Церковь победителей

0
204
Время на чтение 6 минут

Когда послы киевского князя Владимира вернулись из своего «похода за верой», они сочли нужным особо отметить, что ни в католических храмах, ни в магометанских мечетях «не было нам радости». «А когда мы стояли во время службы в греческом храме, то мы не знали, где находимся: на земле или на небе». Души русских послов покорила вечная праздничность Православной Церкви, её вечная торжественность. Именно пойдя на радостный шум этого праздника, Русь приняла Православие.

Православие - религия торжества. И в день Торжества Православия в храмах поют: «Радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир». И это в дни Великого поста, - в дни, когда, казалось бы, следует сторониться всяких радостей...

А есть ли повод для радости? Давайте зададимся вопросом, разумно ли в наше тяжёлое и в высшей степени безрадостное время предаваться вечному празднованию. С этим вопросом мы обращаемся к клирику храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала отцу Алексию Успенскому, известному своими яркими публицистическими выступлениями в церковной прессе.

- Каждый год мы празднуем Торжество Православия, однако положение в мире таково, что о торжестве православной веры говорить как будто не приходится... Нет ли в нашем праздновании Торжества Православия некоего самообольщения?

- Нет обольщения в праздновании торжества православной веры над еретическим зловерием. В первую неделю Великого поста мы не просто вспоминаем VII Вселенский собор и уничтожение иконоборческой ереси. Мы празднуем победу над всеми ересями, когда-либо возникавшими с I по IX век, подводим некий итог той вековой борьбе, которую вела Церковь за неповреждённость и чистоту своего вероучения. Более того, мы отмечаем момент, когда Церковь стала обладать сильнейшим противоядием против всех смертоносных лжеучений. Она получила совершенное оружие против всякой ереси, и оружие это - благодатный святоотеческий опыт семи Вселенских соборов. С этого момента не мог уже диавол измыслить какой-либо новой ереси, которую нельзя было бы изобличить с помощью догматического опыта семи Соборов. Все ереси, возникавшие после IX века, явились следствием отрицания этого опыта, и со времён последнего Вселенского собора более 1000 лет не было нужды собирать его вновь. Не случайно, надо полагать, и само количество бывших Вселенских соборов. Священным числом семь здесь запечатлена некая совершенная полнота, как запечатлена она в числе дней творения, числе таинств церковных, числе церквей Апокалипсиса и т.д. Короче говоря, повод для торжества у нас вполне достаточный, а самообольщение грозит нам в том случае, если мы начнём забывать смысл данного праздника.

- Но если вспомнить минувший ХХ век... Можно ли было в те времена говорить о торжестве Православия?..

- Минувший ХХ век - сплошное торжество Православия. Гибнущая в огне войн и революций Россия на весь мир вспыхнула святостью целого сонма мучеников и исповедников. И хотя гибель их была ужасна и внешний ряд событий говорил о том, что такой страны уже не должно быть, никто сегодня не скажет, что России с её исконной верой больше не существует. Вот поистине чудо и самое настоящее торжество Православия.

- Кажется, все главные мировые религии ставят себе цель распространиться на весь мир, стараются всё человечество привести в свою конфессию. В Петербурге, например, каких только миссионеров нельзя встретить... И только Православие с этим не спешит: миссионерская работа у нас идёт более чем вяло. Мы что, принципиально придерживаемся политики «малого стада»? Разве не правильно было бы привести к Православию все народы? Это было бы подлинное торжество Православия.

- Подлинное торжество Православия - торжество истины над ложью, а истина далеко не всегда торжествует там, где есть простое арифметическое большинство. Православию не свойственно насильственно распространяться. Его не насаждают огнём и мечом, во всяком случае это нетипично. Оно действительно торжествует в умах и сердцах так, как это и должно быть, - добровольно и мирно. Для распространения нашей веры нужен сегодня редкий тип - пламенный миссионер, самоотверженный, горящий духом апостольской ревности, несущий в себе живого Христа. Он не должен и в малой степени походить на таких, знаете, специальных людей с приклеенной улыбкой, которые с томиком в руках и на искусственном русском безцеремонно лезут в душу, пытаясь навязать очередной еретический бред. Можно сказать, что такие миссионеры в большинстве своём суть агенты структур, враждебных и Православию, и нашему государству. Целью их работы является дробление духовных основ народного бытия, сознательно и подсознательно укоренённого в православной традиции. Такая деятельность может быть сравнима с деятельностью диверсионных групп в тылу противника; она подразумевает проникновение гораздо более глубокое, чем ночная высадка в самое сердце важного объекта, и имеет целью взорвать уже не атомную станцию или аэропорт, а само сознание наших сограждан. И это только один вид тактического оружия массового духовного поражения, применяемого в ходе полномасштабной информационной войны, ведущейся против нас. Почивший Патриарх Алексий II неоднократно и открыто заявлял об этом. В своём слове, сказанном, кстати, в Неделю Торжества Православия, он, обращаясь к своей пастве, сказал: «Дорогие мои, не нужно думать, что время борьбы со лжеучениями прошло и осталось в далёкой от нас эпохе Вселенских соборов. И сегодня Господь зовёт нас отстаивать истину Православия от умножившихся проповедников тьмы. И призывает Он всех нас - не только иерархов и священников, но и мирян, всех верующих, чтобы мы по мере наших сил у себя ли дома, в кругу ли наших друзей или на работе, отстаивали Православие...»

Эти слова прозвучали 20 лет назад, а это значит, что наши Церковь и народ вот уже 20 лет живут в условиях осадного положения. Такое положение всегда предполагает наличие каких-то оборонительных укреплений: стен, рвов и т.д. В нашем случае мы не имеем почти никакой внешней ограды: ни серьёзной цензуры, ни законов, которые бы реально защищали человека от информационного насилия. 20 лет безудержной вакханалии античеловеческой пропаганды в информационном пространстве страны! Трудно быть готовым к такому виду войны. Как это часто бывало, война застала нас врасплох. Это повлекло за собой потери, отступление, пленение, шок, панику, отчаяние, предательство - весь тот неизбежный негатив, который обычно несёт с собой война. Всегда в истории мы преодолевали его великим напряжением народных сил. С Божией помощью эти силы сливались в единый мощный поток, до тех пор пока он не превращался в сокрушительную лавину, сметавшую на своём пути всякого врага, как бы силён он ни был. Не политика «малого стада» определяет текущий момент церковного бытия, а скорее политика сосредоточения сил, разработка стратегии будущего «духовного контрнаступления». Мне кажется, что на этом этапе правильнее было бы не распылять силы, не замахиваться на торжество Православия в среде всех народов, как вы говорите, а приводить к нему народ собственный.
Святой Иоанн Кронштадтский в своё время отказался от давней своей мечты - миссионерской деятельности на дальних окраинах Российской империи - в пользу своей кронштадтской паствы, когда ему открылось её духовное состояние, - состояние людей, живших, надо отметить, в православной стране, крещённых с детства и во многих случаях не чуждых начального духовного образования. И это в то время, когда Россия занимала в мире совсем не те позиции, какие она занимает теперь!

- И всё-таки создаётся впечатление, что Церковь не заинтересована в своём распространении. В самом деле: даже если в стране останется один-единственный прихожанин, то что это изменит? Литургия будет по-прежнему совершаться, а хлопот будет значительно меньше! Зачем же храму прихожане? Зачем Церкви верующие?

- Земная Церковь - она воинствующая, она не может не воевать за души человеческие. Для того она и создана, чтобы собирать под крыло будущих граждан вечного Небесного Царствия. Если не так, то она уже не Церковь. И всё это в ней происходит, может быть, не всегда приметным образом, - но происходит, это безусловно. Наверняка в каких-то случаях нельзя отрицать того, что клирикам совсем уж чужда известная человеческая склонность к самоуспокоению и почиванию на лаврах. Но в целом мне трудно согласиться с утверждением, что Церковь «не заинтересована в своём распространении». Всё-таки церкви у нас продолжают строить, в отличие от Европы, например, где продают и сдают внаём многие пустующие церковные здания.

- Известно, что протодиакон Андрей Кураев назвал Православие «религией поражения», имея в виду грядущую неизбежную победу антихриста. Как вы можете прокомментировать это мнение?

- Ну, если о. Андрей имел в виду то, что для нас лучше поражение, чем победа под знаменем такого полководца, как антихрист, то с ним нельзя не согласиться.
Он также прав, если под поражением понимает поражение в гражданских правах членов Церкви Христовой, которая в лице своих верных чад не поклонится антихристу, не примет его проклятой печати, будет гонима и будет объявлена вне закона. Такое поражение сродни тому, какое потерпел наш Спаситель на кресте, будучи «к злодеям причтен». Но все мы знаем, что от крещенской купели призваны со Христом умереть, с тем, конечно, чтобы с Ним потом воскреснуть. Спросим себя: поражён был Спаситель смертию? Поражён. Кто же в итоге победил - Он или смерть?.. Ответ очевиден.

Сказать: «Православие - религия поражения» и поставить на этом точку - это всё равно что сказать: «Христос умер» - и всё, точка. Нам всё-таки как-то привычнее говорить: «Христос воскресе!»

- исповедуя при этом религию победы, религию Воскресения и вечного торжества нашей веры.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

http://pravpiter.ru/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Алексий Успенский
Все статьи Протоиерей Алексий Успенский
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35