120 лет назад император Александр III принял решение о постройке Великого Сибирского пути

120 лет назад император Александр III принял решение о постройке Великого Сибирского пути

0
1165
Время на чтение 5 минут

За три десятилетия до разрушительной анархии 1917 года внутреннее положение России, входившей в пятерку наиболее развитых государств мира, что тогдашними злопыхателями тоже называлось застоем, не давало поводов для безпокойства за её будущее.

Русские границы в Европе, на Кавказе и в Средней Азии, никем не оспариваемые, выглядели незыблемыми, как и присоединение Приамурья и Приморья, последовавшее к 1860 г. согласно Айгунского, Тяньцзиньского и Пекинского договорам с Китаем. Подрывная деятельность террористов, терзавшая страну в 60-70-е годы, была пресечена. Финансовая система укрепилась, избавившись от бюджетного дефицита. Пар, электричество, двигатели внутреннего сгорания, новые виды техники и преодоление неграмотности меняли Россию. Хотя и медленно, но росло сельское производство. Экономическое развитие, превращая страну в сильную аграрно-промышленную державу, достигало невиданных темпов, сравнимых с североамериканскими. Этому способствовало грандиозное железнодорожное строительство, покрывшее к 1891 году страну 32 тысячами вёрст железных дорог.

В 80-е годы стала очевидным необходимость освоения и развития Сибири, огромные потенциальные природные возможности и геополитическое значение которой ещё со времён Ломоносова ни для кого не было секретом, но долгое время не было ни средств, ни людей, ни ресурсов, чтобы этим заниматься. По словам Чехова, проехавшего по ней на Сахалин за два года до начала стройки, - рябая полоса земли, единственный гужевой тракт, безобразная жила, по которой очень тяжело ехать.

Обращение к Востоку имело для России особенную важность. К тому времени резко возросло значение Азиатско-Тихоокеанского региона, этого Средиземноморья XX века, поделить который - прежде всего Китай и Корею - стремились между собой Британия, Франция, Германия, США и вышедшая из самоизоляции Япония, тут же проявившая себя злобным и агрессивным хищником.

Связать экономически европейский центр с Дальним Востоком, провести через Сибирь транспортную магистраль, развернуть сухопутные и создать крупные военно-морские силы, создав тем самым материальные условия для активной дальневосточной политики, обеспечивая русские национальные интересы - именно так стоял вопрос. Предстояло начать освоение и заселение безкрайних восточных пространств Империи - возводить города, заводы, рудники, шахты, военные укрепления и порты для удобной торговли и выхода в мировой океан. В целом - грандиозная программа, требовавшая огромных ресурсов и средств, причём в максимально сжатые сроки, но и обещавшая немалую выгоду.

В 1886 г. Александр III предписал правительству срочно принять меры по развитию «этого богатого, но запущенного края». В 1886-1887 гг. вопрос о Сибирской магистрали обсуждало особое совещание с участием министров путей сообщения (К.Н.Посьет), финансов (Н.Х.Бунге, затем И.А.Вышнеградский), военного (П.С.Ванновский) и государственного контроля (Д.М.Сольский). В 1887 г. план был принят и начаты изыскательские работы. Ими занималось Императорское русское техническое общество. Его доклад правительству состоялся в июне 1889 г. Срок строительства магистрали в 7 тыс. км. в эксплуатацию от Челябинска до Владивостока рассчитали в 10 лет.

Высочайшее решение в форме рескрипта на имя цесаревича, бывшего с визитом в Японии, состоялось 17/29 марта 1891 года: «Ваше Императорское Высочество, повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений, Я поручаю Вам объявить таковую волю Мою, по вступлении вновь на Русскую землю, после обозрения иноземных стран востока. Вместе с этим возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешённого к сооружению, на счёт казны и непосредственным распоряжением правительства, Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути. Знаменательное участие Ваше в начинании предлагаемого дела послужит полным свидетельством душевного Моего стремления облегчить отношения Сибири с другими частями Империи, и тем явить сему краю, близкому Моему сердцу, живейшее Мое попечение о мирном его преуспеянии...».

Верховная власть в России всегда выполняла роль двигателя и гаранта развития. Всеми делами стройки ведали Управление по сооружению Сибирских железных дорог, Инженерный совет МПС и Мостовая комиссия Временного управления казенных железных дорог Железнодорожного департамента МПС.Общее руководство осуществлял состоящий из министров Комитет Сибирских железных дорог под председательством цесаревича - будущего государя Николая Александровича.

Сооружение магистрали велось одновременно на нескольких участках: в первую очередь - на Уссурийском (1891-1897), Западно-Сибирском (1892-1896), Забайкальском (1895-1900), Восточно-Китайском (1897-1901), Кругобайкальском (1899-1905), во вторую - на Амурском (1908-1916). В среднем в год сдавалось по 813 км. Первоначально на стройке работало 9600 чел., в 1895-1896 гг. - до 90 тыс., в 1904 г. - 5300 человек. К 1903 г. произведено свыше 100 млн. куб. м земляных работ, уложено более 12 млн. шпал, около 1 млн. т рельсов, возведено до 100 км мостов и тоннелей. Паровозы строили 10, вагоны - 20, рельсы готовили 16 русских заводов. Сложнейшим был Кругобайкальский участок (50 галерей, 39 тоннелей, 470 виадуков, мостов и водопропускных труб, и около 14 км подпорных стен). Составляя 18-ю часть длины дороги, он стоил четверть всех затрат. Рабочее движение по нему началось 30 сентября 1904 года. Общие затраты на возведение магистрали с 1891 по 1905 г. составили 937,22 млн. рублей.

На строительство вторых путей и разные усовершенствования было затрачено с 1905 по 1916 год ещё 519 млн. Годовой бюджет Империи тогда составлял около 2 млрд.

Всё строительство могло быть завершено в 1915 году. Но пароход, перевозивший две изготовленные в Варшаве металлические фермы для последнего моста через Амур в Хабаровске, осенью 1914 года был потоплен в Индийском океане немецким крейсером. Фермы пришлось вновь заказывать в Канаде, и мост открыли осенью 1916 года.

Обыденное сознание почти не знает наше прошлое и плохо представляет его подлинную картину. Многие десятилетия его искажали, подгоняя под потребности русофобских идеологий, требующих изображать русскую историю в мрачных тонах. Между тем объективный взгляд не может не увидеть блистательную картину.

Численность населения страны с 1897 по 1914 увеличилась со 128 до 178 млн. С 1815 по 1913 год русская промышленность в целом выросла более чем в 40 раз, в т.ч. с 1885 по 1913 гг. - почти в 5 раз, что создавало новые отрасли, умножало долю городского населения и увеличивало ёмкость внутреннего рынка. Эффект дороги сказался сразу же. Она позволила осваивать более 2 млн. кв. км территории. На её протяжении выросло 10 новых городов. Ежегодное число переселенцев в Сибирь выросло в 100 раз, к 1917 году составив до 10 млн. человек. За 14 лет после строительства магистрали её население увеличилось в два раза, и край стал самым русским в России (98,2%). Вырос и привоз товаров в Сибирь. Только за 1897-1899 гг.: заводского оборудования в 2,3 раза, сельхозмашин в 5,1, мануфактуры в 2,6, фруктов в 5,8, сахара в 2,6, соли в 15,7 раза. Россия получила то, что кратко выразил П.А.Столыпин: «Восток проснулся!»

Строительство в баснословно короткие сроки Сибирского пути, ставшего одним из современных чудес света, могло произойти только в благоустроенной и растущей стране, при энергичной и целеустремленной русской власти, под управлением выдающихся русских инженеров и организаторов. Их имена, ныне забытые, было бы полезно напомнить: Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, основатель Ново-Николаевска, и ещё писатель, Николай Павлович Меженинов, начальник изысканий Средне-Сибирской железной дороги, выдающийся инженер-мостостроитель Николай Михайлович Тихомиров, Александр Николаевич Пушечников, строитель Забайкальской дороги, Орест Полиенович Вяземский, построивший Уссурийскую дорогу, Константин Яковлевич Михайловский, построивший дорогу от Волги до Оби, Лавр Дмитриевич Проскуряков, прославившийся мостами через Енисей и Амур. И безспорно гениальный министр путей сообщения с 1895 по 1905 год князь Михаил Иванович Хилков из рода Рюриковичей.

Что же касается восточной политики России, остановленной в 1905 году, то она была возобновлена через 30 лет, и вновь её прервали в 1985 году...

Сергей Петрович ПЫХТИН

http://www.russdom.ru/node/3844

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Пыхтин
«Белые рубашки» в Западном Туркестане
К 130-летию присоединения Туркестана к России и 20-летию референдума 17 марта 1991 года
11.03.2011
Где Россия - там русские, а где русские - там Россия
По книге С.Д. Баранова, Д.В. Конова «Русская нация. Современный портрет»
18.02.2011
Как русифицировать 450 тысяч тонн русских мозгов
По тезисам выступления, подготовленным к круглому столу «Интеллектуальный статус России»
02.12.2010
Все статьи Сергей Пыхтин
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
23.04.2024 19:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Владимир Петрович
23.04.2024 18:59
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:44
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:36
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19