Красное вино русской Победы

Новости Москвы 
0
205
Время на чтение 5 минут
В Белгороде, в музее-мастерской заслуженного художника РСФСР С.С. Косенкова демонстрируется новая экспозиция работ знаменитого русского графика, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Существенной частью экспозиции является цикл из 13 иллюстраций Станислава Косенкова к рассказу курского прозаика Евгения Носова «Красное вино Победы». Эта подарочная книга выходила в конце 1980-х в издательстве «Современник» (Москва) и была удостоена наград на престижных выставках книжной графики.

Вернисаж, представивший всего около 50 работ мастера, открыла заведующая музеем-мастерской Анна Косенкова, вдова художника. Она отметила, что косенковская война представлена зрителю «без подбитых самолетов и танков, без батальных сцен; горе Отечества выражено через страдание матерей, детей, что производит еще более сильное впечатление». По словам Анны Константиновны, после смерти 52-летнего С. Косенкова в 1994 г. она получила письмо от писателя Виктора Астафьева, который выказал восхищение работами художника и рассказал об, увы, не осуществившихся планах посетить Станислава Степановича вместе с Е. Носовым.

Выступили на открытии выставки директор БГХМ Т.А. Лукьянова, председатель Белгородского отделения Союза художников С.Ф. Дымов, друг художника В.И. Иванчихин, который с Косенковым исколесил всю Белгородчину. С.И. Доценко, глава местной организации Союза архитекторов, отметил значимость косенковского наследия и попечения о нем. «Второй Косенков в Белгороде не появился», – верно заметил архитектор, и, присоединяясь к его суждению, скажем, что художники, мыслители такого уровня, какими были и Косенков, и его друзья Вячеслав Клыков (скульптор) и Станислав Никиреев (академик-график), вообще рождаются крайне редко.

На вернисаже прозвучали мелодии военных лет, фронтовые песни в записи, а скрипичный оркестр «Тутси» музыкального колледжа им. С.А. Дегтярева при БГИКИ под руководством Светланы Долгочевой играл жизнеутверждающую классическую и современную музыку. Одиннадцатилетняя Ира Балабанова в солдатской форме исполнила современный «вальс Победы». Собравшиеся пели под гитару фронтовые песни. Импровизировали на гитаре бывший преподаватель БелГУ М.К. Улановский и художник Ю. Данченко. Доцент БелГУ Л.П. Соломахина прочла стихи поэта фронтового поколения Ю. Друниной.

Кроме иллюстраций к рассказу «Красное вино Победы», в рамках экспозиции представлены также работы цикла «Прохоровское поле» и другие линогравюры, связанные с Великой войной. Рожденный 11 октября 1941 г., но еще до рождения потерявший без вести пропавшего на фронте отца, Станислав Косенков принадлежал к поколению послевоенной безотцовщины, трагически и остро пронесшей в себе эту непреходящую боль, уязвленность, если не сказать ущербность. Косенков сразу стал и утвердился в русском искусстве проводником этой большой темы. Ярким, заметным, болевым и, что важно, высокохудожественным.

В этом же ряду стоит и цветной линогравюрный триптих Косенкова по мотивам повести воронежского прозаика Евгения Дубровина, а также его знаменитые циклы гравюр «Детство» и «Стога», объездившие с выставками полмира и частично осевшие в экспозициях множества музеев и собраний.

Косенков говорил автору этих строк в частной беседе: «Повесть Дубровина «В ожидании козы» окончательно убедила меня в том, что мои боль и тревога не субъективны, а социальны. Что война стала причиной отторжения двух поколений. Моего – послевоенной безотцовщины, и – родительского. Извечный конфликт отцов и детей здесь изломлен, перекошен, потому что отцы погибли, остались в родителях преимущественно бабы. Я думаю, что и теперь – это национальное бедствие. Ведь в школах до сих пор нет педагогов-мужиков! Их не было и в семьях! Может, потому мы такими кривыми и выросли, неизвестно какими. Мужик ли я? Хрен знает!»

