Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Самый любимый зал Москвы

Анна  Минакова, Фонд "Русское единство"

02.05.2011

Исполнилось 110 лет со дня открытия Большого зала Московской консерватории. Сейчас он находится на реконструкции, которая должна завершиться к XIV международному конкурсу им П.И. Чайковского. «Это самый любимый зал столицы», - сказал о нем выдающийся пианист и педагог, профессор Московской консерватории Генрих Нейгауз. Можно с уверенностью сказать, что не только Москва гордится этим залом и любит его - эта крупнейшая концертная площадка является одной из главных мировых «мекк» классической музыки.

Трудно назвать крупного музыканта XX века, который не выступал бы здесь: Рахманинов, Скрябин, Стравинский, Казальс, Лонг, Малер, Шостакович, Прокофьев, Рихтер, Гилельс, Ойстрах... Славный список можно продолжать почти бесконечно. В 1935 г. здесь дал свой первый концерт Государственный оркестр СССР.

В самом деле, Большой зал консерватории - это культовое место для многих поколений русской интеллигенции. Любой человек, интересующийся классической музыкой, наверняка хранит в памяти образ зала, его простор и в то же время теплоту. И уж, конечно, помнятся овальные портреты композиторов, обвитые декоративными лаврами, которые украшают стены зала. Они исполнены академиком живописи Н.К. Бодаревским (1850-1921).

Первоначальная последовательность была такова: слева, начиная с эстрады - Чайковский, Бетховен, Гендель, Шуберт, Шуман, Глюк и Антон Рубинштейн. Справа - Глинка, Бах, Моцарт, Гайдн, Мендельсон, Вагнер и Бородин. Нетрудно заметить, что крайние места заняли портреты русских композиторов. В 1953 г. изображения Мендельсона и Глюка были заменены портретами Римского-Корсакова и Шопена работы художника М.А. Суздальцева, а изображения Гайдна и Генделя - портретами Даргомыжского и Мусоргского работы Н.П. Мещанинова. Оба советских живописца старались выполнить свои работы так, чтобы по манере письма они не отличались от портретов кисти Бодаревского. Известный композитор Тихон Хренников сказал: «Кажется, будто великие композиторы, искусство которых звучало на его эстраде с основания Большого зала, прислушиваются к новым исполнителям и новым произведениям, оценивают их своей строгой мерой».

 

 

БЗК во время XIII конкурса им. П.И. Чайковского

Один мой знакомый пианист делился впечатлениями от выхода на сцену Большого зала. Он говорил о том, что исполнитель ощущает не только зрительскую энергетику, но и взгляды композиторов с медальонов на стенах, и присутствие фантомов всех тех музыкантов, которые когда-либо играли на этой сцене. В самом деле, становится немного не по себе, когда представляешь, сколько гениальных исполнителей побывало здесь и какую энергетику впитали эти стены. Чего стоят одни только прослушивания конкурса им П.И. Чайковского!

С самого первого конкурса один из престижнейших музыкальных турниров у пианистов проходил именно здесь, в БЗК. И на первом же конкурсе, в 1958 г., здесь миру был открыт талант молодого американца Вана Клиберна. Его победа стала событием международной значимости, вышедшим за музыкальные рамки. Своим проникновенным исполнением Чайковского и Рахманинова Клиберн заслужил в Советском Союзе всенародную любовь и даже стал символом перемирия СССР и США в годы «холодной войны». Языком музыки общаясь со слушателями и не нуждаясь в переводчике, он в очередной раз доказал, что и в музыке «ни эллина нет, ни иудея». Прощаясь с Москвой после окончания конкурса в Большом зале консерватории, Клиберн сыграл «Подмосковные вечера» в собственной обработке. Летом нынешнего года американский пианист возглавит жюри XIV Конкурса им. П.И. Чайковского.

 

 

Ван Клиберн на сцене БЗК, 1958 г.

Хочется вспомнить еще одно конкурсное выступление, вошедшее в историю. В июне 1998 г. на сцене БЗК в рамках конкурса Чайковского играл феноменальный Алексей Султанов. Е. Бойко рассказывает: «Настоящий фурор произвело исполнение Седьмой сонаты Прокофьева, разошедшееся позже в записи и ставшее легендарным. В Москве во время выступления Алексея Султанова разразился ураган, который с корнями вырывал деревья. Публика в зале неистовствовала, двадцать минут рукоплескала, не отпуская любимца. Так же, как на конкурсе Шопена, председатель жюри был вынужден потребовать, чтобы зрители вышли из зала и продолжили овации за дверьми...Тем не менее, Алексея Султанова не пропустили в финал: жюри сочло исполнение Седьмой сонаты Прокофьева «излишне вольным и темпераментным»... Говорят, объявляя результаты второго тура на конкурсе 1998 г., председатель жюри пианистов композитор Андрей Эшпай сказал, что ему стыдно за то, что Алексей Султанов не прошел в финал».

Вспомним, что А. Султанов участвовал в конкурсе Чайковского еще и в 1986 г. Тогда ему, 16-летнему, пришлось играть на прослушиваниях со сломанным пальцем. Сохранились записи, на которых можно увидеть, как юный пианист играет «Аппассионату» на сцене БЗК в первом туре конкурса, превозмогая боль, когда действие анестезии закончилось. К сожалению, этот яркий музыкант скончался в возрасте 35 лет от инсульта.

Большой зал консерватории был открыт 20 (7 по ст. ст.) апреля 1901 г. Он появился в консерватории на Большой Никитской после того, как в 1895-1903 гг. здание было перестроено по проекту В.П. Загорского.

БЗК за годы своего существования принимал в своих стенах не только музыкантов и любителей музыки. В Первую мировую войну здесь располагался военный госпиталь, с 1924  по 1933 гг. в дневные часы в зале шли киносеансы, а в 1940 г. проходили партии XII чемпионата СССР по шахматам. Во время Великой Отечественной войны от бомбежек пострадал находившийся в фойе зала огромный витраж с изображением Святой Цецилии - покровительницы музыки. Рассыпавшийся на мелкие стеклышки витраж долгие годы вынужденно заменяла масштабная картина И. Репина «Славянские композиторы». Однако сейчас ведется реконструкция витража, и руководители реставрационных работ обещают, что «Цецилия» предстанет перед москвичами во всей красе.

В зале установлен орган работы французского мастера А. Кавайе-Колля. Грандиозный инструмент был изготовлен в 1899 г. на средства мецената С.П. фон Дервиза и стал экспонатом русского отдела Всемирной выставки в Париже 1900 г., где был признан одним из лучших органов мира. Впервые в Москве инструмент зазвучал на концерте, приуроченном к открытию БЗК. «Лучшее украшение зала - орган», - произнес тогда в своей речи директор консерватории В.И. Сафонов. К слову, именно Сафонов в торжественный вечер открытия дирижировал оркестром. Под его управлением были исполнены  произведения Глинки, Чайковского, Бородина, А. Рубинштейна и Бетховена.

Несомненное достоинство Большого зала - прекрасная акустика. В.П. Загорский добился ее путем сложных расчетов пропорций, подбора материалов, созданием двойного резонирующего потолка с промежуточной прослойкой воздуха. Московская консерватория проявила инициативу, чтобы сделать акустику Большого зала предметом культурного наследия и защитить соответствующим законодательством. Надо отметить, что подобных прецедентов в мире еще не было.

БЗК вмещает 1737 мест. Впечатляют не только масштабы зала, но и его убранство. Лепной декор содержит постоянно повторяющуюся эмблему музыкального искусства - лиру и скрещенные трубы, работы скульптора А.А. Аладьина. По углам партера, возле сцены, находятся ложи, одна из которых предназначалась для царской фамилии, но Николай II ни разу не посетил консерваторию. Сама сцена расположена в арке, которую венчает барельефный профиль Н.Г. Рубинштейна, основателя Московской консерватории. С 2006 г. корпус Большого зала носит его имя.

Сейчас Большой зал Московской консерватории находится на реставрации. Он был закрыт в мае прошлого года с тем, что все работы завершить к началу XIV Конкурса им. П.И. Чайковского. Его участники первыми оценят обновленный вид БЗК. После конкурса планируется провести «Фестиваль Большого зала консерватории», для участия в котором уже приглашены звезды классической музыкальной сцены. После реставрации Большой зал получит непривычную цветовую гамму - он станет оливковым. Как оказалось после вскрытия поздних наложений, это его «родной» цвет. Оливковый был популярен в начале века, чем и обусловлен его выбор в то время. Все этапы реставрации в Большом зале будут отражены в фильме, который Московская консерватория планирует показать к началу XIV Конкурса.

По словам ректора Московской консерватории А.С. Соколова, в настоящий момент близится к завершению первый этап большого плана реконструкции, окончание которого будет приурочено к празднованию 150-летия МГК им. П.И. Чайковского в 2016 г. Кроме реставрации старых помещений, МГК планирует построить новые - Оперный театр консерватории, комплекс студенческого общежития, конференц-зал, новое здание библиотеки имени С.И. Танеева, а также восстановить из руин Воронцовские подвалы - памятник федерального значения, входящий в комплекс консерватории.

Не вызывает сомнений, что любое место обладает собственной аурой. В Большом зале консерватории царит атмосфера, настраивающая на возвышенный лад. Современные концертные залы по-своему красивы, но они рациональны, практичны и технологизированы. А в обстановке старых залов, в лепнине, в богатстве убранства есть незаменимая романтика. Современный авангардный композитор Сергей Невский как-то заметил, что российская система музыкального исполнительского образования ориентирована на некий идеальный мир XIX столетия, которого на самом деле не существует. На наш взгляд, высказывание авангардиста не лишено остроумия, однако следует заметить, что именно реальное существование этого идеального мира заставляет говорить о нем. И люди будут продолжать воссоздавать мир, который соответствует их представлениям о прекрасном. Если говорить о БЗК, то долгие годы в условиях атеистического общества Советского Союза именно здесь человек мог максимально приблизиться к возвышенному состоянию, найти в душе ресурсы для общения с мирозданием.

И трудно не согласиться с писателем Ираклием Андрониковым, который говорил, что  Большой зал Московской консерватории - не просто концертное помещение. Это - целое понятие, наполненное огромным смыслом для каждого, кто любит музыку, кто любит нашу культуру. А поскольку это центр музыкальной Москвы, к которой приковано внимание всего человечества, - Большой зал являет собою форум всемирный...

http://rusedin.ru/2011/04/30/samyiy-lyubimyiy-zal-moskvyi/




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме