Остров Перелюб

0
307
Время на чтение 9 минут

Именно так хочется назвать далекое село на окраине Саратовской области. Остров Перелюб, окруженный бескрайним морем степи. Село, посреди которого стоит храм во имя святого Архангела Михаила. Настоятель здесь - священник Константин Солнцев, глава растущего прихода и отец шестерых детей. К нему я и приехала в гости погожим осенним днем...

Доехать до Перелюба не так уж и просто. Рейсовый автобус из Саратова ходит сюда раз в день, и желающие добраться едут долгие восемь-девять часов, преодолевая около четырехсот километров нелегкого пути. На легковом автомобиле проще - всего пять часов дороги, но с дорогами в России, как известно, беда. Потому и попала я в Перелюб не к началу Божественной литургии, как планировала, а уже к ее концу: успела только подойти ко кресту - и закрылись царские врата белого алтаря. Певчие собрали ноты, пономари унесли поднос с чашечками для запивки, дети устремились стайкой по лестнице на колокольню - на занятия воскресной школы.

Отец Константин вышел ко мне и попросил подождать со знакомством и расспросами еще немного: сейчас - время традиционной беседы со взрослыми. И вместо того, чтобы одеваться и обуваться (в храм многие приходят «со сменкой», чтобы облегчить труд уборщицы), многие прихожане сели на лавочки и приготовились слушать - даже молодая мама с маленьким на руках.

* * *

Священник Константин Солнцев служит в этом заволжском селе, неподалеку от границы с Казахстаном, уже шесть лет - он приехал сюда практически сразу же после освящения храма в Перелюбе, в 2004 году. Построена церковь была по инициативе активных прихожан, с помощью руководителей района. До этого, еще в 1992 году, открыли молитвенную комнату и освятили в ней со временем престол во имя Архистратига Божия Михаила: перелюбский Михаило-Архангельский храм был разрушен в 1935 году...

- Вон, видите, садик? - женщины показывают куда-то в сторону деревьев. - Там и стояла церковь. Сами-то мы ее не помним, а вот родители наши рассказывали...

Храм помнит Нина Николаевна Смагина, согбенная старушка с орденами на тужурке. Ей восемьдесят четыре года. Когда-то она работала в колхозе: и коров доила, и людей кормила - по 65 человек зараз. Награждали ее и за успехи в животноводстве, и за освоение целины - да за что только не награждали... Теперь она работает при храме - уже пятнадцать лет. Делает все, что нужно - убирается, шьет, помогает батюшке в разных мелких заботах. Незаменимый, словом, человек.

Нина Николаевна помнит, как разрушали церкви в Перелюбском районе,- их было около десяти, все деревянные.

- Сюда их свозили, здесь разбирали: и из Смородинки, и из Грачей, и из Анина Верха. Пока рушили там, в Перелюбе церковь стояла. Ее стали раскатывать в 1935 году.

Колокол снимал местный герострат по фамилии Крамарчук - вместе с колоколом упал и разбился насмерть. Тогда здесь служил священник по фамилии Волков, который после закрытия храма устроился работать в контору по заготовке сырья бухгалтером.

Сохранился домик, принадлежавший церкви, возможно, причтовый дом. Сегодня в нем живет семья, увлеченная алкоголем.

После разрушения храма по домам ходила «комиссия» во главе с ярым коммунистом и атеистом - Нина Николаевна помнит, что его звали Георгием. В тюрьму, правда, никого тогда не забирали - просто горели костры из церковных книг возле заборов... Кому-то удалось сохранить некоторые иконы - впоследствии они были возвращены в новый храм во имя Архангела Михаила. Остальными образами покрыли крышу в новой школе. Но и школа, и жилой дом, и музей, и детский сад, выстроенные из церковных бревен, сгорели.

* * *

Знакомлюсь с сегодняшними прихожанами - с теми самыми, которые добились строительства храма в селе, которые собирали пожертвования, писали письма. После беседы с батюшкой они устроили что-то вроде митинга на паперти - каждый хотел что-то рассказать об отце Константине, о сине-белой церкви на главной площади, о себе.

- Батюшка у нас очень хороший. Службы хорошо ведет, все молитвы знает, все, что положено, делает.

- Хор отличный, службы долгие. Потом такое умиротворение на душе - спишь крепко, спокойно. А голос у отца Константина какой!.. Он даже когда болеет, в храм приходит - вот вчера плохо себя чувствовал, но все равно службу служил!

- Его все у нас знают: он и в больнице служит, и в Тепловке, и в Октябрьском крест поклонный установил недавно... У него минуты свободной нету!.. Кругом стали ездить мы с ним: и в Вавилов Дол, и в Саратов, и в Балаково - к святыням. Узнали, наконец, что такое соборование...

Валентина Васильевна Фокина, Ольга Константиновна Клевцевич, Тамара Федоровна Сараева, уже знакомая нам Нина Николаевна и другие - весело и громко рассказывают-рассказывают-рассказывают... Через полчаса мне кажется, что мы знакомы с ними много-много лет - они приняли меня в свою семью.

- Жалко, вы к нам не летом приехали, а сейчас - мы несколько дней назад все цветы убрали с участка.

- Что, неужели вся территория была в цветах? - удивляюсь я.

Быть не может - обычно такого масштаба пространства используются в деревнях под картофельные огороды на большие семьи...

- Да! У нас тут всегда много народу - кто-то из храма выходит и уйти не может - любуется, кто-то просто приходит погулять возле церкви, как в парке - с ребятишками, с колясками...

- Отца Константина не заберут у нас, нет? - с тревогой спрашивают у меня. Успокаиваю, как умею: не заберут, не переживайте. Зачем и куда забирать?

До отца Константина здесь поменялось десять священников, никто из них не смог прижиться в этом степном краю. Думаю, у каждого из них были свои причины уехать отсюда - да это и неплохо в конечном итоге, ведь Перелюб дождался своего священника.

* * *

Вновь захожу в храм, где меня терпеливо дожидается батюшка и его многочисленная семья. На коленях у отца Константина - один из младших сыновей, листает книгу. Другие дети тоже заняты делом. Старшая дочь Наташа объясняет что-то брату, самая маленькая, Ксения, сидит на руках у матушки Екатерины. В окна храма светит яркое солнце, и кажется, будто перед тобой - картинка из учебника: будни сельского священника. Покой, уют, свет, детские голоса и смущенные улыбки взрослых, пахнет хлебом...

Рассказывая о себе, отец Константин превращает повествование в занимательный экскурс то в историю, то в географию, то в богословие. Ловлю себя на мысли, что передо мной - учитель, который не расцвечивает свою речь популярными ораторскими оборотами, а насыщает ее живыми примерами, яркими образами, интересными фактами, дающими пищу для ума. В конце концов выясняется, что батюшка преподавал одно время. Но обо всем по порядку.

Отец Константин родился в 1966 году в селе Успенка Пугачевского района в семье, где было десять детей. Крестился в 25 лет, совершенно осознанно. До того бывал на собраниях баптистов: «Но это все вызывало отторжение, словно что-то несвежее съел».

После окончания университета поехал работать учителем физики, информатики, математики и астрономии в среднюю школу родного села. Через восемь лет перебрался в Ивантеевку - пономарил в Свято-Троицком храме под началом священника Александра Савчука (сейчас он живет и служит в Киеве, одновременно работая хирургом). Здесь познакомился с будущей супругой, женился.

Как пришло решение пойти учиться в семинарию? На этот вопрос отец Константин отвечает просто: «Бог призвал». Но без молитв бабушки не обошлось:

- Она была молитвенница у меня. И после окончания университета, когда я стал понемногу понимать, носителем какой традиции она является, решил узнать у нее все, а главное - выучиться читать Псалтирь. Мне казалось, что если она уйдет - это умение исчезнет вместе с ней... Молилась она за нас крепко.

После рукоположения служил в Саратове, в Свято-Никольском храме на Елшанском кладбище, а потом был переведен в Перелюб... Вот и вся биография, однако за нею стоит история целого славного рода.

- Мой прадед, Михаил Андреевич, был мариец, жил в селе Шепетково, в нынешней Республике Марий Эл. Он получил начальное образование в родном селе от отставного солдата, который учил сельских ребятишек арифметике и азбуке. Затем учился в уездном училище. Среди других ребят отличался прилежанием и дисциплиной, за это ему в училище присвоили новую фамилию - Солнцев, «первое солнышко среди марийцев». Так что моя фамилия - именная. Я с честью ее ношу...

