Либеральное «дежавю»

До начала новой масштабной рецессии, похоже, осталось не более полугода

0
139
Время на чтение 4 минуты

Начало года эксперты встретили с ликованием: нефть опять поднялась до 100 долларов за баррель, вернувшись к уровню цен начала 2008-го. Впереди замаячило нежданное счастье в виде бездефицитного бюджета. Правда, у людей не такая короткая память, как у финансовых аналитиков. Они не могут не вспомнить, что цена на нефть достигла той же отметки именно в начале кризиса, и рост цен на энергоносители отнюдь не свидетельствовал о мировом экономическом подъеме.

Рост цен не имел никакого отношения к росту спроса. Как раз наоборот - спрос падал, а цена росла, после чего спрос падал еще сильнее. Что вопреки логике рынка - того, виртуального рынка, про который нам пишут в либеральных учебниках - вело не к снижению, а к новому повышению цен. Последовавшие за этим события хорошо известны: стремительный рост цен, оторвавшихся от спроса, подготовил столь же стремительный крах, после которого зависимая от «трубы» российская экономика оказалась на грани катастрофы.

Сегодня трудно отделаться от ощущения дежавю: основные биржевые показатели приблизились к уровню трехлетней давности, да и тенденции все те же: рост цен на сырье и продовольствие при слабом спросе - типичные признаки надвигающегося резкого спада. Огромные суммы денег, выделенные правительствами на борьбу с кризисом, до реального сектора почти не дошли, осев на счетах финансовых корпораций. Эти средства подпитывают очередной спекулятивный бум, который будет неминуемо иметь те же последствия, что и предыдущий. Сегодня спекулянты пытаются сорвать последний куш, а реальный сектор, удушаемый высокими ценами, задыхается. Чем больше растут цены, тем слабее производство и спрос. На российском рынке происходит то же, что и на мировом. Перспектива ближайшего года определилась полностью, и до начала новой масштабной рецессии осталось, похоже, не более полугода.

Пока главным результатом спекулятивной лихорадки оказались новые ценники в магазинах. Цифры зашкаливают, повергая обывателя в недоумение. Чиновники успокаивают, объясняя все случайными факторами, краткосрочными колебаниями. Время от времени обещают установить контроль над ценами. Со своей стороны, либеральные критики власти ужасаются не росту цен, а попыткам государства его остановить. Это противоречит «логике рынка» - а следовательно, есть святотатство.

Несколько дней назад мне пришлось участвовать в телевизионной дискуссии, во время которой Ирина Ясина объясняла трудности бюджета слишком высокими пенсиями и слишком большими социальными обязательствами государства.

Нет, она отнюдь не отрицала того, что пенсии у нас на самом деле нищенские. Но просто надо сначала помочь бизнесу, а потом уже пенсионерам... Очень характерный пример «классового сознания». Жаль только, что у нас в стране это классовое сознание по преимуществу доступно лишь представителям буржуазии, причем самой реакционной ее части.

Между тем, спор чиновников и либералов совершенно лишен смысла. Даже если правительство прикажет ценам остановиться, ничего не выйдет. И не потому, что цены, якобы, невозможно контролировать в принципе. Просто в капиталистической экономике их нельзя контролировать постановлениями. Нужна соответствующая хозяйственная структура, сильный государственный сектор, который способен влиять на рынок. Нужна система государственных закупок продовольствия по твердым ценам, связанная для производителей с доступом к льготным кредитам. Нужны государственные магазины или торговые компании, как, например, «Алко» в Финляндии. Ничего этого нет, и не планируется. А потому правительство продолжает метаться между либеральной экономической политикой и периодически повторяющимися попытками установить контроль над рыночной стихией. И то, и другое обречено на провал. Либеральная политика - просто потому, что она не отвечает потребностям страны, общества и современного развития. А попытки контроля - потому, что их невозможно механически соединить с либеральной политикой.

Нежелание и неспособность власти лечить российскую экономику вполне понятны. Пересматривать экономическую политику означает, в конечном счете, необходимость реорганизовать саму власть. Не сейчас, так в ближайшее время. А этого делать не хочется: кто же станет рисковать своим положением. Однако именно упрямство чиновников, не видящих, что страна на всех парах летит к новому острому кризису, обрекает нас на то, что кризис этот, когда он произойдет, будет разворачиваться по самому худшему, самому драматическому сценарию. И самим же чиновникам от этого придется несладко.

Как ни грустно, но наиболее вероятный сценарий дальнейшего развития связан как раз с успехом либералов. Присвоив себе статус оппозиции, они, на самом деле, никогда не уходили от власти. Они связаны с властью личными отношениями. Они опираются на одни и те же экспертные разработки. Они, в конечном счете, представляют одни и те же социальные интересы.

Разница лишь в том, что чиновникам приходится все же учитывать настроения, царящие в обществе и реальные проблемы населения, а либералы считают это ниже своего достоинства.

Именно неспособность либеральной элиты хоть иногда оглядываться на реальность привела ее к отстранению от власти в начале 2000-х годов. Но сегодня, в связи с растущим кризисом власти, они мечтают о возвращении. И нет никаких оснований думать, будто подобная обратная рокировка невозможна - произведут ее сами чиновники, запуганные либеральной прессой, растерянные и погрязшие во внутриаппаратных разборках. Активисты социальных движений, сегодня искренне уверенные в том, что именно власть, а не господствующий экономический порядок является источником всех их проблем, могут оказаться невольными соучастниками либерального переворота. Но даже если этот переворот состоится, вряд ли его последствия окажутся долговечными. Нет ничего более безумного, чем совершать разворот в сторону более либеральной политики в разгар кризиса. Но это именно то, к чему нас сегодня призывает целый хор авторитетных экспертов, убежденных, что настало время повторить в стране шоковую терапию в духе Егора Гайдара.

Если первую шоковую терапию Россия выдержала благодаря огромным ресурсам, накопленным в течение советской эпохи, то сегодня этих ресурсов больше нет. Их проели, разворовали. И новый либеральный поворот в нашей стране ничем иным, кроме полного краха для его инициаторов, не обернется. Неолиберальный эксперимент подходит к концу и в России и во всем мире. Это можно предсказать с большей или меньшей степенью уверенности. Вопрос лишь в том, какова будет для нас цена данного эксперимента. Не станет ли его провал очередной катастрофой для общества и распадом государства?

Борис Кагарлицкий - директор Института глобализации и социальных движений

http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/liberalnoje_dezhavu_2011-01-28.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Кагарлицкий
Все статьи Борис Кагарлицкий
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35