itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Заговорит ли Русская православная церковь по-казахски?

0
267
Время на чтение 4 минуты
post thumbnail

Русская православная церковь в Казахстане ввела изучение казахского языка в алма-атинской духовной семинарии. При этом не исключается, что со временем казахский язык может быть использован и в церковных службах. Известие вызвало в казахстанском обществе разные толки. Отдельные представители мусульманского духовенства усмотрели в этом угрозу исламу.

Руководство митрополичьего округа РПЦ в Казахстане разъяснило, что речь идёт не о внешней миссии, а всего лишь об участии церкви в программе развития государственного казахского языка. Статс-секретарь Казахстанской митрополии протоирей Александр Суворов заявил: «С недавнего времени на щите возле Вознесенского собора мы начали размещать отрывки из Евангелия как на русском, так и на казахском языке. Но это делается во исполнение государственной программы развития языка. РПЦ тем самым подвигает своих чад на уважительное отношение к государственному языку и стимулирует потребность в его изучении».

Свою позицию высказал и глава митрополичьего округа в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр: «Если мы говорим о миссионерской деятельности нашей церкви, то следует подчеркнуть, что эта деятельность обращена к русским людям, по своему рождению и крещению принадлежащих к традиционной религии - православию, но вовлеченных в многоразличные секты. Миссия православной церкви - это внутренняя миссия».

Между тем и у представителей православной общественности возникли вопросы по поводу «оборонительной позиции», занятой священноначалием митрополичьего округа РПЦ в Казахстане в отношении внешней миссии церкви и Русского мира в целом.

По нашей просьбе ситуацию комментирует Александр Тенгиз, православный миссионер:

Думается, не меня одного огорчает позиция митрополита Александра в отношении отказа от внешней миссии православной церкви в Казахстане. Опять, видимо, присутствует старое византийское заигрывание перед властями предержащими. Хотя, как известно, всякая власть от Бога! Однако всё же позволю себе высказаться.

Совершенно верно, что наш народ, прежде всего русские как носители традиционной православной религиозности, нуждается в духовно-догматическом просвещении - катехизации. В том, что принято называть в православной среде внутренней миссией. Она крайне необходима, поскольку мы видим, как разрушительно действуют соблазны и пороки рыночного общества на души русских людей, оказавшихся вне исторического Отечества и лишённых нравственно-религиозной доминанты. Их мировоззренчески необлагороженное сознание элементарно не может отличить добро от зла. Наши русские оказываются не только духовно беззащитными, но и размываются в национально-культурном отношении.

Но, на мой взгляд, нельзя отказываться и от внешнего миссионерского служения. Ведь наша церковь называется Вселенской - «Свет во откровение языков». От проповеди Евангелия Первоверховными Апостолами и учениками Иисуса Христа и до наших дней. Не так ли?

Господь сказал апостолам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и вот, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

Возможно, я субъективен, однако вот что должен сказать. Считаю, что осторожность казахстанского церковного священноначалия, выражаемая в нежелании осуществлять миссию среди лиц титульной нации, выглядит недостаточно убедительной и сочетает в себе в большей мере «аппаратные страхи» и дипломатию, чем дальновидность и мудрость.

Для примера возьмем секты баптистов и свидетелей Иеговы. В результате того, что они, сектанты, очень энергичны и не уделяют столько внимания политкорректности и толерантности, как мы, православные, у них уже давно существуют общины, целиком состоящие из представителей титульной нации. И их довольно много! Примечательно, что работают они и на юге - этнически однородном казахском регионе.

Вы спросите, как относятся к ним казахские власти? Отвечаю - политкорректно и толерантно. То есть, помимо того, что говорят о нетрадиционных сектах на всевозможных конференциях (деструктивные, тоталитарные и прочее), государство их в целом никак не ущемляет.

Но у нас, русских православных (и священнослужителей, и мирян), видимо, сказывается старая советская закваска - страх перед любой властью вообще, вбитый в подсознание многолетними репрессиями. Понуждающий наших православных людей быть малозаметными и парализующий любую инициативу за пределами территории храма.

Между тем история христианства имеет в ЦА и Казахстане глубинную, многовековую историю, как минимум с IV по XIV вв. С конца XIX в. и до революции 1917 г. в Казахстане успешно действовала Православная миссия. Устраивались миссионерские русско-казахские школы, переводились богослужебные тексты на казахский язык, а в православных храмах миссии пели и служили на казахском языке.

В то же время ислам в Казахстане насчитывает всего лишь полуторавековую историю и неорганичен менталитету и культуре казахов. Как отмечают исследователи, исламская экспансия в республике носит искусственный характер, продиктованный геополитическими интересами и устремлениями со стороны мусульманских международных центров.

Сегодня наша церковь не синодальная и не под советским присмотром. Наш замечательный проповедник о. Даниил Сысоев (ему была знакома ситуация в Средней Азии и в Казахстане) говорил, что если мы не будем заниматься миссией среди казахов, то проиграем. Не отрываясь от вышесказанного, вспомним такие не в нашу пользу отрицательные явления, как миграционные настроения славянского населения, явление «русского ислама», дистанцирование большей части русского населения от веры предков, преобладание такой религиозности, как «верю в Бога, но не верю попам», стыдливость исповедовать веру вне стен храма.

Но ведь уже 20 лет прошло, как «разрешили верить». Подытоживая, скажу: «Давайте попробуем, ничтоже сумняшеся, не ограничиваться только внутренней миссией». Провозглашение сомнительных «прав и свобод» в их западном понимании - биологического индивидуализма не должно лишать людей безусловного и неотъемлемого права в исповедании и проповеди Веры Правой.

В заключение позволю себе привести цитату из статьи «Несторианство, Православие или Ислам?» за авторством Владимира Амангалиева, которая в какой-то мере соотносится со словами отца Даниила Сысоева: «Тема христианства среди казахов и, шире, - духовно-религиозных корней народа не может быть закрыта, напротив, она должна развиваться, иначе мы останемся без прошлого, а без прошлого нет будущего».

http://rusedin.ru/2011/01/11/zagovorit-li-russkaya-pravoslavnaya-tserkov-po-kazahski/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30