Почему невозможно, будучи нецерковным человеком,
исполнить заповеди? Для чего человеку нужно самое главное церковное
таинство - Таинство Причащения? На эти и другие вопросы отвечает
настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г.
Саратова игумен Нектарий (Морозов).
- Отец Нектарий, очень распространено мнение, что, назвавшись
христианином, важно быть хорошим человеком, а приходить в храм,
участвовать в церковной жизни совсем необязательно. Это утверждение
верно или все же нет?
- Мы знаем десять заповедей, данных Богом Моисею на Синае, знаем
заповеди блаженств, а если внимательно вчитаться в Евангелие, то
нетрудно увидеть, что на самом деле их еще больше. Ведь повеление
подставить левую щеку после удара по правой - заповедь. И «прощайте и
прощены будете» - заповедь. И «будьте совершенны, как совершен Отец ваш
Небесный» - тоже... Но при этом подлинная суть всех вообще заповедей
Христовых как бы сконцентрирована в двух важнейших. И заключается она в
необходимости возлюбить Бога всем сердцем, всем помышлением и всем
существом своим и ближнего своего, как самого себя. И когда мы
сталкиваемся с реализаций заповеди о любви на практике, то понимаем, что
исполнить ее очень трудно. Как возлюбить ближнего как самого себя? Как
поступить с ближним так, как мы хотели бы, чтобы поступили с нами, если
для этого надо отказаться от собственных интересов? Другой человек
претендует на что-то, чем хочешь обладать ты. Значит, ты должен
уступить. И оказывается, что это крайне сложно.
А как возлюбить Бога? Ведь, возлюбив Его, надо Его волю всегда
предпочитать своей, по Его закону надо жить, а значит, снова
отказываться - от своих привычек, желаний, привязанностей, порой же и
попросту от себя. И это еще сложней.
Поэтому, когда, прочитав Евангелие, человек начинает учиться в
соответствии с прочитанным жить, то очень скоро он понимает, что
справиться с такой задачей только своими человеческими силами он не
может. Потому что слишком испорчен, изломан грехом. Ему нужна помощь. А
где ее взять? Только в Церкви. Помогает та благодать, которую человек
получает, участвуя в церковных таинствах, живя церковной жизнью, молясь
не только своей личной молитвой, но и со всей Церковью. И каждый, кто
воцерковился хотя бы в малой мере, имеет опыт, о котором я говорю.
Господь оставил на земле Церковь, чтобы в ней мы черпали для себя силы,
обретали в Таинствах Исповеди и Причащения духовное обновление. Именно
Церковь дает нам все необходимое для жизни по Христовым законам. Вне
Церкви, в самом себе человек для этой жизни сил не найдет.
- А можно привести какие-то примеры, подтверждающие, что это действительно так?
- Что является в данном случае свидетельством Церкви перед миром? Это
сонм святых, которые сначала были прославлены Богом и людьми, а потом
уже официально - Церковью. Никто и нигде в мире не явил нам примеров,
подобных жизни преподобных Серафима Саровского или Сергия Радонежского,
святителей Николая Чудотворца или Спиридона Тримифунтского. Да, есть
много хороших и даже замечательных людей, но вот таких святых, к которым
люди бы шли тысячами не только при жизни, но и после смерти, мы не
находим нигде, кроме Церкви.
- Отец Нектарий, расскажите предельно доступно о Причастии. В чем главный смысл этого Таинства?
- Человеку, который хочет понять, для чего нужно Таинство Причащения,
прежде всего следует читать шестую главу Евангелия от Иоанна. Эти
евангельские строки повествуют о Тайной Вечере, о моменте, который
считается установительным в отношении Таинства Причащения Тела и Крови
Христовых. Господь говорит о Cебе как о Хлебе жизни, сходящем с Небес, и
о необходимости для каждого человека вкушать Тело Сына Божия и пить Его
Кровь.
Да, в Церкви очень многое непостижимо. То, что имеет отношение к
духовной реальности, вполне выразить на человеческом языке невозможно.
Мы даже наши переживания с трудом можем передать. Когда человек очень
глубоко что-то чувствует, ему трудно рассказать об этом. И люди порой
спрашивают: «Ну как можно поверить, что вот этот хлеб - Тело Христово, а
вот это вино - Кровь Христова? Мы можем поверить, что это символ,
образ, но не более того». Но Господь в шестой главе Евангелия от Иоанна
не оставляет возможности относиться к Святым Дарам как к образу. Мы
можем видеть в этой главе, что многие слушающие усомнились в Христе,
отошли от Него и больше за Ним не ходили именно после слов о вкушении
Тела и Крови Христовых. Господь спросил тогда Петра и других апостолов:
«Не хотите ли и Вы отойти?». Но апостол Петр сказал: «Господи! К кому
нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни».
Как же нам преодолеть преграду неверия или маловерия? Наверное, надо
вспомнить слова Господа, которые часто в нашей жизни находят себе
применение, о том, что если не поверим как дети, то не сможем спастись.
Человек должен просто поверить Богу. Если Господь говорит, то надо
принять и поверить, что это так. Поверить, что в Таинстве Причащения мы
принимаем Его Тело и Кровь.
В чем смысл этого Таинства заключается? Мы знаем, что спасение - это
причастность к Божественной вечной жизни. И в этом Таинстве человек
становится причастником вечной жизни, потому что он принимает в себя
Бога. Это смысл Причащения - пребывать в Боге и давать Богу возможность
быть в нас.
- Почему нужно обязательно исповедоваться перед Причастием?
- Апостол Павел говорит о необходимости самого себя испытывать и только
после этого приступать к Чаше с Телом и Кровью Христовыми. Дело в том,
что нет человека, который мог бы быть достоин Причащения. Потому что нет
человека, который может удостоиться Бога. Каждый из нас лишь по милости
Божией, по Его любви может к этому Таинству приступить. И очень важным,
определяющим в нашей жизни является ее направление. К Богу или от Бога
мы движемся, к Богу ли направлена наша воля, или требуется некое
исправление нашей жизни для того, чтобы мы приступили к этому Таинству?
Векторы, хотя это довольно грубо сказано, должны совпасть. Мы просим,
чтобы Господь попалил живущие в нас тернии нашего греха, но для того,
чтобы это произошло, мы должны свидетельствовать и перед Богом, и перед
самими собой, что мы и грех - это не одно целое. Святой равноапостольный
Николай Японский в одном из своих дневников пишет, что он уповает на
милость Божию на Страшном суде, потому что знает, что он и его грехи -
это не одно. Да, говорит он, были в моей жизни грехи, но вся моя жизнь
не была посвящена им, ими не исчерпывается и не определяется. И исповедь
помогает человеку отделить грех от себя самого, отвратиться от него и
обратиться к Богу. Поэтому она необходима перед Причащением.
- Со стороны многим людям жизнь в Церкви представляется скучной.
Внешнему наблюдателю, исходя из посыла, что он и так не убивает и не
крадет, путь исполнения заповедей кажется неинтересным. Отчего так
происходит? И куда направлены устремления человека, переступившего порог
Церкви?
- Жизнь как таковая и жизнь в Церкви в частности не может быть скучной.
Скучным может быть только сам человек. То есть не видящим и не
понимающим окружающей жизни, которая есть чудо. Почему кто-то
воспринимает жизнь именно так, а кто-то нет? Ведь жизнь одна и та же. Мы
выходим на одни улицы, и то светит солнце, то ложится туман... Но один
человек ощущает полноту бытия, а другой не понимает, что вокруг него
происходит и для чего он здесь находится. Поэтому, если мир кажется
серым, причина этого заключается в нас самих.
А что человек делает в Церкви? Церковь - не какое-то закрытое
пространство и не какая-то камера, где в химически чистой среде с
человеком что-то происходит. Человек продолжает жить своей жизнью. Но
при этом он становится и членом Церкви, что открывает для него еще одно
измерение его бытия - не только горизонтальное, но и вертикальное.
Мы здесь скорее в другой вопрос упираемся. Как человек живет и чем для
него является его жизнь? Известно, что самое интересное занятие для
человека - это творчество. Оно может быть самым разнообразным.
Творчеством занимается художник, писатель, журналист. Творчески можно
подходить ко всему, даже к уборке квартиры. И в то же время мы видим
людей, которые заняты самым интересным делом, но отчаянно скучают. А
кто-то отдает самому простому делу душу и поэтому делает его настолько
хорошо и красиво, что невольно залюбуешься. А отчего так? Из-за
способности человека воспринимать то, чем он занят как творчество.
Но самое интересное творчество то, объектом которого является
человеческая душа. Изваял скульптор какую-то скульптуру, и на нее
приятно смотреть и ему, и другим людям. Но он может ее разбить или она
ему может наскучить. А вот самому себе человек не наскучит. И никто его у
него не украдет, его душа - вечное достояние, если смотреть на все это в
измерении вечности.
И если человек относится творчески к самому себе, к собственной
личности, ее изменению и преображению, то тем более интересен этот
процесс изменения в Церкви. До обращения к Богу человек с собой творит
что-то сам. А когда он воцерковляется, когда для него открывается
вертикальное измерение жизни, то он вдруг понимает, что он не творец
самого себя. В том творческом процессе, который он в отношении себя, как
кажется со стороны, затеял, он соучастник. А главный творец этого
процесса - Бог. И это наполняет жизнь человека так, что говорить о ее
скучности просто невозможно.
И это творчество человека в отношении самого себя имеет совершенно
конкретную цель - человек пытается себя изменить, чтобы быть похожим на
Бога. У Бога есть много определений. Мы говорим, что Господь всемогущий,
премудрый, что Он кроток и смирен сердцем. Но помимо всего прочего
можно сказать о Боге, что Он - красота, которая превыше любой другой
красоты. И когда эта красота начинает хотя бы чуть-чуть человеку
открываться, он понимает, что хочет быть там, где она есть. Он хочет ее
видеть, ею наслаждаться. И открывается некий закон, который человеку
говорит, что для того, чтобы с этой красотой быть, надо ей уподобиться.
Есть принцип - подобное познается подобным. Вот мы видим яркого человека
и хотим с ним пообщаться, узнать его. Но мы его узнаем только тогда,
когда станем с ним хотя бы немного похожи. И так у человека появляется
желание изменяться.
А Господь без конца создает ситуации, в которых человек проявляется, на
которые он так или иначе реагирует и которые способствуют его
перерождению. И эти ситуации не могут быть неинтересными, Господь
посылает живых людей, ставит перед выбором, вынуждает пострадать. Но
потом, когда человек поступает правильно с точки зрения вечности, он
испытывает такую радость, которой ни в какое другое время не испытывал.
Такая жизнь не может быть скучной. Возможно, прозвучит не очень
корректно, но жизнь святых интересней любых приключений. Когда мы читаем
жития святых, рассказы о жизни подвижников последнего времени, то
видим, что какими бы ни были обстоятельства их жизни, иногда
трагическим, скорбными, тяжелыми, - они никогда не были скучными. И
самое главное - нет ни одного святого, который бы сам был скучным
человеком, и нет ни одного святого, с которым бы было неинтересно. Можно
назвать после этого жизнь в Церкви скучной? Я думаю, что нет.
Беседовала Юлия СЕМЕНОВА