Уникальность против безликости

0
136
Время на чтение 5 минут

Девушка в длинной юбке и платке, юноша с потускневшим взглядом - складывается впечатление, что все молодые люди в Церкви именно такие. Неужели церковная жизнь действительно лишает людей индивидуальности и делает их похожими друг на друга?

В молодом человеке велика потребность в самоутверждении, саморазвитии, его взгляды часто отличаются максимализмом. Молодым людям свойственно более острое восприятие жизни, и это делает молодость наиболее ярким периодом. Юноши и девушки, чьи сердца открываются навстречу истине, обретают веру в Бога и в какой-то момент входят в церковную жизнь. Они начинают открывать для себя мир Православия. Придя в храм, они стараются честно соблюдать все установленные Церковью правила. И постепенно их жизнь меняется - работа, учеба, рано утром в воскресенье они отправляются в храм, и так изо дня в день. Часто молодые прихожане отсекают для себя все, что когда-то интересовало их во внешнем мире: живопись, музыку, все то, что недавно еще было дорого и делало человека интересным для других людей. От церковной молодежи можно услышать, что рок или другая молодежная музыка не нужны вовсе. Молодые люди становятся чрезмерно требовательными к себе, они закрываются от мира богатых эмоций, от старых друзей, оставляя для себя лишь жизнь внутри Церкви. Их вера диктует им многочисленные запреты на естественные для человека удовольствия и радости жизни. Увлечения музыкой, литературой, спортом, посещение светских мероприятий... все это остается в прошлом. Молодой человек как бы «стирается». Оставив для себя лишь веру, он не воспринимает уже ничего, что делало его когда-то неповторимой индивидуальностью. Происходит процесс его обезличивания. Юноши и девушки становятся похожими друг на друга. Для их ровесников и друзей это выглядит, по крайней мере, странным.

Многих образ «серенького» молодого человека отталкивает от Церкви. Создается стереотип, что вера - это одни запреты и молитва с утра до вечера, это жизнь, лишенная ярких и неповторимых красок.

Угроза потери своей индивидуальности с приходом в Церковь, своих многочисленных и разносторонних интересов отпугивает многих. Глядя со стороны, парень или девушка думают, что в Церкви все одинаковые. Так существует ли на самом деле эта проблема - обезличивание молодого человека в Церкви? Или, возможно, молодые люди, которые выглядят со стороны потерявшими индивидуальность, сами чего-то недопонимают и напрасно так резко меняют свою жизнь, становясь похожими друг на друга? И можно ли «украсить» веру, привнести в нее немного нетрадиционного прочтения, столь любимого молодыми людьми?

Алиса ЗАХАРОВА


ГЛАВНОЕ - ОТКРЫТЬ В СЕБЕ ОБРАЗ БОЖИЙ

НЕТ ЗРИТЕЛЯ -НЕТ И ЛИЧНОСТИ

Для людей европейской расы все китайцы похожи друг на друга, что называется, на одно лицо. И нужно некоторое усилие, чтобы определить индивидуальность каждого. Но если оказаться среди китайцев, то через некоторое время будешь не только отличать одного от другого, но и видеть малейшие их особенности, о существовании которых даже не догадывался, а скорее, по неведению, отказывал китайцам в индивидуальности.

Похожая проблема может встать перед любым человеком, всматривающимся в жизнь какого-либо сообщества людей. Первая мысль - все одинаковые, а значит, неинтересные. Это отчасти верно: все соблюдают одни и те же правила, часто их слова, манера поведения, стиль одежды также кажутся очень схожими.

Однако если ты смотришь на кого-то, нужно быть готовым к тому, что кто-то посмотрит и на тебя. И, скорее всего, этот взгляд будет не менее требовательным, чем твой. Поэтому, вглядевшись в некое сообщество людей, скажем Православную Церковь, и увидев его как некую однообразную массу людей, нужно приготовиться к тому, что у этой массы вдруг появятся глаза, и на тебя тоже будет устремлен очень внимательный и зоркий взгляд.

Автор данного вопроса, смотря из мира на Церковь, увидел «серых» молодых людей, но если мы (церковные люди) смотрим из Церкви на мир, то, как это ни покажется странным, видим то же самое. Как такое может быть? Наверное, потому, что понятие индивидуальности, как условная противоположность «серости», в светском обществе и в Церкви трактуется по-разному.

По понятиям современного нам мира отличие одного человека от другого складывается из разных, иногда противоположных и конфликтующих друг с другом проявлений личности. Как человек себя выражает, как его видят другие и, что самое главное, как его оценивают, - это и есть индивидуальность. В этом смысле жизнь современного человека можно считать своеобразным долгоиграющим перформансом. Нет зрителя - нет и личности. Но зрителем должен быть такой же, равный, перед которым можно слукавить, выдавая себя за то, чем на самом деле не являешься.

УПРЕК В ИНАКОВОСТИ - ЛУЧШАЯ ПОХВАЛА

Христианин, наоборот, ищет свою индивидуальность не вне себя, а внутри, как бы пытаясь различить в самом себе свою душу, увидеть ее непохожесть, познакомиться с ней, полюбить ее и - самое главное - почувствовать ответственность за ее (свое) положение в вечности. И зрителем по отношению к человеку-христианину является Бог. И когда человек, пришедший в Церковь, встает перед божественным взором, то все лишнее, не имеющее отношения к его личности, душе, постепенно исчезает, как бы «засвечивается». Только человеческая душа может быть источником света для окружающих, она является образом Божиим, которым Господь наделил каждого из нас. Величие этого образа, его неповторимость и индивидуальность открываются в Церкви в новообращенном христианине. Для стороннего же наблюдателя, действительно, может показаться, что человек охладел ко всему, кроме длинных монотонных служб и стояния в душном храме. Возникает странный парадокс: человек нашел самого себя, стал наконец-таки личностью, а окружающие говорят, что он потерял свою индивидуальность, как бы «стерся» из их мира.

Вообще-то христианам не привыкать слышать в свой адрес обвинения в нелюдимости и инаковости. И это, на самом деле, лучшая похвала. Даже апостолы скоро стали изгоями в среде собственного народа. В современной Церкви мир готов с одержимостью искать любой порок. «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин. 2, 15), - предупредил христиан апостол Иоанн на заре христианской эры. И показаться какими-то другими, более понятными миру, как это безуспешно и катастрофично для себя пыталась делать западная Церковь, христиане просто не могут. Проблема не в них, а в мире: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его» (1 Ин. 3, 1).

Однако справедливости ради надо признать, что, возможно, описанная проблема и существует, когда молодой человек, серьезно придя в Церковь, отбрасывает (иногда с подлинным омерзением) все то, чем он жил раньше. Музыка, одежда, книги, круг общения - все это становится неинтересным слишком резко, почти мгновенно, что и пугает близких и друзей. «Ты даже лицом изменился», - порой с ужасом восклицают они. Но невозможно держать в одной ладошке и уголек, и лед, что-то должно или потухнуть, или испариться. Проблема, скорее, в другом. Когда человек (и тут уже неважно, сколько ему лет), скажем так, закрепится в христианском мироощущении, он может хотя бы попытаться, не изменяя своим новым принципам, попробовать найти некий понятный язык для общения с оставшимся по ту сторону церковной ограды другом. И тут уже ответственность в большей степени лежит на христианине. Насколько он со Христом, насколько чище в нем найденный образ Божий, настолько как бы понятнее и различимее для другого его новые «черты лица». У Клайва Стейплза Льюиса есть последний, самый интересный, но и самый непонятный роман «Пока мы лиц не обрели». Это роман-притча, точнее пересказ мифа, но, как всегда у Льюиса, с тонким, но ясным христианским содержимым (как в «Хрониках Нарнии»). Так вот, там есть одно знаковое место и такие слова: «Пока мы не обрели лиц, как они могут встретиться с нами лицом к лицу?». Вместо «они» вставляем «люди вне Церкви», и тогда уже нам, христианам, есть над чем поразмышлять: почему «они» не различают наших лиц и что нужно сделать нам, чтобы встретиться с «ними» лицом к лицу?

Иеромонах Дорофей (Баранов), руководитель отдела по делам молодежи Саратовской епархии

http://www.vzsar.ru/special/2011/05/05/unikalnost_protiv_bezlikosti.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Дорофей (Баранов)
По пути смирения
Богослужения Страстной седмицы
28.04.2021
Путь к Небу
Вознесение Господне: что мы празднуем?
21.05.2015
Он пришел избавить от одиночества
7 января Православная Церковь отмечает Рождество Христово
06.01.2015
Все статьи Иеромонах Дорофей (Баранов)
Последние комментарии