Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Без родины. Заметки по черкесскому вопросу

Елена  Пустовойтова, Фонд стратегической культуры

04.06.2011

Совсем недавно, сообщает турецкая газета «Hurriyet», тысячи потомков выселенных в Турцию черкесов провели в Стамбуле на площади «Бешикташ» многотысячную демонстрацию в ознаменование 147-й годовщины исхода их предков с Кавказа. Главное идеологическое оружие демонстрантов, как и вообще всей черкесской диаспоры за рубежом, - утверждение о том, что на закате XIX века полтора миллиона черкесов были депортированы властями Российской империи в Турцию, при этом треть из них по дороге погибла. Стало быть, есть моральное право осудить депортацию и гибель предков, потребовать признания тех событий геноцидом.

Сразу замечу: несмотря на поднятую вокруг черкесов шумиху, в Турции они национальным меньшинством не признаны. В «кавказскую» группу там входят потомки всех кавказских народов, переселившихся в Османскую Империю во второй половине девятнадцатого века. Вот что говорит, например, по этому поводу турецкий писатель черкесского происхождения Реджеп Генел: «Даже название нашей ассоциации содержит лишь слово «Кавказ», поскольку мы не имеем юридического права использовать слово «черкесский» в наших названиях (выделено мною. - Е.П.). Когда мы требуем уважения наших прав, то мы ссылаемся на опыт курдов, которые пытаются достичь того же. Может быть теперь наша очередь? Но то, что мы требуем, в сущности, укладывается в основные права человека».

Запомним эту ремарку Генела и вернемся на пару недель назад, когда парламент Грузии проголосовал за резолюцию «О признании геноцида черкесского народа, осуществленного Российской империей во время войны на Кавказе в 1763-1864 гг.». Причем проголосовал в присутствии представителей черкесской диаспоры, приглашенных на заседание. Решение о геноциде черкесов в 1864 году грузины приняли «на основе «Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны», принятой в Гааге 18 октября 1907 года. После августовской войны 2008 года в Тбилиси стали очень внимательны к «черкесскому вопросу». Уже через год в Тбилиси при поддержке Джеймстаунского фонда (США) прошла конференция, посвященная прошлому и настоящему черкесов. В ней приняли участие и представители черкесских организаций из республик Северного Кавказа. Такая же конференция прошла в марте 2010 года.

Считается, что расселение в XIX веке черкесов на равнине для прекращения набегов этих и других горцев давало им возможность перейти к мирной жизни. И они переходили, - те, кто хотел. Кто нет - уходили к туркам, главному врагу России на ее кавказских границах в ту пору. Решение о переселении принимала, как правило, не русская администрация, а вожди черкесов, не пожелавших жить под властью «неверных». А сейчас из-за границ России несутся вопли о «геноциде». В основном - из «благословенной Америки», так что с неё и начнём...

* * *

1 августа 1923 года пассажирское судно «СС Константинополь» причалило к острову Эллис. Среди прочих эмигрантов из Европы, на американскую землю сошли в поисках лучшей жизни и несколько семей черкесов, как они сами себя назвали при регистрации. Если поименно, то это были Кадир Гирей Султан, его жена Вагида и их сын, только начинающий ходить Чингис Хан. Натирбов Кучук, его жена Фатима и дети Мухаммед Гирей, Зулефа, Анзаур и Лейла. Натирбов Ислам Гирей, его жена Шихарбан и трехлетний сын Хаджи Мурат. А кроме того - Шерлутокова Зайрета, Шерлутокова Зиза, Шипшев Азраил и его жена Марьям, Шипшева Фатима, Тчояков Хамид и Тчояков Фердаус.

Это и есть «первая волна» адыгейцев в Америке, ставших сегодня «знаменем» кампании против проведения Олимпиады 2014 года в Сочи.

В 1919 году они бежали от русской революции из Новороссийска в Константинополь, где и жили как беженцы в течение двух с половиной лет. Бежали с умом и не без копейки в кармане, поскольку, когда турецкий султан выделил один из своих летних домов для черкесских беженцев, «они сумели создать счастливую атмосферу» в «черкесском доме» и, пишет Кадыр Натхо, «приступили к приемам, на которые они пригласили видных турецких государственных деятелей, а также союзников, в том числе был приглашен американский Верховный комиссар адмирал Бристоль». На этих приемах адмирал так высоко оценил «характер, манеры и воспитание этой группы черкесских аристократов», что он обратился в Госдепартамент США с предложением переселить их за Атлантику.

Как пишут теперь потомки первоэмигрантов, черкесы «пользовалась уважением и восхищением высшего общества Нью-Йорка», а «их гордость и чувство собственного достоинства не могли долго быть незамеченными в новой среде, и это снискало им уважение».

За «первой волной» последовала и вторая. После изгнания фашистской армии с территории СССР, многие черкесские семьи «оставили свою родину при различных обстоятельствах, - скромно указывает автор «Черкесов в США» Кадыр Натхо. - Некоторые из них были беженцами, другие были высланы немцами или стали военнопленными, борясь против немцев. Однако они все имели общее: были жертвами обеих диктатур - коммунистического режима России и фашистской нацистской диктатуры Германии... Некоторые из беженцев, потомки черкесских кулаков и буржуазии, родители которых были сосланы в Сибирь, были подвергнуты преследованиям со стороны коммунистической диктатуры и оставили свою страну с отступающими немецкими силами в поисках свободы».

Если верить этому зарубежному автору, «когда советская Армия сломила немецкую линию фронта в Кавказе 17 января 1943, большинство мужского населения этого региона в возрасте шестнадцать и старше убежали из своих домов до соседних деревень. Они сбежали в опасении, что могут быть обвинены в сотрудничестве с немецкими силами и будут строго наказаны, сосланы или застрелены на месте».

Неспроста, видимо, беспокоила их эта мысль. Привожу данные портала «Джегуако», открытого при поддержке представителей Всемирного адыгского братства. К февралю 1942 года «немцы создали в составе Германских вооруженных сил северокавказские легионы из числа военнопленных и добровольцев: 800, 801, 802, 835, 836, 842 и другие батальоны. Общее количество северокавказцев, принимавших участие во 2-й мировой войне на стороне немцев, составляло более 28 000 чел. В это число входили северокавказцы, принимавшие участие в рабочих батальонах и в специальных беженских бригадах Тойэрманна, в двух Бергманнс-батальонах, в двух батальонах под командой Нидермайэра, в специальных частях для охраны нефтяных источников, в Бранденбург- Дивизионе и других. Северокавказские добровольческие части находились на Кавказе - в Кабарде, около Грозного и Мальгабека, на Украине - в районе Миргорода, Днепропетровска и Каменец-Подольска, в России - под Ленинградом, в Польше - в с. Веселом близ Варшавы. 835 батальон находился в Голландии, а 836 - в Дании. Последний целиком сдался англичанам, но последние передали всех большевикам. Все батальоны Бергманна боролись на Перекопе в Крыму, потом в Югославии и Греции. Они были также в Шербурге, Франции и Германии. В каждом батальоне находились представители народностей Северного Кавказа: дагестанцы, чечено-ингуши, осетины, карачай-балкарцы и адыги».

«Антисочи»

Третья волна черкесских эмигрантов зародилась в 50-е годы и продолжается поныне. Как пишет все тот же Кадыр Натхо, «в течение следующих лет рост черкесской иммиграции в Соединенные Штаты начал увеличиваться. Они начали приезжать сюда из Иордании, Сирии, Турции, и Западной Германии, с помощью их друзей и родственников при содействии Черкесской Благотворительной Ассоциации (CBA) и Фонда Толстого. Этот поток черкесской иммиграции в Соединенные Штаты достиг своего пика вскоре после арабско-израильской войны, когда черкесские деревни в регионе Голанских высот Сирии были разрушены и захвачены Израильским государством. Они приехали сюда из Сирии, большинство через Иорданию, а так же через Западную Германию и Грецию. Число черкесских иммигрантов, прибывающих в Соединенные Штаты, снизилось в 1980-х, но все еще продолжает постепенно расти через тот же самый процесс и через браки между черкесской диаспорой на Ближнем Востоке и Турции».

Сами американские черкесы считают, что их там проживает,  в основном в Патерсоне, штат Нью-Джерси,  около 5 тысяч. Хотя отсутствие таких данных в «Современной энциклопедии 2000» указывает на то, что их там значительно меньше: «Черкесы (самоназвание адыгэ) - народность общей численностью 270 тысяч человек. Основные страны расселения: Российская Федерация - 51 тысяч человек, в т.ч. Карачаево-Черкессия - 40 тысяч. Другие страны расселения: Турция - 150 тысяч, Сирия - 35 тысяч, Ирак - 15 тысяч, Иордания - 10 тысяч, Иран - 5 тысяч. Язык - кабардино-черкесский. Религиозная принадлежность верующих: мусульмане-сунниты».

Не касаться прошлого, чтобы разобраться в том, почему так не мила американским черкесам сочинская Олимпиада, не получится. Они сами сделали ключевым в этом вопросе итоги Кавказской войны XIX века, в результате которой установилась граница между Россией и Турцией - многовековым врагом русских на южной границе от Крыма до Каспия. И дело здесь не в том, что во время войны малые народы Кавказа могли стать «разменной монетой» в противостоянии двух мощных держав. Рупор чеченской диаспоры в США сайт «Антисочи» заявляет: «По решению МОК, местом проведения зимних Олимпийских игр в 2014 г. должен быть город Сочи. Кавказский мир, а также кавказские диаспоры, рассеянные по всему миру, выражают свое чрезвычайное возмущение по поводу этого факта. Фактически, местом проведения Олимпийских игр является кладбище их именитых предков, которые героические пали в неравной борьбе. Сражением, происшедшим у Красной Поляны 21 мая 1864 г., победой царизма закончилась многолетняя Русско-Кавказская война. После захвата последнего села, началось полноценное осуществление плана Ермолова и Лазарева, главным принципом которого был девиз «нет людей - нет проблем». Они стирали села с лица земли и безжалостно вырезали население».

«Сражение у Красной поляны» - первая ложь, используемая движением «Антисочи» и активно поддерживаемая на Северном Кавказе. К примеру, Руслан Гуажба, научный сотрудник Абхазского Государственного музея, сегодня прямо задает вопрос: «Почему до сих пор насильственно изгнанные с родины горцы Кавказа не имеют статуса беженцев?» Могу предположить: потому только, что претендовать на этот статус, введенный Женевской Конвенцией ООН в 1951 году, с одной стороны, просто некому. А с другой - постановка вопроса абсурдна, ибо этот статус уравнивает беженца в правах с гражданами того государства, куда он сбежал. Однако применительно к черкесам, оставившим родину полтора века назад и попавшим в Америку, и без того не применялись никакие дискриминационные меры. Наоборот, как пишет в заключение своего монументального исследования «Черкесы в США» Кадыр Натхо, «черкесское сообщество в Соединенных Штатах Америки сделало гигантский шаг вперед в относительно короткий промежуток времени. Однако нужно иметь в виду, что они только начали пожинать плоды своих усилий. Если они, будут продолжать в том же темпе, то их достижения станут еще более яркими и впечатляющими...».

Однако вернемся на Красную поляну, где пройдут соревнования Олимпиады-2014. Как пишет в местной газете некто Андреа Александер, «вам придется кататься на лыжах на могилах наших предков, если вы позволите провести Игры в 2014 году, как запланировано в России. Члены черкесского культурного общества в Тотове (Totowa), вместе с родственными организациями по всему миру, возглавляют кампанию по недопущению проведения Зимней Олимпиады 2014 года в Сочи, - бывшем Капитолии их исторической родины».

Общий рефрен всех пишущих на эту тему авторов-черкесов таков: «Российские войска бесчеловечным образом выдворяли их предков почти 150 лет тому назад за пределы области, которая находится между Черным морем и Кавказскими горами. С тех пор жизнь потомков тех выживших продолжается в изгнании, и они не хотят, чтобы на этих же землях проводили международные торжества и игры».

Можно до бесконечности разнообразить такие высказывания, но суть их не изменится: русские войска изгоняли силой оружия из аулов мирных черкесов в Турцию.

При этом остается в густой тени сама история взаимоотношений России с Северным Кавказом, - хорошо изученная, богатая документальными свидетельствами и признанная в мировой исторической науке. К примеру, то, что на протяжении всей войны русское правительство предоставляло покоренным горцам выбор: переселяться на кубанскую равнину или перейти границу с Турцией. За чертой понимания, а стало быть, и признания, «антисочинцы» оставляют полутысячелетнюю историю, которая хранит данные о том, что после распада Грузии в 1460-х годах на несколько отдельных царств и княжеств - Картли, Кахети, Имерети, Самцхе-Джавахети - их правители неоднократно обращались к русским царям с просьбами о покровительстве. Что еще в 1557 году был заключен и военно-политический союз России с Кабардой, князь которой Темрюк Идаров отдал свою младшую дочь Кученей в жёны Ивану Грозному. В 1582 году жители окрестностей Бештау, стеснённые набегами крымских татар, отдались под покровительство русского царя. Кахетинский царь Александр II, стесняемый нападениями Шамхала Тарковского, отправил в 1586 году посольство к царю Феодору, изъявляя готовность вступить в русское подданство. Карталинский царь Георгий Симонович также присягнул на верноподданство России...

