Воскресение и Писание

0
149
Время на чтение 6 минут

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 533 px. Размер файла 372966 b.
 Фото: Православие.Ru
Фото: Православие.Ru
Говоря о Священном Писании, апостол Павел говорит, что у читающих его евреев «умы ослеплены».(2 Кор. 3:14) Апостол говорит о некоем «неснятом покрывале», которое покрывает умы людей Писания, читающих Слово, но не верящих в Воплощение Слова и Его воскресение после крестной смерти. «Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда они обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» (2 Кор. 3:15-16)

Сказанное касается также и христиан, и само сказанное сказано не для того только, чтобы сверху вниз осуждающе смотреть на евреев. В Христа невозможно поверить, исходя из одного лишь Писания. Вера в Бога, как Троицу, и Иисуса, как Христа, не выводима из Писания, сколь его не изучай, не смакуй и не анализируй. Нужно вторжение живого Христа в наш мир условностей, мнений и догадок, чтобы весь этот двоящийся и троящийся мир превратить в цельность, в «симфонию», то есть в согласное сладкозвучие всех книг, направленных к исполнению пророчеств. Для этого - Пасха. С ее торжеством, и для этого - «обычное время», с его чтениями, коленопреклонениями, изучениями, молениями.

Вот двое из апостольского лика идут в Эммаус, и Сам Иисус, приблизившись, идет с ними. Он спрашивает, они отвечают, но «глаза их удержаны» (Лук. 24:16). Они говорят о Нем, как о пророке, сильном в слове и деле; выражают надежду на то, что Он должен был избавить Израиля, и скорбь оттого, что эти надежды не исполнились. Они - земные и мыслят совершенно по-земному. Наконец, Он прерывает их упреком: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о нем во всем Писании» (Лук. 24:27) Сам Христос толкует им Писания о Себе, но они все еще не узнают Его! Удивительно, насколько необходимо Писание, насколько нельзя без него, и, тут же, насколько относительна его польза, насколько оно, Писание, не абсолютно. Его держат в руках, его изучают, помнят и даже правильно понимают, но пока нет толчка из иного мира, влияния свыше, оно продолжает оставаться «молчащей Книгой».

Упрошенный не узнавшими Его апостолами, Христос возлег с ними за трапезу. И только тогда, когда Он «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им, тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них» (Лук. 24:30-31)

Христос уже после Воскресения совершает с этими двумя учениками то, что впервые совершил до Своего Страдания. Он совершает нечто подобное Тайной Вечери, подобное Евхаристии. И они узнают Его! Узнают посреди Евхаристии! На Тайной Вечери их не было. Там были только двенадцать: Петр, Андрей, Иоанн, Фома... Но та Вечеря была первой, а не единственной. После Воскресения и до самого Второго Пришествия она должна будет продолжаться. И вот Он Сам совершает преломление хлеба с учениками после Воскресения, совершает, чтобы быть узнанным ими.

Очевидно, что здесь есть ориентир для движения многим на все дни «до скончания века», здесь есть ответ на наши сомнения и вопрошания. Ответ заключается в том, что мы не узнаем Его. Не узнаем упорно и постоянно, хотя Он часто идет рядом и вступает с нами в диалог. Мы не узнаем Его, даже читая Писания, и только в Евхаристии, только посреди «преломления хлеба» наши глаза открываются, и мы узнаем Его. А потом все становится на свое место. Потом даже удивительным кажется, как мы не узнавали Его столь долго. Ведь «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» Вот теперь и пророчества понятны, и отдельные темные места в текстах можно изъяснять, и вся громада событий, слов, притч и тайносказаний озаряется светом. Ну, разве это не путь?

Вот почему нет ни одной службы, на которой мы не читали бы и не пели священные тексты. Мы поем псалмы и читаем послания, пророчества, Евангелие, как знак свидетельства того, что наша вера предсказана, прообразована, приготовлена мучительным течением долгих веков. Она - не каприз, не фантазия и не мечта, но исполнение. Мы не выводим веру из Писаний, поскольку из Писания, взятого «самого по себе» можно вывести все, что угодно. Но мы само Писание начинаем понимать лишь в лучах Пасхальной веры. Сначала Воскресший Христос, затем - открытый ум и «снятое покрывало». Не иначе!

Вот те двое, ошеломленные и обрадованные, поспешно приходят в Иерусалим и рассказывают одиннадцати Апостолам о том, что случилось с ними по пути. И опять Сам Иисус является, уже не двум, но всем вместе. Они пугаются, о Он преподает им Мир. Он просит что-нибудь поесть, не потому, что голоден, но чтобы они знали, что это - Он, живой и воскресший, а не дух и не призрак. А затем Он говорит: «Вот то, о чем Я говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему написанному в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лук. 24: 44-45)

«Отверз ум к уразумению Писаний». Впору просить: «И нам отверзи ум, Господи, чтобы мы видели свидетельство о Тебе в каждой строчке и на каждой странице!» И если этот вопрос задать, то слышен и евангельский ответ: «Празднуй Христово Воскресение!» Оно одно исполняет смыслом историю, объясняет Писание, исцеляет сердце.

Реставратор слой за слоем снимает с ионы или картины лишнее, позднее, чуждое, чтобы освободить сияние первых красок. Так праздник Пасхи Христовой слой за слоем снимает с души лишнее и второстепенное, чтобы засияло «единое на потребу» и подлинное. И для этого мы празднуем Воскресение не раз в год, но каждый воскресный день, 52 раза в год. Однажды сошедший в Пасху с небес огонь мы должны поддерживать на алтаре сердца, не давать ему погаснуть. Для этого в Церкви все. Алтарь с этим огнем и есть Церковь!

О Христе говорит «закон Моисея, пророки и псалмы». Псалмы названы отдельно. В них и пророчества, в них и напоминание закона. Но самое главное: в них голос Самого Христа. «Нищ и боляй есмь аз»

«Разделиша ризы моя себе»

«Не отврати лица Твоего от Отрока Твоего»

«Аз же есмь червь, а не человек»

Мы так часто слышали эти и другие слова в дни Поста. «Даша в снедь мою желчь и в жажду мою напоиша мя оцта» Слышали и другое: «Восстави мя и воздам им», «Воскресни, Боже, суди земли».

Псалмы, действительно, наполнены и переполнены голосом Самого Христа, этого Сына Давидова, Сына Авраамаова, Которого прообразовали слова и дела Давида, Авраама и иных пророков. Поэтому книга Псалмов читается в Церкви более всех других книг Ветхого Завета, чаще других, с большей любовью и вниманием.

* * *

Радоваться всегда, радоваться постоянно пока еще невозможно. Падшая природа не вмещает полноты Пасхальной радости навсегда, но способна лишь временами отзываться на нее. Грешный человек от подлинной благодатной радости иногда еще больше устает, чем от трудов или скорбей. «Мехи рвутся и вино проливается». Кому неизвестно это, тот, возможно, просто невнимателен. Кто отрицает это, тот просто лжет или пребывает в самообольщении.

Войти в Пасху вечную это и есть наша цель и наш труд. Но, Боже Милостивый, как мы далеки еще от завершения этого труда!

Реки сходят с высот и бурлят, пенясь, шумят и искрятся. Такова Пасха!

Но затем река входит в долины и течет тише. Это - та же вода, лишь текущая менее бурно. Таков весь остальной церковный год. На протяжении этого года нужно будет хранить во внутренних сокровищницах пережитый пасхальный опыт и еженедельно на богослужении его исповедовать. И чтение Писаний будет служить напоминанием, а пение - возобновлением радости. Но, между тем, воды, вопреки очевидному опыту, будут не только течь вниз, но и постепенно подниматься вверх. Они будут собираться вверху, чтобы исполнилось сказанное: «на горах стоят воды» (Пс. 103:6) Оттуда, сверху, они в назначенный час обрушатся и вновь запенятся и засверкают. «От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят; восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них» (Пс. 103:7-8)

Это будет следующая Пасха, которую можно уже ждать и хотеть, заполняя время ожидания изучением Писаний и посещением храма каждый воскресный день.


http://www.pravoslavie.ru/put/46367.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Ткачев
«Грязь физическая намекает на грязь нравственную»
Мы должны быть чистоплотными в помыслах и в делах, и во всем остальном
20.04.2024
«Предать земле из христианского милосердия»:
Почему нам важно похоронить Ленина
20.04.2024
«Дух уныния не даждь ми»: Опасности одной из
главных человеческих страстей
17.04.2024
Все статьи Протоиерей Андрей Ткачев
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
24.04.2024 13:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Наблюдатель
24.04.2024 13:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 12:49