Окончив училище, Михаил Андреевич Солнцев вернулся в родное село. В подарок умному сыну отец отстроил новую избу. В этом доме Солнцев открыл народную школу. В одном из документов тех лет записано: «Шепетковское сельское начальное народное училище находится в Царевококшайском уезде Арбанской волости в селе Шойбулак. Основано оно 18 февраля 1882 года, и первоначально в нем обучалось десять человек»... Михаил Андреевич всю жизнь учил крестьянских детей, сегодня школа, основанная им, носит его имя. Педагогом был и дед отца Константина, учительствуют сестра и племянница. И сам батюшка не оставил освоенную некогда профессию: он ездит по всем школам района - беседует с учителями, учениками, показывает фильмы. Долгое время он вел кружок «Духовное слово» в перелюбской школе, теперь эстафету подхватила одна из педагогов.

- Несмотря на то что отношения у меня со всеми хорошие - и с администрацией, и с отделом образования, и с директорами школ, начать преподавание Основ православной культуры пока не удается. Консервативны учителя, осторожны. Это по-своему неплохо, конечно, но время тоже упускать нельзя...

Отец Константин организовал волейбольную команду. В ее состав входит и сам батюшка, и глава района, и районный прокурор, и бывший начальник отдела образования, и первый секретарь районного отделения КПРФ... Проводятся дружеские матчи с командами разных организаций (даже из Пугачева приезжали волейболисты!), приходят на площадку при храме и мальчишки - поиграть, научиться чему-то новому. Раз в году бывает уже ставший традиционным турнир в честь Архистратига Михаила.

Батюшка - редактор православного приложения к районной газете: периодические выпуски содержат полезную информацию о церковной жизни, духовные поучения, материалы о сектах, которые добрались даже до Перелюба.

- По субботам я крещу, вижу, что все больше людей приходит,- делится отец Константин. - Едут даже из Самары, Саратова, Пугачева. И приход растет потихоньку. Интеллигенция сельская в церковь потянулась - вот что радует!..

* * *

- А когда меня рукоположили во священника, я только одного хотел - в деревню поехать. Я люблю землю, природу. Знаете, как солнце здесь на Пасху играет? Оно именно играет! А какие тут восходы, закаты? Небо звездное...

Да, батюшка во всем умеет находить красоту - в знойной степи, в облачном небе. Подарил диск со своими фотографиями: цветник возле храма, дети, цветущая степь, река. Надпись на диске - «Красота Божьего мира»...

- Здесь у нас ведь тихо, светло и спокойно. И другого ничего не надо.

Жизнь отца Константина, правда, внешне не напоминает спокойную - разъезды, заботы, хлопоты. Но почему-то рядом с ним спокойно. И пусть Перелюб не самое благополучное место на свете, даже наоборот, все равно спокойно. Здесь много проблем, характерных для всей сельской России. Если коротко: не рожают и уезжают. Тяжело...

- Непросто, - говорит отец Константин. - Но легко и не было никогда. На земле работу всегда найти можно, если не лениться. Энтропию необходимо преодолевать, не давать ей воли!

На мой робкий вопрос: «Как?» - батюшка отвечает просто: «Жить». И прибавляет: «Вспомните святую княгиню Елисавету. Ее почти убили, сбросили на дно шахты, а она там, в шахте, перевязывала раненого. Во имя жизни, во имя Божие».

* * *

Когда я только-только собиралась ехать в Перелюб, два моих приятеля рассказывали мне об этом селе. Один - с восторгом, другой - с ужасом. Первый, Володя, приезжал туда к родным после смерти мамы. Ему необходима была поддержка, поэтому он неизменно приходил в храм и получал там утешение - в молитве Богу, в разговорах с отцом Константином, который уделял ему внимание... Второй, Коля, застрял там как-то во время автостопа из Самары в Саратов, долго не мог выбраться и искал утешения в обществе шабашников, которые строили какие-то сараи вдоль дороги и много пили. Все окончилось у Коли хорошо, но о Перелюбе вспоминать он не любит. А вот Володя любит - и помнит это далекое село. «Это настоящий остров, Перелюб. И храм там как на островке стоит - выше всех зданий, светлее всех, красивее» - так он говорит.

Да, Перелюб похож на остров. И белый храм посреди села только укрепляет нечеткие берега этого острова.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=56486&Itemid=4

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Волкова
Ксеньины кирпичики
6 февраля Русская Православная Церковь вспоминает одну из самых любимых святых русского народа - блаженную Ксению Петербургскую
06.02.2015
Все статьи Наталья Волкова
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 16:29
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:20
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 15:32
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59