Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О грехе, страстях и борьбе с ними

Архимандрит  Серафим  (Розенберг) , Православие.Ru

29.06.2010

Из книги "АрхимандритСерафим. Мы всегда под крылом Божиим", изданной всерии «Подвижники благочестия XX века», выпущенной Сретенским монастырем в 2010г. Книгу можно приобрести в магазинемосковского Сретенского монастыря.

** *

Спроси себя: есть ли вся жизнь твоя — предстояние Богу?

Будь правдив к себе. Бездна грехов совершается тобой в неведении,волею злой, в слепоте. Слеп, кто в страсти, во грехе.

Вся твоя внутренняя жизнь открыта и ясна Богу — Создателю Твоему.Любой грех не скрыт, но явен Богу и Ангелам и Святым.Постыдись в помыслах Бога и Святых, коим все виднокак на ладони. Но ты не стыдишься, услаждаясь в мысляхблудом, злобою, тщеславием, осуждением, сластьми. Помни: грехне насытим. Молись Богу: «Господи, научи! Дай зреть и познатьгрехи моя мне — гору их, постоянно растущую; они целы, реальны — этипреступления воли Божией. Хочу видеть их, но не вижу, обманываюсьсобою — самомнением, и посему не терпелив, осуждаю других,смущаюсь. Самолюбие меня слепит. Даруй мне, Господи, всегда по­мнитьо них, о грехах моих и каяться в них всегда, якобеззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну (Пс 50, 5).Господи и Владыко, избавь меня от бесчестных страстей —гордости, лени, осуждения, блуда, уныния, раздражительности, смущения сердца(смущение — это мост бесовский), нетрезвенности ума, лжи, маловерия,чревоугодия, любостяжания, скупости и прочих грехов».

Знай: грехи против Духа Святаго таковы: 1) отчаяние, в которомне надеешься на милосердие Божие;

2) излишнее упование на это милосердие; 3) сопротивление познаннойИстине Священного Писания и догматов веры, Апостолами и СвятымиОтцами утвержденной; 4) зависть к духовным благам, которые твой ближнийприемлет от Бога; 5) пребывание во грехах и состарениев злобе; 6) нерадение о душевном Спасении до конца своей жизни.

Блажен не видевший Ангелов, а кто всегда видит грехисвои. Знай лишь свои грехи. Оплачь их, моли Господа избавить от нихи омыть тебя. Скажи: «Грешен я; не могу воззрети на небеса».Даже если бы ты постоянно зрел Ангелов, жил во гробе Христовоми прочее — все равно не спасешься, если заповеди Божиине соблюдешь и себя не очистишь от страстей.

Также и если живешь в нищете, да желаешь покояи наслаждения — не спасешься; лучше, все имея, быть сердцемни к чему не привязанным, быть нищим духом. Помни: БлизГосподь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет (Пс 33, 19). Видящийсвои грехи не осудит никого, не вознесется, не нерадито Спасении.

Единственно милосердие Божие спасает нас, его и призывайна себя — всем существом. И само покаяние — также вечный дармилосердия Бога.

Оставишь сию плоть, душе; гора грехов моих предо мною; значимо одно:я и Бог — в сердце ищу Его.

Неверие есть грех, служба диаволу. Верь: Бог умер за тя, явил так любовьк тебе, врагу Его. Что воздам Богу за все Его благодеяния (Чтовоздам Господеви о всех, яже воздаде ми? (Пс 115, 3))? Апостол Павелучит: держи в уме — Христос Иисус прииде в мир грешникиспасти, от нихже первый есмь аз (1 Тим 1, 15). Я — первыйиз грешников. Надеюсь на одно милосердие великое Божие (нестьгрех, побеждающий человеколюбие Его, хочет Он всем спастися, пришелгрешных спасти) и на заступление Богородицы и Святых ЕгоУгодников.

Не знаешь Бога, Его свойств — тут причина нерадения и бесстрашия.Помни свойства Божии — Он премудр, свят, благ; а ты грешишь, волюЕго, противясь святой благодати, дерзко не исполняешь, делаешь запрещенноеи не боишься Бога!

От осознания Божественных всеведения и вездесущия рождается страхБожий, рождаются смирение и мужество (в отношениях с людьми).

Не уповай излишне на милосердие Божие — ведь Богне только милосерд, но и правосуден.

Господь говорит Апостолу: сила… Моя в немощи совершается (2 Кор12, 9). Ты думаешь: «я немощен, значит, могу и не боротьсяс грехом, с искушениями, но надеяться только на Господа,Господь же мне благодать при этом все равно дарует». Заблуждаешься;это — лишь отговорка. Искушениями возбуждаемся к собственномутруду — к борьбе во Спасение. Господь не упоминал ничегопро какие‑либо удовольствия в деле Спасения, но сказал,что оно достигается узким путем, с трудом; чем же прельщаетсясердце твое — то ложь есть, обман сатаны, отца лжи, завистника.

Борись за Спасение: Царствие Божие Небесное — великое благо, онодаром не дается; радуйся, что не совсем ослеплен грехом,пав — восставай, крепись, веруй в Бога и Богу.

Как говорит Апостол, аще и внешний наш человек тлеет, обачевнутренний обновляется по вся дни (2 Кор 4, 16). Насколько тлеетвнешне ветхий наш человек, настолько внутренний обновляется.

Отталкиваешь совесть ради передачи себя греховной сладости? Убойся,судить-то как раз и будет тебя твоя совесть;слушайся ее.

Если ты вступил во тьму греха, то тьме наказания и повинен —смерть вечная ждет.

Согрешив, я виноват, потому что так велел не поступать мойГосподь. Изучи! Какие грехи, как сильны, как являются, каков способборьбы с ними. Помни о главных путях защиты от греха:самоукорение, страх Божий, память смерти.

Сколько раз ты уже прельстился мечтою — обманом врага, опять литак поступишь? Лучше умереть в борьбе с грехом, чем вновьи вновь грешить.

Как сладок грех в устах, и как он горек во чреве!Согрешил — пережил момент наслаждения, а чрез минуту уже приходяттяжесть, вздохи, слезы, молитвы, омерзение, презрение себя; хранисьот греха. Скоты тоже творят, что и ты. Молись выну. Во всюжизнь не оплакать тебе содеянных грехов — тьма их, всегда помниих — и плач; заповеди преступил все, все виды греха соделал; еслине совершаем некоторых грехов делом, то уж в мыслиих точно осуществляем (что одно и то же пред Богом): всяк,иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с неюв сердцы своем (Мф 5, 28).

Помни всегда — и за греховные помышления дам ответ.Грех в мыслях, если не воспротивишься ему, равносилен грехув действиях (быть может, твоя застенчивость и не дозволяла емупроявиться во вне, но он был в мыслях даже большим,чем наружный); если же борешься с ним, то награду получишь.

Отец Сергий Четвериков говорит о том, что мысленный грех даже хужесделанного, ибо, в отличие от поступка, он неограничен в мыслях.

Богу ты не послушлив. Слушайся опытных, доверяй им — Отцам,тем более Богу — и приобретешь чистоту. Помни: Блажени чистиисердцем: яко тии Бога узрят (Мф 5, 8). Терпи, не осуждай,не злобься…

Как мне пред лицом Божиим принять врага Божия — противное воле Егопомышление, помысл блудный или суетный, гордый? Это для менябезнаказанно не пройдет. Страшно преступить волю Божию; за это —вечная мука. Вечная мука!!! Как страшно нарушать волю Бога!Ни один грех у Бога не забывается, записываются они — дашьза них ответ. И у врагов-демонов не забыто ни однотвое преступление заповеди Божией. Что стоит моего внимания: краткое, связанноес горечью, земное наслаждение, которое исчезнет со смертью,или вечное блаженство? Разумный изберет второе, отвергая всегдапервое.

Всегда и во всем искренне сознавай себя виновным.Необходимо самоукорение. Вопи, взывай, кайся (нет добродетели вышепокаяния), плачь (потеря невинности души всегда достойна слез), борись,трудись, ревнуй, понуждайся — до самой смерти.

Чего при смерти следует возжелать из мира сего? Ничего, лишьсовести чистой. Вот заповедь Апостола: Не любите мира,ни яже в мире (1 Ин 2, 15). И потому все­гда отвращайсямирского, земного, будь непрестанно — как при смерти. Этои означает слово Спасителя: бдите и молитеся,да не внидете в напасть (Мф 26, 41).

Может, и совсем мало времени осталось тебе на покаяние —до смертного часа твоего. Молись: «Даруй, Господи, мне время покаяния(помни: каждый новый день — дар Божий), даруй всегдашнее покаяние, дабыне отыти мне на Суд Твой Страшный в нерадении. Время покаянияистекает, приближается конец, даруй, Господи, не забывать грехов, зреть их все,не обманываться касательно себя и братий, плакать о грехах».Потерянный день — в который ты не оплакивал грехи свои.

Следует держать всегдашнее покаяние (монахи — это просто монастырскиерабочие, если они не держатся покаяния), к которому прилепляетсяблагодать Божия. Нужно постоянно болезновать о своих грехах;как говорит Псалмопевец: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мойпредо мною есть выну (Пс 50, 5).

Мы же — словно ночью — не видим пятен на себе,пребываем в окамененном нечувствии. Но чем ближе христианинк Богу, тем виднее ему собственная греховность. И великиеподвижники представляли себя во грехе, как по горлов тине — вот-вот захлебнусь, помоги мне, Господи, на СтрашномСуде. Сисой Великий, умирая, обращался к Ангелам: дайте мне времяпокаяться, не знаю — начинал ли я покаяние?

На Исповеди мы порой бываем немы — значит мы праведны? Если мынемы, то дай, Господи, зреть наши грехи (да сделаемся мы нищими духом(ср. Мф 5, 3), да приобретем мы сердце сокрушенно и смиренно, котороеБог не уничижит (ср. Пс 50, 19)). И помни: исповеданный грехстановится внешним по отношению к тебе.

Ненавистен Богу самодовольный праведник, но близ Он сокрушающегосягрешника. Где Бог, там и рай, — и в чистой душе тожеделается рай.

Куча грехов у нас еще не раскопана — почемуи не рыдаем подобно святым Угодникам о них. Нечистая сила,как невидимый воздух, окружает нас; так побежим в страхе от нее,что засвистит в ушах. Одним лишь страшным именем Божиим можембороться с бесами и грехом, очищать сердце, в коем сей источникзла.

Борись с парением мыслей — собирай ум. Мечтамне внимай — они отвне. Мечты — это задние мысли. Суетные помыслыоскверняют (чти, когда одолевают тебя, акафист Иисусу Сладчайшему).

Не следует внимать помыслам; они — чужие, от диавола. Мыслихульные, нечистые, неверие — от него. Если они приходятбез твоего соизволения, то они — ничто, не обращайна них внимания, презирай их, не возбуждаясь ими,не смущаясь по прельщению диавола и маловерию. Молисьоб избавлении от них.

Здесь и ненависть к демонам нужна: Совершенною ненавистию возненавидехя: во враги быша ми (Пс 138, 22).

Познавай действия врага и не внемли, откинь помысл. Еготщание против тебя: отнять твою веру, надежду, любовь, вринуть в отчаяние,в грехи, в нераскаянное чувство — в богопротивление,погубить навечно. Первым делом — следует отревать помыслы, не вниматьим, не сочувствовать, распознать — чьи они. Вниманиене следует обращать на духовно вредное, но на молитву,заповеди Божии. Помысл встречаю, как огнь, со слезами —и исчезает.

Существуют три источника греховных помыслов — память, сердце(как источник зла), диавол. Святые Отцы называют средства противпомыслов: 1) память Божия; 2) память смертная: поминай последняя твоя,и во веки не согрешиши (Сир 7, 39); 3) память СтрашногоСуда, на котором откроются тайная согрешения твоя.

В монастыре следует совершать вечером откровение помыслов старцу;для этого можно записывать в книжку то, что нужно сказать ему;чтобы не забыть этого — вести самонаблюдение.

Все это гоже и духовно настроенным мирянам: три первых средства хорошиим, когда борются они с помыслами изо всех сил.

Не принимай прилоги, то есть вражии мысли, а помолись:и мысль будет уже не крепка; если же примешь ее,то согласишься со врагом и согрешишь; старайся же иметьв мыслях Бога и думать всегда: «Господи, помилуй» или: «ГосподиИисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Иисусова молитва —как солнце против помыслов и греха — все в тебе оживаетв ее лучах; она, как лев, — все враги скроются от неев страхе.

С помыслами бороться не легко: ум привык ко всемуприслушиваться, все знать, видеть; следует его понуждать против этого.И все же и это в твоей воле: всем, противным воле Божией,не интересоваться, ему не внимать, не сочувствовать,не желать. Здесь необходимо трезвение, и тогда, через богоугодную жизнь,тебе откроется «яже вещей истина» — самая действительность вещей. Помыслуследует давать отпор с гневом и молитвою, гнать немилосердно —до своего отрезвления. Тем самым, с трезвением сочетай молитву; не понадейсяна себя. Знай: нужна нам постоянная непрестанная молитва.

Больше трудись. Трудящемуся некогда грешить.

Страшно поблажать разленению. Если одолевают душевная праздность,косность — следует нудить себя бороться с ними; если тяготеешьк любоначалию — научись в первую очередь господствоватьнад своими страстями.

Не кричи и не говори громко и скоро. Не будь упрями не настаивай на своем слове, чтоб не вошло в тебязло (злость, серчание). Сам по себе гнев сдерживать бесполезно;не плод, но корни его вырывай.

Грех убивает и душу, и тело. Тело блюди — как храмБожий. Помни: тело — храм Святого Духа. Воздержание приносит облегчениеи для тела, и для духа.

И в то же время отторгни душу от всякого сострастиятелу. С душею и тело должно смиряться, не желать утехи. Пустьвеликие подвиги и непосильны, но воздержание обязательно. Бегиприятного плоти: еды, сна, хвалы, почета, всего, что по твоейгреховной воле.

Следует презирать плоть, ибо она преходит: не обращать вниманиена ее желания, заниматься богомыслием, противостоять ей мужественными твердым серд­цем. Как сказано, нужно «презирати убо плоть, преходитбо, прилежати же о душе, вещи безсмертней». И это возможнотолько с помощью Божией: «имущее бо крепость Твою… сокрушиша… демоновнемощныя дерзости… ».

Знай: и большая, и малая страсть (например, курение), злоба,похоть — есть один и тот же огонь. Берегись их, пустьи кажутся они тебе незначительными: от сытости бывает распутство;грех даже и слушать худой разговор; и пренебрегать деньгами такжебезрассудно — это от бесов… Потакая таким и многим другимстрастям, усыпляешь, заглушаешь совесть. Перестань оправдывать свою похоть,даже и малейшую, осуди ю пред Богом и собою. Взмолисьоб избавлении, Спасении к Спасителю. Один Он исцеляет,что означает то же самое, что и прощает. Жаждай этого. Тебекажется, что курение помогает успокоить нервы: это распущенность, ложь,мираж, страсть. Успокаивать себя удовлетворением страсти нельзя; ее нужно лишьпобеждать, противостав ей, удержавшись от нея, понеся крест борьбы противнея — крест ея неприятия в своем сердце. Всякое утешениевне Духа Святаго Утешителя (если этого ложного утешения ждет твое сердце, еслионо его любит, если оно ему радуется) есть тот безумный соблазн,на котором строят свои мечты устроители так называемого «человеческогорая». Молиться духом, куря папиросу, невозможно: душа утонулав папиросе, души почти нет, как блудный сын скитаешься в сеймомент. Приди вновь к Отцу твоему — Богу, верни себе прежнеедостояние твое. Главное же богатство, расточенное блудным сыном, —это чистота его души в детстве, молитва ребенка, вера, любовь.

Борись с душевным в себе, поступай — как духовный.Нуждающемуся давай не из душевной жалостливости,но по христианской заповеди. Отношение к мелкойдушевности в себе, ее преодоление — термометр горячности верычеловека и его любви к Богу.

Так, греша, человек может потерять свою душу, всегда теряет,и хорошо — если находит опять ее всегда и борется, чтоб опятьне терять, дрожит над душою своею, как над любимыммладенцем своим. Душа — младенец бессмертия, беззащитный и жалкийв условиях окружающего нас мира. Как нужно прижимать к грудисвоей, к сердцу своему — собственную душу, как нужно любить ее,предназначенную для вечной жизни.

О, как нужно очищать даже малейшее пятнышко с нее. Бывает:вознеслось сердце, разгневалось, ожесточилось, сладостно возмечталопри взгляде на женщину, оскорбилось, обиделось, предпочло праздность,«утешение» в виде сласти, похвалы, погружения в мягкое кресло.Потом больно душе, духовная ревность снедает, каешься — и бываешьпрощен. Но в худшем случае, если далеко зайдешь в услаждении,оказываешься изранен, лежишь в рове нечувствия, нераскаянности, хлада.Сластолюбивое сердце свое очищай, храни чувства. Только так Бога узришь.

Но ты и не вспоминаешь Бога в момент победы в тебегреха, в состоянии духовной распущенности; в этот миг сказатьо Боге — то же самое, что обличить себя и весь мир:стыдно, трудно. Юноша богатый тотчас поспешил отступить от Христа —с печалию или чтоб просто «покурить».

Кто задумает сам по себе, без помощи Божией, обуздать океанветхой жизни, тот погибнет в его волнах. Цепок враг и лукаводействует, человек же ленив и быстро отступает. Призвать помощьБожию, обратиться к Богу — значит, прежде всего, покориться Его воле,и уже покорившись Богу, — молиться Ему. Ты не молился —если непокорно, несмиренно обращался к Нему —как к виновнику твоих страданий или как к равнодушномуих зрителю.

Бывает, что борясь с искушением, ты боишься не волю Божиюпреступить, а страшишься самого искушения; молишь о смирении лишьради избавления от неприятного смущения. Это неправильно.

Боюсь показаться перед другими грешным, а Бога не боюсь. Самооправданиеи человекоугодие борют, и при этом сам себе объясняешь,что не виноват ни в чем, что — святой совсем, что умен,а не глуп совсем. Даруй, Господи, трезвение.

Ни за что не следует огорчаться, сердиться, смущаться,обижаться на грешащих — они лишь несчастные люди, водимые диаволом.

Чужие слабости и недостатки виднее своих — самолюбие скрывает своинесовершенства от себя самого. Учись их видеть и познавать.Думай так: «Нет хуже меня никого пред Богом, хотя и пред людьмия кажусь лучше некоторых». Бог один «зрит тайная» сердца.

Я грешен и потому обязан все от других терпеть и всехпочитать. От осуждения же других происходит плотская брань.

Великодушным, а не мелочным надо быть; отказать просящему, когдау тебя что-либо есть или требовать что-либо обратно — дурно.Но при этом проведи границу — не касайся чужой личности,не укоряй другого (но одного лишь себя), в своем деле будьтверд. Не следует при общении с другими вдаватьсяв смущение, но внимать лишь себе, знать свои грехи, тогдаи не станешь излишне печься о чужом благе.

Помни: покаяние в том, чтоб не только раскаяться в грехе,но и не повторять его.

Надо подобно апостолу Петру (который, слыша петуха, рыдал) и, будучипрощенным, не забывать прежнего греха — смиряясь, зазирая себя,плача, — и не впадем опять в него.

И в то же время, чтобы возвратиться на путь добродетели,надо быть деятельным, а не мучить себя только бесплоднымиукорами и слезами; помни свое дурное дело, жалей об этоми старайся загладить его, а не увеличивай вины своим малодушием.Не напоминай себе в подробности совершенных грехов —но лишь то, что ты — великий грешник.

Помни, что демоны — перед твоим падением представляют Богачеловеколюбивым, после же падения — представляют неумолимым.

Оплачь грех и прославь Бога, восстань и паки борись.

Архимандрит Серафим (Розенберг) 

http://www.pravoslavie.ru/put/35856.htm




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме