Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Когда мы были ещё грешниками»

Священник  Георгий  Пименов, Православный Санкт-Петербург

28.03.2011


27 марта - 2 апреля - Крестопоклонная неделя …

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим» - поётся в тропаре. Но почему уже более двух тысяч лет мы поклоняемся орудию казни, которая в древности считалась самой позорной и мучительной, почитая его главным символом нашего спасения? Ведь в дохристианские времена так казнили только отъявленных злодеев - разбойников, убийц, преступных рабов, - ибо сказано: «Проклят пред Богом всякий, повешенный на дереве» (Втор.21,23). Не должны ли мы это орудие ненавидеть за то, что на нём был распят Господь наш Иисус Христос, пришедший в мир ради спасения человечества? Размышляет иерей храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала о.Георгий ПИМЕНОВ.

- В Евангелии сказано: «Как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесено быть Сыну Человеческому... Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). А святой ап.Павел добавляет: «Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Рим.5,8). То есть Господь пришёл в мир и принял смерть не только за друзей и близких к Себе, но и за врагов, мучителей, обманщиков, за ненавидящих, за распявших Его... Даже самый последний падший человек на земле знает, что и за него Христос пролил Свою Кровь, а значит, и он может воскреснуть к жизни вечной. Крест - начало и конец нашего спасения, наша несокрушимая защита. Пример тому - вся история христианства.

Поучительна история епископа Бострского Иулиана, коего ненавистники имени Христа решили умертвить, подмешав в вино яд. По откровению свыше епископ узнал об умысле, принял чашу и сказал: «Вы хотите умертвить смиренного Иулиана, что ж - вот я пью эту чашу перед вами». Перекрестив чашу трижды во имя Святой Троицы, он выпил вино... и остался невредим
(Практ. симф.).

- В том, что орудием смерти послужил именно крест, а не какое-то другое средство, есть какой-то особый, высший смысл?


- Это тайна великая есть, которую мы никогда не сможем понять до конца. Из Евангелия мы знаем, что Отец наш Небесный отдал Сына Своего Единородного, чтобы Он принял смерть на этом древе ненависти, а через три дня воскрес. С этого момента в людских умах, сердцах и душах происходит переворот: орудие жестокого человекоубийства становится знамением победы Христа над грехом, проклятием, смертью и диаволом. Жизнь и истина начинаются с Креста - без него нельзя спастись.
Так, из жития мч.Киприана мы знаем, что, увидев диавола, святой сказал ему: «Я знаю, что ты боишься крестного знамения и трепещешь имени Христова. Что же с тобою будет, если приидет Сам Христос?» Диавол устремился на Киприана, чтобы убить. Но святой оградил себя крестным знамением - и бес «яко стрела напряженна, отскочил от него». А вот что произошло с одним неверующим человеком. Как-то он пришёл в чей-то дом и увидел изображение распятия Христова с надписью: «Вот что Я для тебя сделал, - ты же что сделал для Меня?» Неверующий так был поражён этим, что раскаялся и стал ревностным христианином... А мы?

- Как примирить со святостью Креста слова ап.Петра: «Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо» (1Петр.2,24)? Не осквернён ли Крест грехами нашими, не остались ли они на Кресте?


- Напротив, Крест был освящён пребыванием на нём тела Христова, а вознесённые на Крест грехи наши омыты кровью Спасителя. Также освящены кресты нательные, священнические, напрестольные... хотя на Голгофе они не были. Они освящены страданиями, и главное - Воскресением Спасителя.

Сказанное касается не только Креста. Нередко христианские храмы строились на месте языческих храмов и капищ. И Духом Святым, молитвою и крестом осквернённое место очищалось и освящалось. Как пример вспомним прп.Арсения Коневского, который основал Рождественско-Богородичный Коневский монастырь. Приплыв на о.Коневец и узнав, что здесь карелы приносят в жертву своим богам лошадей на огромном валуне, прозванном Конь-камень за сходство с лошадиной головой, старец совершил молебен, и вся нечисть, превратившись в гадов ползучих, ринулась в озеро и потонула. А на Конь-камне ныне православная часовня.
Мы, христиане, исповедуем, что есть такая сила и святость и личное присутствие Божие, которые  уничтожают всякую скверну.

- Что значит крест для современного христианина?


- Крест даёт душе крепость, силу, смысл бытия и Божественную мудрость. Крест - наш духовный паспорт, оружие и щит. Как нам без креста? Случается, что в больницах требуют снять крест, и больные этим смущаются. Но они ведь не отрекаются от Христа, просто так положено, поскольку ничто не должно мешать проведению операции, например. И новомученики часто, находясь в узилище, дарили свои крестики тем, кого огласили и крестили и кого большевики расстреляли поутру. Сами новомученики были расстреляны уже без крестов. Будет ли это им укором или виной пред Богом? Нет. Ибо не отреклись они от Христа, но сохранили верность даже до смерти. «Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего, имже мне мир распяся, и аз миру» (Гал.6,14). Крест - наша несокрушимая защита и помощь.

- Когда была на Коневце, монахи рассказали, что здесь некогда стоял большой деревянный крест, прозванный «Зубным». Всяк, маявшийся зубами, приходил помолиться и откусить кусочек целебного креста. И боль отступала. Так постепенно крест и съели...


- Случается и так. По вере нашей даётся нам...

- На чём основывается обычай ношения креста на себе - на груди? Ведь первые христиане креста не носили.


- На Руси изначально был обычай ношения нательного креста. Но это ведь было уже тысячу лет спустя после появления христианства... Что касается древней Церкви... Христос пострадал за нас, оставив нам пример, чтобы мы шли по следам Его. А потому тот, кто называет себя христианином, но креста не носит, - тот не следует Его примеру. «Кто не берёт креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10,38). Сокровенный же смысл ношения креста таков: «Я сораспялся Христу» (Гал.2,19).
Кстати, первые христиане тоже почитали Крест. «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия» (1Кор.1,18). А ап.Павел говорил: «Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов... А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» (Гал.6,12,14).
 
- Почему служба святому Кресту установлена именно в третью неделю Великого поста?

- Пост - время тяжёлое, искусительное. И Церковь, сравнивая Крест с раскидистым деревом, под сенью которого отдыхают утомлённые путники, предлагает Св.Крест для духовного подкрепления проходящих подвиг поста, подобно тому как пища, питьё и отдых служат для телесного подкрепления. И не забывайте, что Крестопоклонная - это праздник. Мы непременно должны бывать на службах. А как праздновать - о том хорошо у Ивана Шмелёва описано: «В субботу третьей недели Великого поста выпекаются «кресты»: подходит Крестопоклонная. «Кресты» - особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки «креста» - вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, ещё до прабабушки Устиньи, - в утешение для поста. Горкин наставлял меня: «Православная наша вера, ру-сская... она, милок, самая хорошая, весёлая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость». И это сущая правда. Хоть тебе и Великий пост, а всё-таки облегчение для души, «кресты»-то. Только при прабабушке изюмины впекали, а теперь весёлые малинки. «Вкушай крестик и думай себе: Крестопоклонная, мол, пришла. А это те не в удовольствие, а... каждому, мол, даётся крест, чтобы примерно жить... и покорно его неси, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит... Смотри-взирай на святый Крест и радуйся, им-то и спасён, и тебя Христос искупил от смерти. Потому и Крестопоклонную поминаем, всю неделю Кресту поклоняемся... и радость потому, крестики сладкие пекутся, душеньку радовать».

И помните, прп.Ефрем Сирин учил: «Господа вознесли некогда на древо, теперь каждый должен возносить себя самого на Крест любви, вместо гвоздей употребить пост, вместо терний - заповеди».
Адрес: 198005, СПб, наб.Обводного канала, 116. Тел.316-00-93

Записала Ирина НИКОЛАЕВА

http://pravpiter.ru/




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме