Волец - вольский кадет

0
780
Время на чтение 20 минут

Двадцатый век безжалостно изменил облик уездного Вольска. Бесследно исчезли два с лишним десятка православных и старообрядческих храмов; разрушены и до неузнаваемости перестроены особняки вольских мещан и купцов, строивших эти храмы. Сам город, вобрав в себя прежние пригородные деревни, разросся и совершенно изменил свои первоначальные очертания.

Вольск справедливо считается волжским городом. Об этом говорит само его название: Василий Алексеевич Злобин. Портрет работы неизвестного художника. Вольская Картинная галерея.Вольск - это смягченный нижневолжской речью Волгск; именно такое имя было дано в 1780 г. императрицей Екатериной Великой, приказавшей считать слободу Малыковку городом. Однако сама Малыковка во второй половине 17-го столетия была срублена крестьянами Московского Новоспасского монастыря отнюдь не на волжском берегу. На Волге могли поселиться только безумцы, не боявшиеся набегов воровских волжских казаков, ибо выходящие на стрежень острогрудые челны для всякого жителя побережья означали кровопролитие и грабеж. Село Малыковка возникло в верхнем течении одноименной реки. Окруженное густым лесом поселение не было заметно проплывавшим по Волге искателям приключений и само устье Малыковки было едва различимо в зарослях ветлы и осокоря.

На главной площади села в незапамятные времена была поставлена небольшая деревянная Казанская церковь, которая к концу 18-го столетия до крайности обветшала и была заменена величественным Троицким собором, строившимся с 1893 по 1806 г. Рядом с этим сельским ареопагом строили свои усадьбы разбогатевшие на торговле дворцовые и экономические крестьяне, записывавшиеся мещанами и купцами.

Здесь построил свой особняк первый городской голова Волгска Иван Вавилович Расторгуев, помнивший Державина и Пугачева. Здесь же на огромной площади устроил свое жилище его преемник второй Волгский голова Василий Алексеевич Злобин. Глухая, поросшая лесом местность привлекала ревнителей «древлего благочестия», старообрядцев, в числе которых находилось почти все волгское купечество. Здесь устраивались тайные молельни, в которых служили приезжавшие из Иргизских монастырей «беглые» священники, здесь сохранялись древние чудотворные иконы и рукописные книги дониконовского времени.

Самой обширная «прималыковская» усадьба принадлежала Василию Алексеевичу Злобину, который на рубеже 18-го и 19-го столетий входил в число богатейших людей Российской империи. Здесь, чуть выше дома Расторгуева, располагались два похожих на дворцы особняка: один из них принадлежал самому Василию Алексеевичу Злобину, другой - его зятю войсковому старшине Даниле Донскову.

После смерти В.А. Злобина в 1814 г. государственная казна испытала ряд горьких разочарований. Оказалось, что разорившийся винный откупщик оставил после себя долгу 4098141 рубль, в том числе не обеспеченных никакими залогами 2264302 руб.54,25 коп.[1] Оставшаяся после Злобина недвижимость было немедленно конфискована. Особняк Василия Алексеевича, усадьба умершего годом ранее своего сына Константиногорск, Гостиный двор, и еще несколько десятков зданий сделались казенной собственностью. Однако великолепные дома, оставшиеся без хозяев, под Икона Преподобного Сергия. Подарок Великого князя Константина Константиновича Вольским кадетам.казенным присмотром быстро разрушались. К 1830 году пронырливые волгские мещане по кирпичику разобрали Константиногорск, усадьбу Константина Злобина, занимавшую целый квартал 180 на 40 сажень. Для сохранения дома самого Василий Злобина в нем в 1831 году разместили переведенную из Саратова школу военных кантонистов.[2]

Уездный Вольск мог похвастаться своими учебными заведениями. Помимо цеpковно-пpиходских школ, имевшихся пpи каждом пpиходском хpаме, нескольких начальных гоpодских училищ (мужских и женских), существовала женская классическая гимназия, pеальное училище, учительская семинаpия. Духовное ведомство pасполагало с 1847 года своим Духовным училищем и с 1903 г. женским епаpхиальным училищем. Военное обpазование в гоpоде было пpедставлено с 1831 года.

Военная школа занимала заметное место в общественной и культурной жизни уездного Вольска. Если не считать пропитанных масонским духом «Пропилей», учрежденных в 1811 г. К.В. Злобиным, не сумевших укорениться в старообрядческой почве города, это было старейшее учебное заведение города, которое привлекло в Вольск немало образованных офицеров, преподавателей, талантливых учеников, которые культурным интересом заметно разбавляли мещанскую атмосферу провинциального городка.

Августейшим попечителем всех военных учебных заведений Российской Империи был Великий Князь Константин Константинович Романов, талантливый поэт и драматург, скромно подписывавший свои произведения инициалами К.Р.

При поступлении в Кадетский корпус ученикам выдавалось Евангелие с русским и старославянским текстами. Мусульманам выдавался Коран. На первой странице Евангелия вклеивалось стихотворение Великого Князя Константина Константиновича, заверенное Корпусной печатью.

Пусть эта книга священная,

Спутница нам неизменная,

Будет везде и всегда.

Пусть эта книга спасения

Вам подает утешение

В годы борьбы и труда.

Эти глаголы чудесные,

Как отголоски небесные,

В грустной юдоли земной,

Пусть в наше сердце вливаются,

И небеса сочетаются

С чистою вашей душой.

Великий Князь Константин отнюдь не формально выполнял свои обязанности по воспитанию будущих офицеров. Он регулярно устраивал военные сборы, посещал военные школы империи, вникая во все стороны жизни их воспитанников. В 1900 году вольские кадеты побывали у Великого Князя в гостях, в его великолепном Стрельнинском дворце. Позже Константин Константинович сам приехал в Вольск к своим юным друзьям. В библиотеке корпуса после этого посещения осталась роскошно изданная книга стихов Константина Константиновича, а в Крестовоздвиженской церкви - икона Преподобного Сергия Радонежского, написанная в Троице-Сергиевой пустыни, небольшом монастыре под Стрельной, где вольские кадеты молились вместе с Великим Князем.

Именно вольским кадетам был посвящен один из лучших сонетов поэта К.Р.

Кадету

Хоть мальчик ты, но сердцем сознавая

Родство с великой воинской семьей,

Гордися ей принадлежать душой.

Ты не один: орлиная вы стая.

Настанет день, и, крылья расправляя,

Счастливые пожертвовать собой,

Вы ринетесь отважно в смертный бой.

Завидна смерть за честь родного края!

Но подвиги и славные дела

Свершать лишь тем, в ком доблесть расцвела:

Ей нужны труд и знанье, и усилья.

Пускай твои растут и крепнут крылья,

Чтоб мог и ты, святым огнем горя,

Стать головой за Русь и за Царя.

Воронеж - Вольск, 11 марта 1909

Вольские кадетыУже тогда за неробкими юношами из Вольского Кадетского корпуса закрепилось имя «вОльцы», напоминавшее одновременно и о городе, где находилось одна из старейших военных школ России, и о непростом характере питомцев этого учебного заведения. До того, как Вольская военная прогимназия была реорганизована в Кадетский корпус, она (наряду с Ярославской военной прогимназией) была предназначена для перевоспитания учащихся других военных школ. Причем, если в Ярославль направлялись кадеты с плохой успеваемостью, то в Вольск так называемые «нравственно испорченные» кадеты и отличающиеся плохим поведением. Об этом периоде истории Вольской военной школы сохранились две строчки в известной всей русской армии песне «Журавель», где в нелицеприятной, а порой и непристойной форме говорилось едва ли не обо всех заметных воинских подразделениях России. О Вольском Кадетском корпусе «Журавель» излагал следующее:

Абсолютное незнанье - вольца первое признанье.

Однако на рубеже веков военные воспитатели Вольска шли в авангарде педагогики. Их опыт был обобщен в докладе выдающего русского ученого психолога Ивана Алексеевича Сикорского, прочитанном на 4-й Международной конференции психиатров в Женеве в 1889 г.[3]

Тем не менее, проделки воспитанников Вольской военной прогимназии были известны далеко за пределами маленького уездного городка. В «Путеводителе по всем русским водным путям», изданном капитаном П.А. Оленевым в 1908 г., это учебное заведение было названо едва ли не главной достопримечательностью Вольска: «В городе много училищ, - писал Оленев, - в том числе знаменитая Вольская военная школа, не так еще давно бывшая своего рода арестантскими ротами для всех русских кадетских корпусов. Подвиги питомцев этой школы, обозленных и искалеченных военной педагогией, стали легендарными. Наконец, немного лет назад, Великий Князь Константин Константинович принял к сердцу эту школу, и теперь она совершенно изменилась. То, что не поддалось самой суровой дисциплине, не устояло против гуманности...».

Великий князь Константин Константинович Романов. Поэт К.Р.Положение стало меняться после того, как военная прогимназия в Вольске превратилась в полноценный кадетский корпус. При этом нравственное влияние Константина Константиновича Романова, одного из самых образованных членов Императорского Дома было весьма сильным. Прямым свидетельством этого влияния, обаяния личности замечательного русского поэта стал журнал «Волец», который в 1913-1916 гг. издавался вольскими кадетами.

Неполная подшивка этого журнала чудом сохранилась в фондах Российской Национальной Библиотеки, куда попала, вероятно, или вместе с библиотекой самого Константина Константиновича или с документами Управления учебных заведений Военного министерства России.

Первый выпуск «Вольца», относившийся к началу 1913 г., был инициативой самих воспитанников Кадетского корпуса. Любители изящной словесности Баталин, Ветвицкий, Токмаков горели желанием показать «городу и миру» свои поэтические произведения. Инициатива была поддержна законоучителем протоиереем Стефаном Каверзневым и директором корпуса генерал-майором Михаилом Павловичем Бородиным; отредактированный и отпечатанный в вольской типографии А.В. Лебедева журнал был послан Августейшему попечителю. К празднику зимнего Николы, который актовым днем корпуса, был была получена приветственная телеграмма Великого Князя, напечатанная во втором выпуске «Вольца»: ««От души поздравляю с двойным праздником Ваше Превосходительство, господ служащих и дорогих питомцев, моих кадет. Желая Вам всем благополучия и все больших успехов на славу корпуса, на пользу отечеству, на радость Верховному Нашему Вождю. Константин».

Чуть позже пришла телеграмма помощника Начальника Главного Управления военно-учебных заведений генерала-майора Гриневича, означавшая официальное признание журнала. «Начальник Главного Управления, - говорилось в телеграмме, - ознакомившись с содержанием представленного Вами журнала №1 «Волец» приказал сообщить, что очень одобряет этот почин и сердечно желает процветания журналу».

Впрочем, «Волец» скорее можно назвать альманахом, чем журналом. Первый номер этого издания отыскать не удалось. В фондах Российской Национальной Библиотеки хранятся сброшюрованные под одним переплетом все последующие выпуски «Вольца»:

№2 и 3 - декабрь 1913 - январь 1914 - 47с.

№4 - январь 1915 - 30с.

№5 - февраль 1915 - 25с.

№6 - март 1915 - 34с.

№7 - апрель 1915 - 25с.

№8 - сентябрь-декабрь 1915 - 19с.

№9 - январь-май 1916 - 22с.

Обложка журнала «Волец» за 1913 г.Формат журнала примерно 16*24 см. Переплет мягкий, бумага папиросная, иллюстраций и фотографий нет, но очень много самых разнообразных виньеток, нарисованных, очевидно, самими кадетами, помещенных среди их литературных произведений.

В Содержании №2 и 3 можно найти отражение изначальной концепции: за официальной частью, представленной правительственной телеграммой и статьей священника, следовали четыре отдела: литературный, научный, критика (в последующих номерах - хроника) и развлечение.

В официальной части привлекают внимание, прежде всего, материалы законоучителя, настоятеля училищной Крестовоздвиженской церкви протоиерея Стефана Каверзнева. Во втором выпуске - это проповедь о Рождестве Христовом, в четвертом - поздравление с Новым Годом, в седьмом - поздравление с праздником Пасхи. При этом проповеди и статьи отца Стефана не ограничивались отвлеченными богословскими рассуждениями и простым пересказом Священного Писания. Заслуженный священник, прослуживший к моменту поступления в Вольский Кадетский корпус более 30 лет, убеждал кадет в том, что все события священной истории имеют отношение и к их жизни, к их воинскому долгу, который является выражением веры, исполнением заповедей Христа. Так приуроченная к Великой Пятнице 1915 г. проповедь о Страстях Господних, помещенная в шестом выпуске журнала, заканчивалась словами: «Пусть же мученические страдания наших доблестных воинов, защитников Святой Истины, соединятся в одно со страданиями Господа Христа!».

Литературный отдел журнала был тем, ради чего создавался «Волец». Здесь печатались собственные рассказы и переводы, случаи из жизни и, конечно, стихи самого разнообразного содержания. Преобладала тема воинского долга, верности царю, служения Отечеству. Личность Великого Князя Константина Констатиновича и здесь представлялась нравственным ориентиром. В пятом выпуске за 1915 г. было напечатано стихотворное «Посвящение Августейшему Генералу-Инспектору Его Императорскому высочеству великому князю Константину Константиновичу», написанное кадетом IV класса Г. Ветвицким:

Дружно кадеты грянем «Ура»

Родному отцу - Генералу:

Много он сделал кадетам добра

Мы воздадим ему славу.

Корпус наш новый он сам основал;

Собственность мы Константина!

Сыном своим он кадета назвал;

Люби же, кадет, властелина.

Дружно, товарищи, гласом одним

Будем хвалить Генерала;

Пусть же на веки останется с ним

Добрая верная слава!

Религиозные чувства так же нередко становились предметом поэтического вдохновения кадетов. Искренностью и неподдельностью чувства, обращенного к Божией Матери, дышит стихотворение Н. Светухина «Молитва», опубликованное в 4-м номере журнала.

О Дева чистая, святая!

Молись пред Богом за меня.

Чтоб у ворот небесных рая

Он не отвергнул бы меня...

Проси у Бога мне прощенья

В моих бесчисленных грехах,

Да не отвергнет Он моленья...

Страдаю... Видишь: весь в слезах...

Расположенный подле самого большого в Вольске Сапожникова сада Кадетский корпус был со всех сторон окружен густым дубовым лесом. Отчаянное пение соловьев, аромат цветущих яблонь и сирени, которыми всегда славился Вольск, настраивали юношей на лирический лад. Эти мотивы так же нашли отражение на страницах «Вольца».

Характерным примером наивной кадетской лирики может послужить небольшое стихотворение переведенного в 5-й класс Г. Ветвицкого «Песнь соловья», навеянное впечатлениями от светлых майских ночей.

Песнь соловья

Прохладно... Чуть слышно колышет листок

Вечерний, приметный едва ветерок...

И вот после летнего теплого дня,

Проносится сладкая песнь соловья.

И все затихает, когда средь берез

Поет свою песенку, полную грез,

Всеобщий любимец...и птиц и людей -

Поет свою песню лесной соловей.

Но вот его звонкая песня стихает,

Солнце всходит...и все оживает...

Лучи золотистые смотрят с небес.

На только что спавший забывшийся лес.

Содержание журнала заметно меняется, начиная с 4-го номера, увидевшего свет в январе 1915 г. «Великая Европейская война» стала главной темой в творчестве кадетов, многим из которых довелось воочию увидеть эту и последовавшую за ней еще более чудовищную Гражданскую войну. Первый военный номер «Вольца» выходит под девизом: «Кто не может служить солдатом, служи солдату». Здесь печатается «Воззвание Верховного Главнокомандующего великого Князя Николая Николаевича к русскому народу»; рассказывается о совершенном в Крестовоздвиженской церкви заупокойном богослужение по погибшему во время боя корабельном священнику отцу Антонию, не пожелавшему эвакуироваться с тонущего военного транспорта «Прут» до тех пор, пока его не покинет последний матрос. В следующем 5-м номере помещается пространная статья, рассказывающая о прославленных полководцах генералах Н.И.Иванове, В.В.Рузском, А.А.Брусилове.

Вольские кадеты разделяют горе своего Августейшего покровителя, потерявшего на войне своего сына Олега. В выпуске 1915 г. «Волец» помещает биографический очерк Князя императорской крови Олега Константиновича, павшего смертью храбрых 29 сентября 1914 г.[4]

Князь императорской крови Олег Константинович.В последних номерах журнала «Волец» материалов на военную тему становится особенно много. Так, кадет 4-го класса Сивухин публикует рассказ «Милый сын», который, по сути, является отрывком письма матери к сыну, находящемуся на передовой. В этом же 5-м номере кадет 5-го класса С. Яковлев представляет рассказ «Унтер Семеновский» - услышанный от раненого в поезде разговор о трусе-офицере и герое-солдате.

В 7-м номере поручик Лебедев печатает отчет о расходовании средств на покупку пасхальных подарков для воинов 188 Карсского полка. Как сообщает Лебедев, деньги, которые он истратил на подарки, были собраны служащими Кадетского корпуса (72 руб. 32 коп.) и кадетами (1-я рота - 33 руб. 63 коп.; 2-я рота - 35 руб. 55 коп.).

Подарки в действующую армию посылались регулярно. Об этом свидетельствует опубликованное в 5-м номере «Вольца» благодарственное письмо командира 188 Карсского полка полковника Н. Карбышева, присланное Директору Вольского кадетского корпуса, и такое же письмо рядового В.И. Бальчупаса.

С началом войны корпорация офицеров, служивших в Кадетском корпусе, значительно поредела. В 4-м номере «Вольца» говорится: «В первой половине настоящего учебного года на театр военных действий отбыли корпусные офицеры-воспитатели: Альшевский, Красовский, Терентьев и Иванов...». В следующем выпуске журнала появилось сообщение о гибели двух воспитателей Корпуса: «7 января 1915 г. Получено известие о героической смерти в бою с неприятелем двух воспитателей корпуса: поручика В.И. Терентьева и штабс-капитана Г.Н. Иванова, по коим совершена панихида». Шестой номер журнала, увидевший свет в марте 1915 г., содержал некролог с подробным жизнеописанием погибших офицеров. Он завершался стихами, посвященными памяти поручика В.Н. Теретьева:

...Все что мог отдал отчизне

Жизнь свою не пожалел...

Здесь же помещено еще одно стихотворение Г. Ветвицкого «Посвящение русскому солдату».

За славу родины святой,

На поле брани умирая,

Солдат пожертвовал собой,

Свою судьбу благословляя.

.....................................

.....................................

И с легким сердцем и душой

Он умер за царя.

Герой страдал за край родной,

России жизнь даря.

Там... сном вечным он почил

В большой могиле братской,

А за геройство получил

Он белый крест солдатский.

Последний номер журнала «Волец», сохранившийся в подшивке Российской Национальной Библиотеки, вышел в мае 1916 года. Вероятно, он был последним. Нараставшие революционные беспорядки сделали невозможным продолжение издания журнала.

Почти каждое учебное заведение Вольска имело свою домовую цеpковь. Самая стаpая из них - Кpестовоздвиженская цеpковь пpи Военной школе. Пpеосвященный Саpатовский епископ Иоанникий освятил этот небольшой деpевянный хpам с «устpоенною на 4-х столпах колокольней» 21 октябpя 1870 г. Пpичет этой домовой цеpкви был весьма лаконичным и состоял всего лишь из священника и псаломщика.

11 июня 1872 года пpи этом хpаме, котоpый считался не только домовым, но и пpиходским, было учpеждено Бpатство «с целью pаспpостpанения истиннаго учения Святой Пpавославной Цеpкви и возвышения нравственности, а также содействовать обучению детей бедных родителей ремеслам и оказывать посильную помощь нуждающимся».

При Братстве была учреждена одноклассная школа. На средства Братства была собрана церковная библиотека, которая в 1912 г. насчитывала 662 тома.Крестовоздвиженская церковь при Вольской военной школе

Тpидцать два года настоятелем Кpестовоздвиженской цеpкви был замечательный священник Василий Гавpилович Еланский.

Pодился будущий законоучитель военной школы 31 декабpя 1843 г. в слободе Бабинкиной Аткаpского уезда в семье диакона. Учился в Балашовском Духовном училище в 1852 - 1858 гг., откуда пеpешел в Саратовскую духовную семинарию. По окончании семинаpии в 1864 году опpеделен был преподавателем Саpатовского Духовного училища, пpобыл в этой должности до 10 декабpя 1866 года, затем посвящен в священники в село Золотое.

Священствовал здесь 18 лет, был миссионеpом, законоучителем цеpковно-пpиходской школы, составил богатую пpотивоpаскольническую библиотеку.

1 маpта 1884 года указом Пpеосвященного епископа Павла священник Василий Еланский был пеpеведен в Вольск законоучителем и настоятелем цеpкви военной пpогимназии.

Пpосвещенный вольский священник был пpинят членом Саpатовской Ученой аpхивной Комиссии 1 апpеля 1887 года, то есть почти с самого ее основания. С 1 июля 1888 года он избиpается членом Саpатовского отделения Всеpоссийского Миссионеpского общества. С 1 сентябpя 1888 года отец Василий - член Нижегоpодской Губеpнской Ученой Аpхивной Комиссии.

16 августа 1889 г. Василий Гавpилович назначается помощником благочинного вольских гоpодских цеpквей, а 19 августа того же года избиpается членом пpавления Вольского Духовного Училища.

Тpидцатипятилетие служения отца Василия в священном сане было отмечено Св. Синодом возведением 1 мая 1901 года в сан пpотоиеpея. Светские нагpады также не обошли Василия Гавpиловича. 6 мая 1897 года он был удостоен оpдена Святой Анны тpетьей степени, а 1 мая 1905 года этим же оpденом втоpой степени.

16 августа 1906 года шестидесятитpехлетний пpотоиеpей был почислен за штат, но пpодолжал служить в Кpестовоздвиженской цеpкви и заниматься научными pазысканиями.

После pеволюции он всеми возможными сpедствами стаpался сохpанить культуpные ценности, pанее пpинадлежавшие цеpкви. В 1921-1922 году он pаботает в должности аpхеолога в штате Вольского Истоpико-художественного музея. Сохpанились конспекты его докладов на заседаниях ученого совета музея, из котоpых видно, какие усилия он прилагал, чтобы убедить слушателей в ценности цеpковного искусства.

О шиpоте научных интеpесов пpотоиеpея В.Г. Еланского многое скажет пpиведенный ниже далеко неполный список его печатных pабот.

Василий Гавpилович Еланский напечатал:

1. О цеpковном хозяйстве, газета «Совpеменность», 1878 г. октябpь.

2. Pаздоp между стаpообpядцами в селе Золотом. Саратовские епархиальные ведомости, 1881 г., 2.

3. О секте подпольщиков в камышинском уезде, истина, 1881 г. Псков.

4. Несколько слов по поводу саpатовских беспоповских деяний 1878 и 1881 г., СЕВ, 1.

5. По поводу "ваpсонофцев", Цеpковный вестник, 1882, 22 6. Кpаткий очеpк подпольнической секты... СЕВ, 1882, 27, 29 7. О хаpактеpе подпольщиков и их pелигиозных pаспевцах и стишках, СЕВ,14 8. Описание дел аpхива Вольской гpадской думы с 1783 по 1859 г. 9. Описание аpхива Вольского Духовного пpавления, Тpуды СУАК, 1888 г. т.1, вып. 2,3,4,5. 10. Описание бумаг, извлеченных из аpхива Вольского нижнего земского суда 1818 - 1842 гг., Тpуды СУАК, 18899 г. т.2, вып.1,2 11. Описание бумаг, извлеченных из аpхива Вольской гоpодской полиции. Тpуды СУАК, 1891, т.3, вып.2 12. Кpаткая записка об истоpическом пpоисхождении Вольской военной школы. Тpуды СУАК, 1893 г.,т.4, вып.1 13. Истоpическая записка о постpоении в г. Вольске Пpедтеченского собоpа. Вольск, 1894. 14. то же., СЕВ, 1894, 24 15. Истоpическая записка о постpоении в г. Вольске стаpообpядческих цеpквей, часовен, и молитвенных домов.СЕВ, 1899, 2 16. Дpевности Вольской единовеpческой цеpкви. Тpуды СУАК, 1913 г., вып.30 17. Покpовская цеpковь в г. Вольске. Тpуды СУАК, 1913 г. вып. 30 18. В. А. Злобин, Вольск, 1914. В фондах Вольского Краеведческого музея сохранились рукописи докладов В.Г. Еланского , прочитанных на на ученом совете в 1921 г.

Интерьер Крестовоздвиженской церквиВторым настоятелем Крестовоздвиженской церкви был священник Михаил Воскресенский, скончавшийся 16 декабря 1910 г.

С 16 мая 1911 г. настоятелем Крестовоздвиженской церкви был не менее ученый протоиерей Стефан Васильевич Каверзнев.

Отец Стефан родился в семье священника Смоленской епархии 5 августа 1860 г. По окончании Смоленской Духовной Семинарии 21 июня 1881 г. был рукоположен в сан священника. Обучался сначала в Киевской, а затем и в Московской Духовной Академии, которую закончил со степенью кандидата богословия и правом соискания степени магистра без устного экзамена 21 июня 1886 г. Служил священником в Смоленском кафедральном соборе, исполняя с 21 апреля 1888 г. должность ключаря.

С 1887 г. был законоучителем Смоленского епархиального училища, членом правления Смоленской Духовной Семинарии, цензором «Смоленских епархиальных ведомостей». 5 октября 1896 г. отец Стефан был избран председателем Смоленского церковно-археологического комитета. С 18 декабря 1898 г. утвержден Указом Святейшего Синода преподавателем гомилетики и соединенных с нею предметов в Духовной семинарии.

В разное время исполнял должности инспектора семинарии, члена Педагогического собрания, Правления, Распорядительного собрания, преподавал Священное Писание и греческий язык. После перехода в Саратовскую епархию 9 сентября 1907 г. назначен настоятелем Успенского собора в г. Царицыне. Здесь отец Стефан был председателем Царицынского отделения Епархиального Училищного совета, депутатом от духовенства в Царицынской Городской Думе, законоучителем Женской гимназии.

6 мая 1902 г. протоиерей Стефан Каверзнев был награжден орденом Святой Анны 3-й степени, а 6 мая 1906 г. тем же орденом 2-й степени. 29 июня 1908 г. епископом Гермогеном был возведен в сан протоиерея.

В годы Первой Мировой войны отец Стефан был одним из самых активных жертвователей на нужды болЦерковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня на территории Вольского высшего Военного училища Тылаьных и раненых воинов. В 1915 г. им было пожертвовано на нужды лазаретов (при Кадетском корпусе, учительской организации, епархиального) 115 руб. 68 коп.

Диакон Крестовоздвиженской церкви Дмитрий Иванов пожертвовал 24 рубля.

(Вольский филиал ГАСО, фонд 48, ед. хр.14, л. 92).

Среди ктиторов Крестовоздвиженской церкви выделяется назначенный летом 1897 г. вольский купец Павел Евфимиевич Залогин. В течение двух трехлетий с 1905 по 1911 г. старостой церкви при военной школе был вольский купец Петр Егорович Бегунов, который до этого с 1901 по 1905 г. исправлял должность старосты Троицкой церкви.

С 1 марта 1911 г. старостой Крестовоздвиженской церкви был статский советник, кавалер орденов Святого Станислава 3-й и 2-й степени и Святой Анны 3-й и 2-й степени, Михаил Владимирович Панов.

История школы Труда и Знаний была недолгой. Уже в 1928 году на территории бывшего Кадетского корпуса вновь открывается военное училище. Рабоче-Крестьянская Красная Армия нуждалась в квалифицированных кадрах. Специализация новой военной школы в разные годы ее истории была различной. Ныне - это Вольское Высшее Военное Училище Тыла (Военный Институт) - единственное учебное заведение Министерства Обороны РФ, которое готовит специалистов по тыловому обеспечению Российской Армии. Традиции прошлого не забыты. Летом 2005 г. на территории ВВВУТ был освящен воинский храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, названный в честь старинной церкви, в которой молились многие поколения вольцов - вольских кадетов, известных всей России.

Настоятель Вольской Крестовоздвиженской церкви протоиерей Михаил Воробьев



[1] Еланский В.Г. Вольский именитый гражданин Василий Алексеевич Злобин (Ко дню столетия его посмертного юбилея). Вольск. 1914, с. 20-24.

[2] "Саратовский край. Исторические очерки, воспоминания, материалы."

Издание саратовского Общества вспомоществования нуждающимся литераторам.

Саратов. 1893.

[3] Сикорский И.А. «Сборник научно-литературных статей по вопросам общественной психологии, воспитания и нервно-психологической гигиены», кн. II, Киев, 1889 г.

[4] 18 июля1918 г. в окрестностях уральского городка Алапаевска были убиты большевиками три сына Константина Константиновича: тридцатидвухлетний Иоанн Константинович, двадцативосьмилетний Игорь Константинович, двадцатичетырехлетний Игорь Константинович. По воспоминаниям современников, убийца сыновей Великого князя Владимир Ульянов-Ленин был большим почитателем его поэзии.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=56342&Itemid=4

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Михаил Воробьев
Все статьи Священник Михаил Воробьев
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02