Удел сильных

Размышления о счастье

0
247
Время на чтение 5 минут

На праздники принято дарить цветы и подарки, а также желать счастья. Пожелания эти звучат столь же часто, сколь редко можно встретить счастливого человека. Отчего же счастье так и остаётся для нас синей птицей, живущей в заоблачной дали?

«Сухо и комфортно»

С тех самых пор, как был поставлен знак равенства между словами «счастье» и «комфорт», счастливых людей не стало больше. ХХ век обещал быть самым счастливым за всю историю. Человечество стояло на пороге небывалых открытий в области медицины, химии, физики — всё это позволяло перешагнуть рубеж столетия, оставив позади многие «вечные» проблемы. Чудесные вакцины и витамины обещали сделать человека здоровым долгожителем. Открытия органической химии пророчили будущее без голода и нужды. Радио, железная дорога, автомобили, электричество позволили сэкономить человеческие силы, сократить расстояния и обеспечить информацией.

Прошло более ста лет. Сделанные открытия привнесли в жизнь много комфорта, удобств и даже излишеств. Но не принесли нам счастья. Стало очевидно, что счастье мало связано с достижениями науки и техники. И что так же мало общего у него с материальными ценностями. Ведь сколько бы ни манипулировала «счастьем» реклама, мы с грустью понимаем: ни долгожданная обновка, ни каникулы в экзотической стране, ни людская слава не способны сделать нас счастливыми «всерьёз и надолго».

Жизнь как парк развлечений

Когда и как вышло, что в нашем сознании слова «счастье» и «веселье» стали синонимами? В век поклонения страстям мы непрестанно ищем возможности принести новую жертву на алтарь своих прихотей. В погоне за не свойственной человеку эйфорией мы ищем развлечений, аттракционов, зрелищ. Нас привлекает всё то, что сулит веселье и кураж. Решив, что быть счастливым означает смеяться по поводу и без, человечество учится ходить на ушах — но за беззаботными улыбками и смехом скрывается отчаяние и безысходность. Счастью поселиться просто негде! Человек, поклоняющийся богу своего «я», всё больше не удовлетворён тем, что имеет, всё ненасытнее становятся его желания, всё ожесточённее борьба за них.

Посетив недавно развлекательный центр, я поразилась обилию на каждом шагу слов «веселье», «развлечение» и «счастье»: хотя смех раздавался отовсюду, в нём не было ни радости, ни счастья. Это было похоже на отбывание повинности, чтобы развлечь своё тело. Смех же здесь — не более чем непроизвольная реакция на происходящее.

«В чём сила, брат?»

Действительно ли для счастья нужен «весёлый» внешний антураж? Мне вспоминается знаменитый философ ХХ века Виктор Франкл, прошедший лагеря и тюрьмы и доживший почти до ста лет. Он говорил, что впервые испытал настоящее счастье в концлагере, и с тех пор всегда счастлив. Думаю, такого же рода счастье — без натянутых улыбок и воздушных шариков — испытывали святые, терпевшие лишения, унижения и нужду. Им необязательно было смеяться над несмешными шутками, пребывая всё время в «весёлом» настроении. Но им была известна подлинная радость.

Так, значит, счастье — удел сильных! Здесь стоит определиться с понятиями, поскольку нынешние значения слов «счастье» и «сила» перевернулись с ног на голову. Сильная личность сегодня — это преуспевающий человек, который никогда не плачет, которому всё нипочём, эдакий «ходок» по трупам. По нынешним меркам «слабым» выглядит Христос, добровольно идущий на незаслуженную казнь, отказавшийся от применения силы, которую имел. Такими же «слабаками» выглядят многие святые на фоне своих «преуспевающих» палачей и карателей. А жизнь показывает, что «богатые тоже плачут», и для преуспевающих, реализованных, успешных людей счастье так и остаётся недостижимым. Не разумней ли согласиться с историей, признававшей истинную силу прежде всего за тем, кто сумел покорить самого себя? Эта победа стоит дороже, чем победа над многими царствами.

Школа благодарности

Сегодня бытует мнение, что счастье — это некий абстрактный идеал, который существует лишь для поддержания «боевого духа» живущих. Понятие счастья становится всё более размытым. Более того, складывается впечатление, что современный человек просто не имеет сил выносить счастье. Удивительное дело: ему проще плыть по течению скорби и печали, изредка выныривая на сомнительных волнах «успеха» и «удовольствия».

Если присмотреться, сегодняшняя философия и психология масс — это наука несчастливых людей. Мы постоянно слышим советы, как избавиться от депрессий, перестать страдать, научиться не унывать. На этом фоне как-то нелепо выглядит Козьма Прутков со своим призывом: «Хочешь быть счастливым — будь им!» Как же, будешь тут счастливым, когда кредит не оплачен, фигура не соответствует глянцевым идеалам, а вторая половина так и не спешит объявляться на горизонте твоего одиночества.

Большинство из нас стать счастливыми не могут и даже не пытаются. Видимо, дело в том, что быть несчастным, быть жертвой — весьма выгодно. Быть счастливым, равно как и быть сильным — это большая ответственность. Сильный человек способен отвечать за себя и свои поступки, мысли, слова — перед собой, людьми, Богом. Всё, что происходит в жизни, сильный не станет списывать на наследственность, среду или кризис. Потому он и сильный, что считает себя автором собственного бытия. Быть сильным — означает отказаться от позиции просящего, от ощущения, что тебе все должны — сосед, брат, Бог, весь мир. Нужно просто понять, что в жизни уже есть всё для счастья.

Признать себя счастливым — это мужество, которое требует такого важного качества, как благодарность. Ведь истинно счастливому человеку всегда есть кому и за что сказать «спасибо». И хотя «волшебное» слово знакомо нам с детства, сама суть благодарения часто остаётся за скобками ритуальной вежливости. Очевидно, что «благо дарить» — значит не получать, не ждать, не завоёвывать и не выигрывать. Это значит отдавать безвозмездно и по собственному желанию. Многие ли из нас способны на это?

Быть частью

В том же самом ХХ веке, обещавшем человечеству все блага, мир потрясли страшные войны. Среди печальных результатов Первой мировой было и позитивное явление: впервые в истории возникло движение волонтёров. Отряды молодых людей по собственному желанию, бескорыстно ликвидировали последствия войны: отстраивали дома и фермы. Дело было во Франции, а потому и слово «волонтёр» пришло оттуда. В русском языке есть его точный перевод — доброволец, человек доброй воли. Оглядываясь сегодня на рождение этого социального феномена, думаю, что волонтёрство возникло как некий протест против философии вещизма, заполонившей весь мир.

Безусловно, волонтёрство существовало всегда — примеры мы видим ещё в дохристианскую эпоху. Но именно с прошлого века оно оформилось в значительное социальное явление.

Жизнь ежедневно ставит нас перед выбором: ублажать себя — или служить ближнему. И добрая воля будет там, где мы сумеем отречься от своих интересов во имя другого, помня, что перед нами не просто физическое тело человека, а образ Бога, Его любимое чадо. Соучаствуя в жизни другого, того, кому сейчас хуже, пытаясь принести ему хоть немного счастья, каждый находит новый повод для личной благодарности Богу. Принимая на себя чужую боль и отдавая часть себя, люди становятся частью друг друга. Удивительно и то, что слово «счастье» имеет один корень с «часть», «соучастие».

Рецепт счастья вмещается в одну строку. Чтобы добиться счастья для себя, — необходимо искать его для других. Но в одной этой простой по смыслу фразе кроется сложное содержание: путь отречения от себя и своих страстей, дорога к силе, соприкосновение с жизнью другого и, конечно же, школа благодарности Богу.

Выходит, что пути к святости и счастью сливаются воедино. И если мы решили быть счастливыми, то необходимо согласовывать свой путь с дорожными указателями. А это — заповеди Христовы и подробные описания маршрута, оставленные теми, кто уже однажды прошёл по этому нелёгкому пути и пришёл к Счастью.

Анна Лелик

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/udel_silnykh.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Лелик
Я хуже всех!
К проблеме низкой самооценки
13.01.2013
Все статьи Анна Лелик
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35