Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Вывел войско на половцев князь...»

Михаил  Хусточка, Одна Родина

01.04.2011

Южный русский город со «сладким» названием Изюм знаменит многим: древним Изюмским шляхом, горой Кременец (самое высокое место Харьковской области, 218 м над уровнем моря и 160 м над Северским Донцом), соседством со Свято-Успенской Святогорской Лаврой, а также страшным Барвенковским котлом (Харьковское сражение 12-29 мая 1942 года). Именно в Изюме, в районе города, именуемом Пески, в Вознесенской церкви обрел знаменитую Песчанскую Икону Богородицы святитель Иоасаф Белгородский. И мы помним, что икону эту православные почитают как защитительницу от иноземных нашествий. 
 

  Вознесенский храм в Изюме, где хранится Песчансакая Икона Богородицы  

Не забыто и одно давнее победное событие: 27 марта 1111 года объединенные силы семи русских князей под руководством Владимира Мономаха одержали решающую победу над половцами на реке Сальница близ Изюма.   

В течение всего последующего княжения Владимира Мономаха половцев на Руси уже больше не опасались...  

В этой связи Харьковский фонд «Честь и Достоинство» при поддержке Изюмской районной государственной администрации, Изюмского городского совета и общественных организаций 26 марта провели в селе Каменка, что в двух километрах южнее Изюма, мероприятия, посвященные 900-летию победы войска Владимира Мономаха. Дело в том, что доброхоты, включая местных краеведов, а также профессора Харьковского национального универитета историка С. Куделко, под организационным руководством главы фонда «Честь и достоинство» И. Массалова провели изыскания и уточнили место битвы, придя к выводу, что поизошла она в районе нынешнего села Каменка.   Нельзя сказать, чтоб о памятном событии не было известно. На въезде в Изюмщину в советское время был установлен памятный гранитный знак, на котором написано: «В 1111 году в этом районе русские дружины во главе с Владимиром Мономахом разгромили половецкие орды.  

А в 1185 году табором стояла дружина Игоря Новгород-Северского во время похода против половцев». 
 

  Памятный знак на въезде в Изюмский район   

Речь идет о том самом князе Игоре Святославиче, который затеял поход против кочевников, дабы стяжать славу, ну и корысти ради. Как мы знаем, его поход закончился трагически, о чем с выразительной эпической силой повествует известное «Слово о полку Игореве».   Совсем иной была результативность похода Владимира Мономаха, который с четырнадцати(!) лет сидел на Смоленском престоле (Великим Киевским князем стал в 1113 году).  

* * *  

Князь Владимир Всеволодович, получивший свое прозвище по женитьбе на дочери византийского императора Константина IX Мономаха, был не только выдающимся книжником, дипломатом, воином, собирателем земель Киевской Руси (инициатором объединительных Любечских съездов), но и писателем, пронизавшим своим словом уже почти тысячелетие. Он оставил яркие письменные сочинения. Княжение Владимира - это время усиления Руси и эпоха расцвета русской литературы.  

  Великий князь Владимир Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672 год  

«А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших, - пишет князь Владимир в автобиографическом рассказе о «путях и ловах». - И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать...»   Из письма Владимира Мономаха Олегу Святославичу, двоюродному брату, союзнику половцев, убившему его сына (!): «Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня. Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: "Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!"»   Владимир Мономах велик и тем, что ставил русское единство и пресечение братних междоусобиц превыше личной власти. Он отказался от Киевского престола в пользу своего брата Святополка Изяславича, «ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле» («Поучение», вероятнее всего, написаное в 1117 году).   

И вот еще слова из знаменитого «Поучения» Мономаха, оставленного всем нам, но в первую очередь своим детям, коих было 8, и среди них основатель Москвы Юрий Долгорукий, чьи останки теперь покоятся в саркофаге киевского храма Спаса на Берестове, совсем рядом с Киево-Печерской лаврой. Слово «братья» в «Поучении» Мономаха синонимично понятию «князья»: «Что лучше и прекраснее, чем жить братьям вместе»;«ибо не хочу я зла, но добра хочу братьи и Русской земле».  

Академик Дмитрий Лихачев во вступительной статье к сборнику петербургского поэта В. Сосноры «Всадники» (Ленинград, 1969 год) писал, что его стихотворения, посвященные Древней Руси, идут против наших привычных представлений и их нелегко признать читателю. «Поход Владимира Мономаха 1111 года выступил в этом стихотворении («1111-й год» - автор) не в своем парадном и официальном обличии, а как тяжкий труд, как борьба с природой и косностью тоскующих по своим женам и «халупам» бояр. Люди устали, люди измучены непосильным трудом, они хотят простых развлечений. До высокой поэзии они поднимаются и просто «продираются» через дебри тяжкого быта. Быт груб и требователен, но люди не «заедены бытом». Поэзия растет снизу, а не слетает к людям сверху. Она не украшение жизни, а ее преображение, идущее из самых ее грубых и плодородных недр. Над всем господствует поэзия».  

  Битва с половцами на реке Сальница. 27 марта 1111 года  

Комментатор события, произошедшего в году от Рождества Христова с мистическим частоколом единиц, 1111-м, Я. Качур, вспомнивший цитату из Сосноры «Сани, сани, сани, сани, - неотступно наступают россияне», дает развернутый комментарий: «Пасха в том странном году была ранняя. Начало Страстной недели пришлось, по нашему счету, на конец марта. Был странный год. От Рождества Христова минуло одна тысяча, одна сотня, один десяток и ещё один год. Четыре единицы. Символ начала. Впрочем, наши предки не считали этот год странным, ибо хронологию вели не от Рождества Христова, а от сотворения мира. Но было, было что-то в том году, что надолго определило судьбу русских земель. В Страстной понедельник того многоначального года Великий князь киевский Владимир Мономах наголову разбил на реке Сальнице не в меру расшалившихся половцев...

Буйные кочевники половцы, степные наездники, вообще-то, очень не любили воевать зимой: кони в снегу вязнут, корма не добыть, в шатрах холодно и сыро. А март в XII в. на Руси был сугубо зимним месяцем, - в Европе в разгаре был малый ледниковый период. Такие малые ледниковые периоды случаются примерно каждые семь столетий, сменяясь ощутимыми потеплениями. А когда родственнику византийских императоров Владимиру Мономаху надоели грабительские набеги соседей-половцев, он организовал поход с учетом климата и природы своей родины. Против вязнущей в мокром снегу степной конницы он выставил непоколебимую пешую дружину, которой даже не пришлось трудить ноги дальним походом: до места битвы русские доехали комфортно в санях-розвальнях. И прибыли на берега Сальницы свеженькие, готовые к бою и настроенные на победу. Победа далась легко: замученных и оголодавших половецких коней шатало ветром, и русской пехоте оставалось только подчистую вырубать не менее ослабевших всадников боевыми топорами и прямыми славянскими мечами».  

Сказано лихо, однако, конечно же, все было страшней и трудней. В XII в. вообще жизнь была тяжела. И, безусловно, следует подчеркнуть, что Владимир Мономах воевал все-таки не на своей территории, а на чужой. И в этом проявилось его полководческое искусство: он уговорил собратьев-князьев впервые выдвинуться из своих пределов дабы разгромить половцев на контролируемых ими землях, чего они не ожидали. Именно Владимир Мономах реализовал тезис о войне «на чужой территории, малой кровью». Терпеть набеги половцев-разорителей, терзавших Русь полтора столетия, уже не было никаких сил.  

«Князь Владимир вернулся в Киев триумфатором... - пишет Я. Качур. - А после двух княжений умных политиков - Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, на Руси впервые за долгое время воцарилось относительное благополучие. Страна, прочно усвоившая христианские традиции, расширялась и крепла, заводя и умножая политические и семейные связи с государствами тогдашней Европы. ... Русь тогда была вполне Европой, дочь Ярослава Мудрого, Анна, стала королевой Франции, женами Владимира Мономаха были последовательно дочь английского и шведского королей...»   Успех Владимира Мономаха развил князь Мстислав Великий, и набеги кочевников прекратились на два десятилетия. 

* * *  

Итак, открытие и освящение памятного знака в честь победы Владимира Мономаха 27 марта 1111 года состоялось на склоне холма у села Каменка, неподалеку от скромного бетонного обелиска памяти воинов, павших в Великой Отечественной войне (большой памятник с мемориалом установлен неподалеку, на горе Кременец).   

  На освящении памятного знака  

Пока что памятный знак - это кусок природного камня с прикрепленной доской, на которой выгравировано: «Обелиск установлен в честь 900-летия победы Владимира Мономаха над половцами 27. 03.1111 г. Установлен 26. 03. 2011 г.». Однако предполагается провести конкурс на памятник-мемориал; идеологу и организатору проекта И. Массалову здесь видится в том числе мемориальный сад или парк. Будет также объявлен конкурс сочинений среди школьников, посвященной древнерусскому периоду, а также проведена историческая викторина.  
 

  Памятный знак в честь победы Владимира Мономаха 27 марта 1111 года. Село Каменка, Изюмского района Харьковской области  

О планах было рассказано на научно-практической конференции «Владимир Мономах - защитник внешних границ и единства Руси», прошедшей после открытия памятного знака в большом зале Изюмской райгосадминистрации. Дело вроде бы могло оказаться заорганизованным, однако общение слушателей, сидящих в переполненном зале, с выступавшими докладчиками, оказалось на удивление живым и интересным. Кроме вышеупомнятутых И. Массалова и С. Куделко выступили консул Генерального консульства Российской Федерации в Харькове В. Богданов, глава Изюмской районной государственной администарции М. Зубко, московский историк, политолог К. Фролов, руководитель Харьковской общественной организации «Русь триединая» С. Моисеев, а также молодые исследователи - учащийся гимназии искусств Харьковского горсовета М. Леонов (педагог А. Фомин) и изюмский школьник К. Лагоша.  

В завершение конференции под музыку М. Глинки «Славься ты, Русь моя...» из оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за Царя») тремя офицерами были внесены стилизованные хоругви и «шапка Мономаха», очень похожая на ту, что хранится в Грановитой палате Московского Кремля.   

  Вынос хоругвей и «шапки Мономаха» в финале конференции    

Цель мероприятия, состоявшая в привлечении внимания широкой общественности и молодежи к духовно-нравственному возрождению общества, восстановлению и сохранению исторической правды, в воспитании уважения и любви к своему народу, исследовании и осмыслении героического наследия предков, приобщении молодежи к научно-исследовательской работе, - на первом этапе вполне достигнута. Но, как сказал Гёте, «свободен первый шаг, а мы - рабы второго». Теперь хорошо бы не сфальшивить после высоко взятой «мономаховой» ноты.

http://odnarodyna.com.ua/articles/4/1856.html




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме