itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Сестры

Один пример того, каким бывает ритм монастырской жизни

0
169
Время на чтение 13 минут
Самые простые

...Это была настоящая редакция, со стеклянными дверями и перегородками, с постоянно гудящим принтером и разбросанными повсюду распечатками текстов, верстки, макетов книг и т. д. Необычным было одно: видеть в этой обстановке сестер в монашеских облачениях. Дело происходило в издательстве Свято-Елисаветинского монастыря в Минске. «Будь они без облачений, решил бы, что это обычные журналисты...» - пронеслось в голове. Но следующая мысль: «Нет-нет, они другие. По поведению на работе, может быть, и похожи на всех остальных, но внутренне - другие, особенные...» Вот только какие?

Мы вышли на улицу и сели в машину, чтобы ехать из издательства в монастырь. Старенькая иномарка темно-зеленого цвета - привет из середины 90-х, явно кем-то пожертвованная. Я, пожалуй впервые в жизни, ехал в машине с водителем-монахиней. Странное ощущение.

У матушки Иларии время от времени звонил мобильный телефон. «Как и у всякого нормального человека», - подумал я. Мать Илария - благочинная монастыря. Если пытаться искать мирскую аналогию - «главный администратор». Монахиня посетовала, что когда сторонние люди видят ее с мобильным телефоном, у них нередко возникает вопросы: мол, какие же вы тогда монахини, если пользуетесь мобильниками - как все? Вы же должны быть сосредоточены (читай - угрюмы), все время молиться (не поднимать глаз от пола), посвящать себя Богу (бегать от людей) и т. д.
- А как Вы относитесь к такого рода «претензиям»? - спросил я.



- Это своего рода стереотип. - ответила мать Илария. - Знаете, бывают искаженные представления о духовности. Некоторые почему-то думают, что чем выше и глуше монастырская стена, тем более духовны те, кто за ней прячутся. И чем более они нелюдимы и хмуры, тем сильнее их вера. Странно. Самые высокодуховные люди из тех, кого я встречала, были самыми простыми и самыми открытыми. Нормальными.

Монастырь в больнице

В маленькой деревянной церкви в честь свт. Нектария Эгинского на территории интерната для детей с особенностями психофизического развития еще не успели провести электричество. Мы пришли сюда вечером, когда было уже темно. Пришлось на ощупь искать свечи.

- Я часто с большой радостью вспоминаю нашу первую Литургию в этом храме с больными детишками из интерната, - рассказывает мать Иоанна. - Было утро, еще темновато, свечи держали сами дети. Поэтому всю службу свет в храме как будто дрожал...


В храмах Свято-Елисаветинской обители все - от росписи до скамеек - сделано «своими руками»: работниками мастерских монастыря

Вообще Свято-Елисаветинский монастырь «вырос» из сестричества милосердия, которое с конца 80-х под руководством протоиерея Андрея Лемешонка работало с больными в Республиканской клинической психиатрической больнице (РКПБ), психоневрологическом интернате № 3 (учреждения находятся по соседству). В 1998 году одна из сестер приняла монашеский постриг. А днем рождения монастыря считается 22 августа 1999 года, когда митрополит Филарет совершил постриг еще трех послушниц. Началось строительство храма в том же месте, рядом с РКПБ. Нечастый пример: монастырь появился, в сущности, на территории больницы. До сих пор у них есть общая стена.

Монахини никогда не переставали окормлять больных. И сестричество милосердия по-прежнему действует, в нем сегодня двести сестер. Их называют «белыми сестрами», а монахинь - «черными». И те, и другие бывают в отделениях чуть ли не каждый день. Журналистов туда, к сожалению, не пустили.

- Каково работать с больными детьми, которые вас, в сущности, не понимают? - спросил я.
- А с чего Вы взяли, что не понимают? - удивилась монахиня Марфа, старшая сестра по детскому интернату. - Они как раз понимают лучше остальных. Иногда понимают даже то, чего мне бы не хотелось...
- Это как?
- У меня был такой случай. Я шла по коридору в отделение и почему-то никак не могла сосредоточиться, прийти в нужное настроение. Отчего-то в голове крутились мысли о предстоящем ужине. Тут навстречу из палаты вышел мальчик и прямо ко мне обратился: «Обжора! Только о еде и думаешь...»
Матушка на секунду остановилась и добавила:
- Не случайно говорят, что такие люди ближе к Богу. Мы все только пытаемся туда двигаться, а их Господь уже к себе приблизил - и лишил их сердцá зла. Вдумайтесь, ведь именно таких людей часто называют убогими...



Идея создать подворье с обширным хозяйством выросла из необходимости дать работу бездомным


«То-то-шка!»

...А еще эти дети играют в спектаклях, которые с ними ставят сестры и братия монастыря под руководством заслуженного артиста Белоруссии Александра Ждановича..

- Однажды девочка, которая играла Тотошку в «Волшебнике Изумрудного города», совсем разболелась и не могла принять участие в очередном спектакле, - рассказал Александр. - На ее место пришлось поставить мальчика, который раньше не играл, но смотрел наши спектакли много раз и знал их наизусть. Правда, у него были проблемы с речью, поэтому мы договорились, что он будет просто выполнять все движения, без слов. Но девочка, с которой он играл сценку, во время спектакля по привычке обратилась к нему: «Как тебя зовут?» Мы ожидали неловкой паузы, но вдруг мальчик, который обычно говорил с большим трудом, очень четко и даже с интонацией ответил: «То-то-шка...»

Александр Жданович - один из ведущих актеров Национального академического драматического театра им. Горького. В его репертуаре сегодня одиннадцать спектаклей, в большинстве из них - центральные роли (например, Голубков в «Беге» Михаила Булгакова). А работа на телевидении в передаче «Калыханка», белорусском аналоге программы «Спокойной ночи, малыши», само собой, делает его любимцем детской аудитории. Вместе с супругой Людмилой он навещает больных детей в интернате и ставит с ними спектакли. Я не смог не спросить:

- Каково Вам заниматься «больничной самодеятельностью»?

- Вряд ли скажу что-то новое, но больные дети нужны нам, здоровым, не меньше, чем мы им. Это воспитание в себе любви и жертвенности. Да, со стороны это звучит сухо, но все меняется, когда в реальности погружаешься в общение с ними. Я поначалу сетовал (видимо, сказывалась привычка работы в профессиональном театре), что в детском интернате всё происходит неорганизованно: то репетиции есть, то нет, никогда не можешь быть уверенным, что получится сделать спектакль хорошо и в срок. Но со временем я стал понимать: чем хуже, тем лучше. В том смысле, что Господь управит сам, наша задача - честно выполнять свою работу. И когда в день премьеры ожидаешь провала, а спектакль вопреки всему проходит хорошо - вот тут-то и учишься по-настоящему доверять Богу.




Бомж - это образ мышления

На трудной заснеженной трассе старенький фыркающий «фольксваген» слушался сестру Ирину беспрекословно. Черные монашеские одеяния и тут плохо гармонировали с непринужденностью опытного водителя. Сестра везла нас из монастыря в деревню Лысая Гора, где находится монастырское подворье. По дороге рассказывала:
- Когда я стала нести послушание на подворье, было очень тяжело. Я даже плакала поначалу. Всё не понимала, как я буду управляться с такими сложными людьми?
«Сложные люди» - это бомжи, бывшие заключенные, наркоманы, алкоголики. Здесь их называют «братья». Они тут работают - занимаются обыкновенным физическим трудом. На подворье есть свое хозяйство: ферма, пасека и питомник для собак.

- Но постепенно я начала понимать, - продолжала сестра Ирина, - если пытаться из себя кого-то строить, что называется «ставить себя», они очень быстро тебя раскусывают. Особенно освободившиеся из тюрьмы: общаясь с надзирателями, они становятся очень тонкими психологами. С ними нужно быть просто нормальным человеком. Это действует, хоть и не сразу. Большинство из них вообще никогда не знали, каково это, когда к тебе относятся без злобы...


«Бомж - это не социальный статус, это образ жизни и образ мысли. Есть только один способ с этим бороться: приучать к труду. Долго и терпеливо. Этим мы и занимаемся»


Братья попадают на подворье через монастырь. Когда они приходят (а идти им обычно больше некуда), батюшка с ними беседует и предлагает им пожить на монастырском подворье. Там братья трудятся, молятся, исповедуются, причащаются. Собственно идея создать подворье с обширным хозяйством и выросла из необходимости как-то социализировать таких людей.

- Конечно, братья «срываются», - рассказывает сестра Ирина. - А бывает, что и просто уходят, кричат: «Отдайте мне мои вещи. Я сам буду жить, без вас!» Мне сразу хочется спросить: «Какие вещи? Ты же к нам весь оборванный пришел...» Но человек уходит бродяжничать, пить, а потом возвращается. Просит прощения, хочет обратно. Мы берем. И они потихоньку перевоспитываются.
Каждую субботу на подворье служится Литургия. Круглые сутки читается Псалтирь - каждый брат по часу. Устав тут, конечно, не монастырский, но утреннее и вечернее молитвенное правило - обязательно, а среда и пятница - постные дни.



- Бомж - это не социальный статус, это образ жизни и образ мышления. Вот с ним-то мы и боремся, - добавляет сестра Ирина.
- Как?
- Тут есть только один способ: приучать к труду. Долго и терпеливо.
Румяный мужчина лет тридцати, высокий и крепкий, с добрыми приветливыми глазами - это главный из братьев по ферме, где разводят свиней, коров, коз, лошадей. В брате чувствуется знание собственного дела. И нетрудно догадаться: чтобы следить за большим хозяйством, нужна железная хватка руководителя и, что уж говорить, «авторитет среди мужиков». А иные мужики, в силу «образа мысли», не самые надежные. Глядя на этого хозяйственника, я было подумал, что для устроения фермы решили позвать просто опытного руководителя со стороны.


Каждую субботу на подворье служится Литургия.
Круглые сутки читается псалтирь - каждый брат по часу.
Устав тут, конечно, не монастырский, но утреннее и вечернее молитвенное правило - обязательно, среда и пятница - постные дни



- Как он попал сюда? - спрашиваю мать Ирину.
- Он бывший наркоман.
В питомнике для собак трудится брат Александр. На первый взгляд, хмурый, неприветливый и малоразговорчивый. По рассказам, в пятнадцать лет ушел из дома и больше там не появлялся. Каким-то образом попал в Афганистан. После армии снились страшные сны: пошел на операцию взвод из двадцати человек, вернулись пятеро. Запил. Однажды оказался на подворье. Саше дали послушание следить за собаками, которых монахини к тому моменту завели для охраны подворья. Саша занялся по-мужски серьезно - и через несколько лет на подворье возник собственный питомник, где разводят азиатских овчарок. Три стены Сашиной комнаты заняты дипломами и медалями, которые монастырские собаки заняли на международных конкурсах. Глаза хмурого Саши загорелись, когда разговор зашел о его питомцах:
- У нас тут четыре интерчемпиона, то есть четыре овчарки, занявшие первые места на нескольких чемпионатах в разных странах.
Сегодня на подворье живут более ста братьев, но с виду оно кажется безлюдным. И не только потому что территория большая. Просто братья все постоянно «на послушаниях» - заняты работой на своих местах. Праздношатающимися их не увидишь. Чтобы как-то разнообразить жизнь на подворье, монахини с братьями ставят спектакли. Для постановки в этом году выбрали «Маленького принца».


Питомник, в котором сегодня разводят азиатских овчарок, когда-то начался с покупки одной собаки для охраны монастыря


Все свое

Эти фрески сделаны нашими мастерами... - рассказывала мать Илария, благочинная монастыря, в храме Державной иконы Божьей Матери.
- В смысле - вашими? - удивился я. Фрески были и вправду необычно красивые - чувствовалось, что работали профессионалы.
- Работниками нашей стенописной мастерской...
В другом храме монастыря похожий диалог повторился.
- Иконостас сделан нашими мастерами.
- То есть из вашей собственной мастерской?
- Да. Обратите внимание на лики первого иконостаса нашего монастыря. Можно видеть с какой простотой и даже детскостью выполнены иконы. Если сравнивать первые работы с иконами, которые пишутся сейчас в мастерской, то видно как совершенствуется труд наших иконописцев.


В монастырских делах принимают участие около двух тысяч человек. Монахинь из них - всего девяносто

Оказалось, что на сегодняшний день «свое» в монастыре действительно всё - здесь больше двадцати мастерских. Огромные паникадила для всех храмов обители сделали в монастырской кузнице и мастерской цветных металлов. Облачения для священников - совместная работа швейной, золотошвейной и вышивальной мастерских. Там же шьют и просто одежду для мирян - элегантную и одновременно подходящую для храма. Мастерская резьбы по дереву, столярная мастерская и позолотная мастерская делают иконостасы. Названия керамической, иконоокладной, переплетной и свечной мастерских говорят сами за себя. Стулья, столы, табуретки, скамейки, шкафы - словом, любая мебель в монастыре - продукты мебельной мастерской.

Рядом с воротами монастыря стоит деревянное двухэтажное кафе, по форме напоминающее мельницу. Я в шутку спросил:
- А этот теремок тоже ваши мастера построили своими руками?
Мне ответили совершенно серьезно:
- Конечно. Это чтобы паломники могли зайти перекусить...
Большинство продуктов в этом кафе - тоже собственного производства. Рядом - магазин. Там продается монастырское мясо, молоко, сало и т. д. Хотя тут и «все свое», сестры говорят, что смысл создания мастерских в помощи людям, а не в самообеспечении.
- Многие, кто трудятся в мастерских, не могут найти себе работу в современном обществе, - рассказала сестра Иоанна. - Некоторые из них находятся на реабилитации после длительного пребывания в психиатрической больнице. Именно с целью социальной адаптации людей и появился Дом трудолюбия - отдельный корпус, где сосредоточена основная часть мастерских. Примером тут послужил Дом трудолюбия, который создал святой праведный Иоанн Кронштадтский.


На подворье монастыря есть место и для культурной жизни

Начали с кассет

Несколько комнат под самой крышей, низкий потолок, деревянные стены, много компьютеров, железные кружки с горячим кофе на столе - в студии во имя святого исповедника Иоанна Воина царит атмосфера творческой лаборатории. Рабочий день - с десяти, но сотрудники приходят в девять - каждое утро начинается с акафиста небесному покровителю. Здесь производят аудиозаписи, снимают документальные и художественные фильмы и недавно начали рисовать мультфильмы.

- Будем стараться делать душеполезные мультфильмы для детей, - рассказал один из сотрудников.
- Главное, не переборщить с назидательностью, - аккуратно заметил я.
- Это точно. Когда мы обсуждали в своем коллективе сценарий нашего первого мультфильма, кто-то сказал, что получается даже «слишком не-назидательно». И слава Богу!
Первая аудиопродукция собственного производства появилась в Свято-Елисаветинском монастыре еще в эпоху аудиокассет. Вышло вот как. Уже много лет в обители еженедельно проходят беседы отца Андрея Лемешонка с прихожанами. В притворе выставляются скамейки, он превращается фактически в лекторий со всеми необходимыми атрибутами популярной лекции: записки с вопросами, опоздавшие гости, не успевшие занять сидячие места, но готовые три часа провести на ногах, лишь бы слышать, о чем сегодня будет говорить батюшка. Тему беседы выбирает сам отец Андрей. Публика здесь своя, и начинает отец Андрей без предисловия:
- Как человеку понять другого человека? Это не так-то просто...
Видно, что прихожане включаются в его ритм моментально.
- И все же в храме помещается ограниченное количество людей, - рассказывают сотрудники монастырской студии. - А сестрам очень хотелось делиться проповедями своего духовника с как можно большим количеством людей. Решили записывать их на кассеты, а затем тиражировать и распространять.

Эта практика существует по сей день. Только теперь вместо кассет - компакт-диски в красивой упаковке, а вместо небольшого аудиопроигрывателя с функцией записи - целая студия. И помимо проповедей и аудиокниг духовного содержания, в ней озвучивают мультики, пишут радиоспектакли, недавно записали большой монастырский хор. Про его руководителя, знаменитого регента Ирину Денисову (с 2009 года - монахиня Иулиания), силами той же студии сняли документальный фильм «Инокиня». Картина получил премию на Минском кинофестивале «Листопад-2010».


«...Часто думают, что чем более верующие люди нелюдимы и хмуры, тем сильнее их вера. Странно.Самые высокодуховные люди из тех, кого я встречала, были самыми простыми и самыми открытыми»

Без бизнес-плана


Пример студии во имя св. Иоанна Воина - показательный. В том смысле, что студия возникла сама собой, по обстоятельствам. Никто не садился прописывать концепцию и бизнес-план, не искал спонсоров и не изучал целевую аудиторию. «Просто нельзя не заниматься просвещением», - решили сестры. Начали с малого, выросли до большого. По той же матрице возникало и росло каждое монастырское дело. Эта матрица именно такая: «Есть вещи, которые нельзя не делать». Монахини рассуждают так:
- Никто не планировал создавать православную общину для бомжей, зэков и алкоголиков на подворье монастыря. Но эти люди есть, и они приходят в монастырь за помощью. Если Бог привел такого человека на порог храма, то как же мы можем его прогонять? Значит, нельзя не помочь.
- Никто не планировал, что у православной общины на подворье появится ферма. Просто люди стали приходить чаще, община росла. Значит, им нельзя не предложить работу. Так появилась ферма.
- Никто не планировал создавать мастерские. Но это неплохой способ трудоустроить тех, кто не хочет или не смог найти себя в светских компаниях и фирмах. Значит, мастерские нельзя не создавать.

И тут я понял: ритм жизни монахини в монастыре может совпадать с ритмом жизни сотрудника какой-нибудь светской компании - большая ответственность, много обязанностей, постоянно возникающие новые задачи... Но это только внешнее сходство. Потому что содержательно это две жизни - принципиально разные. То, что я увидел в Свято-Елисаветинской обители, убедило меня вот в чем: если менеджер обычной светской компании работает для себя, то сестры - существуя в том же ритме - для других. И, возможно, только когда пытаешься системно - как в монастыре - ставить на первое место не себя, начинаешь понимать: есть вещи, которые нельзя не делать.

Фото Владимира ЕШТОКИНА

Автор: МАЦАН Константин

http://www.foma.ru/article/index.php?news=5280

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Константин Мацан
Елизавета Федоровна: жизнь как «дорога, полная света»
В чем загадка красоты великой княгини? 1 ноября - её день рождения
01.11.2016
Игорь Кириллов: соль второго плана
О профессии диктора, тринадцати заповедях и Божьем даре
16.09.2014
Голос в храме
Интервью с Сергеем Волчковым - победителем шоу "Голос"
17.03.2014
Все статьи Константин Мацан
Последние комментарии
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 04:00
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25