Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Будьте добры, скажите, в каком месте Апокалипсиса мы находимся?

Протоиерей  Олег  Стеняев, Радонеж

31.01.2011


Отвечает протоиерей Олег Стеняев …

- Разъясните, пожалуйста, если Бог не разделен в Троице, значит ли это, что и Бог-отец, и Святой Дух сходили во ад вместе с Иисусом Христом?

Что можно ответить на этот вопрос? Дело в том, что так, как Бог вездесущ, он не может куда-то сходить или откуда-то восходить. И когда говорится о схождении во ад, говорится о Богочеловеке, Христе Иисусе, что душею своею он бысть во аде, телом во гробе. А когда мы в писании читаем, что Господь говорит, например, в связи с Вавилонской башней: сойдем и смешаем языки, или же в связи с уничтожением Содома, там тоже есть такое выражение - сойдем, увидим, посмотрим. На самом деле подобные выражения они антропоморфны, то есть Бог разговаривает с нами на нашем человеческом языке. Как один из малых пророков сказал, что Он влечет нас к себе человеческими узами. То есть язык Священного писания - это человеческий язык в том смысле, что Бог говорит нам в категориях нашего понимания речи. Но так как Бог вездесущ, он не может сойти куда-то, где его нет, или подняться туда, где его нет. Потому что он все собой наполняет. И более того в Писании сказано, что небеса небес не могут вместить Господа. Поэтому такие выражения надо понимать более аллегорически или связывать их с Богочеловечеством Христа Иисуса. Он был не только истинный Бог, но и истинный человек. Как человек мог действительно находиться в одном месте, потом  в другом.

- Будьте добры, скажите, в каком месте Апокалипсиса мы находимся?

-Наше время очень напоминает Лаодикийский период. Как о Лаодикийском периоде говорится в книге откровения Иоанна Богослова? «И ангелу Лаодикийской церкви напиши, так говорит, аминь, свидетель верный и истинный начала создания Божьего. Знаю твои дела, ты не холоден, не горяч. О, если бы ты был холоден или горяч, но как ты тепёл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст моих». Сейчас очень много теплохладных, то есть номинальных христиан. Почему Господь говорит : «О, если бы ты был холоден»? То есть холоден, это погружен в состояние грехов, а горяч -  это пребывающий в состоянии святости. Почему для Бога лучше, когда человек холоден, чем, нежели он теплохладный? Потому что, когда человек пребывает в холоде, отвержении от Бога, он может потянуться к теплу даже инстинктивно. Он может начать искать выход из той ситуации, в которой он оказался. Как Давид восклицал - «Из глубины воззвав Тебя, услышь меня, Господи». А когда человек горяч, то есть духовно цельная личность, он других согревает. А вот теплохладные христиане, номинальные христиане - это признак Лаодикийской церкви или Лаодикийского периода, когда все номинально, все условно, нет пламенения перед Богом. И вот это состояние Богу неугодно. «Но как ты тепел, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст моих». Далее сказано: «Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды. А не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп?» То-есть здесь дается характеристика христиан последних времен, что их будут интересовать материальные ценности. Дух вещизма настолько проникнет в их сознание, что заботы о хлебе насущном вытеснят любые другие интересы, духовные интересы. Ведь в свое время Людвиг Фейербах, известный безбожник, провозгласил тезис, что интересы человеческого желудка превыше рассуждений о бытие Божьем. Но проблема заключается в том, что некоторые и христиане, входя в период апостасии ( Лаодикийский период -  это явно период отступления от веры) начинают неправильно выстраивать иерархию ценности. Когда на первом месте стоит не Бог, а личные интересы, материальные интересы. Даже в своем отношении с ближними и с Богом такие Лаодикийские христиане придерживаются товарно-рыночных отношений. Что значит товарно-рыночных отношений? Они ненавидят тех, которые ненавидят их, и любят тех, которые любят их. Это чисто товарно-рыночные отношения. Но они выстраивают такие же отношения с Богом. Они считают, что если они что-то делают для дела Божьего, то Бог им должен помогать. Но Бог никому ничего не должен. Все, что мы имеем, мы получили от Него. Вывести духовность из товарно-рыночных отношений, это, значит, относиться к людям по возможности так, как Бог относится к людям. А об этом отношении сказано, что Бог посылает дождь на праведных и на неправедных. И солнце светит над праведными и над неправедными. И христианин становится христианином только тогда, когда он любит не только любящих его, но, когда он любит врагов своих, молится за обижающих, и благословляет проклинающих. Таким образом он уподобляется Богу, который посылает дождь и свет Солнца на праведных и на неправедных. То есть стяжает бесстрастность. Но как стяжать бесстрастность, если ты стремишься к земному обогащению и неизбежно конкурируешь со всеми, против всех? Ведь сейчас у нас национальная идея, как один из наших лидеров сказал, заключается в том, что надо конкурировать друг с другом. Все против всех, а каждый за себя. Но это путь в никуда. И такие люди, хотя они считают  себя богатыми, но в Священном писании мы читаем: « Ибо ты говоришь, я богат, разбогател, ни в чем не имею нужды. Но они не знают, сказано, а не знаешь, что ты несчастен, и жалок и нищ, и слеп ... Советую тебе купить у меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы твоей. И глазной мазью помажь глаза свои, чтобы видеть». Вот такое наставление Господь дает современным христианам. Похоже, мы все пребываем в этом Лаодикийском периоде, когда даже священнослужители обзаводятся собственностью, которая несвойственна их высокому достоинству, когда они гостиницы имеют в частной собственности, бензоколонки, банки, даже долевое участие принимают в банковском бизнесе. За что надо просто лишать сана, потому что наши каноны  в церкви учат, что священнослужители, деканы, пресвитеры, епископы, если они живут с процентов, то за это могут быть лишены сана. А если миряне, то они отлучаются от церковного общения. Вот этот дух вещизма, к сожалению, преобладает в нашем мире. И те, которые идут этим путем, они как бы наши, но они не наши. Как апостол Павел говорил, они были среди нас, но они не были наши. Потому что нельзя быть христианином и стремиться служить Богу и одновременно мамоне,  потому что одно исключает другое. Это совершенно очевидно. И недавно мне рассказали совершенно дикий случай, когда один батюшка, полковой священник, привел молодежь, курсантов, суворовцев на православное мероприятие. А там выступающие люди, в общем-то, православные, говорили о необходимости обогащаться, что православные должны быть богатыми, они должны бизнесом заниматься с детства. А потом после этого мероприятия вот эти курсанты молоденькие, суворовцы, они подошли к этому батюшке и говорят: мы не сможем быть богатыми, мы же собираемся стать  офицерами. Так что мы теперь не сможем быть православными?  Вот насколько искажается представление о христианстве, когда люди, зараженные Лаодикийским духом вещизма, погоней за мнимыми богатствами, забывают о том, что надо в Боге богатеть. И смущают нашу молодежь. А ведь сейчас каждый молодой человек, который поступает в военное училище, проявляет жертвенность. Потому что он понимает, что служить своей стране, это не заниматься бизнесом, это не есть коммерческий проект, это именно жертвенность, это любовь к своей стране, любовь к своему народу. И церковь должна благословлять такое рвение молодежи, которая не пошла путем вещизма, а решила исполнить свой гражданский долг.

- Вопрос следующий. Как все православные, так и я к деятельности Чубайса отношусь исключительно отрицательно. И когда наш патриарх поздравил Чубайса с днем рождения и сказал, что он на всех своих должностях очень хорошо работал, моя душа до сих пор никак не понимает нашего патриарха.

- Вы немножко не понимаете суть миссии Патриарха. Служение Патриарха отличается от служения епископа в таком обычном понимании этого слова. Потому что назначение патриарха   - печаловаться (есть такое славянское слово) перед властями. И патриархи обычно избирались в церкви, когда была монархическая форма правления. И патриархам надо было отстаивать интересы церкви перед царями. То есть служебная миссия патриарха, печаловаться перед властями будь то татаро-монгольское иго, они ездили в Орду, святители Русской церкви, проводили переговоры, встречи с лидерами Золотой орды. Они печаловались перед государями, великими князьями московскими, царями московскими, императорами града Святого Петра, потому что послушание, которое несет патриарх в этом мире, это печаловаться перед властями. Поэтому не надо удивляться, что мы видим Святейшего в общении с людьми, которые представляют власть . Другой вопрос, какую власть мы заслужили в глазах Бога. Иногда христиане задаются вопросом, надо ли молиться за власть, если она нас не устраивает. Надо. Если мы будем молиться за власть, то при их благих побуждениях Господь может дать им благословение. И через них будет благо верным. Но если мы молимся за власть, а они, предположим, не имеют благих намерений, то подобная молитва обернется проклятием для них, и их правление скоро прекратится. Как в Писании сказано - делай добро злым и соберешь горящий уголь им на голову. Поэтому в любом случае мы молимся за власть в надежде, что если они обратятся к Богу, то через них будет благословение. А если они будут упорствовать, противиться  заповедям Создателя, то Господь очень быстро с ними сам разберется. То есть на волю Бога мы отдаем серьезный, важный вопрос. Но в любом случае власть такая, какую мы заслужили. И когда мы начинаем пенять власть нашу, мы как бы пеняем зеркало, перед которым стоим. Если бы мы были народом  - богоносцем, то, наверно, у нас были бы Помазанники Божьи, цари. Леонтьев в свое время пророчески сказал, это было сказано где-то в середине XIX века, что русский народ может из народа- богоносца превратиться в народ- богоборец. И действительно это произошло. Но он это произнес в XIX веке, когда трудно было представить, что такое может произойти. Но прошло всего несколько десятилетий, и наши люди стали разрушать те собственные храмы, в которых их крестили, венчали, где они причащались. То -есть, стали своей собственной противоположностью. И здесь власти, которые могут не устраивать кого-то, могут являться наказанием. Или другой вариант. У власти могут оказаться люди, которые имеют благие намерения, но у них нет никаких возможностей их реализовать. Это сложный вопрос, но в любом случае мы должны молиться за властей, начальников, чтобы нам проводить жизнь тихо, безмятежно. А служение Патриарха, я повторяю, это печаловаться. Это ему такое сложное послушание дано, и он должен его нести.

- Как вы относитесь к той идее, что все спасутся, которая развивается некоторыми богословами?

- В свое время один теолог на Западе произнес блестящую фразу. Он сказал: кто не верит во всеобщее спасение - тот толстокожий буйвол. А тот, кто проповедует всеобщее спасение -  тот безответственный осел. Вот такая фраза, немножко двойственная, была произнесена. То есть в любом случае эти люди очень безответственны. Святые отцы наставляют нас, что дьявол внушает нам мысль, что ада нет с единственной целью, чтобы мы туда попали. А Господь слово Свое говорит, что ад есть с единственной целью, чтобы мы туда не попали. Поэтому безответственные теологи обнадеживают народ. Но давайте посмотрим, что по этому вопросу нам говорит само Священное писание. Такие обманщики, похоже, были и в древние времена, которые обнадеживали народ, что якобы все спасутся. Что гласит, например, I Послание к коринфянам, гл.6, ст.9? " Не обманывайтесь, (Видите, предупреждение-то какое - не обманываться!)  ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царство Божие не наследуют". Вот это приговор тем, которые обманываются сами, надеются на прощение всеобщее, и обманывают других! То есть проповедуют всеобщее спасение для всех. Слово Божие учит другому. Что если человек не совершит покаяние в этой жизни, не сотворит плод покаяния, то его участь печальна, он царство Божие не наследует. И далее здесь сказано: «и такими были некоторые из вас». Что значит «такими»? То есть блудниками, идолослужителями, прелюбодеями, малакиями, мужеложниками, ворами, лихоимцами, пьяницами, злоречивыми хищниками. «И такими,  - пишет апостол Павел,  - были некоторые из вас, но омылись, но осветились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего»( там же,  9  -  11 ст. )То есть, спасение возможно в этой жизни. Зачем безответственные теологи говорят о невозможности всеобщего спасения? Надо говорить о спасении, которое возможно только в этой жизни. Ибо если до момента своей физической смерти человек не покается, не примирится с Богом, он уже нигде и никогда не примирится с Богом. Это очевидная истина. И обманываются те, которые рассчитывают, что за гробом ситуация может измениться положительно для них, хотя в этой жизни они ничего не делают для того, чтобы измениться. Они не понимают суть этой жизни. Ведь эта земная жизнь она и дана для того, чтобы человек смог бы измениться. И святые отцы говорят, что в этой жизни время покаяния, а в той время суда. В этой жизни время милосердия, а там - время наказания. И в этом вопросе есть полное согласие отцов. Хотя были такие отцы отдельные там, Исаак Сирин, Григорий Нисский, которые высказывали противоположные мнения, но это ошибочная позиция. Это теологумены, частные богословские мнения, на основании которых нельзя выстраивать никакую модель тем более сотериологического  характера в вопросе о спасении. Кто-то   может   спросить,   а почему святые ошибались? В одной удивительной книге сказано, что эти святые, там, в частности, о Григории Нисском идет разговор, ошибались, потому что они поверили тем христианам, которые предшествовали им. Но, если бы они помолились Богу, и спросили бы, так это или не так, то Бог по их святости им бы ответил,  но они этого не делали. Проявив доверие к тем предшествующим. И мы не можем на этих отдельных высказываниях выстраивать какую-то новую сотериологию, ломать библейское представление о спасении, потому что это безумие. Это действительно только безответственные ослы так могут поступать.

- Извините меня, батюшка, опять вернусь к вопросу о Чубайсе. Честно говоря, ваши разъяснения не очень убедительны, потому что, во-первых, Чубайс не президент, не премьер, он лишь руководитель корпорации. Не знаю, что уж он такого сделал. Он не руководитель, единственное, что распродал он всю страну. Народ бедствует. Люди его жутко ненавидят... И поэтому поздравления его наносят ущерб какой-то авторитету влияния нашей церкви. И второй вопрос вытекает из этого. Ну, а если, извините опять за резкость, у власти окажется антихрист, тоже будут поздравления? Я понимаю, что вы не можете всего сказать, когда вопрос касается Патриарха. Но, тем не менее, многим это непонятно и противно душе.

- Давайте обратим внимание на апостола Петра. Я думаю, в святости первоверховного апостола Петра вы не сомневаетесь. А что пишет апостол Петр? Он пишет - «Бога бойся, царя чти». А теперь вспомните, какой царь был во дни апостола Петра? Император Нерон. Святые отцы древности называли его предтечи антихриста. Некоторые называли его сыном дьявола, первым антихристом. И в то же время апостол Петр пишет - «Бога бойся, царя чти». И он призывает, апостол Павел об этом пишет, молиться за властей. А власти в то время - это римоязычники во главе с этим самодуром, развращенным Нероном. Однако они призывают молиться за этих властей. Если вас смущает рыжий Чубайс, посмотрите на рыжего Нерона, кстати, он тоже был рыжий по преданию. И как церковь относилась к нему. Они молились и за него, они молились и за его окружение. Почему? Потому что они понимали, что если их молитва будет произноситься в случае, если этот человек обратится к Богу, он станет благословением для народа божьего. В случае, если он не раскается, не обратится к Богу, то добро, которое ему желают в этих молитвах, оно окажется горящими углями на его голове. Как и сказано в Писании: «сделать добро врагу -  это собрать горящие угли на его голову». А о том, что Патриаршее служение - печаловаться перед властями, так почитайте что-нибудь об  учреждении патриаршеств. Посмотрите, какие есть отличительные функции Патриарха от функций других епископов. Вы тогда согласитесь со мной, что действительно это тяжелое послушание для Святейшего печаловаться перед сильными мира сего. Вы сказали, что этот человек не является представителем власти. Почему? Он является представителем власти, он решает финансовые вопросы. Сейчас у нас, к сожалению, богатства двигают общественной мыслью. И контролировать таких людей, призывать их к покаянию - это очень важная миссия, функция того, кто призван печаловаться перед этими людьми. Хуже, конечно, было, когда наши митрополиты ездили в Орду, и там печаловались перед ханами Золотой Орды, и там была действительно очень тяжелая ситуация. Но это долг Предстоятеля церкви именно заботиться о своем народе. Кстати, я вам хочу напомнить поступок апостола Павла. Однажды апостол Павел оказался в Иерусалиме среди иудеев, а он давно не был там и не знал, кто новый первосвященник еврейского народа, Патриарх ветхозаветной церкви. И когда этот первосвященник приказал бить апостола Павла по лицу, то апостол Павел сказал ему: «ты стена подбеленная». Что значит стена подбеленная? Это когда нет хороших материалов там, тут камень положили, тут доску, тут грязь какую-то. А чтобы это имело однородный вид, белили это все. И он как бы обозвал первосвященника, Патриарха ветхозаветной церкви рухлядью. И тогда Павлу заметили: ты кого злословишь, он первосвященник. Тогда апостол Павел испугался. Об этом рассказывается в книге "Деяния святых апостолов". Он оправдывался: «я не знал, что он первосвященник». Ведь Павел давно не был в Иерусалиме. Ибо сказано: не злословь начальствующего в народе твоем. И действительно, если апостол Павел такое сказал об иудейском первосвященнике, который наверняка был членом синедриона, когда выносился смертный приговор Иисусу Христу, то тем более, когда мы говорим о христианских вождях, мы должны помнить об этой заповеди из закона Моисеева, что нельзя злословить начальствующего в народе своем. Если вы себя относите к православному народу, то вы должны пересмотреть это свое высказывание, которое вы произнесли, непонятно для чего.

- Добрый вечер, батюшка. Раб божий Георгий.  Вопрос у меня такой. С какого года у нас отмечаются церковные праздники по новому стилю. Потому что получается как-то, что Новый год раньше, чем Рождество Христово. Спаси, Христос.

- Почему Новый год раньше, чем Рождество Христово? Я не понял. Церковное новолетие у нас 14 января, гражданский старый Новый год. А если говорить о таком строго церковном новолетии, он вообще в сентябре, в сентябре это событие то, что от сотворения мира. А гражданский, гражданско-церковный Новый год связан с 14 января. Это точно выходит на период после Рождества Христова. А если говорить о советских реформах, то действительно советская власть она перешла на Григорианский календарь. Потому что они готовили всемирную революцию, им надо было как-то и календарный вопрос согласовать. И только вот по советскому календарю так получается, что как бы Новый год до Рождества. А старый Новый год 14 января, то есть после Рождества. Поэтому никаких проблем с церковным календарем нет, церковь не переходила на Григорианский календарь. У нас свой Юлианский календарь, поэтому я не очень понял суть вопроса.

http://www.radonezh.ru/radio/text/13823.html




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме