О смысле и бессмыслице

0
135
Время на чтение 4 минуты
В среду Светлой Седмицы, по окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Некоторые слова из этой проповеди были тут же выхвачены светскими журналистами, которые поспешили обвинить Патриарха Кирилла в "жестокости" за его слова:

"Ведь Господь Бог мог и остановить руку оператора, который, управляя реактором, совершил страшную ошибку. Господь попустил, и многие люди своей смертью внесли свой вклад в искупление грехов многих".

Это глубокое непонимание того, что сказал Патриарх - отчасти продиктованное нежеланием понимать, отчасти - искренним невежеством. Но то, что проповедь Патриарха задела за живое - само по себе очень хорошо. Проповедь должна задевать за живое; когда человек задет, возможно, он над чем-то задумается и что-то поймет.

Есть два взгляда на реальность. Для одного из них мироздание в целом бессмысленно; примерно четырнадцать миллиардов лет назад вселенная сама себя привела из небытия в бытие, и по законам, которые никто не устанавливал, расширялась и остывала, пока безличные и абсолютно слепые природные процессы не породили звезды и планеты. Так случайно получилось, что физические постоянные в этой вселенной оказались благоприятны для формирования известной нам таблицы элементов. Случайно, в результате, опять же, слепых процессов на поверхности одной из планет образовалась первая молекула ДНК. Потом она - вместо того, чтобы тут же распасться - начала случайно воспроизводиться, за бесчисленное количество циклов стала немного меняться, образовались клетки, потом многоклеточные организмы, потом, без какого-либо плана и замысла, просто в результате сочетания случайных мутаций, давления среды, и очень, очень долгого времени, на поверхности планеты появились существа с развитым мозгом. Какие-то сложные (но такие же бессмысленные) электрохимические процессы в коре их головного мозга привели к тому, что они стали, ставить бессмысленные вопросы - "почему мы живем?", "почему мы умираем?", "какой смысл во всем этом?".

В рамках этой картины мира сами эти вопросы не более, чем результат искажения каких-то природных импульсов, почему-то уклонившихся от своей единственной задачи - эволюционной борьбы за самок и ресурсы. Ответа на них нет - впрочем, нет и самих вопросов. Все, что есть - это материя, которая движется из никуда в никуда без цели, без смысла, без надежды. Как выражает эту точку зрения популярный атеистический публицист Ричард Докинз, "Во вселенной... нет замысла, нет цели, нет добра и зла, ничего, кроме слепого, безжалостного безразличия". В этом случае бедствия не могут быть наказанием за грех - никому не интересно, как мы себя ведем. Вселенной глубоко безразлично, праведник Вы или злодей, природа прихлопнет Вас независимо от этого - и, когда в Вашем мозгу прекратятся соответствующие природные процессы, Ваше сознание навсегда угаснет, а вселенная продолжит свой бессмысленный бег, как будто Вас, с Вашими чувствами, мыслями, вопросами и надеждами никогда и не было.

Есть другой взгляд на мир - именно его и придерживается Православная Церковь. В основании всей реальности находится личностный, всемогущий, нравственно благой Бог, вызвавший нас из небытия в бытие, Бог, который желает привести нас к вечной жизни в общении с Ним. История - драма, у которой есть смысл и содержание, которая разворачивается от Творения, через Падение и Искупление к Суду и Спасению. Во вселенной есть замысел и цель, добро и зло, и спасительная Любовь, которая ищет каждого из нас, как пастырь ищет заблудившуюся овцу. В этой картине мира наши поступки имеют значение - мы принимаем ту или иную сторону в космической битве сил добра и зла, становимся под знамя рая или ада, совершаем выбор, который будет для нас источником вечной радости - или вечной муки.

Люди приверженные этим двум мировоззрениям, будут по-разному оценивать трагические события вроде чернобыльской катастрофы. В безбожном мироздании страдания и смерть лишены смысла - это не наказание, не искупление, не урок, не трудный путь к спасению, это просто еще один бессмысленный факт в бессмысленной вселенной.

В рамках веры в Бога такие события - как и любые события вообще - наполнены промыслительным смыслом, и мы призваны задуматься над тем, что они нам говорят, какие выводы мы должны сделать.

Здесь, во времени, наши поступки тоже имеют последствия - и, поскольку мы часто делаем неправильный выбор, эти последствия оказываются горестными. Об этом и говорит Патриарх: "Мы совершаем во множестве отступления от Божиего закона, мы совершаем грехи и в мыслях, и в делах своих, и в личной своей жизни, и в жизни общественной. Мы часто живем так, как будто ни Бога, ни Божиего закона нет. Кого-то еще укоряет совесть, а у кого-то совесть сожжена".

Как предупреждает Писание, " Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас. (2Пар.15:2)". Милость Божия бережно хранит нас от последствий наших грехов; и обычно мы этого даже не замечаем . Но наступает момент, когда человеческое упорство в грехе достигает определенного предела - и Господь отводит Свою руку.

Должен ли был Патриарх скрывать это? Нет, его долг как пастыря как раз в том и состоял. чтобы обратить на это внимание. Да, грех ведет к временным и вечным бедствиям. Поэтому, как сказал Патриарх, " Никогда и ни при каких условиях мы не должны отрекаться от Бога. Никогда и ни при каких условиях мы не должны пренебрегать Его нравственным законом, потому что иначе мы будем смертельно уязвлены, как смертельно уязвленным оказалось то наше безбожное общество"

Мирозданию - вернее, Тому, кто Его создал - есть дело до того, как мы себя ведем, и как отдельные люди, и как общество. Иногда, чтобы направить нас на путь спасения, Он показывает нам неправду наших путей. Это может быть горько - но за этой горечью приходит радость. "Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. (Евр.12:11)", говорит Апостол. Кто-то научится; кто-то предпочтет упорствовать и ожесточиться. Долг пастыря - указывать на духовный смысл земных событий. И мы можем только порадоваться тому, что Святейший Патриарх Кирилл его верно исполняет.

http://www.radonezh.ru/analytic/14340.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Харитонов
Все статьи Алексей Харитонов
Последние комментарии