Нарисованный добрый мир

0
261
Время на чтение 6 минут
Вряд ли будем неправы, если скажем: мультипликаторы - немного волшебники. Оживляя придуманный мир, они раскрашивают его в любой цвет радуги. Но после таких манипуляций этот мир не становится менее настоящим. Мультипликатор, режиссер, сценарист и продюсер, призер многочисленных отечественных и международных премий Михаил Алдашин хорошо известен своими работами в проекте «Гора Самоцветов». Но по-настоящему волшебным, повествующем о Чуде рождения Младенца, стал снятый им в 1997 году фильм «Рождество». О рецепте хорошего мультфильма и о воспитании говорила с Михаилом Алдашиным Оксана Головко.

- О ваших фильмах много говорят. Их называют светлыми, добрыми, с надеждой. Откуда такое стремление к уютности и теплоте, которые Вы воссоздаете в своих мультфильмах?
- Ну... этого всего мало в реальной жизни. Из-за недостатка доброты вокруг я и делаю «доброе» кино, чтобы тепла стало больше, чтобы к людям пришло хорошее настроение. Когда у человека хорошо на душе, то хорошо и тем, кто рядом. Так что я сознательно рисую «радостные» моменты. Стараюсь улучшить мир.

- Должна ли, на Ваш взгляд, существовать особая детская анимация?
- Ну конечно. Сказки, например. Хотя я считаю, что хорошее, настоящее кино интересно и взрослым, и детям. Даже если взрослым покажется, что какой-то мультфильм малышу не понятен, это еще не значит, что ребенок будет смотреть его без удовольствия. Дети чувствительны к ритму, музыкальному строению фильма. Не всегда же надо понимать, иногда достаточно чувствовать. Дети любят пересматривать одни и те же фильмы, потому что хотят снова и снова испытывать те радостные ощущения, которые они вызывают.



- Да, но мультфильмы, кроме эстетического наслаждения, должны еще и воспитывать ребенка?
- Детей вообще-то должны воспитывать родители. Личным примером. А что касается роли мультфильмов - я не специалист по детской психологии, но знаю, что детям нравится смотреть то, что я делаю. Что-то отзывается в детских душах, привлекает их. Даже совсем крохи смотрят, что удивительно. Но как именно действует кино, и, тем более, что в них воспитывает, и воспитывает ли - честно признаться, не знаю.
Боюсь, что воспитательная функция кино и вообще искусства не существенна по сравнению с реальным жизненным опытом. Дидактические приемы, призывы и наставления вызывают у большинства детей обратную реакцию, желание действовать от противного. Так что если и воспитывать мультфильмами, то опосредованно, ненавязчиво.

- Знаю, что Вы еще и картины пишете, связаны ли они как-то с вашими фильмами?
- Да, случается, что идеи из живописных картин переходят в анимационные. Например, до начала работы над «Рождеством» я написал картину «Благовещение», там как раз ангел и шепчет Марии на ухо (тайну, весть-то не для всех). Этот жест я использовал и в кино. В фильмах я часто использую детали, жесты, сюжеты, подсмотренные в работах других художников. Кино - это вообще заимствование, и не только из искусства - из жизни в первую очередь. Постоянное наблюдение, поиск. Без этого кино просто не оживет.

- А как возникает идея анимационного фильма?
- Кто же ее знает, как она появляется? Ходишь, ходишь - и вдруг что-то придумалось. А вот художественное решение картины зависит уже от каждого конкретного случая. Скажем, в сказке «Про Ивана-дурака» я использовал русский лубок. Лучше ничего и не придумать. Да и кино такого, лубкового, я не много видел.

- А что Вас вдохновило на создание мультфильма по евангельскому сюжету?
- Я увидел в книге фотографию старинного барельефа: ангел будит волхвов, спящих, как братья, под одним одеялом. И висит над ними большая, как цветок, звезда. Вырезано это всё из камня, с первого взгляда наивно и грубовато, но так искренне и добродушно, что не радоваться, глядя на это, совершенно невозможно. И этот барельеф дал ключ к работе над фильмом.
Захотелось рассказать о Рождестве без слащавости и пафоса, сделать такой фильм, который я бы сам хотел увидеть, как зритель.
Радует, что фильм оказался нужным, что люди его смотрят. Куда-то я, значит, попал в этой работе. Но если честно говорить, после окончания съёмок было ощущение, что некоторые места и сцены не удались. И сейчас считаю, что фильм мог быть лучше, но мне не хватило сил и умения.

- Как Вы считаете, нужна ли анимационному кино государственная поддержка?
- Конечно. Но она, увы, часто оказывает плохую услугу, потому что нет никакого контроля качества по результатам этой поддержки. А этим пользуются все, кто хочет и может.

- А советская анимация...
- Так это была не поддержка, а госзаказ, план, в стране действовала система проката. Теперь пришли другие времена. Знаете, многие древние города исчезли, как Херсонес, например, не оттого, что их сожгли или разрушили, а потому что торговые пути изменили направление. И города хирели и постепенно умирали. Нет притока средств - нет жизни. То же относится и к анимации. И хотя по натуре я скептик, но надежды не теряю. В целом, на мой взгляд, наша анимация живет сейчас не лучше, но и не хуже, чем во всем мире. Есть у нас свои нюансы, конечно, но в целом так.
Да, господдержка необходима. Но дело же не только в деньгах. Был момент в постсоветский уже период, когда на анимацию давали много денег. Продюсеры бегали, искали режиссеров, которые могли хоть что-то делать. Надо же «освоить поддержку». В результате: кто умел делать хорошее кино, те и дали приличный результат, но где остальные фильмы, десятки фильмов, где это кино? Кто его помнит и смотрит?




- Но как выживать в современной ситуации отечественному аниматору?
- Здесь я не большой советчик, сам кино не снимаю лет пять, другим занят. Отчасти и потому, что не хочу «выживать», быть заложником ситуации. Но вижу, что происходит. И мне это не нравится. Я вижу уже много лет: кто может - едет за границу, там находит работу. Остальные приспосабливаются, как могут. В целом же это не только анимации касается, вся жизнь вокруг, в принципе, такая. Почему именно в анимации всё должно быть в порядке? У нас же ничего толком не производят, только из земли что выкопают, то и продают, и вдруг среди этой разрухи анимация в сияющих доспехах! Странно это было бы.

- Но это же очень обидно, что до «массового зрителя» не доходят хорошие мультфильмы: например ваши, Александра Петрова, других интересных авторов...
- Кто интересуется, не ленив - тот находит и смотрит. И Петрова тоже. Его «Корова» и «Сон смешного человека» - по-настоящему сильное кино. Не помню других таких верных экранизаций, точно передающий дух Платонова и Достоевского. Да их и издают редко, и не особо читают. Не массовое это чтение. И уж точно не школьное.
Вообще я считаю, что не надо заставлять школьников читать классику. Надо сделать ее запретной, тогда они из любопытства полезут под обложку, под одеялом будут читать. А из-под палки... понять серьезное произведение ребенок не в состоянии. Принуждение вызывает стойкое отторжение. Став взрослым, он к классике уже не возвращается, читали же в школе, нудятина какая!
А как вспомню обязательные сочинения на темы вроде «Образ русской женщины в русской литературе второй половины XIX века» - это же насилие над детским сознанием! Ну какой анализ может быть в таком возрасте? Пусть дети читают Жюля Верна, Марка Твена, Стивенсона - что угодно, но только потом в сочинениях пусть пишут, что действительно думают о прочитанном. Пусть учатся спорить, доказывать, аргументированно отстаивать свое мнение и не боятся признавать ошибки, вот что важно. В школе должны учить мыслить, а не зубрить. Иначе потом люди так и привыкают. Сначала - пятерочка за то, что сказал правильные слова, которых от тебя ждали. Потом, во взрослой жизни, то же самое: человек продолжает делать и говорить ожидаемое, то, за что платят, это уже рефлекс. И никакие мультфильмы тут, к сожалению, не помогут.

Илл. - скриншоты разворота журнала "Фома" с кадрами из мультфильмов Михаила Алдашина


http://www.foma.ru/article/index.php?news=5429

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Оксана Головко
О художнике Юрии Боско и его работах
Благодарность жизни и её защитникам
06.04.2024
«Так ли важна традиция в церковном искусстве?»
Ищем ответ на выставке копий в Российской академии художеств
07.03.2024
Что впереди у церковного искусства?
Впечатления от выставки «Видеть и слышать»
01.11.2023
«Художник отвечает не только перед заказчиком, но и перед Творцом»
Беседа с иконописцем Андреем Патраковым
25.10.2023
Все статьи Оксана Головко
Михаил Алдашин
Все статьи Михаил Алдашин
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35