itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Леонтьев и постманежная Россия

Последний византиец

Убийство Егора Свиридова 
0
374
Время на чтение 6 минут

От редакции. 25 января 2011 года исполняется 180 лет со дня рождения русского философа Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891). Своими соображениями о значимости философа для сегодняшнего дня с «Русским журналом» поделился Михаил Тюренков, политический и религиозный публицист (главный редактор портала "Фонд имени Питирима Сорокина", ответственный редактор журнала консервативной мысли "Русское время").

* * *

«Все менее и менее сдерживают кого-либо религия, семья, любовь к отечеству - и именно потому, что они все-таки еще сдерживают, на них более всего обращаются ненависть и проклятия всего человечества. Они падут - и человек станет абсолютно и впервые «свободен». Свободен, как атом трупа, который стал прахом».

Василий Розанов (1892)

Столь пессимистические, насколько и реалистические слова, вынесенные в эпиграф, почему-то нередко приписываются другому автору, человеку, покинувшему этот мир буквально накануне того, как они были произнесены. Впрочем, мое «почему-то» несколько натянуто, ведь даже столь эгоистичный мыслитель, каковым без сомнения был «Василь Василич» Розанов, не мог не признать того колоссального влияния, которое оказал на него Константин Леонтьев на закате своих дней, аккурат совпавших с зарей розановской публицистической карьеры. Забегая вперед, не могу не сказать, что даже прах обоих мыслителей обрел ту самую «свободу» покой практически в одной могиле, под сенью Сергиево-Посадского Гефсиманского (Черниговского) скита... Но сейчас не об этом.

В 1911 году, спустя 20 лет после кончины Константина Леонтьева, все тот же Василий Розанов посвятит ему стилистически безупречный текст, уже в заглавии которого автор назовет своего предшественника (и во многом учителя) «Неузнанным феноменом». Розанов намеренно слегка обострил леонтьевскую неясность и загадочность, ведь для кого-кого, а для него самого Константин Николаевич был и узнанным, и осознанным, и даже познанным. Более того, именно розановская оценка, пожалуй, меньше других грешила субъективностью, поскольку, по меткому выражению современного историка русской философии Алексея Козырева, практически всем другим младшим современникам Константина Леонтьева было свойственно «самолюбование, примысливание себя к рассматриваемому предмету или, скорее, предмета к себе».

Пройдет еще несколько лет, и в минуты, когда практически всем казалось, что Империя уже погибла и никогда не вернется, тот же Розанов станет первым, кто открыто признает:

«Оказались правы одни славянофилы. Один Катков. Один Конст. Леонтьев...»

Позднее это признание станет «общим местом» среди интеллектуальной эмиграции, еще вчера склонявшей мыслителя как «эстетического аморалиста», «русского Ницше», «реакционера» и «изувера». Оказавшись же на «философском пароходе» русской истории, вчерашние прогрессисты и гуманисты неожиданно, прежде всего, для самих же себя начали воспевать «Новое Средневековье» (Николай Бердяев) и того самого Леонтьева, который в считанные годы из «изувера» стал «самым острым умом, рожденным русской культурой в XIX веке» (Петр Струве).

Однако не будем столь беспощадны по отношению к людям, чье обращение к консерватизму совершилось во многом «страха ради большевицка». Напомню, что и сам Константин Леонтьев в свое время совершил традиционную для многих консерваторов «эволюцию вправо», став православным консерватором с универсальной системой взглядов, отличной как от постславянофильского, так и имперско-охранительного консерватизма современников.

Впрочем, сегодня, в день, когда «все реакционное человечество» отмечает 180-летний леонтьевский юбилей, принято говорить об «актуальности Леонтьева». Причем говорить не столько в контексте «насущной необходимости национально-государственной идеологии», общие контуры которой можно в очередной раз попытаться списать у мыслителей-консерваторов позапрошлого века, сколько в разрезе России «постманежной». И именно здесь, а не где бы то ни было еще, следует в первую очередь вспомнить «ответы Леонтьева».

Думаю, всем, читающим эти строки, хорошо известна либеральная критика национализма. Многим неплохо знакомы публицистические дискуссии последних лет между «имперцами» и «этнонационалистами», «национал-оранжистами» и «национал-лоялистами». Но, пожалуй, не так много тех, кто подобно Константину Леонтьеву осознал ложность антиномии узко-этнического национализма и квазиимперского панславизма, но не с либеральных позиций, а на строго православном религиозном основании, причем напрочь лишенном искусственных построений в духе космополитической теории «уранополитизма».

Если кратко резюмировать леонтьевскую позицию по национальному вопросу, то можно сказать, что подобно тому, как Православная Церковь не приемлет этнофилетизм (этническое пристрастие в церковно-канонических вопросах) как ересь, Леонтьев в социально-политических вопросах отвергал национализм («национальную политику», «политику национальностей», «племенную политику») как орудие всемирной революции, разрушающей традиционные общества. То есть мыслитель отрицал не саму русскость и даже не родоплеменную или, шире, этническую основу русскости, но те политические спекуляции, которые связывались с тем иллюзорным феноменом, который с позапрошлого века принято называть «национальностью».

При этом, утверждая религиозные духовно-нравственные и культурные основы русской народности, Константин Леонтьев различал 2 типа национализма, находящихся в оппозиции друг к другу:

«Национализм политический, государственный становится в наше время губителем национализма культурного, бытового...»

Для национализма первого в русскости всегда были ценны - в лучшем случае - только фольклорно-этнографические мотивы в духе «ложки-матрёшки-гармошки-балалайки-сапоги-косоворотки». Да и то лишь до тех пор, пока сама русскость представляет хотя бы какой-то мало-мальски значимый феномен. По факту же любое «национальное» государство, начиная с позапрошлого века, всегда избирало «общечеловеческий» стиль в поведении, конституционно-республиканский уклад государственности и т.д.

То есть именно политический национализм, по мнению Леонтьева, вел народы к тому самому «смесительному упрощению», которое мыслитель считал признаком начала конца любой культуры, и против чего он как раз и призывал «подморозить Россию», сохранив в ней ее подлинное - православное основание (вспомним Достоевского: «Русский человек без Бога - дрянь!»). И именно в религии Константин Леонтьев видел единственную возможность сохранения и Православия, и Самодержавия, и Народности:

«Религия, преобладающая в каком-нибудь народе, вот краеугольный камень охранения прочного и действительного. Когда веришь, тогда знаешь, во имя чего стесняешься и для чего (быть может, и с невольным ропотом нередко, но без гордого и явного протеста) переносишь лишения и страдания... Религия в общественной жизни подобна сердцу в организме животном. Это primum vivens, ultimum moriens нации...»

Таким образом, именно в религии, как полагал мыслитель, как раз и заключается истинный национализм - «национализм культурный», в котором кровнородственные связи не только не имеют определяющее значение, но, в крайнем случае, и вовсе могут быть проигнорированы:

«Если бы в Тибете или в Бутане господствовало бы среди каких-нибудь монголов древнее Православие, если бы далай-лама был православный Патриарх самой чистой монгольской крови, то такие монголы и такой далай-лама должны бы быть нам неизмеримо дороже всей массы славянского эгалитарно-либерального многолюдства...»

И в то же время Леонтьев никогда не отвергал «чувства почвы», «любви к отеческим гробам», более того, он четко утверждал, что «в стремлении и попытках культурного обособления национализм живителен». Не отвергал он и возможности русской экспансии, отрицая лишь ее возможный либерально-западнический характер:

«Мы не присоединили Царьграда в 1878 году; мы даже не вошли в него. И это прекрасно, что нас туда не допустили враги ли наши, наши ли собственные соображения - все равно. Ибо тогда мы вступили бы в Царьград этот (во французском кепи) с общеевропейской эгалитарностью в сердце и уме; а теперь мы вступим в него (именно в той шапке-мурмолке, над которой так глупо смеялись наши западники)...»

Словом, сегодня, в «постманежной» России, Леонтьев ценен именно тем, чего не достает нашим новоявленным либеральным националистам, пытающимся аккумулировать энергию русского бунта, направив его в собственное, «общечеловеческое» русло. И это «что-то» - четкое понимание подлинной природы русской идентичности, на коей должен зиждиться единственно возможный русский национализм - национализм культурный. В противном случае - «всесмесительное упрощение» и окончательная гибель всего русского. И никакой футбол с «гармошками-матрёшками» не помогут.

http://www.russ.ru/pole/Leont-ev-i-postmanezhnaya-Rossiya
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Тюренков
Все статьи Михаил Тюренков
Убийство Егора Свиридова
Рассадник преступности и рычаг развала страны
Международный фонд славянской письменности и культуры призвал А.И.Бастрыкина закрыть этнические бойцовские и спортивные клубы
13.12.2021
Кондопога, Манежная, Бирюлево, далее везде..?
Если политика межнациональных отношений не изменится, инициатива пойдет «снизу»
23.10.2013
На курбан-байрам режут баранов
Накануне ударом ножа в сердце был зарезан москвич. К событиям в Бирюлево
14.10.2013
Юрий Крупнов: «В России национального вопроса не существует»
По словам политолога, у русских нет потребности – быть националистами, но есть потребность в искоренении этнопреступности
25.01.2012
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44