В этом ряду стоят и листы к подарочному изданию книги воронежского поэта Алексея Прасолова (тоже для «Современника» конца 1980-х и также отмеченную престижными наградами за иллюстрации), которые Косенков сделал в черно-белой гамме, насыщенным карандашом. Один из пронзительнейших больших листов, занявший в книге целый разворот, где изображены дети, стоящие на пеньках в ожидании отцов, не вернувшихся с войны, критик Лев Аннинский в свое время назвал русскими «столпниками», стоящими посреди русской земли «как памятники ожиданию». Действительно, духовная работа, которую должны были осуществить эти лишенцы, да и осуществили ее своим поколением (что мы и видим на примере творчества С. Косенкова, который стал ярчайшим выразителем этой ноты и идеи в русской культуре), – есть деяние немалое. И в этом смысле тоже можно говорить о провиденциальности Великой войны, то есть не только как о страшном трагическом испытании, но и как послании и поручении русскому народу.

Детские впечатления Косенкова отобразились и в серии «Память», занявшей важное место в экспозиции. В центре цикла, формально напоминающего вертикальные створки иконостаса, помещена гравюра, на которой изображен мольберт с портретом отца художника, Степана Егоровича Косенкова, которого автор никогда в своей жизни не видел, и лишь сохранились довоенные фотокарточки этого весьма молодого человека. Мольберт стоит над меловым обрывом, рассекаемым природными силами словно нервическими складками.

Образ родного Белогорья, центрально-черноземной России, с его меловым кручами, оврагами Косенков тоже сделал одним из ключевых психологических образов своих произведений. В этих визуальных образах – острых меловых земных впадин аукаются слова поэта Прасолова, земляка-черноземца, а также сопоколенника Косенкова:

Здесь нет случайностей нелепых:
С тобою выйдя на откос,
Увижу грандиозный слепок
Того, что в нас не улеглось.

Однако многое и улеглось в эти пораненные войной художнические души – чтобы выплеснуться спустя годы. Свой дар, то есть способность так высказываться в искусстве и так чувствовать, – Косенков в самом деле понимал как поручение, служение. Он трудился на износ и ушел от нас рано. Но мы получили от него такое огромное наследие, которое впору примерять и духовно отрабатывать всем народом.

В статье «Патриарший май в Белогорье» мы уже писали, что в ходе патриаршего визита на знаменитое Прохоровское поле митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн преподнес Его Святейшеству Патриарху Кириллу большую цветную линогравюру С. Косенкова «Борозда памяти» из цикла «Прохоровское поле». А. Косенкова подарила тогда же Патриарху альбом «Станислав Косенков» (Белгород, 2001). Это знаковое событие, стоит эту мысль подчеркнуть. Таким образом Белогорье трепетно вручило Патриарху квинтэссенцию своей духовности, культуры, памяти – той самой, которая, переплавляясь в горнее, становится в православной традиции «памятью вечной».

Можно также добавить, что на «военной» экспозиции в Прохоровке 1 и 2 мая, изрядно предварявшей косенковскую выставку «Красное вино Победы», министр культуры России Александр Авдеев надолго и вдумчиво замер перед работами Косенкова, которые были развернуты в связи с визитом в Прохоровку Патриарха.

Величина, значительность содеянного Станиславом Косенковым становится все внятней с годами, отдаляющими нас от его трагической кончины. Отрадно, что в Белгороде это понимают: и музей, посвященный его творчеству, действует, и памятник художнику установлен в центре города, и к 70-летию со дня его рождения, которое будем отмечать в октябре 2011 г., город готовится. В частности, планируется проведение художественного фестиваля-биеннале, учреждение премии имени Косенкова, издание большого альбома с наследием мастера.

Уроженец Белгородчины Станислав Косенков в русской культуре стоит в одном ряду с Клыковым, Свиридовым, Гаврилиным, Астафьевым, Носовым. Поскольку непреходящие узловые русские вопросы перекатывал он в своем сердце – из белобрысого худющего пацана белгородской деревни Рождественка, из послевоенной безотцовщины вырос радетель и страдатель за Русскую землю, за ее человека.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минаков
Меч Евгения Вучетича
50 лет назад скончался выдающийся советский скульптор 
12.04.2024
«Из Белгорода бежать некуда и незачем»
Уроженец Харькова поэт Минаков выразил уверенность, что его родной город вернется в состав России
04.04.2024
О русской ереси «украинства»
Взгляд писателя харковчанина, на проект «Украина-91» с высоты прошедших лет
02.04.2024
Все статьи Станислав Минаков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Клавдия
25.04.2024 18:36
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 16:56
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 16:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
25.04.2024 16:31
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 15:25