Лесковский «Рассказ про чёртову бабку»

0
847
Время на чтение 5 минут

Если физически сытому, но изголодавшемуся духовно, «духовной жаждою томимому» читателю, захочется вдруг отдохнуть от суеты, можно выбрать минутку-другую для знакомства с малоизвестной сказкой Лескова «Рассказ про чёртову бабку». Небольшое произведение из творческого наследия вели-кого писателя земли русской, созданное после 1886 года, при жизни автора опубликовано не было. Несмотря на крохотный объём (по-чеховски: «мень-ше воробьиного носа»), рассказ этот обращает вдумчивого читателя к рели-гиозно-философской мысли, нравственному опыту христианства, отношений человека и Бога.

Лесков излагает легенду из переведённой с датского языка «благочестивой книжки» «Письма из ада» - «о том, как сатана портил «божественный образ» в человеке и приходил разговаривать об этом с своей бабкой». Однако дьявольские козни не главное в лесковском тексте. В центре внимания - открытие человеком собственной сущности, богочеловеческое сотрудничество.

«Смысл легенды следующий, - передаёт Лесков. - Когда сатана узнал о наме-рении Бога создать человека, он сейчас же решился во что бы то ни стало испор-тить человека». Но как можно испортить «божественный образ»? Сотворив человека по Своему «образу и подобию», Господь тем самым наградил его величайшим даром, прославил, вознёс над «всею тварью». В то же время ясно, что это не только дар, но и величайшая ответственность: не уронить в себе образ Создателя. Здесь-то и подкарауливает беспечного человека дьявол (одно из значений слова «диаболос» в переводе - разделитель: он стремится разделить, разрушить связь творения с Творцом): «Я подпортил человека так, что ему всё будет того хотеться, чего ему нельзя. Он через это начнет делать нехорошее, - будет и лгать, и отнимать, и ненавиствовать, и даже самого Бога станет осуждать: зачем Он ему одно дал, а другого недодал. Сделаю, что человек станет самим Богом недоволен и оскорбит своего Создателя».

Однако лукавые происки бессильны: «Бога оскорбить никак нельзя. Он это всё простит и всю твою порчу в людях исправит». Небесный Отец не может не защитить детей Своих: «На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею. На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и драко-на. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал Имя Мое» (Пс. 90: 10 - 14). Очень важно сочетание Божественного отклика на свободное человеческое стремление к «свету разума»: «при свете разума, кото-рый Бог дал человеку, люди не утратили, однако способности понимать, что не всё им полезно, что хочется».

Враг человеческий не сдаётся, но не может не заметить, что «в тех самых сердцах, в которых он глубоко засеял семена «эгоизма», рядком начинает проби-ваться что-то иное, - совсем от другого корня». Лесков верит в преображение падшей человеческой природы, в полном соответствии с евангельской концепци-ей, когда и последнему грешнику открыта дорога к спасению. Однако для изо-бражения закосневшего в грехах телесного «существа», забывшего о душе, предавшего её на поругание, писатель подобрал зоологическое сравнение не просто обидное, насмешливо-уничижительное, но и несовместимое со званием «человек»: «чёрный таракан», «тараканий век»: «Живёт-живёт человек, наживает себе всякого добра много, и со всех сторон всё рвёт и хапает, и всё себе за голе-нища пхает. До того тяжело наберётся, что даже ходить ему неловко, - как чёрный таракан на стенке корячится <...> И прёт его в тараканий век меры нет, а вдруг прихватит хорошенько этого тараканишку - он и раздумается: Господи мой! Что это я? Камо бегу и кому понесу?.. С собой ничего не возьмешь...». Писатель перефразирует библейское: «камо пойду от Духа Твоего, Господи, и от Лица Твоего камо бежу?» - так вопрошает человек, осознавший глубину своего бес-смертного «я».

И вот уже «человек-таракан», погрязший в житейской суете, начинает умо-лять Всевышнего: «Господи, дай мне очувствоваться...» Этого первоначального духовного усилия достаточно, чтобы началась работа «самовосстановления»: «И вот рассудок в человеке просветлеет, и он не одобряет себя и начнёт остепенять и свой проклятый эгоизм удерживать. Всё, значит, есть ещё спасение».
Атака злого духа ведётся не только на сердце человеческое. Лукавого врага привлекает также возможность затуманить людской разум: «Я, - говорит, - переверну в человеке всё понятие на вын-тараты, - будет ему казаться умное глупым, а глупое умным и ни в чём он не разберёт истины».

«Не мудрствуйте лукаво...»- гласит заповедь, потому что лукавство - та же ложь, но её трудно распознать сразу. Мудрость должна исходить не от «лукаво-го», а совсем из иного источника.
Возвращаемся к тексту лесковской сказки. По замечанию многоопытной «чёртовой бабушки», Бог сразу может исправить злокозненную выдумку: «Он пошлёт на землю Посла, Который покажет людям настоящую истину, и разрас-тётся это малое семя, и выйдет великое древо». Бог посылает человеку дар спасения, сравнимый разве что с даром творения.

Крохотное повествование лесковской сказки вмещает в себя тысячи и тысячи лет - это какое-то вселенское время, воплощающее библейскую идею «полноты времён». Снова промелькнуло тысячелетие - после пришествия Христа. А вот и последняя выдумка сатаны: «Я выдумал касающееся к этой самой истине. При-шла истина, ну и пришла. Так ей и быть. Теперь назад не воротишь, а я теперь буду вперять человеку, что он один познал эту истину самым лучшим родом, и он тогда во всех смыслах зайдётся. Не станет ничем не поверять и ни о чём ни с кем спокойно и умно не посоветует, а всех почтёт в заблуждении, и что ему в лоб вступит, то и велит всем почитать за истину. Тогда ему во весь век не услыхать слово истины». И, кажется, на этот раз злая проделка удалась. Сказка завершается похвалой «чёртовой бабки» в адрес неугомонного внука: «Живу я давно, и очень я опытна, а эта твоя выдумка меня озадачила. Хорошо ты выдумал!»

В датском источнике, который обрабатывал Лесков, весь этот сюжет препод-носится довольно сухо и рационально. Фрагмент завершается следующим обра-зом: «Конечно, для Господа всё возможно! Но со всею моею опытностью, не знаю, как Он убедит тщеславного человека в том, что он живёт в грехе?!» Наш писатель не только расцветил легенду новыми красками, придал ей национально-сказочный колорит. Лесковский рассказ венчает мощный - и в эмоциональном, и в идейно-художественном, и в нравственно-философском смысле - финал: «И начали чёрт с бабкою на весь ад громко смеяться». Дьявольский хохот, раздаю-щийся на весь мир и сейчас, не может не насторожить, не ужаснуть.

Из Священного Писания известно, что Господь никогда не смеялся. Наобо-рот, Его часто видели плачущим. Конечно, он плакал и о людях, отвернувшихся от своего доброго Отца и предавших себя злому духу. Гордыня и тщеславие - по сути своей дьявольские качества - более всего мешают человеку в достижении благодати. Легенда из датского перевода предостерегает: «Даже совесть не заговорит в человеке против тщеславия. Он не увидит в нём зла и с закрытыми глазами бросится в бездну». Здесь усматривается прозрачная аналогия с эпизодом Евангелия от Луки (8: 26-39) - о том, как Иисус повелел нечистому духу выйти из человека и войти в свиней - образ плотской косности, перед которыми, как известно, не стоит «метать бисер», - и те бросились в бездну.
Лесков, стремившийся зажечь в своих читателях «искру разумения о смысле жизни», и сегодня призывает нас остановиться у бездны на краю.

Алла Анатольевна Новикова-Строганова,
доктор филологических наук,
профессор Орловского государственного университета

http://www.radonezh.ru/analytic/14126.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алла Новикова-Строганова
Знак далёкого детства…
35 лет памяти Е. А. Благининой. Часть 1
24.04.2024
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
К 170-летию написания романа
11.04.2024
Душа пророческая…
К 215-летию Николая Гоголя
01.04.2024
Пылающая душа
Памяти русского волшебника слова
10.03.2024
«Игра с болванами»
Грамматика коловращения в закабалённой России
16.02.2024
Все статьи Алла Новикова-Строганова
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40