Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Порядок звонов, совершаемых в Страстную седмицу

Николай  Завьялов, Православие.Ru

18.04.2011

 

Четыредесятница заканчивается к субботе 6-й седмицы, именуемой Лазаревой. Лазарева суббота примыкает к Вербному воскресению, или Неделе ваий. В эти дни служится литургия святителя Иоанна Златоустого, а это означает, что пост на службу в эти дни отлагается (хотя воздержание телесное не упраздняется и даже усиливается) и звоны совершаются не постные, соответственно уставу празднуемых дней.

В Лазареву субботу к утрене и литургии - благовест в будничный колокол.

К Вербному воскресению - звоны для двунадесятых праздников, то есть благовесты и трезвоны праздничные.

Начиная с Великого понедельника, заметно меняется устав богослужений. Первые три дня - в понедельник, вторник и среду - совершается литургия Преждеосвященных даров, а в четверг и субботу - литургия Василия Великого (в пятницу литургии не положено). На 3-м, 6-м и 9-м часе с понедельника по среду читается Тетроевангелие.

В эти дни изменения в уставах служб не влекут за собой изменения в порядке совершаемых звонов. В Великий понедельник о часовых звонах в Типиконе есть указание: «При часе 3-м дне ударяет параекклисиарх в било, яко же есть обычай (выделено мной. - Н.З.), и собравшеся в церковь, поем 3-й час с кафисмою и поклоны». По такому же образцу совершаются часы во вторник и среду. Звоны здесь остаются такими же, как и в период Четыредесятницы, то есть совершается часовой звон и звон в двои перед вечерней ради литургии Преждеосвященных даров.

В Великую среду по окончании чтения Тетроевангелия как завершающего этапа великой Четыредесятницы совершается чин прощения, после которого служится в последний раз в этом году литургия Преждеосвященных даров, и с этого момента в храме уже не совершается земных поклонов. Не будет более и постных звонов, так как со следующей утрени начинаются звоны в колокола праздничные.

К утрене Великого четверга «в 7-й час нощи клеплет параекклисиарх».

В Уставе Московского Кремля[1] к этой службе предписано было совершать звон в «Реут» (в тот период он был воскресным и полиелейным колоколом), а в Чиновнике новгородского Софийского собора - в большой колокол. В современной практике это благовест в полиелейный колокол.

К часам в Великий четверг «при часе же 3-м дне ударяет параекклисиарх в било, и поем часы вкупе 3-й, 6-й и 9-й...» (1-й час совершается в составе утрени). К литургии в соединении с вечерней «во 8-й час дне ударяет параекклисиарх, и собравшеся в церковь, благословившу иерею начинаем вечерню».

В настоящее время часы, вечерня и литургия совершаются вместе, и звон целесообразно произвести только перед часами в виде благовеста в полиелейный колокол.

В тот же день вечером в храмах служится утреня с чтением 12-ти Евангелий. Она именуется «Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа».

В Типиконе указывается: «Во 2-й час нощи клеплет параекклисиарх». По примеру Кремлевского и Новгородского уставов в этот день перед началом службы совершается благовест в праздничный колокол. Кроме того, в праздничный колокол ударяют перед началом каждого чтения Евангелия столько раз, каким по счету является читаемое Евангелие: перед первым чтением - один удар, перед вторым - два удара и так далее до двенадцатого. «По прочтении 12-го Евангелия после 12-ти ударов тотчас звон», - указано в Учебном уставе протоиерея Константина Никольского.

В конце службы звонов не положено, однако во многих храмах совершают трезвон, поскольку молящиеся разносят по домам так называемый «четверговый огонь». Совершать или не совершать трезвон в этом месте - следует уточнить у настоятеля храма.

В Великий пяток к царским часам в Типиконе предписано: «Звон в двои един долгий». В Московском Кремле к этой службе звонили в «Реут», в Оптиной пустыни - в полиелейный колокол, в новгородском Софийском соборе - «по молебенному». В московском храме Христа Спасителя, как в старом, так и в современном, совершается редкий благовест в воскресный колокол.

Звонарям в данном случае также целесообразно обсудить вид звона к часам с настоятелем храма.

В Великую пятницу к вечерне, на которой совершается вынос Плащаницы, благовестят редким ударением в праздничный колокол. В момент выноса Плащаницы из алтаря - перезвон по единому удару в каждый колокол от большого до малого. По поставлении Плащаницы посередине храма - краткий трезвон.

В Типиконе указывается: «При часе 10-м дне клеплет в великое, и собравшеся в церковь, начинаем вечерню». Здесь следует заметить, что в Типиконе вынос Плащаницы описан в чине субботней утрени, к тому же там совсем нет речи о перезвоне, поэтому указания относительно звонов мы можем встретить только в чинопоследованиях более современных, где чин выноса Плащаницы совершается на вечерне. Например, в Учебном уставе протоиерея Константина Никольского указывается: «Ударяют в каждый колокол особо по однажды... в Великую пятницу перед выносом Плащаницы, во время пения "Тебе одеющагося" и на утрене в Великую субботу при пении великого славословия перед несением Плащаницы около церкви».

В Великую пятницу на вечернем богослужении (утреня Великой субботы), когда совершается чин погребения, завершающийся шествием с Плащаницей вокруг церкви, также звонят благовест перед началом службы в большой колокол и затем на крестном ходе - перезвон по единожды в каждый колокол от большого к малому. По поставлении Плащаницы в центре храма - трезвон.

С этого момента, по установившейся в настоящее время традиции, никаких звонов совершать не принято до полунощницы Великой субботы, то есть до благовеста к пасхальной службе - «Да молчит всяка плоть человеча...»

Тем не менее, считаем целесообразным привести цитаты из Типикона относительно звонов.

«Во святую и великую субботу. В 7-й час нощи ударяет параекклисиарх в тяжкая и великая, и собравшеся в церковь, поем утреню по обычаю.

Во святую и великую субботу вечера. О часе 10-м дне клеплет в великое».

Перед полунощницей (фактически - перед ночной пасхальной службой): «И взем от настоятеля благословение, и тако изшед, ударяет в било».

В настоящее время - редкий благовест в праздничный колокол.

Краткий обзор

Понедельник, вторник, среда (утром и днем): звоны те же, что и в Четыредесятницу.

Среда: к утрене (фактически в среду вечером) - благовест в полиелейный колокол.

Четверг: к часам, вечерне и литургии - благовест в полиелейный колокол.

К последованию страстей Господних - благовест в праздничный колокол, на Евангелиях - удары в праздничный колокол перед началом чтений. По прочтении 12-го Евангелия - трезвон. По окончании службы - трезвон (если благословляет настоятель).

Пятница: к царским часам - редкий благовест в воскресный колокол.

К вечерне (выносу Плащаницы) - благовест редким ударением в праздничный колокол. Во время выноса Плащаницы - перезвон по единому удару в каждый колокол от большого к малому. По поставлении Плащаницы - краткий трезвон.

К утрене - благовест в большой колокол. Во время шествия с Плащаницей вокруг церкви - перезвон (такой же, как и днем). По поставлении Плащаницы - краткий трезвон.

Суббота: утром и днем, по установившейся традиции, звонов не совершается.

К полунощнице (около 23:00-23:30) - редкий благовест в праздничный колокол.


http://www.pravoslavie.ru/put/45909.htm



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме