Самый любимый зал Москвы

Новости Москвы 
0
185
Время на чтение 7 минут

Исполнилось 110 лет со дня открытия Большого зала Московской консерватории. Сейчас он находится на реконструкции, которая должна завершиться к XIV международному конкурсу им П.И. Чайковского. «Это самый любимый зал столицы», - сказал о нем выдающийся пианист и педагог, профессор Московской консерватории Генрих Нейгауз. Можно с уверенностью сказать, что не только Москва гордится этим залом и любит его - эта крупнейшая концертная площадка является одной из главных мировых «мекк» классической музыки.

Трудно назвать крупного музыканта XX века, который не выступал бы здесь: Рахманинов, Скрябин, Стравинский, Казальс, Лонг, Малер, Шостакович, Прокофьев, Рихтер, Гилельс, Ойстрах... Славный список можно продолжать почти бесконечно. В 1935 г. здесь дал свой первый концерт Государственный оркестр СССР.

В самом деле, Большой зал консерватории - это культовое место для многих поколений русской интеллигенции. Любой человек, интересующийся классической музыкой, наверняка хранит в памяти образ зала, его простор и в то же время теплоту. И уж, конечно, помнятся овальные портреты композиторов, обвитые декоративными лаврами, которые украшают стены зала. Они исполнены академиком живописи Н.К. Бодаревским (1850-1921).

Первоначальная последовательность была такова: слева, начиная с эстрады - Чайковский, Бетховен, Гендель, Шуберт, Шуман, Глюк и Антон Рубинштейн. Справа - Глинка, Бах, Моцарт, Гайдн, Мендельсон, Вагнер и Бородин. Нетрудно заметить, что крайние места заняли портреты русских композиторов. В 1953 г. изображения Мендельсона и Глюка были заменены портретами Римского-Корсакова и Шопена работы художника М.А. Суздальцева, а изображения Гайдна и Генделя - портретами Даргомыжского и Мусоргского работы Н.П. Мещанинова. Оба советских живописца старались выполнить свои работы так, чтобы по манере письма они не отличались от портретов кисти Бодаревского. Известный композитор Тихон Хренников сказал: «Кажется, будто великие композиторы, искусство которых звучало на его эстраде с основания Большого зала, прислушиваются к новым исполнителям и новым произведениям, оценивают их своей строгой мерой».

БЗК во время XIII конкурса им. П.И. Чайковского

Один мой знакомый пианист делился впечатлениями от выхода на сцену Большого зала. Он говорил о том, что исполнитель ощущает не только зрительскую энергетику, но и взгляды композиторов с медальонов на стенах, и присутствие фантомов всех тех музыкантов, которые когда-либо играли на этой сцене. В самом деле, становится немного не по себе, когда представляешь, сколько гениальных исполнителей побывало здесь и какую энергетику впитали эти стены. Чего стоят одни только прослушивания конкурса им П.И. Чайковского!

С самого первого конкурса один из престижнейших музыкальных турниров у пианистов проходил именно здесь, в БЗК. И на первом же конкурсе, в 1958 г., здесь миру был открыт талант молодого американца Вана Клиберна. Его победа стала событием международной значимости, вышедшим за музыкальные рамки. Своим проникновенным исполнением Чайковского и Рахманинова Клиберн заслужил в Советском Союзе всенародную любовь и даже стал символом перемирия СССР и США в годы «холодной войны». Языком музыки общаясь со слушателями и не нуждаясь в переводчике, он в очередной раз доказал, что и в музыке «ни эллина нет, ни иудея». Прощаясь с Москвой после окончания конкурса в Большом зале консерватории, Клиберн сыграл «Подмосковные вечера» в собственной обработке. Летом нынешнего года американский пианист возглавит жюри XIV Конкурса им. П.И. Чайковского.

Ван Клиберн на сцене БЗК, 1958 г.

Хочется вспомнить еще одно конкурсное выступление, вошедшее в историю. В июне 1998 г. на сцене БЗК в рамках конкурса Чайковского играл феноменальный Алексей Султанов. Е. Бойко рассказывает: «Настоящий фурор произвело исполнение Седьмой сонаты Прокофьева, разошедшееся позже в записи и ставшее легендарным. В Москве во время выступления Алексея Султанова разразился ураган, который с корнями вырывал деревья. Публика в зале неистовствовала, двадцать минут рукоплескала, не отпуская любимца. Так же, как на конкурсе Шопена, председатель жюри был вынужден потребовать, чтобы зрители вышли из зала и продолжили овации за дверьми...Тем не менее, Алексея Султанова не пропустили в финал: жюри сочло исполнение Седьмой сонаты Прокофьева «излишне вольным и темпераментным»... Говорят, объявляя результаты второго тура на конкурсе 1998 г., председатель жюри пианистов композитор Андрей Эшпай сказал, что ему стыдно за то, что Алексей Султанов не прошел в финал».

Вспомним, что А. Султанов участвовал в конкурсе Чайковского еще и в 1986 г. Тогда ему, 16-летнему, пришлось играть на прослушиваниях со сломанным пальцем. Сохранились записи, на которых можно увидеть, как юный пианист играет «Аппассионату» на сцене БЗК в первом туре конкурса, превозмогая боль, когда действие анестезии закончилось. К сожалению, этот яркий музыкант скончался в возрасте 35 лет от инсульта.

Большой зал консерватории был открыт 20 (7 по ст. ст.) апреля 1901 г. Он появился в консерватории на Большой Никитской после того, как в 1895-1903 гг. здание было перестроено по проекту В.П. Загорского.

