Святой Иаков - ученик преп. Сергия Радонежского, в конце
XIV в. основал при помощи великого князя Московского Василия
Димитриевича Железноборовский во имя Св. Иоанна Предтечи мужской
монастырь в 40 верстах от Галича, близ селения Железный Борок.
Фрагмент статьи из 20-го тома "Православной энциклопедии", с. 464-470.
Основные сведения о святом содержатся в его житии, составленном в 1598
г. игум. Железноборовского мон-ря Иосифом. В наст. время житие известно в
единственном списке (в составе конволюта из разновременных тетрадей
кон. XVIII - нач. XIX в.: РНБ. Тит. № 3800. Л. 50-55) и в пересказах
историков и краеведов XIX - нач. XX в., в чьих работах отразилась
разновидность Жития, отличающаяся от списка РНБ. Тит. № 3800. В XIX -
нач. XX в. была известна более подробная редакция текста, нежели та, что
отразилась в сохранившемся списке; утраченная редакция Жития содержала
сведения о чудесах, совершавшихся по молитвам к И., об учениках И., в
частности о прп. Иакове Брылеевском, и др. Согласно житию, И. происходил
из рода галичских служилых людей Аносовых. После кончины родителей он
поселился в Троице-Сергиевом мон-ре, где принял постриг от прп. Сергия
Радонежского. Прожив в мон-ре нек-рое время, И. по благословению прп.
Сергия отправился в Галичское княжество. На берегу р. Тёбзы (левый
приток Костромы), у с. Железный Борок (ныне с. Борок Буйского р-на
Костромской обл.), И. остановился для отдыха и в тонком сне увидел
чудесный свет. Приняв видение за знамение свыше, преподобный основал на
этом месте мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи. Согласно пересказам жития,
в 1390 г. Иаков получил от митр. Киевского и всея Руси св. Киприана
благословенную грамоту на строительство деревянного храма в честь
Рождества св. Иоанна Предтечи (Румянцев. 1873. С. 12-15). Житие
связывает с заступничеством И. чудо благополучного разрешения от бремени
вел. кнг. Софии Витовтовны в 1415 г., известное по летописям (ПСРЛ. Т.
6. Вып. 2. Стб. 40-41; Т. 11. С. 225-226). Вел. кн. Василий I
Димитриевич просил некоего старца (в летописях его имя не названо) из
«монастыря святого Иоанна Предтечи под бором за рекою», к которому имел
большую любовь и доверие, молиться о здравии своей тяжко страдавшей в
родах жены. Старец предсказал благополучное рождение наследника. 10
марта 1415 г. в великокняжеской семье родился сын - буд. вел. кн.
Московский Василий II Васильевич. Железноборовский монастырь пользовался
покровительством московского великокняжеского дома. Василий I
Димитриевич пожаловал обители землю и средства на строительные работы. В
1450 г., во время междоусобной войны с кн. Дмитрием Георгиевичем
Шемякой, вел. кн. Василий II разместил в монастыре свою ставку и за
взятие Галича «молебная совершал во церкви Ивана Предтечи», благодаря
«Бога, и Пречистую Его Матерь, и великих чудотворец» (ПСРЛ. Т. 6. Стб.
123-124).
В 1420 г., когда Галичский край постигли голод и
эпидемия, И. помогал всем приходившим в его обитель. В 1429 г. мон-рь
был разорен казанскими татарами. Спасаясь от нашествия, преподобный с
учениками укрывались в лесу. Считается, что незадолго до смерти И. был
возведен в сан игумена свт. Ионой, митр. Киевским и всея Руси. В
большинстве рукописных святцев кончина И. отнесена к 6950 (1442) г.
(см.: Филарет (Гумилевский). 2008. С. 191), однако встречаются и др.
даты (6959 (1451) и др.).
Перед смертью И. назначил игуменом
мон-ря Досифея. Святой был погребен неподалеку от ц. Рождества Пресв.
Богородицы, над его могилой поставили часовню. В Смутное время часовня
вместе с др. постройками обители была сожжена. 5 мая 1613 г., во время
восстановительных работ в мон-ре, совершилось обретение мощей И.,
вероятно оставленных тогда под спудом. В 1667 г. в Железноборовском
монастыре был возведен новый деревянный храм в честь Рождества Пресв.
Богородицы взамен сгоревшего в 1647 г.; в храме имелся придел во имя И.,
где под спудом почивали мощи святого. 1 марта 1675 г. по благословению
игум. Досифея над погребением И. была поставлена деревянная резная
гробница. В 1728-1731 гг. построили новую деревянную 5-главую соборную
ц. в честь Рождества Богородицы с приделом во имя И. В 1743-1757 гг. на
месте деревянной церкви был воздвигнут каменный 5-главый
Рождество-Богородицкий храм с сев. приделом, посвященным И. В 1837 г.
над погребением святого установили чеканную медно-посеребренную раку и
деревянную вызолоченную сень, в 1912 г. обновили посеребренное покрытие
раки и установили над ней стеклянный футляр. Рядом с ракой до 1929 г.
хранились двое железных вериг И., каменный крест, обложенный медью (по
преданию, принадлежавший И.), и кольчуга, оставленная в мон-ре вел. кн.
Василием II. 4-6 мая 1913 г. в связи с 300-летием обретения мощей И. в
Железноборовском мон-ре, в г. Буй и в Буйском у. прошли празднования,
к-рые возглавил викарий Костромской епархии Кинешемский еп. Арсений
(Тимофеев).
В 1919 г. Железноборовский монастырь был
преобразован в сельскохозяйственную артель. 16 июня 1929 г., в ходе суда
над игум. мон-ря Серафимом (Гусевым) и др. насельниками, были вскрыты
надгробие и склеп-захоронение И. в ц. Рождества Богородицы. Мощей в
гробнице не оказалось. Вероятно, монахи накануне тайно извлекли их и,
возможно, перезахоронили на территории мон-ря. В окт. 1929 г. мон-рь был
закрыт, в 30-х гг. его храмы использовались для хранения зерна, в 1947
г. в обители разместилась машинно-тракторная станция, в 60-90-х гг.
строения мон-ря стояли заброшенными. 1 мая 1995 г. указом Костромского и
Галичского архиеп. Александра (Могилёва) в мон-ре было организовано
подворье Ипатиевского во имя Св. Троицы мон-ря, в 2004 г. подворье
преобразовано в мон-рь. Вериги преподобного ныне находятся в Буйском
краеведческом музее, куда они поступили от жительницы с. Борок,
хранившей их с 1929 г.
Почитание
В
надписях в рукописных Минеях 1536 и 1541 гг. (ГА Костромской обл. Ф.
558. Оп. 2. № 430), а также в Евангелии 1570 г. И. назван «преподобным»,
«преподобным... чудотворцем» (Бередников Я. О нек-рых рукописях,
хранящихся в монастырских и др. б-ках // ЖМНП. 1853. Ч. 48. Июнь. Отд.
2. С. 86-87, 90). Основываясь на том, что в 1628 г. в костромской ц.
Успения, что на Волге, имелся придел во имя «Якова, Боровского
чюдотворца», Е. Е. Голубинский считал, что установление местной памяти
И. совершалось до 1628 г. Посвященный И. придел существовал в 1635 г. в
Борисоглебской ц. в Галиче. Память И. под 21 марта и под 6 мая (2-й день
указан как день преставления святого) приведена в месяцеслове РНБ.
Погод. № 1962, XVII в.; проложная память имеется в святцах РНБ. Погод. №
650. Л. 147 об., XVII в. Святой упоминается в «Описании о российских
святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.) и в «Повести о
российских святых угодниках» (РНБ. Q.I.382. Л. 48, XVIII в.). Видимо, в
нач. XVII в. была составлена служба преподобному, наиболее ранний список
к-рой представлен в составе Трефолоя рус. святым РГБ. Ф. 304/1. № 625.
Л. 90-104, XVII в. Отдельный список службы: РНБ. Колоб. № 160, XIX в.
Тропарь и кондак И. приведены в месяцесловах XVII в. РНБ. Солов.
553/572. Л. 155; РНБ. Погод. № 650. Л. 147 об.
В разное время
было записано ок. 50 случаев чудесных исцелений от мощей И. (о них
известно из пересказов Жития И., в списке Жития РНБ. Тит. № 3800 эти
сведения отсутствуют). У гроба святого исцелился бесноватый Нифонт; инок
Феодосий, пролежавший расслабленным 3 года, выздоровел, после того как
дал обещание И. не покидать Железноборовский монастырь. О множестве
совершавшихся в XVI-XVII вв. по молитвам к И. чудотворений сообщалось в
надписи на иконе преподобного с 15 клеймами чудес (икона была написана
«по благословению всечестнейшаго господина и отца архимандрита Антония
(Одиновича) в вотчинном Железноборовском монастыре» на средства
наместника мон-ря иером. Зоровавеля в 1700 г., в XIX в. находилась в
часовне близ мон-ря, судьба иконы после закрытия обители неизв.):
«Благодатию Божиею источник от гроба искипе дарованием чудес: слепым
прозрение, хромым хождение, бесным освобождение, глухим слышание, и от
всех скорбей немедленное бысть исцеление во дни скиптродержавных
Российского царства царей Иоанна Васильевича, Федора Ивановича, Михаила
Федоровича и Алексия Михайловича, всея России, и многих царств, и
православных государств, и западных повелителей и обладателей». В
надписи также сообщалось о праздновании памяти И. в Железноборовском
мон-ре 1 дек. в память обновления его чудотворных икон: «А празднество
преподобному отцу Иакову игумену, Железноборовскому чудотворцу, в память
обновления чудотворных наместной, и надгробной, и новонаписанной икон
сотворят декабря 1 дня по вся годы неотменно» (цит. по: Воскресенский.
Прп. Иаков игумен. 1913. С. 21).
Последние чудотворения по
молитвам к И. известны в Железноборовском мон-ре (существовавшем к тому
времени под видом сельскохозяйственной артели) в нач. 20-х гг. XX в. В
эти годы благочинным обители являлся широко почитавшийся иером. Иоасаф
(Сазанов), духовный наставник окрестного населения. по молитвам иером.
Иоасафа у раки И. совершились исцеления: П. Морозова, с 11 лет не
владевшая ногами, после причастия и елеопомазания смогла ходить;
исцелился также крестьянин, не владевший рукой. Эти события стали одной
из причин ареста в 1924 г. иером. Иоасафа, обвиненного в совершении
«обманных действий, используя религиозные предрассудки верующих масс»
(Сизинцева Л. Голоса // Губернский дом. 1994. № 3. С. 53-54).
Канонизация И. подтверждена включением его имени в Соборы Костромских и
Радонежских святых, празднование к-рым было установлено в 1981 г.
Ист.:
Памятная кн. Костромской губ. на 1862 г. Кострома, 1862. С. 346-347;
Воскресенский А. Светлое торжество Иаково-Железноборовского монастыря
Костромской епархии // Костромские ЕВ. 1913. № 11. Отд. неофиц. С.
358-361; Е. И. Вместо мощей... 1,5 копейки // Безбожник у станка. М.,
1929. № 16. С. 16; Всеволод Т. Суд над руководителями Железноборовского
мон-ря // Борона: Газ. Кострома, 1929. 23 июня; Кудрявцев И. Конец
Железноборовского мон-ря // Буйская правда: Газ. 1987. 11 июля; Писцовая
книга г. Костромы 1627/28-1629/30 гг. Кострома, 2004. С. 281.
Лит.: Островский П. Ф., прот. Ист. записки о Костроме и ее святыне.
Кострома, 1864. С. 80; Самарянов В. А. Памятная кн. для Костромской
епархии. Кострома, 1868. С. 61; он же. Город Галич Костромской губ. в
нач. XVII в. Кострома, 1877. С. 7 [отд. отт.]; Румянцев П., свящ.
Описание Железноборовского мон-ря Костромской губ. Буйского у. Кострома,
1873; Св. угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги,
кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 34-42; Барсуков. Источники
агиографии. С. 236-238; Покровский С. Прп. Иаков, игум. Предтеченского
Железноборовского мон-ря Костромской епархии, Буйского у. Каз., 1899;
Голубинский. Канонизация святых. С. 148; Церкви Костромской епархии: По
данным архива Имп. археол. комиссии. СПб., 1909. С. 70, 71;
Воскресенский А. Прп. Иаков игум., Железноборовский чудотворец, и
основанный им Иоанно-Предтеченский Железноборовский мон-рь Костромской
епархии. Кострома, 1913; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с
ними крестьян в XIV-XVI в. М., 1966. С. 150; Ферапонт (Кашин), иером.
Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский мон-рь. Кострома, 2005. С.
8, 14, 20-22, 33, 40-43; Филарет (Гумилевский). РСв. Спб., 2008. С.
190-192.
http://www.sedmitza.ru/text/1157357.html