Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Наш сторож Савва

Матвей  Славко, Фонд "Русское единство"

02.02.2011

post thumbnail
«...Он добре пас во имя Христа собранное стадо,
водя оное на пажить духовную,
и быв некогда единожителем божественному Сергию,
сотворил многие добрые дела о Господе»

А.С. Пушкин

Савва Сторожевский (Звенигородский) был (а на небесах, разумеется, и остается) духовным подвижником России, «покровителем царей» и «защитником Москве», исцелителем, прозорливцем, «всем грешным прибежищем», основателем и первым игуменом Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде. В 2007 г. православный мир отмечал 600-летие со дня преставления святого старца, почившего в глубокой старости 3 (16 по н. ст.) декабря 1407 г. В этот день, а также 19 января (то есть 1 февраля по н. ст.) наша церковь отмечает день преподобного Саввы.

 

 

Дело в том, что особое значение монастырю, основанному преподобным Саввой, придавал царь Алексей Михайлович, и именно 19 января (1 февраля) 1652 г. по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В те же годы осуществлено переустройство обители, внешний вид которой сохранился до наших дней. Считают, что Саввино-Сторожевский монастырь получил статус Лавры (в годы лихолетий не сохранившийся) - первым в истории Руси.

 

 

 

 

Памятник-икона преподобному Савве Сторожевскому
у входа в монастырь в Звенигороде.
Скульптор С. Сорокин, 2007 г.

Дата рождения святого неизвестна. Предположительно инок Савва мог быть по происхождению из именитого боярского рода великого княжества Смоленского. Известно, что большую часть своей жизни, видимо, с юности, святой прожил в Троицком монастыре у преподобного Сергия Радонежского. Он считается первым учеником (по времени и положению) преподобного Сергия. И был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины преподобного (1392), был в течение шести лет игуменом Троицкого монастыря (из-за временного отказа от игуменства преп. Никона Радонежского).

Известно, что преподобный Савва духовно окормлял также вдову Великого Московского князя Дмитрия Донского - Евдокию (в монашестве - Евфросинию) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского и Галицкого, впоследствии тоже Великого князя Московского.

Предание рассказывает, что инок Савва всем казался простым и ничего не знавшим, хотя мудростью превосходил многих, прежде всех входил в церковь и после всех из нее выходил, и такое было у него умиление, что он не мог удерживаться от сильного плача и рыдания во время божественной службы, чем дивил братию.

Христолюбивый звенигородский князь Юрий (Георгий) Дмитриевич пришел в монастырь преподобного Сергия к блаженному Савве и упросил его создать обитель в его вотчине на удобном месте. И тогда Савва поселился в пустынном месте на горе Сторожи, в верховьях Москвы-реки, в двух верстах к западу от Звенигорода, верстах в пятидесяти от Москвы, избрав это место для будущей обители.

Хотя обитель перестраивалась в веках, подвергалась разграблениям польскими оккупантами в Смутные времена, но русский люд всегда стремился в «Дом Пречистыя на Стороже», ибо здесь было великое святое место, здесь сам преподобный Савва заложил храм Рождества Богородицы. По новым сведениям первое строительство деревянного храма на горе Сторожи у Звенигорода было произведено в начале 1390-х годов, завершено к 1405 г., году-кануну кончины преподобного. Можно сказать, что преподобный Савва «подгадал» Рождественский собор как свою посмертную свечу Богородице.

 

 

Собор Рождества Богородицы (1405) в Саввино-Сторожевском
монастыре. Тут покоятся св. мощи старца Саввы

Если поглядеть как бы стереоскопически, то цельный взгляд на те события, которые оказались чрезвычайно значимыми в русской духовной истории, будет таковым: именно в разгар храмового строительства в Звенигороде и после кончины владыки звенигородского Даниила преподобный Савва оставил Троицкую обитель и пришел во Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери. Этот год, 1398-й, и принято считать датой основания Саввино-Сторожевского монастыря.

В тот период, кроме строительства «Саввиного» Рождественско-Богородичного храма, неподалеку возводился каменный храм на Городке в Звенигородском Кремле, а позднее (уже после кончины Саввы) и знаменитый Троицкий собор в Сергиевом монастыре (в этом храме и теперь покоятся мощи святого Сергия Радонежского). Для росписи звенигородских храмов, построенных в так называемом раннемосковском («звенигородском») стиле, был приглашен молодой иконописец Андрей Рублев.

 

 

Свято-Успенский собор «на Городке» в Звенигороде

Этот Свято-Успенский собор является шедевром, едва ли не лучшим по архитектурному мастерству и изысканности памятником раннемосковского зодчества, он в одном ряду с Димитриевским собором Владимира и церковью Покрова на Нерли.

По благословению Саввы преподобный иконописец Андрей Рублев создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918-1919 гг. на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского» («Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее). Не исключено, что именно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублева также и на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора.

 

 

Спас из деисисного Звенигородского чина.
Икона. Андрей Рублев, 1410-е годы

Звенигородский чин Андрея Рублева считается одним из самых прекрасных иконных ансамблей рублевской живописи. Он состоит из трех поясных икон: Спаса, архангела Михаила и апостола Павла. Три большемерные иконы, вероятно, когда-то входившие в семифигурный деисис, были обнаружены реставратором Г.О. Чириковым в 1918 г. Одна служила ступенькой лестницы Успенского собора, другие лежали под поленницей дров, в дровяном сарае неподалеку. Считается, что чин мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, ктитором которого был звенигородский князь. Авторство Андрея Рублева атрибутировал И.Э. Грабарь, основываясь на данных стилистического анализа, и его вывод подтверждается историческими фактами.

 

 

Архангел Михаил из деисисного Звенигородского чина.
Икона. Андрей Рублев, 1410-е годы

К. Ковалев-Случевский, автор книги «Савва Сторожевский. Факты и мифы, предания и гипотезы», вышедшей в 2007 г. в популярной серии ЖЗЛ, дает интересный взгляд на тему почти одновременного возведения и росписи двух знаменательных соборов на звенигородских всхолмиях - Свято-Успенского «на Городке» и Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре. Он указывает на возникшую в те времена новую концепцию устроения на Руси «Небесного Звенигорода» - уникального града, прообраза Нового Иерусалима и града Китежа, в основе которого лежала исихастская теория «нравственного правления», или «благочестивого княжения» (данные слова принадлежат преп. Савве Сторожевскому и отмечены в его житии), поборником которой был еще преп. Сергий Радонежский. «На соседних звенигородских холмах, - замечает писатель, - строилась уникальная цивилизация - Звенигородская Русь, образец образованной светскости и воплощение настоящего духовного подвижничества. Кремль и монастырь возводились одновременно, как и два новых каменных собора (на Городке и на горе Сторожи). Это была новая идея, особое начинание, удачное завершение которого могло бы изменить историю Руси, например, намного ранее освободить ее из-под ордынского ига».

Тут уместно вспомнить и об истории самого Звенигорода. Одни историки утверждали, что сам древний Звенигород основан в 1086 г., другие называли 1152 г., большинство же - XIV в. Дело в том, что в Древней Руси было три Звенигорода: два в Галицкой земле и третий под Киевом. Один из них существует и сейчас подо Львовом, только он давно превратился в село. Упоминания в летописи об этих городах и их князьях некоторые историки относили к подмосковному Звенигороду, который впервые был назван в документах лишь в 1339 г. в духовной грамоте Ивана Калиты.

Не оставим без внимания и два исторических факта, ставших удивительными преданиями. Царь Алексей Михайлович совсем не случайно столь почитал святого Савву. Существует история о чуде, рассказывающая о спасении старцем Саввой заядлого охотника Алексея Михайловича от медведя во время охоты. Напомним и о явлении преподобного Саввы пасынку Наполеона Бонапарта Эжену Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 г. Француз, разумеется, до этого ничего не знал о русском святом, однако явившийся оккупанту старец убедил его не разорять Саввино-Сторожевский монастырь. Сталось так, что по предсказанию Саввы этот молодой человек уцелел единственный среди основных наполеоновских военачальников, а его потомки породнились с русской августейшей семьей и жили в России.

 

 

Скит Саввы в Звенигороде (под монастырем)

В ряду деятелей русской культуры, в творчестве которых затронуты жизнь и образ преподобного Саввы, называют Пушкина (в начале 1830-х переложившего с церковно-славянского на современный ему литературный язык житие преподобного), Шишкина, Шаляпина, Пришвина, Рериха, Ремизова, Левитана, Чехова, Волошина, Шмелева, Солженицына, Андрея Тарковского. Считается, что и Дом Романовых почитал его своим покровителем.

В 2007 г. отмечалось 600-летие со дня преставления преп. Саввы, 460-летие канонизации, 355-летие обретения мощей. В 2008 г. (23 августа по н. ст.) отмечалось 10-летие второго обретения мощей преподобного.

Святый отче Савва, моли Бога о нас!

http://rusedin.ru/2011/02/01/nash-storozh-savva/




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме