«Все принятые решения направлены на укрепление соборного начала в жизни Церкви»

Новости Москвы 
0
150
Время на чтение 6 минут

2-4 февраля 2011 года в Москве, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя проходил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. О работе Собора и его важнейших решениях по просьбе редакции портала «Православие и современность» рассказывает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

Состоявшийся Архиерейский Собор в лучшую сторону отличается от предыдущих, тех, в которых я принимал участие, начиная с 2004 г. Он был замечательно подготовлен и именно поэтому стал очень плодотворным: за относительно короткое время (Собор работал 3 дня) ему удалось обсудить и принять множество серьезных и хорошо проработанных документов. Это произошло во многом благодаря работе нового органа - Межсоборного присутствия, которая была чрезвычайно содержательной и активной. Проходили откровенные дискуссии, в том числе и в Интернете, на пленуме присутствия некоторые соборные документы претерпели значительные изменения. Очень активным было обсуждение и на самом Архиерейском Соборе.

Одним из самых необходимых решений Собора стало принятие «Временного положения о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей». Мне не хотелось бы, чтобы у кого-то сложилось впечатление, что до принятия этого документа такой поддержки не оказывалось. Я уверен, что в большинстве епархий эта проблема решалась. В частности, в Саратовской епархии большая часть сельского духовенства получает зарплату от епархиального управления. Мы помогали и помогаем духовенству, ушедшему на покой или почисленному за штат по болезни, а также вдовам священнослужителей. В то же время, принятие такого документа ставит этот вопрос на формальную основу, и если где-то все же забывали о необходимости социальной помощи семьям духовенства, то теперь она станет обязательной: решение Собора должно исполняться неукоснительно во всех епархиях.

Очень важным я считаю документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». Люди, пришедшие в Церковь в советские годы, думаю, помнят, какой болью была для всех нас невозможность почитания их памяти в то время. Я думаю, вынужденная «фигура умолчания» в отношении новомучеников и сегодня тяжелым камнем лежит на душах тех людей, которые жили в условиях, диктовавшиеся богоборческим государством. С какой радостью все мы восприняли возможность открыто говорить о людях, которые являются не просто примером для нас, а составляют славу Русской Церкви, плод ее тысячелетнего существования в русском народе! Наверное, каждый сознательный православный христианин понимает, сколь многим мы обязаны нашим новомученикам: не только Церковь, но и весь наш народ обязаны им своим свободным существованием. Однако сегодня мы видим, что почитание новомучеников в нашем народе далеко не соответствует тому, каким оно должно быть. Никто не оспаривает величие их подвига, и в то же время святые новомученики и исповедники далеко не так известны нашему народу и не так почитаемы, как, скажем, блаженная Матрона Московская; для очень многих церковных людей их жития не служат источником вдохновения в христианской жизни в той мере, как это могло бы быть.

Меры, предложенные Собором, призваны ликвидировать этот неестественный перекос церковного сознания, актуализировать память церковного народа, обратить ее к тому примеру, который подали всем нам исповедники веры - примеру стойкости, верности Христу и Его Церкви. В определении Собора говорится и о богослужебных, литургических формах почитания памяти новомучеников, и о возведении новых храмов, часовен в их честь, и о намерении Церкви инициировать создание художественных произведений об их подвиге. В частности, у нас в епархии, в городе Вольске, где во время гонений в тюрьмах содержалось множество наших новомучеников, на территории воссозданного Троицкого собора будет установлен памятник всем, претерпевшим гонения, пострадавшим за веру в ХХ столетии - духовенству и мирянам, исповедникам нашей Саратовской земли.

Очень важными видятся определения Собора «Общественная деятельность православных христиан» и «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах». Если раньше часто возникали вопросы - что подразумевать под общественной деятельностью, в чем ее смысл для христианина, что допустимо, а что нет - то теперь, благодаря этим документам, очень четко расставлены «точки над i». Вновь подтверждено главное правило: мы, христиане, не занимаемся политической борьбой в том виде, в каком она ведется в современном мире, но, тем не менее, в определенных ситуациях мы не только можем, но и должны высказывать свою точку зрения на происходящее. По решению Собора священнослужители получают право представлять свои кандидатуры на выборах в органы власти - с благословения Священного Синода и только в особых случаях, когда это действительно необходимо. В частности, такая ситуация уже много лет существует на Украине.

Очень актуален и такой документ: «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви». Мы знаем, что сегодня есть много людей, которые считают борьбу с Православием своей жизненной задачей. Мы видим это по их открытым выступлениям в прессе, в интернете. В самом этом факте нет ничего удивительного, потому что разделение, которое сегодня происходит в обществе, предсказано в Священном Писании. О нашем времени Господь сказал: Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще (Откр. 22, 11).

Однако общецерковное суждение о том, как мы должны реагировать на злословие в адрес Церкви, было необходимо, потому что есть разные точки зрения на этот счет: кто-то считает, что на подобные вещи вообще не надо обращать внимания, кто-то призывает к достаточно резким ответам. В определении Собора даны четкие рекомендации: в случаях прямой диффамации (унижения человеческого достоинства), клеветы мы должны отвечать - спокойно, сдержанно и обдуманно. Кстати, в этом определении очень четко проводятся границы между богохульством, клеветой - и критикой, которая не только допустима, но и необходима для Церкви, для ее человеческой составляющей. Церковь - Богочеловеческий организм. Люди, служащие Церкви, не могут считать себя «недостижимыми» для обоснованной критики в свой адрес, наоборот, должны прислушиваться к ней. Но в случае клеветы на саму Церковь и публичного богохульства - могут и должны давать недоброжелателям адекватный взвешенный ответ.

Одно из решений прошедшего Собора - о том, что теперь Архиерейский Собор как высший орган церковного управления будет собираться раз в 2 года (по Уставу это должно происходить не реже, чем раз в 4 года). Кроме того, будут созываться Архиерейские совещания во главе со Святейшим Патриархом по тем или иным вопросам. Эти решения направлены на укрепление соборного начала в жизни Церкви, и, безусловно, они послужат ей во благо. Темп нашей жизни ускоряется, растет в геометрической прогрессии количество вопросов, которые нуждаются в соборном обсуждении, поэтому естественно, что и Соборы будут проходить чаще.

Одной из самых серьезных и застарелых проблем нашей церковной жизни является то, что наличие в ней многих «болевых точек» часто просто не признавалось. Проблемы имели свойство накапливаться и прорываться самым неожиданным образом. В качестве исторического примера можно привести движение обновленчества в ХХ веке. Обновленцы стремились дать ответ на действительно остро стоявшие вопросы церковной жизни - но делали это очень поспешно, скороспело, непродуманно, связав это все большой долей политиканства. Эти действия обновленцев вызвали реакцию отторжения в церковном народе, и в результате возникла другая крайность: на многие десятилетия в церковной жизни было наложено табу на любое обсуждение, даже на признание того, что у нас есть проблемы, которые требуют своего решения. Это касалось всего - и богослужения, и богослужебного языка, и вопросов церковного управления, и социального служения Церкви, и многого другого. И если нам удастся наладить спокойное и взвешенное обсуждение этих проблем, при котором будут выслушаны все - и правые, и левые, если будет сделана действительно честная попытка найти компромисс ради всеобщего блага - тогда нам удастся сделать для Церкви много доброго.

Дай Бог, чтобы были найдены и пути решения нашей основной проблемы, которая, на мой взгляд, является проблемой общецерковной,- проблемы исполнительской дисциплины. Ведь принятие даже самых правильных решений - это только начало большого пути. Есть немало объективных, и субъективных причин, по которым зачастую самые хорошие решения остаются только на бумаге. Документы, принятые Собором - для нас остро актуальны, очень важны для церковной жизни, и теперь следует постараться провести их в жизнь.

Записала Наталья Горенок

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=56397&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)
Все статьи Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии