Почему не арестовывали диакониссу Татьяну, посещавшую христиан в римской темнице?

0
235
Время на чтение 6 минут

В древности члены христианской общины без труда (разве что порой за большую мзду) посещали в темнице сестер и братьев по вере. Это входило в обязанности диаконисс, и мы читаем в акафисте святой мученице Татиане: «Радуйся, в темнице узников посещавшая; / радуйся, им узы врачевавшая и украшавшая». С точки зрения нашего современника, привыкшего к бесправию и к тому, что перед властями лучше «не засвечиваться», это кажется странным. Почему же тех, кто посещал христиан, не арестовывали? Ясно же было, что и они - христиане.

Ответы на этот вопрос мы найдем у авторитетов исторической и церковной мысли.

Римское государство было правовым государством. Осуждение Христа, вопиюще незаконное, - исключительный случай. Вспомним из «Деяний святых апостолов», как отреагировал тысяченачальник, арестовавший апостола Павла, когда узнал, что тот - римский гражданин. Он «испугался, что связал его» (Деян.22:29). Незаконные действия могли иметь для должностного лица весьма неблагоприятные последствия. Так и аресты христиан совершались только законным порядком. В «Лекциях по истории древней Церкви» (далее - «Лекции») Василий Болотов пишет: «Гонения не были ни уличной бойней, ни народной травлей; и не всякий встречный и поперечный мог делать что ему угодно; напротив, с точки зрения римского уголовного права, преследования были облечены в форму судебного приговора, а всякий суд с его модификациями совершался по закону».

Неизвестный мученик. Римские катакомбы
Неизвестный мученик. Римские катакомбы

Более того, как объясняют Василий Болотов и другие авторы, само возникновение каких-то законных установлений относительно преследования христиан связано со стремлением властей оградить своих граждан от бесчинства толпы. В «Лекциях» В. Болотова, а именно в разделе «Церковь послеапостольская и Римская империя» есть подраздел: «Отношение к христианству простого народа». Христиане, по мнению последнего, 1) не почитали богов; 2) собирались на тайные ночные сборища, где, понятное дело, предавались разврату, а раз пили какую-то кровь, то значит - убивали младенцев! «Подозреваемые в таких преступлениях, христиане являлись в глазах простого народа ненавистными для богов и виновными отсюда во всех общественных бедствиях. В Африке даже сложилась пословица: «не дает Бог дождя, так пойдем на христиан». Разольется ли Тибр до городских стен - «христиан ко львам». Являлся вопрос: да может ли быть что-нибудь доброе от такого народа? не подлежит ли он истреблению?». Василий Болотов заключает: «Если бы народ имел свободные руки, то история христианства обратилась бы в уличную бойню, и христианство было бы истреблено без остатка. Но само государство поставило на первых порах свою державную силу между христианством и простым народом и свело ярость народа до minimum'a».

Другое дело, что, избавляя христиан от народной расправы, закон определял их как преступников, ибо почитание богов (а, главное, что как раз тогда распространилось, почитание гения императора) было главным проявлением лояльности, непочитание же - проявлением неблагодарности к кесарю и нечестием. «Вы не имеете права существовать» (non licet vos esse) - таким, не больше и не меньше, был приговор правительства христианам. Другое дело, однако, - живая жизнь. В. Болотов пишет: «Если христиане - враги государства: почему же гонения на них были относительно слабы (лучше сказать, не отличались постоянством - А.М.)? Так спрашивает и Тертуллиан: «Если ты христиан осуждаешь, то отчего же их не разыскиваешь? а если не разыскиваешь, то почему и не освобождаешь?» Действительно, это была логическая непоследовательность. <...> Но действительная жизнь по принципам составляет, можно сказать, идеал, к осуществлению которого народы только стремятся; чрезвычайно редки моменты, когда народ живет принципами и принимает сознательно меры к проведению их без послаблений в выводах и без уклонений в частностях. С этой именно точки зрения объяснять нужно и тот факт, что положение христиан ухудшалось в эпохи политического оживления, было особенно тяжело, когда на римском престоле восседали лучшие люди Рима, одушевленные национально-политическими идеалами. Политически преступник был безвреден; кровавые меры не гуманны. Когда христиане входили в столкновение с государственным законом, их казнили (нужно было поддержать авторитет государства); но когда их можно было игнорировать, их игнорировали. Но собственно только религиозное воодушевление могло вызвать систематическое преследование христиан, а этого воодушевления и не было. Поэтому-то правительство вначале само не вело активной борьбы с христианами, а при столкновениях с ними народной массы оно являлось лишь судьей и при этом скорее сдерживало массы, чем возбуждало их.. Положение христиан было трагическое, но не столько потому, что верховная власть была им враждебна, сколько потому, что под их ногами не было твердой юридической почвы. Христиане могли существовать даже открыто, могли даже благоденствовать; но достаточно было одного доноса из-за мелочного личного столкновения,- и их противогосударственный характер выяснялся на суде и их преследовали». Здесь очень важно выражение «из-за личного столкновения».

Христос Вседержитель. Римские катакомбы, III в.
Христос Вседержитель. Римские катакомбы, III в.

Государственные гонения на христиан были редки, самые крупные из них - это гонения при Декии (середина III в н.э. ) и при Диоклетиане (конец III в - начало IV в). Но и тогда гонения не были бессудными. В книге «Исторические пути христианства» протоиерей Александр Шмеман пишет: «Сама структура римского судопроизводства давала возможность христианам существовать и под этим осуждением (как преступников - А.М.). Рим не имел государственного прокурора: против каждого христианина должен был выступить «частный» обвинитель, само же государство вначале отказалось взять на себя инициативу гонений. Этим объясняются, с одной стороны, довольно длительные затишья в гонениях, с другой же, их «индивидуальный» характер: арест одного христианина мог совершиться чуть ли не в собрании общины без того, чтобы пострадали другие члены ее».

Стоит иметь в виду при этом, что истец-обвинитель мог поступать лишь официальным образом и нес ответственность за свои обвинения. Если обвинения не подтверждались, возбуждалось уголовное дело против истца. Василий Болотов пишет: «Истец должен был занести ad acta, что такой-то желает вести дело с таким-то по такому-то делу на основании такого-то закона. С этого времени он не мог уже прекратить дела. Судящиеся стороны с этого момента, по выражению римских юристов, «in actis haerebant», т. е. увязали в актах, и если бы истец намеренно ослаблял приведенные им раньше доказательства, то он подвергся бы суду за отступление на попятную».

Впрочем, существовала другая законная форма преследования христиан - это так называемое сoercitio (букв: «удерживаю» лат.), или «право обуздания», принадлежавшее административным лицам, - упрощенная во всех отношениях форма судопроизводства. Начальникам провинций вменялось в обязанность преследовать таким путем разного рода вредных для общества людей. К последним относились, например, разбойники, люди, занимающиеся ловлей живых людей для продажи их в рабство и др.

Болотов рассказывает: «Что главнее всего, само должностное лицо имело право по собственной инициативе приступить к расследованию, которое производилось в таком объеме, в каком это лицо находило нужным; причем как в дознании, так и в мере наказания и в самом наказании производящая coercitio власть не была связана законом. Поэтому здесь были иногда возможны явления, совершенно невозможные на суде. Лукиан рассказывает, как один проходимец явился перед трибуналом, объявляя себя христианином. Должностное лицо, узнав, что этот проходимец рассчитывает только произвести сенсацию, прогнало его от трибунала, и никакого исповедничества не получилось. Тертуллиан свидетельствует, что некоторые начальники провинций умели вести дело так, что христиане в их провинциях жили в безопасности. Один из них даже сообщил под рукою формулу, как христианин должен был отвечать на суде, чтобы он (судья) имел возможность его освободить. Очевидно, дело касалось общих мест, которые показали бы, что далее дело вести не стоит. Нередко случалось, что в то время, как в одной провинции воздвигалось против них лютое преследование, в другой они жили в полном спокойствии и безопасности. Случалось и так, что начальники провинций, даже враждебно настроенные к христианам, не предпринимали против них никаких репрессивных мер, если знали, что настроение центрального правительства идет в разрез с их личным».

Встречаются свидетельства того, как стражники шантажируют христиан, посещающих братьев в темнице: они вымогают у них деньги, говоря, что донесут на них правителю. Скорее всего, тут имеется в виду тот произвол сoercitio, о котором только что рассказано.

Во всяком случае, даже в столь кратких замечаниях, с привлечением только лишь общих наблюдений историков, мы видим, что в древности был свой уклад жизни, в котором, точно так же, как и в нашем укладе, все зависело, даже при самых строгих порядках - от живых людей.

http://www.taday.ru/text/850845.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Мановцев
Мощи или лжемощи?
Вновь о «екатеринбургских останках»
23.03.2022
Дело Юровского
2.Научная рецензия профессиональных независимых экспертов на фильм «Дело Романовых. Следствием установлено…», который демонстрировался 30 января 2022 года 1 ТВ
08.03.2022
Дело Юровского
1.Научная рецензия профессиональных независимых экспертов на фильм «Дело Романовых. Следствием установлено…», который демонстрировался 30 января 2022 года 1 ТВ
04.03.2022
Отрицание подлинности останков носит научно-обоснованный характер
Продолжение полемики Андрея Мановцева и Анатолия Степанова
23.07.2021
К вопросу о зубах
Снова и снова о «екатеринбургских останках»
15.07.2021
Все статьи Андрей Мановцев
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06