Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Красное вино русской Победы

Станислав  Минаков, Фонд "Русское единство"

28.06.2010

В Белгороде, в музее-мастерской заслуженного художника РСФСР С.С. Косенкова демонстрируется новая экспозиция работ знаменитого русского графика, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Существенной частью экспозиции является цикл из 13 иллюстраций Станислава Косенкова к рассказу курского прозаика Евгения Носова «Красное вино Победы». Эта подарочная книга выходила в конце 1980-х в издательстве «Современник» (Москва) и была удостоена наград на престижных выставках книжной графики.

Вернисаж, представивший всего около 50 работ мастера, открыла заведующая музеем-мастерской Анна Косенкова, вдова художника. Она отметила, что косенковская война представлена зрителю «без подбитых самолетов и танков, без батальных сцен; горе Отечества выражено через страдание матерей, детей, что производит еще более сильное впечатление». По словам Анны Константиновны, после смерти 52-летнего С. Косенкова в 1994 г. она получила письмо от писателя Виктора Астафьева, который выказал восхищение работами художника и рассказал об, увы, не осуществившихся планах посетить Станислава Степановича вместе с Е. Носовым.

Выступили на открытии выставки директор БГХМ Т.А. Лукьянова, председатель Белгородского отделения Союза художников С.Ф. Дымов, друг художника В.И. Иванчихин, который с Косенковым исколесил всю Белгородчину. С.И. Доценко, глава местной организации Союза архитекторов, отметил значимость косенковского наследия и попечения о нем. «Второй Косенков в Белгороде не появился», – верно заметил архитектор, и, присоединяясь к его суждению, скажем, что художники, мыслители такого уровня, какими были и Косенков, и его друзья Вячеслав Клыков (скульптор) и Станислав Никиреев (академик-график), вообще рождаются крайне редко.

На вернисаже прозвучали мелодии военных лет, фронтовые песни в записи, а скрипичный оркестр «Тутси» музыкального колледжа им. С.А. Дегтярева при БГИКИ под руководством Светланы Долгочевой играл жизнеутверждающую классическую и современную музыку. Одиннадцатилетняя Ира Балабанова в солдатской форме исполнила современный «вальс Победы». Собравшиеся пели под гитару фронтовые песни. Импровизировали на гитаре бывший преподаватель БелГУ М.К. Улановский и художник Ю. Данченко. Доцент БелГУ Л.П. Соломахина прочла стихи поэта фронтового поколения Ю. Друниной.

Кроме иллюстраций к рассказу «Красное вино Победы», в рамках экспозиции представлены также работы цикла «Прохоровское поле» и другие линогравюры, связанные с Великой войной. Рожденный 11 октября 1941 г., но еще до рождения потерявший без вести пропавшего на фронте отца, Станислав Косенков принадлежал к поколению послевоенной безотцовщины, трагически и остро пронесшей в себе эту непреходящую боль, уязвленность, если не сказать ущербность. Косенков сразу стал и утвердился в русском искусстве проводником этой большой темы. Ярким, заметным, болевым и, что важно, высокохудожественным.

В этом же ряду стоит и цветной линогравюрный триптих Косенкова по мотивам повести воронежского прозаика Евгения Дубровина, а также его знаменитые циклы гравюр «Детство» и «Стога», объездившие с выставками полмира и частично осевшие в экспозициях множества музеев и собраний.

Косенков говорил автору этих строк в частной беседе: «Повесть Дубровина «В ожидании козы» окончательно убедила меня в том, что мои боль и тревога не субъективны, а социальны. Что война стала причиной отторжения двух поколений. Моего – послевоенной безотцовщины, и – родительского. Извечный конфликт отцов и детей здесь изломлен, перекошен, потому что отцы погибли, остались в родителях преимущественно бабы. Я думаю, что и теперь – это национальное бедствие. Ведь в школах до сих пор нет педагогов-мужиков! Их не было и в семьях! Может, потому мы такими кривыми и выросли, неизвестно какими. Мужик ли я? Хрен знает!»

В этом ряду стоят и листы к подарочному изданию книги воронежского поэта Алексея Прасолова (тоже для «Современника» конца 1980-х и также отмеченную престижными наградами за иллюстрации), которые Косенков сделал в черно-белой гамме, насыщенным карандашом. Один из пронзительнейших больших листов, занявший в книге целый разворот, где изображены дети, стоящие на пеньках в ожидании отцов, не вернувшихся с войны, критик Лев Аннинский в свое время назвал русскими «столпниками», стоящими посреди русской земли «как памятники ожиданию». Действительно, духовная работа, которую должны были осуществить эти лишенцы, да и осуществили ее своим поколением (что мы и видим на примере творчества С. Косенкова, который стал ярчайшим выразителем этой ноты и идеи в русской культуре), – есть деяние немалое. И в этом смысле тоже можно говорить о провиденциальности Великой войны, то есть не только как о страшном трагическом испытании, но и как послании и поручении русскому народу.

Детские впечатления Косенкова отобразились и в серии «Память», занявшей важное место в экспозиции. В центре цикла, формально напоминающего вертикальные створки иконостаса, помещена гравюра, на которой изображен мольберт с портретом отца художника, Степана Егоровича Косенкова, которого автор никогда в своей жизни не видел, и лишь сохранились довоенные фотокарточки этого весьма молодого человека. Мольберт стоит над меловым обрывом, рассекаемым природными силами словно нервическими складками.

Образ родного Белогорья, центрально-черноземной России, с его меловым кручами, оврагами Косенков тоже сделал одним из ключевых психологических образов своих произведений. В этих визуальных образах – острых меловых земных впадин аукаются слова поэта Прасолова, земляка-черноземца, а также сопоколенника Косенкова:

Здесь нет случайностей нелепых:
С тобою выйдя на откос,
Увижу грандиозный слепок
Того, что в нас не улеглось.

Однако многое и улеглось в эти пораненные войной художнические души – чтобы выплеснуться спустя годы. Свой дар, то есть способность так высказываться в искусстве и так чувствовать, – Косенков в самом деле понимал как поручение, служение. Он трудился на износ и ушел от нас рано. Но мы получили от него такое огромное наследие, которое впору примерять и духовно отрабатывать всем народом.

В статье «Патриарший май в Белогорье» мы уже писали, что в ходе патриаршего визита на знаменитое Прохоровское поле митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн преподнес Его Святейшеству Патриарху Кириллу большую цветную линогравюру С. Косенкова «Борозда памяти» из цикла «Прохоровское поле». А. Косенкова подарила тогда же Патриарху альбом «Станислав Косенков» (Белгород, 2001). Это знаковое событие, стоит эту мысль подчеркнуть. Таким образом Белогорье трепетно вручило Патриарху квинтэссенцию своей духовности, культуры, памяти – той самой, которая, переплавляясь в горнее, становится в православной традиции «памятью вечной».

Можно также добавить, что на «военной» экспозиции в Прохоровке 1 и 2 мая, изрядно предварявшей косенковскую выставку «Красное вино Победы», министр культуры России Александр Авдеев надолго и вдумчиво замер перед работами Косенкова, которые были развернуты в связи с визитом в Прохоровку Патриарха.

Величина, значительность содеянного Станиславом Косенковым становится все внятней с годами, отдаляющими нас от его трагической кончины. Отрадно, что в Белгороде это понимают: и музей, посвященный его творчеству, действует, и памятник художнику установлен в центре города, и к 70-летию со дня его рождения, которое будем отмечать в октябре 2011 г., город готовится. В частности, планируется проведение художественного фестиваля-биеннале, учреждение премии имени Косенкова, издание большого альбома с наследием мастера.

Уроженец Белгородчины Станислав Косенков в русской культуре стоит в одном ряду с Клыковым, Свиридовым, Гаврилиным, Астафьевым, Носовым. Поскольку непреходящие узловые русские вопросы перекатывал он в своем сердце – из белобрысого худющего пацана белгородской деревни Рождественка, из послевоенной безотцовщины вырос радетель и страдатель за Русскую землю, за ее человека.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме