itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Призадумался поп, стал почёсывать лоб...»

0
265
Время на чтение 4 минуты

Доктор филологических наук профессор СПбГУ заслуженный деятель науки РФ историк русского языка, культуры и филологии Владимир Викторович КОЛЕСОВ выступает против возрождения старой редакции «Сказки о попе и работнике его Балде».

...Дело было так: на днях священники из Армавира переиздали сказку «О попе и работнике его Балде» в её «правильном», «цензурном» виде. В этом варианте сказки поп - толоконный лоб был заменён на купца Кузьму Остолопа. Начинается «цензурная сказка» так: «Жил-был купец Кузьма Остолоп по прозванью Осиновый Лоб. Пошёл Кузьма по базару, поискать кой-какого товару...» - и так далее, всё по пушкинскому тексту, вот только вместо попа всюду значится купец. Это не армавирские священники так придумали, - это придумал поэт Василий Андреевич Жуковский, которому Пушкин завещал издание своих сочинений. Жуковский, пытаясь обойти цензуру, сделал значительные поправки в некоторых стихах своего гениального ученика, в том числе и в «Сказке о попе и работнике его Балде». Понятно, что правил он стихи без согласия автора, к тому времени уже опочившего. Впоследствии, когда тиски цензуры ослабли, читатели смогли прочесть Пушкина в подлиннике, без правки Жуковского.
И вот теперь, по прошествии полутора веков, армавирское духовенство решило вернуться к правленому варианту озорной пушкинской сказки. Выгода казалась им очевидной: теперь сказку можно будет читать даже ученикам воскресной школы, не боясь, что такое чтение подорвёт авторитет священства. Однако...

Вот как оценил издание «Кузьмы Остолопа» доктор филологических наук профессор СПбГУ В.В.Колесов:
- Любое искажение текста Пушкина - это не просто преступление, это святотатство. Каждую строчку великого поэта, создавшего 200 лет назад наш литературный язык на национальной речевой основе, филологи тщательно исследуют, оберегают и хранят. И не надо ссылаться на Жуковского: Василий Андреевич издавал «Сказку о попе...» в эпоху жёсткой цензурной политики, а ему хотелось, чтобы Пушкин дошёл до читателей любой ценой - хотя бы в таком, «поновлённом» виде. Но в наши-то дни зачем понадобилось снова кланяться николаевским цензорам? Армавирские священники решили позаботиться о «чести своего мундира», то бишь рясы, а что вышло в результате? В результате современные издатели «Кузьмы Остолопа» поставили на одну доску невежественных деревенских попов двухсотлетней давности и всех нынешних священнослужителей, в том числе и весьма учёных и добропорядочных!.. Всем, стало быть, нужно прятать свой «толоконный лоб», всем кивать на некоего несуществующего купца...

Но я о другом. Пушкин выразил в своих стихах всё богатство русского мироощущения - особый склад характера и мышления русского человека. «Сказка о попе и работнике его Балде» - это практически фольклорное произведение, записанное со слов няни и обработанное в стиле свободного «раёшного стиха». Но в фольклоре герой не может менять свою роль. В народном произведении царевич - всегда красавец-удалец, богатырь - всегда могучий герой и т.д. Так вот, купец в фольклоре - это никак не скряга и не тупица, - это ухарь-купец: «Пей, не жалей! пропьём - наживём!» Такой ухарь мог бы и тысячу рублей Балде разом пожаловать, и в пылу гнева самого Балду по балде угостить... Он не стал бы трястись за копейку и покорно подставлять лоб под щелчки. Таковы законы фольклора, и пытаться их изменить просто глупо.

Ну так вот, а поп в фольклоре - это, уж извините, всегда толоконный лоб - такая же типичная фигура народного творчества, как и царь-батюшка или добрый молодец. Филологи называют такие маски «лингвокультурными типажами», и обижаться на них - значит уподобляться детишкам несмышлёным. Смешивать попа с купцом, заменяя одного другим в угоду своим корпоративным интересам, - то же самое, что селёдку заливать малиновым вареньем. Есть извращённые любители такого блюда, но большинство отвернутся от него.

Обидно читать про «толоконного лба»? Почитайте тогда «Заветные сказки», собранные Афанасьевым, и вам всё станет ясно: именно поведение и мораль «отдельных представителей» создали подобный типаж. Или вы и Афанасьева захотите переиздать, заменив его попов на купцов? А не боитесь, что купцы обидятся? «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Пушкин же, как и в прочих случаях, просто пересказал стихами народное мнение. Народная мудрость указывает, каким не должен быть священнослужитель. Как сказал Козьма Прутков, «удивляйся, но не подражай!»
И скажите, пожалуйста: с какой стати нечистые будут платить оброк купцу? Зачем? Вот попу - это понятно, это прямая выгода...

Что сказать напоследок?.. Приходилось слышать: почему, мол, Пушкин написал такую жестокую сказку? Зачем так наказывать бедного попа? - «С третьего щелчка вышибло ум у старика»...
На это можно ответить так: слово «балда» в русских говорах означает «тяжёлая дубина». Вот вам опять-таки русское мироощущение: русский терпит-терпит, безмолвствует-безмолвствует, покоряется-покоряется... А потом как возьмёт дубину!.. И тогда уж берегитесь!

http://www.pravpiter.ru/pspb/n231/ta012.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Колесов
Рцы слово твердо
Беседа корреспондента нашей газеты с заведующим кафедрой русского языка Санкт-Петербургского Государственного университета, доктором филологических наук, профессором В.В. Колесовым
19.03.2004
Все статьи Владимир Колесов
Последние комментарии