БЗК за годы своего существования принимал в своих стенах не только музыкантов и любителей музыки. В Первую мировую войну здесь располагался военный госпиталь, с 1924 по 1933 гг. в дневные часы в зале шли киносеансы, а в 1940 г. проходили партии XII чемпионата СССР по шахматам. Во время Великой Отечественной войны от бомбежек пострадал находившийся в фойе зала огромный витраж с изображением Святой Цецилии - покровительницы музыки. Рассыпавшийся на мелкие стеклышки витраж долгие годы вынужденно заменяла масштабная картина И. Репина «Славянские композиторы». Однако сейчас ведется реконструкция витража, и руководители реставрационных работ обещают, что «Цецилия» предстанет перед москвичами во всей красе.

В зале установлен орган работы французского мастера А. Кавайе-Колля. Грандиозный инструмент был изготовлен в 1899 г. на средства мецената С.П. фон Дервиза и стал экспонатом русского отдела Всемирной выставки в Париже 1900 г., где был признан одним из лучших органов мира. Впервые в Москве инструмент зазвучал на концерте, приуроченном к открытию БЗК. «Лучшее украшение зала - орган», - произнес тогда в своей речи директор консерватории В.И. Сафонов. К слову, именно Сафонов в торжественный вечер открытия дирижировал оркестром. Под его управлением были исполнены произведения Глинки, Чайковского, Бородина, А. Рубинштейна и Бетховена.

Несомненное достоинство Большого зала - прекрасная акустика. В.П. Загорский добился ее путем сложных расчетов пропорций, подбора материалов, созданием двойного резонирующего потолка с промежуточной прослойкой воздуха. Московская консерватория проявила инициативу, чтобы сделать акустику Большого зала предметом культурного наследия и защитить соответствующим законодательством. Надо отметить, что подобных прецедентов в мире еще не было.

БЗК вмещает 1737 мест. Впечатляют не только масштабы зала, но и его убранство. Лепной декор содержит постоянно повторяющуюся эмблему музыкального искусства - лиру и скрещенные трубы, работы скульптора А.А. Аладьина. По углам партера, возле сцены, находятся ложи, одна из которых предназначалась для царской фамилии, но Николай II ни разу не посетил консерваторию. Сама сцена расположена в арке, которую венчает барельефный профиль Н.Г. Рубинштейна, основателя Московской консерватории. С 2006 г. корпус Большого зала носит его имя.

Сейчас Большой зал Московской консерватории находится на реставрации. Он был закрыт в мае прошлого года с тем, что все работы завершить к началу XIV Конкурса им. П.И. Чайковского. Его участники первыми оценят обновленный вид БЗК. После конкурса планируется провести «Фестиваль Большого зала консерватории», для участия в котором уже приглашены звезды классической музыкальной сцены. После реставрации Большой зал получит непривычную цветовую гамму - он станет оливковым. Как оказалось после вскрытия поздних наложений, это его «родной» цвет. Оливковый был популярен в начале века, чем и обусловлен его выбор в то время. Все этапы реставрации в Большом зале будут отражены в фильме, который Московская консерватория планирует показать к началу XIV Конкурса.

По словам ректора Московской консерватории А.С. Соколова, в настоящий момент близится к завершению первый этап большого плана реконструкции, окончание которого будет приурочено к празднованию 150-летия МГК им. П.И. Чайковского в 2016 г. Кроме реставрации старых помещений, МГК планирует построить новые - Оперный театр консерватории, комплекс студенческого общежития, конференц-зал, новое здание библиотеки имени С.И. Танеева, а также восстановить из руин Воронцовские подвалы - памятник федерального значения, входящий в комплекс консерватории.

Не вызывает сомнений, что любое место обладает собственной аурой. В Большом зале консерватории царит атмосфера, настраивающая на возвышенный лад. Современные концертные залы по-своему красивы, но они рациональны, практичны и технологизированы. А в обстановке старых залов, в лепнине, в богатстве убранства есть незаменимая романтика. Современный авангардный композитор Сергей Невский как-то заметил, что российская система музыкального исполнительского образования ориентирована на некий идеальный мир XIX столетия, которого на самом деле не существует. На наш взгляд, высказывание авангардиста не лишено остроумия, однако следует заметить, что именно реальное существование этого идеального мира заставляет говорить о нем. И люди будут продолжать воссоздавать мир, который соответствует их представлениям о прекрасном. Если говорить о БЗК, то долгие годы в условиях атеистического общества Советского Союза именно здесь человек мог максимально приблизиться к возвышенному состоянию, найти в душе ресурсы для общения с мирозданием.

И трудно не согласиться с писателем Ираклием Андрониковым, который говорил, что Большой зал Московской консерватории - не просто концертное помещение. Это - целое понятие, наполненное огромным смыслом для каждого, кто любит музыку, кто любит нашу культуру. А поскольку это центр музыкальной Москвы, к которой приковано внимание всего человечества, - Большой зал являет собою форум всемирный...

http://rusedin.ru/2011/04/30/samyiy-lyubimyiy-zal-moskvyi/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Минакова
Звездные собаки
19 августа исполняется 55 лет со дня космического полета Белки и Стрелки
20.08.2019
Звездные собаки
19 августа исполняется 55 лет со дня космического полета Белки и Стрелки
13.04.2019
На Божьих часах
Поэзия Анны Минаковой в рубрике Павла Крючкова
06.12.2017
Все статьи Анна Минакова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40