На всех национальных окраинах Российской Империи местные народы сначала просили у русских защиты, а потом, поднявшись на ноги, если находили это выгодным, плевали русским в спину, а нередко и стреляли в нее.

По такому сценарию развивалась и ситуация на Кавказе - арене столкновения интересов России и Персии, а затем и Турции.

Согласно Георгиевскому трактату 24 июля 1783 года, грузинский царь Ираклий II был принят под покровительство России. Для обороны границ Грузии было решено держать там 2 русских батальона с 4 орудиями. Однако едва ли не большую часть времени и сил батальоны расходовали на то, чтобы отражать нападения на Грузию местных горских племен - аварцев, лезгин, чеченцев, закубанских горцев.

Если у кого-то и есть желание подсчитать, чьей крови пролилось на Кавказе больше, - причиной тому исключительно политическая конъюнктура. Активисты движения «Антисочи» не скрывают, что решение МОК о проведении Олимпиады в России дает им шанс громко заявить о себе в политике. Есть люди, которые пожертвуют ради этого всем - не только своей, а тем более чужой родиной.

* * *

Миф о «Красной поляне» - краеугольный камень антисочинской кампании...

Победа в войне с Турцией дала России возможность усилить Кавказскую линию строительством новых казачьих станиц. Терек и верхняя Кубань заселялись донскими казаками. А правый берег Кубани, от Усть-Лабинской крепости до берегов Азовского и Чёрного морей, заселяли черноморские казаки. Однако прибрежья Кубани стали опять подвергаться набегам крупных партий шапсугов и абадзехов. 7 февраля 1840 года горцы овладели фортом Лазарев и истребили всех его защитников. 29 февраля та же участь постигла укрепление Вельяминовское. 23 марта после ожесточённого боя горцы проникли в укрепление Михайловское, защитники которого подорвали себя вместе с нападавшими. 2 апреля горцы овладели Николаевским фортом. Закубанские черкесы с помощью турок сформировали армию, которая вторглась в октябре 1821 года в земли Черноморского войска. Шла полномасштабная война, которую еще более ужесточил мятеж Шамиля.

21 мая 1864 года четыре отряда русских войск (Малолабинский отряд генерал-майора П.Х.Граббе, Псхувский отряд генерал-майора П.Н.Шатилова, Даховский отряд генерал-майора В.А.Геймана и Ачипсуховский отряд генерал-лейтенанта Д.И.Святополк-Мирского), усмирив мятежные аулы горцев, закончили поход. Здесь в присутствии главнокомандующего армией великого князя Михаила Николаевича был подписан манифест об окончании Кавказской войны. В честь этого события великий князь по просьбе командиров всех собравшихся военных отрядов решил назвать это место «Романовск» - в честь царской семьи. А в 1878 году сюда переселились греки, бежавшие от турецкого ига на Ставрополье и по дороге осевшие в здешних местах. 36 семей греков прошли через перевал Псеашхо в поисках земли для освоения и увидели эту долину. Дело было осенью, когда везде ярко краснел растущий повсюду папоротник. Именно греки и назвали это место «Красной Поляной». Они построили здесь церковь, открыли школу - одним словом, осели... «Потоки крови» и «миллионы жертв» - не более чем отвратительный политический трюк, призванный разгорячить кровь российских черкесов и всех, кто ненавидит Россию...

Черкесские раскольники

Три цели кампании в «черкесском вопросе» уже определились. Первая - использовать Олимпиаду в Сочи для того, чтобы разыграть карту «Красной поляны», представив её черкесам всего мира как «кладбище их именитых предков, которые героические пали в неравной борьбе». Вторая - добиться признания «факта геноцида черкесского народа»... «Антисочинцы» представляют это себе так: «Русские с упорством барана отрицают очевидное - а всего, что от них требуется - сказать пару вежливых слов про «сожалеем о жертвах, которые принес братский черкесский народ» и «про трагическую страницу нашей общей истории» - и разговоры «про геноцид» мгновенно потеряют свою остроту. Черкесам надо совсем мало, чтобы они умолкли - признание, извинения от государства - преемника империи, пара политических и законодательных реверансов. В том же Ванкувере вся символика Олимпиады основана на индейских традициях, мифах и т.п., этнический компонент «первоначального народа» там учтен. Достаточно было сделать это по Сочи и - никаких протестов».

Оставим в стороне «благородную» манеру этого заявления. Признание факта геноцида государством - не безобидная вещь. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 96(I) «Преступление геноцида», принятая 11 декабря 1946 года, гласит, что «что геноцид, с точки зрения международного права, является преступлением, которое осуждается цивилизованным миром и за совершение которого главные виновники и соучастники подлежат наказанию независимо от того, являются ли они частными лицами, государственными должностными лицами или государственными деятелями». А меру наказания определяет Международный суд в Гааге. Все решения Международного суда обязательны к исполнению, являются окончательными и обжалованию не подлежат. Кого персонально потребуют от России выдать на суд в Гаагу, черкесы пока не говорят. Как только правительство России выскажется против предоставления российским черкесам независимости, что является третьей целью движения «Антисочи»,  будут выдвинуты требования о привлечении конкретных российских должностных лиц к Международному суду. Работа по восстановлению «государственности Независимой Черкессии» и «образованию Черкесского Общенационального Парламента (Лъэпкъ Хасэ)» под эгидой ЕС уже ведётся... Именно в этом видит задачи внероссийских организаций черкесов руководитель черкесского научно-исследовательского института ТИМ (Германия) Заур Гъэдыуаджэ.

Покинувшие Родину черкесы и их потомки готовы пролить на Кавказе хоть черкесскую, хоть русскую кровь. Ставропольское издание «АиФ» пишет: «Недавно экстремисты подожгли самый древний христианский храм на горе Шоане, разбили стелу, на которой изображен Георгий Победоносец, и это уже дале­ко не первый акт злодеяния в отношении православных святынь. Осенью прошлого года несколько из них также подверглись поджогам. В стани­це Преградной предста­вители карачаевского населе­ния после небольшой стычки напали на дом русского пар­ня. Чтобы защитить жену и своих маленьких детей, Евге­ний Стригин вынужден был стрелять из ружья. Сначала вверх, потом в сторону ма­шин нападавших. Этот вы­стрел оказался роковым - погиб один из погромщиков. После этого случая около 300 соплеменников убитого вы­шли на улицы с требования­ми выселить всех русских из казачьего Урупского района. Сейчас над Стригиным идет суд, и парня пытаются пред­ставить как стрелявшего из хулиганских побуждений, а не как пре­высившего пределы не­обходимой самооборо­ны».

Учитывая известное пристрастие российской «фемиды» к «горячим парням с Кавказа», которым позволяется всё, Евгению Стригину не позавидуешь.

И уж коли мы заговорили о праве, о законе, беру в руки «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона. Читаю: «Обратная сила закона, то есть применение закона к действиям, совершенным до обнародования закона, по принципу не допускается законодательствами. Закон не имеет обратной силы и не может нарушать приобретенных прав - это положение многими юристами считается повелением права естественного; оно занесено в некоторые конституции и почти во все гражданские кодексы».

А теперь заглянем в «Декларацию прав и свобод человека и гражданина». В статье 35-й читаем: «Никто не может нести ответственность за действия, которые в момент их совершения не признавались правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон»...

В наше время произошло ужесточение ответственности за военные преступления, появились международные нормы защиты мирных граждан во время военных действий, обращения с пленными и так далее и тому подобное. Ужесточение, как и всё в «однополярном» мире, - одностороннее. Американцы продолжают в интересах защиты демократии бомбить в Афганистане женщин и детей, пытать иракских пленных в тюрьмах, и всё это не полторы сотни лет назад, а сейчас - и ничего, американские черкесы не протестуют. Потому что шансов погреть на этом руки нет. А вот на Олимпиаде в России - шансы есть. Во всяком случае, так им подсказали.

Потомки тех, кто оставил родину, не зависимо от того, чеченская это эмиграция или русская, очень часто ненавидят свою страну до крайности. Потому что там, на родной земле, и без них растут сады и дети, продолжается жизнь. И никто их, бросивших родину в нелегкий час, не молит слезно «вернитесь!»

А им бы так хотелось...

Источники

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/genocide.shtml
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D1%8B%D0%B3%D0%B8
http://www.kavkazweb.net/forum/index.php?showtopic=48548
http://www.elot.ru/main/index.php?option=com_content&task=view&id=1644&Itemid=1
http://www.elot.ru/main/index.php?option=com_content&task=view&id=2293&Itemid=1
http://zhvaniadavid.livejournal.com/2011/11/13/
http://circassian.blog2x2.info/-b1/-b1-p132.htm
http://shapsugiya.ru/index.php?newsid=352
http://circassia.forumieren.de/t488-topic
http://www.northjersey.com/
http://old.iea.ras.ru/staff/yarlykapov.html

http://www.fondsk.ru/news/2011/06/03/bez-rodiny-zametki-po-cherkesskomu-voprosu.html




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме