мы знали, что здесь похоронены такие-то люди, могли их поминать. А если надписи поменяли местами, я думаю, здесь большого греха нет. Ведь если мы хотим помянуть человека, мы называем его имя, а Господь слышит наши молитвы и знает, где он находится.

– Любовь из Омска спрашивает, возможно ли исцелиться от беснования? Если да, то  где и как это происходит?

– Мы должны понимать, что любая болезнь есть следствие греха, и беснование тоже следствие какого-то греха. Чтобы по-настоящему исцелиться, нужно искать в себе тот грех, который есть причина  беснования. И если найти этот грех через покаяние, то можно надеяться, что Господь даже без того, чтобы отчитывать, может исцелить человека. А если вы чувствуете, что ваши силы ослабли, конечно, нужно обращаться с молитвой к Богу, в первую очередь, или в церковь. Есть некоторые места, где специально отчитывают от беснования – в Троице-Сергиевой Лавре и некоторых других монастырях. И там можно помолиться, там могут помочь. Но это надо делать уже после того, как человек исправил свою жизнь, когда он живет уже благочестиво.

– Следующий вопрос задает раб Божий Александр из Екатеринбурга: «Владыка, я читаю Псалтирь по болящей девушке, правильно ли я делаю, и какова вероятность, что она будет исцелена?»

– Правильно, что читается Псалтирь, это очень хорошо, но вероятность исцеления зависит от веры того, кто читает. Мы знаем из повествования: когда больного расслабленного человека на носилках принесли к ногам Спасителя, Господь исцелил его по вере людей, которые принесли этого больного. Так и здесь. Я всегда говорю, что если имеешь хоть малую веру, все возможно верующему: «По вере вашей дано будет вам».

– Звонок из Новосибирска.

– Чтобы читать Псалтирь за покойного, обязательно нужно благословение?

– Если вы возьмете благословение, это будет хорошо, а так, теоретически, мы все имеем благословение непрестанно молиться, по заповеди апостола Павла. И в наше правило входит чтение Ветхого Завета, а Псалтирь входит  в него.

– Еще один вопрос. Вот Вы говорили об иконостасе домашнем.  На один иконостас можно ли ставить две иконы Богородицы или какого-то святого?

– Да, можно.

– Антонина спрашивает: «Я человек старообрядческой веры, но хожу в православный храм, правда, не приступаю к таинствам и обрядам. Правильно ли я делаю?»

– Это неплохо, что человек любит Церковь Православную и ходит в храм, и молится. И вам уже ничто не мешает принять Православие. Старообрядцам принять Православие очень легко – через Миропомазание. И приняв таинство Миропомазания, человек уже переходит в лоно нашей Церкви и может приступать к церковным таинствам.

Беседовал Сергей Юргин

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at51743 




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме