Храм, который построили Богородица и двенадцать греков

0
412
Время на чтение 8 минут
27 февраля по новому стилю православный мир отмечает день Двенадцати греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры. Лаврой обитель стала, конечно, не сразу, а в 1688 году, однако с 1061 года - момента основания монастыря любечским иноком Антонием и его учеником Феодосием, место это просияло святостью Христовых подвижников, и именно отсюда широко пошло монашество на Руси.

Икона 12 греков, строителей Свято-Успенской церкви

Удивительна судьба главного храма Свято-Успенской Киево-Печерской обители, прошедшего украсившуюся чудесами историю создания, а также трудный путь разрушения и восстановления, начиная от татарских нашествий, после которых церковь «233 года оставалась только в щебне» и по сотне лет в разрухе после сожжений, заканчивая трагедией ХХ в.

Собор называли Великой церковью, и говорили о нем возвышенно и восторженно: «Сия небеси подобная церковь...»

Успенский собор сегодня

Киево-Печерский патерик сообщает, что создание Успенской церкви было благословлено Пресвятой Богородицей, Которая Сама явилась константинопольским зодчим и велела им построить в Киеве храм, посвященный Ей, и дала им «наместную» (главную храмовую) икону. «Действительно полно чудес повествование о Печерской церкви, которую Господь показал в явлении прежде ее создания и которой из земли варяжской прислал от Своего честного образа венец и пояс, а в земле греческой подобие церкви показала Сама пресвятая Богородица, приславшая свою икону и мощи святых мучеников».

Как основание печерского храма, так и его украшение росписями и освящение сопровождались многочисленными чудесами. Свидетелями этих чудес были многие киевляне, в том числе юный князь Владимир Мономах.

По преданию, строительству храма предшествовало духовное событие, которое увидел «один варяжский князь, именем Симон», молитвами преподобного Антония Печерского спасшийся от смерти в сражении на реке Альте в 1068 году. Симону явилось «на облаке изображение будущей новой Печерской церкви, и слышал глас, повелевавший отнести к преподобному Антонию златый пояс для размера сей церкви и златый венец для украшения жертвенника».

По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения Богородицы в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1072 году, а возведена была в 1073-1078 годах. Собор строили четыре «искусных строителя», пришедшие в Киев из Константинополя. Средства на строительство храма пожертвовали «варяжский князь Симон», а также великий князь Киевский Святослав Ярославич. Собор расписывали и украшали мозаиками византийские «иконные писцы», греческие купцы привезли из Константинополя драгоценную смальту для мозаик. В росписях интерьера собора (1083-1089), по свидетельству летописи, принимали участие выдающиеся древнерусские живописцы Алимпий и Григорий.

Предание рассказывает, как вся братия собралась вокруг места, назначенного для церкви, и преподобный Антоний, размерив ширину и длину храма поясом, принесенным Симоном от Богородицы, благословил это место и, подняв руки, громким голосом сказал: «Услышь о, Господи, услыши мене днесь огнем, да разумеют вси, яко Ты еси, хотяй сего», и упал огонь с неба и пожег весь хворост и терние и истребил росу, и сделал углубление, подобное рву, на отмеренном месте. Все присутствующие пали от страха как мертвые. На этом месте и был заложен храм, в основание фундамента которого были положены мощи святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, данные греко-византийским зодчим Богородицей в храме города Влахерна.

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Черниговская икона. Последняя четверть XVII в.

Предание рассказывает и о таком чуде: когда иконописцы, в числе которых был тогда в учении и один из Печерских подвижников преподобный Алипий, расписывали алтарь, то на виду у всех им явился дивный образ Матери Божией. Образ засиял необычайным светом, так что смотреть на него нельзя было, и видевшие это чудо пали ниц. Когда, поднявшись, иконописцы стали опять всматриваться в этот дивный образ, то из уст изображенной на нем Матери Божией вылетел белый голубь и полетел к иконе Спасителя и скрылся за ней. Затем этот голубь вылетел из уст Спасителя и летал по церкви, подлетая к каждой иконе святых и садясь одному на руку, другому на голову, и потом залетел за икону Матери Божией. Иконописцы хотели поймать голубя, приставили лестницу, но, поднявшись по ней, ничего не нашли за иконою и затем, обыскав всю церковь, нигде голубя не нашли. Все стояли с устремленными взорами на икону, чудесно явившуюся в алтаре, и вдруг снова голубь вылетел из уст Матери Божией и полетел к образу Спасителя. Стоявшие внизу люди с криком «Ловите его» обратились к мастерам, работавшим наверху, те распростертыми руками окружили голубя, чтобы Его поймать, а Он снова влетел в уста Спасителя, и яркий свет опять осиял иконы, и бывшие здесь мастера пали ниц.

Роспись купола. Успенский собор Киево-Печерской Лавры

Окончив украшение храма иконами и живописью, иконописцы остались в Киево-Печерской обители, приняв иноческое пострижение, и так исполнилось предсказание, которое они слышали от иконы Богоматери: «Не уйдете оттуда, но, постригшись там, окончите свою жизнь».

Греческие мастера - и зодчие, и иконописцы, потрудившиеся при создании Успенской церкви в Киево-Печерской обители, погребены в пещере преподобного Антония (так называемые Ближние пещеры), где до сих пор лежат нетленными. Они положены в особом затворе (пещере) рядом, один возле другого, между нетленно почивающими мощами преподобных Авраамия-затворника и Исаакия. Вероятно, память их положена 14 февраля по старому стилю в день, посвященный преподобному Исаакию, почивающему возле них.

В Акафисте двенадцати грекам, подарившим нам своими земными и духовными трудами Великую церковь, и сегодня православные поют (кондак, глас 4-й): «Радуйтеся, двоенадесятице честная, великия церкве Печерския здатели и ликов иноческих похвало и утверждение!»

В позднейшие времена Успенский собор неоднократно перестраивался. Сохранились гравюры 1661 и 1693 годов, свидетельствующие о значительных изменениях во внешнем виде храма. Немало бед наделал в храме пожар 1718 года, после чего в 1723-1729 годах под руководством архитектора И. Каландина были проведены реставрационные работы. Собор приобрел черты южнорусского барокко, а его стены, апсиды, фронтоны главы куполов, окна и порталы украсились лепным орнаментом. Вместо прежнего одноглавия были устроены семь куполов, из которых центральный был вызолочен «через огонь», а главы остальных шести покрыты листовым червонным золотом. Барабан главного купола был расписан изображениями ветхозаветных царей и пророков. Наружная живопись собора последний раз обновлялась в 1824 году.

Все главные святыни Лавры всегда хранились в Великой Церкви.

В.Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры», 1905 год

Настенная живопись обновлялась и в конце XIX - начале XX вв. (собор был расписан в каноничном духе группой иконописцев под руководством известного художника В.П. Верещагина). Сохранились (в 1949 г. возвращены из Германии) древние шиферные плиты XII в. с изображением сцен из античной мифологии, фрагменты мозаик.

Успенский собор Киево-Печерской Лавры

Следует помнить, что с древних времен Успенский собор служил усыпальницей. В крипте собора были похоронены известный по летописям киевский воевода XI в. Ян Вышата и сестра Владимира Мономаха, легендарная Евпраксия - былинная «Апракса-королевишна», жена германского императора Генриха IV. Здесь находились гробницы князей Скиргайло, Острожских, Олельковичей, Вишневецких, Тышкевичей, церковных деятелей и просветителей Е. Плетенецкого, З. Копыстенского, митрополита Петра Могилы, ректора Киево-Могилянской академии И. Гизеля. У восточной стены собора в 1632 году был погребен П. Берында - ученый, поэт, составивший «Лексикон славеноросский и имен толкование». Здесь же, в Успенском соборе, был похоронен великий русский полководец фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский. На его могиле было установлено надгробие работы скульптора И. П. Мартоса. После взрыва 1943 года ничего не уцелело, лишь сохранилась могила погребенного у стен собора, ближе к Трапезной церкви, выдающегося русского политического деятеля П. А. Столыпина.

Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Могила П.А. Столыпина

В алтаре Стефановского придела хранилась древняя икона Богоматери византийского письма, перед которой в последний час своей жизни молился 19 сентября 1147 года князь Игорь Ольгович, убитый восставшими киевлянами.

Новая история, в которой Великой церкви пришлось выстаивать и возрождаться, все-таки изыскала для этого храма свою трагическую точку. 3 ноября 1941 г. в соборе произошли два взрыва, второй из которых фактически полностью его разрушил. Осталось неясным до сих пор, кто осуществил этот акт вандализма - немецко-фашистские оккупанты или киевские подпольщики, покушавшиеся на жизнь словацкого президента, пребывавшего в храме в этот день примерно в течение часа. Кое-кто склонен искать след и в факте назначения на высшую церковную должность в Лавре схиархиепископа Антония (Абашидзе) - личного врага Сталина. Уверяют также, что именно в день взрыва в Успенском соборе побывал и гауляйтер Украины. Документальных подтверждений всем этим версиям все же пока нет.

Фото на память. Немецкие оккупанты на руинах Великой церкви

В 1999 году храм стали восстанавливать, и 24 августа 2000 года Успенский собор был освящен. Показательно, что освящение пытались сорвать представители так называемого «киевского патриархата», выступивший днем раньше глава этой организации отлученный от Церкви раскольник Филарет (Михаил Денисенко) публично протестовал против освящения Собора. В утро освящения храма несколько сотен приверженцев раскольничьей и униатской идеологии, большинство из которых приехало на автобусах из Галичины, встали перед стенами Лавры и выкрикивали антиправославные и антирусские лозунги. Между тем прибывший для освящения Собора Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) вышел к пикетчикам и благословил гонителей.

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир освящает вновь отстроенный Успенский собор, 24 августа 2000 г.

Увы, бывало и так, что нашей общей Великой церкви, Свято-Успенскому собору Киевской Лавры, доводилось веками лежать в руинах. Верно указывает комментатор: «Благо, что в новые времена эти сроки сократились. Быть может, просто ускорилось время. По счастью, у нас с вами сегодня есть возможность, приезжая в Киев, «мать городов русских» и «удел Пресвятой Богородицы», приходя в Лавру, любоваться благолепием этого храма и всей обители, бывать здесь на храмовых службах, прося Богородицу и святых отцев Киево-Печерских ходатайствовать за нас пред Престолом Божиим».

Гало над Успенским собором 16 мая 2007 года, в день Святого Феодосия

Как проникновенны идущие от сердца стихи широко известной в православной среде журналистки и поэтессы Татьяны Александровны Лазаренко:

Синий май почил у стен обители,
Теплый ветер бродит над рекой.
Ангелы земные, небожители
Обрели в пещерах свой покой.
Долу опуская очи дерзкие,
Вознесу к ним покаянный глас:
Преподобные отцы наши печерские,
Помолитесь Господу за нас!

http://odnarodyna.com.ua/topics/11/415.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ангелина Демьянок
Все статьи Ангелина Демьянок
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.04.2024 23:18
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
15.04.2024 20:09
Как всё начиналось
Новый комментарий от Русский Иван
15.04.2024 19:17
Александр Сосновский не прав
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.04.2024 18:15