Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Любить с широко открытыми глазами

Елена  Санаева, Нескучный сад

04.06.2011

Елена СанаеваЕлена САНАЕВА -- яркая актриса. Сразу вспоминается ее Лиса Алиса из «Приключений Буратино...». Но она предпочла другую главную роль -- супруги Ролана Быкова. Намеренно ушла в его тень, чтобы быть любящей женой и товарищем в работе. А в последние его годы, когда он тяжело болел, стала самой главной его опорой. После его смерти все свои силы направила на сохранение и публикацию наследия мужа. В таких примерах единомысленного и верного супружества будто приоткрывается завеса над тайной слов апостола: «И будут два в плоть едину».

Биографическая справка

Елена Всеволодовна Санаева родилась в 1943 году в Куйбышеве. Отец -- актер Всеволод Санаев. Окончила актерское отделение ГИТИСа. Снялась в 37 картинах, в частности, в фильмах Ролана Быкова «Нос» (1977), «Чучело» (1983), «Я больше сюда никогда не вернусь» (1994). Прославилась как актриса небольших, острохарактерных ролей в «Приключениях Буратино» (1975), «Приключениях Али-бабы и сорока разбойников» (1979), «Раз, два -- горе не беда!» (1988) и др. Вице-президент Детского фонда им. Р. Быкова. Играет в театре «Школа современной пьесы». Работает над публикацией творческого наследия Р. А. Быкова. Мать известного писателя, режиссера и сценариста Павла Санаева.

Мать-родина

-- Елена Всеволодовна, каково это -- быть женой гения?]

-- Это вы его так назвали. Хотя Ролан таковым и был. Нелегко, конечно, но и счастье это большое. Счастье, потому что ты любима. Влюбленность ведь приходит мгновенно, а любовь -- это путь. На этом пути мы оба не жалели сил: строили наши отношения, боролись за них. Человек он был рабочий, трудился непрерывно, а я моталась за ним, иногда мы вместе снимались. Основной заработок -- творческие встречи со зрителями. Так мы с ним двадцать пять лет и проездили. Самым главным для него было не то, что он заработал и купил, не то, что мы нажили, а то, что происходило в его профессии, в искусстве. Я это абсолютно разделяла.

-- Ролан Антонович как-то назвал вас матерью-родиной.

-- До встречи со мной ему легче было находиться вне дома. Мне пришлось его приучать к тому, что у него есть семья, дом, где его ждут и любят. Помню, в первое время поздно вечером на такси (тогда такси дешево стоило) в поисках Ролана объезжала Дом композитора, Дом кино, ВТО. «Где ж я еще-то не была? Дай-ка на "Бега" заеду». Действительно, сидит в ресторации, оживленно беседуя с какими-то мужиками. Тут я нарисовалась: «Ролочка, такси тебя ждет». Он говорит: «О, ребята, моя пришла, извините». А в такси сказал: «Все, мать, я понял, ты -- родина». Его потрясло, что я ездила за ним, искала и аж на «Бегах» его нашла.

-- Вам полностью пришлось взять на себя бытовую сторону жизни?

-- Я бы так не сказала. Мы же были страной тотального дефицита -- а поскольку Ролан Антонович был актером очень узнаваемым, то иногда делал набеги на магазины. Самое активное участие принимал в ремонте нашей квартиры. Дачу, довольно скромную, я, правда, строила сама -- он на нее зарабатывал, а я была прорабом. Естественно, Ролан не кашеварил. Даже если бы обед стоял на плите готовым, он бы не подошел и не разогрел. Ему надо было подать и проследить, чтобы поел и лекарство принял. Но я не видела в этом особого подвига.

Родом из ТЮЗа

-- Почему Ролан Антонович, будучи актером широчайшего диапазона, как режиссер в основном занимался детским кино?

-- Он ведь родом из ТЮЗа -- Театра юного зрителя, в котором служил после окончания училища, играл по 53 спектакля в месяц. И навсегда полюбил этого зрителя. Там ведь, если дырка в действии, зал моментально начинает отвлекаться: вертеть номерки, конфетки жевать, соседа по ряду тормошить. Чтобы удержать внимание детей, действие должно активно развиваться. Но трудно представить более благодарного, отзывчивого зрителя, более открытых глаз и искренней заинтересованности в происходящем на сцене.

-- В чем секрет изумительной работы Ролана Быкова с маленькими исполнителями?

-- Быков прежде всего находил актерски одаренных детей, при этом точно зная, кто ему нужен. В «Автомобиле, скрипке...» в роли Кузи снимался замечательный Сашенька Чернявский четырех лет. На кинопробе Ролан ему тихонечко подсказывал: «Сашенька, скажи: "Собака-собака, я приделаю нам с тобой крылья, и мы полетим в жаркие страны"». Сашенька повторяет, глаза у него постепенно наполняются слезами: «Мы полетим с тобой в жаркие страны... только с ма-а-а-мой!» Как не взять на роль такое нежное существо, абсолютно верящее в предлагаемые обстоятельства. С ребятишками постарше гораздо сложнее. Как говорил Ролан Антонович, «одиннадцать-тринадцать лет -- возраст не откровенности».
Вообще в сердце Ролана умещались все дети, с которыми он сталкиваться на съемочной площадке. Он с ними никогда не сюсюкал, на корточки перед ними не присаживался, разговаривал на уровне уважения. Дети всегда чувствуют, когда к ним относятся как к личностям. На съемочную площадку их приводили, когда кадр был практически выстроен. Ролан Антонович всегда был готов к съемкам, мизансцена расписана, свет установлен. Кроме того, маленькие дети не могут работать по семь-восемь часов подряд. В «Телеграмму», например, Ролан взял близнецов: один был поживее, другой -- полиричнее. Один снимался первую половину дня, другой -- вторую.

-- Мало кто видел последний фильм Ролана Быкова «Я больше сюда никогда не вернусь», снятый в 1994 году. Почему он канул в безвестность?

-- Каким-то образом картина попала в интернет, где ее смотрят. Это был проект ЮНИСЕФ, на который бельгийским продюсерам выделили деньги для создания телевизионного фильма о положении ребенка в мире. Шесть новелл от ведущих режиссеров разных стран. Со стороны России пригласили Ролана Быкова, оператором был замечательный Георгий Рерберг. Получилась пронзительная история шестилетней Любы, которая покончила собой после того, как ее избила и выгнала из дома пьющая мать. К сожалению, бельгийские продюсеры нарушили все контракты: Быков не получил ни копии фильма, чтобы показать ее на Московском международном фестивале детского кино, ни денег за свою работу. Ролан Антонович сказал тогда: «Не знаю, кто хуже -- начальники из Госкино, которые мне что-то запрещали, или эти бандиты, которые мягко стелили, но жестко оказалось спать». Тем не менее картина не потеряла актуальности. У нас почти два миллиона беспризорных, как после Гражданской войны. Если не изменится «чудовищный оскал капитализма», прогнозы для нас самые мрачные.

-- В фильме про Любу как раз снималась девочка из детского дома?

-- Ниночку и ее брата собирались отдать в детский дом, потому что их мать сильно пила. Мы с Роланом приметили ее во время телемоста и утвердили на роль. Нина прожила у нас около полугода, мы ей исправили глазки -- у нее была сильная косина, несколько раз отправляли в санаторий. Потом Советский Союз распался, ее родной Узбекистан стал независимым государством, и нам пришлось вернуть Ниночку обратно. Через год Ролан Антонович вытащил ее в Москву для участия в кинофестивале, где она получила на приз -- поездку во французский Диснейленд. Потом в Узбекистане ее отправили в коррекционный детский дом. Лишь через двадцать лет мы с ней встретились в телепрограмме Малахова. Нина одна растит двоих детей, мать спилась и умерла, брат воровал, сел в тюрьму, где и умер. Один мальчик у Нины родился с пороком сердца и эпилепсией. Но ей даже отказали в пособии, положенном на ребенка-инвалида. Живет она впроголодь. Не могу спокойно об этом говорить. Московские врачи сказали мне, что существует небольшая квота на операции деткам из СНГ. Но все равно деньги на дорогу нужны немаленькие. Я попросила Нину выслать мне документы на ребенка -- для консультации с врачами. Хочу попытаться ей помочь.

«Косцы косят, а трава не падает»

-- Скажите, а сейчас детское кино у нас совсем прекратило существование?

-- Да его нет вообще. Ролан Антонович Быков отдал свои последние годы искусству для детей. В 1989 году он организовал Международный фонд кино и телевидения для детей и юношества. Там было создано 86 художественных фильмов, многие из которых получили призы на мировых фестивалях самой высокой пробы. Но в девяностые годы умер прокат, так что эти фильмы на большой экран не вышли. Быков добивался, чтобы часть картин показали по телевидению, но там его спросили, кто будет оплачивать эфирное время. Это был отчаянный период. Если вспомнить фильм «Айболит-66», то для детей это -- сказка, а для взрослых -- философская клоунада в жанре мюзикла. Если говорить о «Чучеле», то там герои -- дети, но фильм и для взрослых. Те же картины, которые сейчас идут на экране, родителям вместе с детьми просто неловко смотреть.

-- Отдельные фильмы все же случаются. Недавно вы ведь снимались в детской картине «Старая новая сказка»?

-- Я сыграла в ней роль Бабы-яги. Проката у фильма не было. Затрачен на него был миллион долларов, но, думаю, что реально -- гораздо меньше. К примеру, были запланированы натурные съемки в деревне, но вместо двух недель уложились в шесть дней. Сцену покоса снимали в павильоне, на хромакее. И на экране получилось, что косцы косами машут, а трава не падает. Кино для детей и юношества -- это прежде всего жанры: приключения, сказка, фантастика. А это значит большой бюджет. Там не бывает: канарейку за копейку, чтобы пела и не ела.

-- Есть мнение, что воспитательная роль искусства сильно преувеличена.

-- Взрослых действительно трудно переделать. Хотя бывают произведения, способные потрясти до основания. Но детям искусство дает то, что непременно останется в душах. Помню, как я в школьные годы ходила в Пушкинский музей на лекции по искусству с показом диапозитивов -- Древний Египет, Средневековье, Возрождение. Мне открывался целый мир, совершенно отличный от коммунальной квартиры, в которой я жила. Мне было три года, когда родители взяли меня на фильм «Сельская учительница». На другой день мама из кухни услышала какой-то разговор в комнате. Она вошла и замерла. Из-за шкафа, где был уголок для моих игрушек, раздавался мой голос: «Вы хотите меня убить? Что ж, убейте. Я научила ваших детей читать и писать. Так убейте меня!» Вся кокетка на моем платьице была залита слезами -- такое сильное впечатление на меня произвел этот взрослый фильм. Как же можно сбрасывать со счетов кино и телевидение для детей, ведь это душеобразующие вещи. Сейчас по всем телеканалам идут сериалы с мордобоями, с какими-то стервозными женщинами, которые все время кого-то предают, что-то у кого-то вымогают. На этих сюжетах можно поиметь сиюминутную финансовую выгоду, но ведь это прямая дорога к убийству души. Ролан Антонович мечтал, что будет канал, целиком отданный юным, с занятиями гимнастикой для деток маленьких и старших, чтобы были познавательные передачи, часы педсоветов, родительских собраний, на которых взрослые и дети общались бы друг с другом. Не «Давай поженимся», а «Давай подружимся» -- как жить в коллективе, как находить друзей. У него была целая программа «Дети -- экран -- культура».


«Тебя Бог специально выдумал и послал мне», - говорил Елене Санаевой Ролан Быков. Сын Елены Павел Санаев как-то сказал, что «без мамы Ролана ждала участь актеров, которые сгорели в огне собственного темперамента». Кстати, в отличие от сюжета книги «Похороните меня за плинтусом», в последние годы жизни мама Елены Санаевой примирилась с ней в том числе благодаря Быкову

 

Актерское служение

-- Елена Всеволодовна, как вам кажется, не рискует ли актер душевным здоровьем, «уходя» в роль?

-- Если безусловно поверишь в предлагаемые обстоятельства, то играя, допустим, Макбета или Бориса Годунова, можно оказаться в психиатрической больнице -- в самом деле, будут мальчики кровавые в глазах. И все же актер обязан заразить зрителя своим героем, а для этого нужно влезть в шкуру своего персонажа. «Натягивать» на себя, прилаживать к себе своего героя дело тяжелое, особенно в хорошей драматургии.

-- В последнее время серьезное актерское служение становится редкостью.

-- Недавно ходила в один театр: зал битком, а я после первого же действия ушла, потому что помню в этом театре совсем другие спектакли. Что-то изменилось. Последний раз я заплакала, когда смотрела передачу, посвященную Питеру Бруку. Там была сцена из «Вишневого сада». Что это было за чудо! Я впервые увидела настоящего Чехова.
Думаю, сейчас в театре глубокий кризис, несмотря на то что зрители туда по-прежнему ходят. Актеры есть очень хорошие, режиссеры талантливые, но... чего-то не хватает.

-- Может, в этом отчасти вина зрителей, которые хотят только развлекаться?

-- Не совсем так. Когда на сцену выходит Алиса Фрейндлих и играет смертельно больного мальчика в спектакле «Оскар и розовая дама», она не думает о том, что нужно развлекать. И зрители, стоя, минут десять ей аплодируют, потому что понимают: человек вышел на сцену с полным уважением к сидящим в зале, чтобы поделиться драмой уходящего из жизни юного существа. Люди откликаются на это всей душой. А рядом существуют абсолютно другие вещи -- стремление развлечь любой ценой: каким-то непотребством, дешевыми хохмочками.

-- Может, это вопрос генераций? В искусство пришло другое поколение.

-- Мы увидели другое поколение в фильме Гай-Германики «Школа». Кто-то говорит, что это не похоже на нашу школу, кто-то узнает в фильме реальную жизнь, но уверен, что такое не стоит показывать. А ведь это срез. Если люди всех сословий разговаривают на полумате, это о чем-то говорит. Поэтому честь и слава тем художникам, которые не принимают таких правил жизни и игры, всерьез тратят себя на серьезное дело искусства и находят тех, кому это созвучно.

«Жизнь на вырост»

-- Книжка Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» произвела на меня подавляющее впечатление, словно страшная сказка. Но -- со счастливым концом. Потому что в финале появлялся спасающий, любящий отчим.

-- В книге описан совсем не Ролан Антонович. Для того чтобы представить, что Ролан Быков и безвестный художник из Сочи -- одно и то же лицо, надо совсем не иметь воображения. Все же это не автобиографическая книга, художественное произведение, а не документальная повесть. Я рада, что многие читающие ее вспоминают своих бабушек и дедушек, мам и пап и находят похожие ситуации из своей жизни. Естественно, кинематографисты, которые прочли книгу, удивлялись: «Как же Павел Санаев представил своих бабушку и дедушку, маму и отчима в таком виде?» В этой повести, конечно, есть элементы его жизни. Та ситуация, когда он жил у бабушки и его не отдавали маме, когда свидания с мамой превращались в муку, -- это правда. Но, повторю: это не документальная повесть.

-- Часто бывает, что сыновья, вырастая, сильно отдаляются от мам. Как вам удалось сохранить с Павлом доверительные отношения?

-- Так получилось -- и с его стороны, и с моей. И Ролан помог. Как-то раз, когда я была Пашей недовольна и стала на него, как теперь говорят, наезжать, Ролан Антонович сказал замечательную фразу: «Давай не будем к нему объективными. Этого и без нас хватит. Давай его просто любить». Как бы Ролан ни был занят, как бы себя ни чувствовал, он всегда находил время вести с Пашей важные, доверительные разговоры, которые порой длились часами. За что мы с Пашей навсегда ему благодарны. Сейчас у сына своя семья -- жена Алена. Все идет своим путем. А я, слава Богу, не та свекровь, которая лезет в каждую кастрюлю.

-- К тому же у вас своих дел хватает -- хотя бы по изданию наследия Ролана Быкова.

-- Я только молю Бога, чтобы дал мне время успеть опубликовать еще многое: статьи, интервью, письма Ролана Антоновича. И может быть, закончить его незавершенную документальную картину «Портрет неизвестного солдата». Ведь потому я и взялась снимать фильмы о Юрии Росте, об Алексее Германе, чтобы овладеть профессией документалиста и окончить картину Ролана. О нем я сделала фильм «Жизнь на вырост», в котором мне хотелось побольше рассказать о Быкове -- режиссере, показать его гражданином, философом, поэтом. Как он сам говорил: «Я всю жизнь с собой возился». Мальчик из коммуналки, где сорок четыре комнаты на одну кухню. Отец ушел из семьи, жили довольно бедно. Но какая была жадность к жизни, какая огромная отдача! Для себя ему нужны были только чистая рубашка и три рубля на такси -- больше ничего. Главным было служение своему зрителю, искусству, служение своей стране -- без громких слов. Потом таких людей стали называть совками. Но мы совками не были -- любили свою страну с широко открытыми глазами. В первую очередь любили, а во вторую -- страдали из-за того, что в ней было скверным.

Валерия ГОРЕЛОВА


http://www.nsad.ru/index.php?issue=80&section=10029&article=1465&print=1




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме