itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О «потенциально лояльных людях»

0
123
Время на чтение 5 минут

Недавно в интернет-издании "Взгляд" появились две статьи, в которых речь идет о Церкви. Хотя они вышли в один день, они принадлежат перу разных авторов - один из них, Михаил Бударагин, главный редактор официального сайта партии «Единая Россия», другой - Михаил Соломатин. Это разные люди с разными политическими симпатиями, и, то, что обе статьи появились в один день, а их содержание во многом пересекается, наверное, случайность.

Определенное пересечение, однако, налицо, и, наверное, нам стоит рассмотреть претензии к Церкви, которые выдвигаются в этих статьях. Раздражение Михаила Бударагина вызвали высказывания Патриарха о ЖКХ, слова протоиерея Всеволода Чаплина об электронной карте Москвича и суждения миссионерского отдела тульской Епархии о взглядах Бориса Гребенщикова. Я должен написать "раздражение" а не "возражения" поскольку возражений по существу в статье нет; трудно понять, в чем состоит суть претензий, предъявляемых к Церкви. Автор пишет: "Если бы я был прихожанином на пороге храма, то услышав о ЖКХ, БГ, социальных картах и дресс-коде, развернулся бы и пошел домой. Не потому что все это как-то устрашает или отталкивает, а потому что все это как-то глупо. Даже если в церковь идут не за умом, то не до такой же степени".

Сразу видно, что Михаил Бударагин - не прихожанин. Более того, он просто не знает, зачем христиане ходят в Церковь. Потому что человек, отвергающий причастие Святых Христовых Тайн из-за того, что ему не понравилось что-то из того, что сказал Патриарх, или о. Всеволод Чаплин, или Александр Дворкин, с самого начала не христианин, и что ему делать в Церкви - непонятно. К сожалению, непонимание такого рода характерно не только для него. Люди могут не разделять нашей веры во Христа; но им следует понять, что в Церковь ходят люди, которые во Христа верят - и ходят именно поэтому. Церковь - не корпорация, которая ищет продать потребителям тот товар, который бы они купили. Церковь - это единство людей, разделяющих общую веру во Христа. Для того, чтобы войти в нее, Вам нужно принять эту веру. Если Вы ее не принимаете, то заманивать Вас под своды храма, тщательно избегая каких-либо неприятных высказываний, просто бессмысленно. Что Вам там делать? Поэтому разговоры на тему "Церковь должна вести себя так-то и так-то, поддерживать такие-то идеи, а от таких-то, наоборот, отказаться, и тогда мы к ней потянемся" - это просто неправда. Если Вы верите во Христа, то идете к Чаше спасения; если не верите - не идете; все остальное не имеет значения. Собственно, на Западе это уже проходили - журналисты и общественные активисты требовали от Церкви измениться и приспособиться, "иначе от Церкви отвернутся современные люди" и некоторые общины прогибались и менялись - что приводило к тому, что их храмы пустели и превращались в книжные магазины. "Потенциально лояльные люди" как не ходили, так и не ходят; те, кто верит во Христа, уходят в более консервативные общины.

Но выполнить пожелания "потенциально лояльных людей" - и тем "перестать их отталкивать" невозможно еще по ряду причин. У каждого "потенциально лояльного" свои запросы к Церкви - кого-то страшно раздражает негативное отношение Церкви к тов.Сталину; кто-то наоборот, возмущен тем, что она не клянется в верности либерально-демократическим ценностям; кто-то недоволен сдержанным отношением Церкви к воинствующему национализму; кто-то, наоборот, неприязненно относится к ней именно потому, что (вполне обоснованно) видит в ней фундамент русской национальной идентичности. На всех не угодишь - нечего и пытаться.

Другая причина, по которой это невозможно сделать - "потенциально лояльные люди" сами имеют крайне туманные представления о том, чего же они, собственно, хотят. Бударагин полагает, что Церковь "уже почти в военный фрунт вытягивается перед нынешними кесарями" и ставит ей это предполагаемое вытягивание в упрек. При этом в упрек же Церкви ставится выступление Патриарха относительно ЖКХ и осторожность в отношении "единой карты". Так в чем повинна в глазах автора Церковь - в вытягивании перед властью или в критике действий власти? И с какой позиции сам автор ее критикует? Если автор - несгибаемый революционер, в системе ценностей которого сотрудничество с "кровавым царским режимом" есть несмываемое пятно, то что он сам делает в качестве редактора официального сайта "Единой России"? Тайком выпускает онлайн-версию "Искры"? Далее автор пишет: "Объединяющая миллионы людей организация может быть какой угодно, но она не может позволить себе быть служанкой - ни у власти, ни у собственной паствы, ни у нынешней конъюнктуры. РПЦ же, обладая огромным запасом влияния и авторитета, зачем-то бессмысленно мечется между властью, прихожанами и конъюнктурой" Этот упрек, однако, высказывается одновременно с упреками относительно как раз нонконформистских высказываний представителей Церкви - относительно того же ЖКХ, электронной карты или взглядов Бориса Гребенщикова.

Относительно Бориса Гребенщикова стоит сделать некоторые разъяснения. Тульский Миссионерский Центр, рассмотрев взгляды Бориса Гребенщикова, нашел их неправославными. Другие православные люди с этим не согласились - в прочем, в ходе дискуссии наметились разные точки зрения, в частности, та, что взгляды Гребенщикова действительно нездравы, а вот мудро ли делать на это упор - другой вопрос. Это вызвало у людей внешних по отношению Церкви отзывы с стиле "суд!", "партсобрание!". Комментаторы как-то упускают из виду, что суд и партсобрание имели весьма серьезные последствия для гражданской (а нередко и физической) жизни подсудимых - в то время как суждения Тульского Миссионерского Центра никак на жизнь Бориса Гребенщиковая повлиять не могут. БГ может придерживаться таких взглядов на мир, какие ему угодны; православные могут рассуждать между собой, насколько эти взгляды согласны с их верой. Но претензии к Церкви состояли в этом случае именно в том, что она выступает как госпожа - судит и учиняет партсобрания, и уже сожгла Великого Композитора на Костре Инквизиции. Как это сочетается с упреком в том, что Церковь - "служанка" не очень понятно. Чрезвычайно трудно угодить людям, которые одновременно укоряют Церковь в холуйстве и бунтарстве, в беспринципной гибкости и в отталкивающей жесткости.

Статья другого Михаила - Соломатина - затрагивает вопросы отношения Церкви к Ювенальной Юстиции и той же электронной карте. Ключевая фраза статьи вынесена в подзаголовок: "Сама идея контроля над личностью совершенно не смущает Церковь, ее пугает лишь идея чужого контроля. Именно это и становится причиной протестов РПЦ против сбора государством информации о гражданах". Но в чем состоит "контроль над личностью" со стороны Церкви? Как хотя бы теоретически мог бы осуществляться этот контроль? Какими органами для этого Церковь располагает? Это церковники собирают базу данных о гражданах? Это церковники добиваются себе возможности забирать детей из "неправильных" - в том числе, политически нелояльных - семей?

Автор порицает сограждан за их опасения относительно Ювенальной Юстиции: "Так, например, нежелание расставаться с правом безнаказанно распоряжаться правами своих детей создает прочную основу для страхов россиян по поводу ювенальной юстиции.". Что такое "право безнаказанно распоряжаться правами своих детей", не очень ясно; ясно только, что лишать этого права, по мысли автора, будет благодетельное государство - а уж никак не Церковь; Церковь же, скорее, разделяет опасения несознательных россиян. Противостояние, таким образом, складывается не между "церковным" и "государственным" контролем, а между попытками установления такого контроля, когда у Вас могут забрать детей, например, из-за Ваших неправильных взглядов на охрану лесов, и попытками такому контролю противиться - как со стороны рядовых граждан, так и со стороны Церкви.

В этой ситуации понятны и опасения, связанные с электронными системами контроля, которые Соломатин отвергает как "луддистские". Люди склонны злоупотреблять властью. То, что делает человека более уязвимым перед лицом представителей власти, не следует приветствовать. Это не требование веры - это требование здравого смысла.

Однако нельзя не отметить общее свойство упреков в адрес Церкви - их невнятность. Их иногда бывает сложно оспаривать даже не потому, что они ложны - а потому, что они бессодержательны.

http://www.radonezh.ru/analytic/14080.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31