Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Гори, гори, моя лампадочка!»

Станислав  Минаков, Одна Родина

19.04.2011

Этот год для главного духовного окормителя Слобожанщины, митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима - особенный. 18 апреля Владыка отмечает свое 90-летие. Дата юбилейная, знаковая. Его Высокопреосвященство уже не раз в выступлениях подчеркивал, что столь долгая жизнь - Божий дар и поручение.

  Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак)  

23 февраля сего года Высокопреосвященнейший Никодим отметил еще одну юбилейную дату - 65-летие со дня своей хиротонии в иеромонахи.    Мы знаем, что у христиан самым «главным» днем считаются именины, тезоименитство, то есть день Крещения и духовного привлечения небесного соименника; для буковинского парня Николая Руснака небесным покровителем стал фарисей Никодим, член иудейского синедриона, принесший на погребение Христа царские по щедрости дары, - «состав из смирны и алоя, литр около ста» (Ин. 19:39), коим и было умащено погребальное полотно (впоследствии Никодим был изгнан из Иудеи за веру Христову).   

  Слева направо: иеромонах Никодим и иеродиакон Антоний (Вакарик), с 1992 г. - митрополит Черниговский и Нежинский (фото 1948 г.)  

Память праведного Никодима, а также святых жен-мироносиц наша Церковь чтит в 3-ю неделю по Пасхе (в этом году 8 мая по новому стилю). Сегодня Харьков готовится к важному духовному событию: 7-8 мая город посетит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и возглавит торжественные мероприятия по случаю 90-летнего юбилея митрополита Никодима, старейшего епископа Русской Православной Церкви и третьего по дате посвящения в епископский сан в мировом православии.   

Рукоположение будущего Патриарха  

Будучи епископом, Владыка Никодим принимал участие в рукоположении в епископы будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II - в Таллинне в 1961 году. Корреспондент издания «Комсомольская правда»-Харьков» О. Якушко подробно приводит воспоминания Владыки: «Все волнуются, и я волновался. Но Алексий был спокоен. Он был степенный, мужественный, сам Господь избрал его для служения. После рукоположения Алексий был управляющим делами Московской патриархии, и я не раз приходил к нему советоваться - он по-братски всегда относился к нам. Патриарх был личностью незаурядной, он нес на себе всю тягость, что была и при Хрущеве, и после него. Дай, Боже, ему упокоение там, где почивают любящие Бога. Немного рановато он ушел, но это воля Божья. Я думал, что раньше уйду, но пришлось и Никодима (Ротова) проводить, и Алексия...»   

  Патриарх Алексий II и Владыка Никодим  

В таинстве хиротонии 32-летнего архимандрита Алексия в епископа Таллиннского и Эстонского участвовали три архиепископа. Иоанн Горьковский (Алексеев), самый старший из них, отошел ко Господу в 1966 г., Никодим Ярославский (Ротов) - в 1978. Спустя почти 50 лет Харьковский митрополит до мельчайших подробностей помнит события того дня. Его самого рукоположили незадолго до этого- 10 августа. «Это был прорыв, потому что во времена Хрущева не разрешали рукополагать новых епископов, - вспоминал иерарх. - Только покойный Никодим Ротов, чрезвычайная личность - такой, как он, наверное, и через двести лет не появится! - смог сдвинуть этот неподъемный камень и рукоположить целую плеяду епископов. Мы с ним полетели в Таллинн и посвятили будущего Патриарха».   

  Таллинн. 1961 год. Слева направо епископы Никодим Руснак, Никодим Ротов, Иоанн Горьковский (Алексеев), Алексий Ридигер  

Владыка Никодим хранит фотографии тех лет. И открытку от Алексия, с Афона, в 1982 года: «Шлю вам, добрый друг, крепкий привет со Святой Афонской горы. Молитвою помню. С любовью Алексий».   

Исторический Архиерейский собор  

Невозможно переоценить роль Владыки Никодима в деле сохранения единства Русской Церкви, которая судьбоносным образом проявилась в ситуации намечавшегося и частично осуществленного украинского раскола. Харьковский Собор 1992 года, возглавленный Митрополитом Никодимом, стал историческим событием, запечатлевшим, как верно сказано, «память о глубинах духовного падения одних и о высоте и силе духа других».  

Владыка вспоминал: «Я полагаю, что в том, что Харьковский Собор состоялся, заключается промысел Божий. Мы не дали Филарету кощунствовать в Церкви. Он давал клятву перед Крестом и Евангелием, что соберет Собор, который изберет нового Предстоятеля, однако собрал светских людей, и обманул общественность. Он следовал политической конъюнктуре, если бы Церковь следовала бы таким же принципам, она бы давно перестала быть Церковью».   «В результате этого Собора Православная Церковь зафиксировала отторжение от Своего Тела чуждых Православию лиц и идей, - указывает современный комментатор. - Очевидно и то, что Харьковский Собор прекратил брожение в Церкви, создал предпосылки для Ее нормального развития и функционирования в условиях новой исторической реальности. Вероятно, наиболее серьезным последствием Харьковского Собора стало восстановление церковной соборности, которую стремился уничтожить на всех уровнях бывший Предстоятель УПЦ Филарет (Денисенко)».   

Если формулировать не на духовном, а на общественно-политическом уровне, то раскол Православия на Украине - дело президента Украины Л. Кравчука, оказывавшего чрезвычайное давление на работу Архиерейского Собора в Харькове и в результате сказавшего о стойкой позиции и действиях Митрополита Харьковского и Богодуховского: «Я этого Никодиму не прощу никогда».   Всем известна историческая роль велеречивого Л. Кравчука как разрушителя.   «Если бы в 1992 году в сугубо церковные дела не вмешались светские силы, то я уверен, - считает митрополит Никодим, - что сегодня бы Православие имело иной образ, объединяло всех». Владыка Никодим называет деятельность и устремления Денисенко (Филарета) «автокефалией с черного хода». Тогда Владыка направил раскольнику телеграмму со словами: «Ради мира церковного уйдите за штат! Последуйте благим примерам Чудотворца Афанасия Лубенского, Святителя Иоанна Златоуста!» Филарет ответил: «В Киеве вас побьют каменьями».    О решении Харьковского Собора бывший митрополит Филарет был уведомлен телеграммой: «Настоящим сообщаем Вам, что Архиерейский Собор УПЦ... освободил Вас от обязанностей Предстоятеля УПЦ и митрополита Киевского и всея Украины и почислил за штат с запрещением в священнослужении до решения Архиерейского Собора Матери-Церкви. Одновременно сообщаем, что большинством голосов Собор избрал Предстоятелем УПЦ митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира».   

  Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим и Митрополит Киевский и Всея Украины Владимир    

Памятный крещенский день  

В начале восьмого утра 19 января 2007 года, в день Богоявления и Крещения Господня, Владыка Никодим возглавил панихиду по губернатору Харьковщины Евгению Кушнареву, человеку, воплотившему в своей идеологии чаяния Востока и Юга Украины. Факт был чрезвычайный: отпевание в кафедральном Благовещенском соборе до этого происходило лишь в начале 1990-х.  

В молитвенном слове Владыка Никодим попросил помощи у святого Евгения, соименника и покровителя усопшего, а в прощальном проникновенном слове по отпевании обратился к пастве и сказал, что считает Евгения Петровича своим духовным сыном (известно, что последние 17 лет Кушнарев многократно встречался с пастырем, в том числе обсуждая общественные, государственные проблемы), что Евгений Петрович всегда болел сердцем о своей земле, городе, народе и стране, что он был истинным созидателем и объединителем.   

  Прощание с Е. Кушнаревым. 19 января 2007. Харьков. Благовщенский собор  

Владыка напомнил собравшимся известную библейскую притчу о царе Соломоне и двух судившихся из-за ребенка женщинах (одна из них была готова даже разрубить дитя надвое, чтобы поделить, а вторая оказалась готовой уступить ребенка, лишь бы сохранить ему жизнь) и уподобил мудрость покойного мудрости Соломоновой, сказав также, что любовь покойного к Украине была такой же, как у второй женщины из притчи - к своему ребенку.  

И в этой речи, и затем, на кладбищенской панихиде, были заметны искреннее и глубокое волнение, скорбь Митрополита Никодима, в полноте переживавшего эту потерю. Авторитетнейший монах, член Синода РПЦ, председатель комиссии УПЦ по канонизации святых, человек, родившийся на 30 лет раньше усопшего, величал покойного в прощальных словах не иначе как Евгений Петрович, подчеркивая и собственное глубокое уважение, и общественную значимость личности, а также тяжесть личной и общей потери.  

В соборе раздался воистину общий плач, когда Владыка склонился над гробом - для прощального поцелуя рук убиенного раба Божия Евгения, принявшего мученическую кончину.  

«Бо ж чув я клич до серця Його, невгамовний»   

Поразительный, яркий официальный церковный путь Владыки известен. Немного подробней остановимся на истоках этой удивительной судьбы.   Родился Николай Руснак 18 апреля 1921 года в селе Давидовцы Кицманского района Черновицкой области Украины в крестьянской семье. Из автобиографического повествования «Богом начертанный путь» узнаем, что еще от прадеда род назывался односельчанами «Матейковым», поскольку прапрадедом Владыки был Матей, который, по всей вероятности, командовал воинским отрядом и героически сражался с турками под водительством А. В. Суворова у Измаила. Поскольку в селе многие семьи носили фамилию Руснак, то, идя по улице, мальчик часто слышал за своей спиной: «А чий то Русначок?» - «Та то сын Параски Матейковой».  

Предки Владыки Никодима, живя на Буковине, находились под австро-венгерским владычеством. Семья не была богатой, у рано овдовевшего деда Владыки, Георгия, было пятеро детей, всем приходилось трудиться в услужении. Мечтавшая о монашеском жребии одна из трех его дочерей Параскева была вынужденно, из-за «крайней нищеты, царившей в родительском доме», выдана замуж за 18-летнего сироту Степана Георгиевича Руснака, всю жизнь прослужившего у богатых людей. У этой пары и родился сын Николай.   По буковинскому обычаю для определения будущности ребенка у первой купели раскладывали предметы: уздечку, рубанок, кошелек. Однако младенец Николай выбрал Библию, положенную набожной матерью среди вещей.   Матушка всегда говаривала сыну: «С неправдой и до края земли дойти можно, да вот только назад воротиться трудно будет». Между прочим, Параскева Георгиевна закончила земной путь схимонахиней Марией Магдалиной.  

До 17 лет Николай, живший в селе,в низине у Зозулиной горы, был занят, как и все члены семьи, поденщиной, заработком хлеба насущного. Был, между прочим, заводилой во всех молодежных потехах, много пел, хорошо танцевал.   Удивительное дело: в августе 1938 года, на уборке урожая у помещика, юноша в разгар рабочего дня остановился как вкопанный и воскликнул: «Все, хватит, ухожу в монастырь!»   Сам Владыка определяет свой такой неожиданный выбор всегда жившей в нем «тоской по Небесному Отечеству» и, разумеется, волей Божией.   О том, что жизнь молодого послушника была в монастыре далеко «не медом», свидетельствуют факты, о которых Владыка помнит и по сей день: в 5 утра их порою будили палкой, а в посты на человека выделялось всего лишь 2 грамма постного масла в день!  

Юноша Николай Руснак стал послушником Иоанно-Богословского Крещатицкого монастыря Черновицкой области. 6 января 1945 года был пострижен в монашество с именем Никодим. С 1950 по 1955 годы он был уже настоятелем этого монастыря. А в 1958 году, как видим, достаточно поздно, в 37 лет, окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.   По окончании академии Владыка служил в Иерусалиме, где Патриархом Иерусалимским Венедиктом был возведен в сан архимандрита и назначен исполняющим обязанности начальника Русской Духовной Миссии.  

10 августа 1961 года Патриархом Алексием I хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. Кострому Владыка называет своей второй духовной родиной. В те годы он даже выступил с инициативой о канонизации в лике святых народного героя Ивана Сусанина, уроженца Костромского края, там же и совершившего свой подвиг. И если в СССР с 1961 по 1964 годы в период руководства партией и страной Н. Хрущевым было закрыто около 5 000 храмов, 50 монастырей и 5 из 8 духовных семинарий, то в Костромской епархии, окормляемой в тот период молодым епископом Никодимом, не был закрыт ни один храм!  

Когда в 1964 году в Костроме кафедральным собором стал находившийся под угрозой сноса знаменитый Храм Воскресения Христова на Дебре (шедевр архитектуры Поволжья, 1652 год), Владыка Никодим ночью перевез в него из собора Иоанна Златоуста Чудотворный Образ Феодоровской Богоматери, где на защиту иконы, а с нею и храма, встали прихожане. Там икона и пробыла до 1991 года. Напомним, что эта костромская икона осеняла Дом Романовых с самого 1612 года, по Ее имени все инославные супруги Государей Российской империи, крестясь в Православие, получали отчество Феодоровна.   «Iван Богослов духовним отцем був менi», - гласит строка стихотворения Владыки Никодима, написанного им к собственному 77-летию, и это дает нам повод вспомнить историю с иконой, предпосланную автором к своей книге.  

«Икона Святого Апостола, Евангелиста Иоанна Богослова была особо чтимой Святыней в Свято-Иоанно-Богословском Крещатинском монастыре. 6 января 1945 г., в день пострижения меня в монашество, я, припав к этой иконе, молил Святого Апостола стать моим духовником. В 1964 г. богохульники пытались уничтожить эту Святыню. Но по Промыслу божию она дивным образом была спасена, доставлена в Кострому, где я нес свое архипастырское служение, и вверена мне для сохранения. По сей день она находится в моей келии. Твердо верил и верю, что под святым покровительством Святого преодолел все испытания, и был храним Богом...»   Добавим, что образ этот написан буковинским художником из села Дорошивцы Заставнянского района (имя неизвестно), а доставлен был в Кострому крестьянкой из села Крещатик, когда икона была обнаружена в куче мусора после закрытия безбожной властью Крещатинского монастыря, в котором, как помним, начинал свой духовный путь Владыка Никодим.  

В 1993 году, во время визита к Вселенскому патриарху Варфломею, Владыка побывал в Эфесе, в 400 км от Константинополя, в горах, где находится дом, в котором, после того как был распят Христос, жила Богородица, опекаемая Его учеником Иоанном Богословом. Святой Апостол похоронен в самом Эфесе.  

С 1964 года Владыка Никодим был епископом Аргентинским и Южноамериканским, первым русским православным епископом, назначенным на эту кафедру. Пришлось изучать, с помощью доброжелательных друзей, испанский язык. В результате - перевел три Литургии на испанский (к слову, Владыка на 18 языков перевел и главную молитву христиан «Отче наш»).  

25 февраля 1968 года Владыка Никодим был возведен в сан архиепископа, назначен экзархом Центральной и Южной Америки, включая Мексику. Лично общался с президентами всех южноамериканских стран. Когда отбывал из Аргентины, в знак уважения и заслуг был удостоен специального удостоверения, позволяющего беспрепятственно посещать страну и проживать в ней.   С 1 декабря 1970 года Владыка Никодим - архиепископ Харьковский и Богодуховский, исполняющий обязанности экзарха Центральной и Южной Америки (до 1977 года). С 1983 года был архиепископом Львовским и Тернопольским, а также священно-архимандритом Свято-Успенской Почаевской лавры, одновременно Управляющим Харьковской епархией, до 28 марта 1984 года.   9

апреля 1985 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом Владыка Никодим был возведен в сан митрополита. С 1988 года - митрополит Львовский и Дрогобычский, а с 1989 года - снова Харьковский и Богодуховский.  

  Портрет Митрополита Никодима на фоне родной Буковины  

В 1991-1992 годах Святейшим Патриархом Алексием II и Священным Синодом РПЦ был назначен председателем Комиссии по богослужебным текстам. С апреля по 27 мая 1992 года по указу Патриарха исполнял обязанности Предстоятеля УПЦ до избрания нового главы УПЦ - митрополита Владимира (Сабодана). С июня 1992 года - постоянный член Священного Синода УПЦ. В 1994-2006 годах - председатель Комиссии УПЦ по канонизации святых. Почетный профессор, доктор богословия нескольких университетов и академий, почетный гражданин Харьковской области. Деятельность Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима отмечена многочисленными Церковными и Государственными наградами, в том числе зарубежными.   

«Пусть теплится свеча любви»   Владыка пишет стихи, точнее сказать, оформляет в необыденном виде свои впечатления. Причем и на украинском, и на русском языках. Одно из сочинений, с названием, вынесенным нами в заглавие статьи, автор датировал так: «Святой град Иерусалим, 9 мая 1958 г.»   В другом сочинении Владыка описывает ситуацию, как в трудную годину, связанную с архипастырским служением во Львове, тяжело переживая события, удалился на берег реки Стрый, и к нему пришла лисичка и села рядом, «начевiрний, добрийстарий друг». И человек угостил зверя хлебом. И принял это явление как знак утешения. Мы, памятуя, что к Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому и иным нашим подвижникам приходили медведи и прочие дикие звери и птицы, (к Герману Аляскинскому - горностай), не можем не дивиться и не сопереживать такому рассказу.  

В текущие дни, когда весь свет, а особенно Русский мир, отмечает 50-летие полета в космос Юрия Гагарина, обратим внимание на произведение «Родина слез не скрывает», написанное Владыкой Никодимом в Харькове 2 июля 1971 года, с посвящением «Памяти погибших космонавтов Добровольского, Волкова, Пацаева», где труд космонавтов, «проложивших межзвездный путь», назван «подвигом священным»:   Да! Родина ныне, не скрывая, плачет Скорбью матери, потерявшей трех сыновей, Слез своих она ни от кого не прячет - Жаль их, погибших славных богатырей. .... Так спите спокойно, родные славные орлы. Завтра, как Юра, как вы - вылетают они: Воины, студенты, пахари, и он, и ты, В чем жгучей слезой клянутся у могильной плиты; Спите спокойно - бессмертной славы орлы!   Не оставляет в стороне автор и социальные проблемы. В сочинении 1994 года «Слiзна молитва» использует хлесткий и остроумный оборот «хитрi мудригайла проворнi», называя так тех,  

«Хто з Туреччини, а хто з Нiмеччини
Мiшками всяке начиння взятии спiшить,
Три шкури з свого брата здирає,
I, не умившись, знову туди бiжить.
О, Україно, скривджена до болю,
Невже ж погубить тебе безглуздя чепурне?
Один руйнує, другий безсоромно краде,
А той спить, п`яний, бiля тину,
А та дитину пiд чужий порiг несе.
 

«Галасують, щокращу долю тобiкують, / За «зелененькi» i совiсть I душу твою продають», - говорит автор, и во всех этих строках мы слышим отголосок интонации философа и поэта Г. Сковороды, преподававшего, к слову, в Харьковском коллегиуме, в Покровском монастыре, где сейчас располагается резиденция Митрополита.  

  Высокопреосвященнейший Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим  

И кто усомнится в искренности, а главное, в правоте этих сердечных откровений: «Пречиста Мати Божа взяла мене пiд Свою опiку...» «Всюди водила мене Свята Правиця Божа, / Всю красу свiту Владика менi показав». В самом деле, Высокопреосвященнейший Никодим побывал в огромном числе стран, уголков Земли, и в этом смысле взором и сердцем обозрел наш мир; так космонавт, увидев с орбиты красоту и невеликость нашей планеты, становится совсем другим человеком, происходит словно преображение. В стихотворении «Подих серця до Творця», написанном в ночь на 10 августа 2001 года, заключающем книгу «Жребий, назначенный Богом», автор восклицает молитвенно: «Нехай святиться iм`я Твоэ, Боже! / I ласка Твоя - наповняє свiт, / Я вiрю, Ти менi допоможеш... / Прости, Милосердний, - я зробив, що мiг». Скромное и понятное признание; а ведь мы знаем, как много сделано Владыкой на долгом жизненном пути!  

* * *  

В свои девяносто лет Владыка Никодим говорит очень тихо.  

Но его слова слышат все.

 

  Митрополит Никодим в президиуме научно-практической конференции. 24 марта 2011 г.  

Весомо и необходимо в Слобожанской среде и духовной жизни народа присутствие этого пастыря, неуклонно несущего посох Русской Церкви, наследника на этой земле кафедральных пастырей прошлого - святителей и священномучеников Афанасия Лубенского, Мелетия Харьковского, Иоасафа Белгородского, Александра Петровского, Константина Дьяконова, Антония Храповицкого.  

Митрополит Никодим, как никто, имеет право с такой чистотой и умилением сердца называть Слобожанщину «Божий край». А также писать:  

У тобi, о мiй Харкове рiдний i милiй,
Величний, прекрасний, як Божий вертоград,
У твоєї оселi притулок священний
Бог зiгрiв для мене як священний дар.

http://odnarodyna.com.ua/articles/14/1885.html




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме