itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Расскажи-ка ты солдату, для чего нужна война»

Новости Москвы 
0
184
Время на чтение 8 минут

В большом зале Харьковского академического театра оперы и балета состоялась премьера оратории московского композитора Владимира Дашкевича «Солдатский реквием». Она прошла в рамках кинофестиваля «Харьковская сирень», членом жюри которого является В. Дашкевич. Ораторию исполнил симфонический оркестр Харьковской областной филармонии под управлением Юрия Янко, камерный филармонический хор имени В. Палкина под управлением Андрея Сиротенко. Сольные вокальные партии исполнили солист Московского театра «Новая опера», лауреат международных конкурсов, лауреат премии «Золотая маска» Илья Кузьмин (баритон) и заслуженная артистка Украины Марина Чиженко. Два основных инструментальных соло - Сергей Костогрыз (балалайка) и Игорь Снетков (баян).

В. Дашкевич дает интервью перед началом премьеры

Премьера транслировалась в прямом эфире по двум харьковским телеканалам - «ОТБ» и 7-му. Потому потенциальная зрительская аудитория расширилась от зала, вмещающего полторы тысячи человек, до населения области, а это более трех миллионов жителей. К сожалению, информацию о премьере можно было почерпнуть из интернет-сообщений о пресс-конференциях членов жюри, проведенных за месяц до фестиваля. Никаких афиш, баннеров и иных визуальных сообщений о премьере в Харькове мы не видели, даже на здании оперного театра. Лишь дней за пять до нее наиболее пытливым удалось, наконец, узнать, где же именно она будет происходить. Если бы концерт анонсировался по городу, то наполненность зала была бы большей.

И тем не менее Харьков с этой ораторийной премьерой все-таки оказался «впереди планеты всей», и местная пресса назвала премьеру «мировой». Если среди гостей-участников «Харьковской сирени» были зарубежные кинозвезды вчерашнего дня (впрочем, активные, неувядающие) - французы Пьер Ришар и Милен Демонжо, а также современные режиссеры Владимир Фокин (председатель жюри фестиваля) и Алла Сурикова, актриса Наталья Фатеева, то с музыкальной составляющей все было премьерно, свежо. Сам Дашкевич, известный прежде всего музыкой к фильмам «Бумбараш», «Собачье сердце», «Капитан Фракасс», «Шерлок Холмс» и многим другим, лично представил музыкальной общественности новое произведение.

Харьков стал не только премьерным местом, но и заказчиком, единственным городом-правообладателем этого произведения. «Мы выкупили права на ораторию, и теперь этот реквием можно будет услышать только с разрешения харьковчан», - подчеркнул Ю. Янко.

По окончании концерта член оргкомитета фестиваля «Харьковская сирень», начальник управления по делам прессы и информации ХОГА В. Маренич поблагодарила композитора от имени губернатора М. Добкина и отметила: «Владимир Сергеевич высказал идею ровно год назад, в этот же день - 17 мая 2009 года - чтобы создать такое произведение, которое было бы не похоже ни на что, которое бы было действительно знаковым для года 65-летия Победы. Михаил Маркович поддержал эту идею. Ровно год спустя, 17 мая 2010 года, мы стали свидетелями этой блестящей премьеры. Сегодня в Харькове воистину уникальнейшее событие - мировая премьера оды мужеству, героизму, стойкости простого русского солдата. Памяти тех, кто не сломался, выжил, победил».

Однако герой оратории, солдат Бумбараш, все-таки не выжил, а погиб. Зрители предполагали, что в эти майские праздничные дни оратория, написанная к 65-й годовщине Великой Победы, как-то отразит заявленную тему. Однако все оказалось не столь прямолинейно. То есть солдат, и именно русский, действительно находится в самом центре оратории. Грешно разбрасываться своими удачными находками, и В. Дашкевич резонно расценил, что в состоянии придать новое качество своим прежним музыкальным завоеваниям. Посему в основе «Солдатского реквиема» оказались заложены озарения прежних лет - всеми нами любимые темы из кинофильма «Бумбараш», который в первую очередь благодаря великолепной музыке В. Дашкевича и блестящим текстам Юлия Кима прочно вошел в общую память нескольких поколений наших соотечественников.

«Солдатский реквием». Солирует (сидит) И. Кузьмин,
балалайка С. Костогрыз, баян И. Снетков

В. Дашкевич перед премьерой со сцены подчеркнул, что над фильмом «Бумбараш» они с Кимом работали в украинском городке Каневе Черкасской области, и дух и мелос музыки, видимо, проникнуты этими надднепровскими просторами. Добавим, что, быть может, и миролюбием, не приемлющим никакой войны. Ну и, возможно, диссидентством, поскольку соавторы в тот период находились под оком КГБ, о чем композитор также напомнил.

«Идея реквиема, - замечает сегодня пацифист В. Дашкевич, - война не по карману человечеству, с этим должно быть покончено. Мой реквием - призыв к миру».

По его словам, «эта оратория - история простого солдата, которого забрали на войну. Все начинается с проводов. И вот он воюет, еще веселый, вот ему хор поет, вот он пишет письмо девушке... Затем следуют два марша - белый и красный; хоровая сцена боя. Потом идет женский хор, песня-танец о разлуке и завершается все прощанием - разговором солдата с Богом. Последняя часть - Нагорная проповедь».

Подчеркнем: в качестве ключевого текста в финале оратории автор использует слова Христа, приведенные в Евангелии от Матфея (5:44): «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Также хор поет: «Слушайте слово истинно Христово: обнимите, возлюбите <...> ближнего своего» (следует полагать, это уже новый текст Ю. Кима).

Мы не будем отслеживать, как соотносится тематически «Солдатский реквием» Дашкевича с известными реквиемальными образцами Верди или Моцарта, чью «Лакримозу» Владимир Сергеевич кратко цитирует в финале своего полотна. На наш вопрос, существует ли традиция солдатских реквиемов в мировой музыке, автор ответил: «Нет. Может быть, стоит вспомнить реквиемы Брамса или Бриттена... Однако никогда не было реквиема простому солдату».

Учтем суждение Ю. Янко: «Солдатский реквием» В. Дашкевича - вовсе не скорбная музыка. Это светлый реквием. В нем использованы элементы частушек, и получилась легкая для восприятия музыка».

Солисты И. Кузьмин и М. Чиженко

Так все-таки реквием или оратория? Музыка Дашкевича если и не скорбна на протяжении всего полотна, то пронзительна в том смысле, что даже лирическая тема подается сквозь неизменный трагедийный отзвук, а также через возникающую, как фантом, разрушительную «нечеловеческую» какофонию, «съедающую» гармонии полифонического мира. Не отсюда ли - и присутствие жутковатой темы, отсылающей к «Призраку Оперы» (1986) Эндрю Ллойд-Вебера («тут засада, там засада»), или быстрый всплеск знакомой темы «туды-сюды» из «Перезвонов» (1978-1982) Валерия Гаврилина. Вообще в оратории Дашкевича, как водится нынче, в постмодернистские времена - немало скрытых и явных музыкальных цитат.

В. Дашкевич попытался достичь нового синтеза своих непреходящих «бумбарашевских» тем путем и новых оркестровок (около 70 музыкантов), и хоровой мощи (34 артиста), дать эпический, обобщающий выход индивидуально-лирической теме персональной катастрофы - в огне, где действительно брода нет, в войне, пожирающей и уничтожающей любовь, мир, жизни, души. По-прежнему проникновенно, но и по-новому величественно прозвучали все знаменитые «номера» из «Бумбараша», уже почти 40 лет поющиеся народом, чудесные по мелодике, яркие лексически - ушедшие в народ и остающиеся с народом: «Ходят кони над рекою», «Наплевать, наплевать, надоело воевать», «Ничего, ничего, ничего», «Журавль по небу летит», «А вот я на фронте был, ох ты, Боже мой!», да и умопомрачительная частушечная инструментальная стилизация для тубы, гармошки, скрипки и ударных.

Чрезвычайно актуальной нам показалась также сама идея крупной цельной формы, предложенной московским композитором современному слушателю, давно и прочно «подсаженному» на всяческие «клиповые» дробления - в искусстве, мышлении, жизни, уже не умеющему воспринимать «длинное дыхание», большой период музыкального высказывания. «В ХХ веке наметилась война не менее сильная, чем идеологическая - война форматов, - считает В. Дашкевич. - Властям понадобился недорогой, послушный исполнитель. Это был послевоенный социальный заказ властной элиты на волну конформистской попсы. Сегодня малый формат доминирует во всех стилях. Эта музыка рождает маленького человека. Такое положение дел очень удобно властям. Сейчас создана огромная сеть импресарио, и все наши исполнители попали в эти сети. Поэтому моя оратория - это вызов системе. Это так называемый уличный симфонизм. Тем не менее советская композиторская школа остается ведущей, но этой школе очень сложно высказаться». По мнению В. Дашкевича, только большие произведения воспитывают большого человека. «Я помню, как в послевоенное время люди слушали симфонии Шостаковича, стоя по полтора часа под репродукторами. Политическим элитам невыгодно, чтобы люди слушали классическую музыку, большие произведения, потому что они повышают самосознание. Маленький формат - попса - рождает маленького человека с маленькими требованиями. И в этом контексте большой «Солдатский реквием» - это вызов», - говорит Дашкевич, и тут мы всецело становимся на его сторону.

Анонсировалось полотно сначала именно как «Большой солдатский реквием», однако на премьерной сцене на светящихся плазменных мониторах эпитет «большой» отсутствовал. Можно только догадываться, относился ли он изначально к объему полотна (примерно один час звучания) или к космичности посыла. Поэт И. Бродский не раз повторял нам слова А. Ахматовой, что главное - величие замысла. В этом смысле В. Дашкевич оказался вполне на высоте, ибо завершил свою пацифистскую ораторию «ни больше ни меньше», как высшей точкой Евангелия. «Слова Нагорной проповеди Христа никогда не были положены на музыку, но это сегодня самые важные слова: «возлюбите ваших врагов, и ваши враги ответят вам тем же». Довольно немолодой человек может сказать вам, что это так и есть, - заявил в завершение вечера в ХАТОБе автор оратории. И добавил: - Солдаты не должны воевать».

Можно спорить с автором тезиса, имеют ли слова «солдаты не должны воевать» отношение к защитникам Отечества от оккупантов (мы говорим о Победе в Великой Отечественной войне), положившим жизни «за други своя», принесшим в жертву Родине свои молодые жизни. Кое-кто из наблюдателей, как прозвучало в кулуарах, не усмотрел связи между ораторией на тему братоубийственной Гражданской войны, последствия которой мы не можем расхлебать уже почти век, и 65-летием Великой Победы. «Эй, Россия ты, Россия, ты, родная сторона, расскажи-ка ты солдату, для чего нужна война!» - поется в оратории в ритме страшного частушечного притопа, а нам понятно, что эти слова не могут принадлежать солдату Красной армии времен «священной войны», которую выиграл наш народ в 1945 г. Даже если понимать любую войну как объективное зло.

Ораторию еще предстоит внимательно и неоднократно послушать, осмыслить. Замах таков, что однократного премьерного прослушивания явно недостаточно. Примечательно, что многие харьковские молодые слушатели, среди которых были замечены и музыканты-исполнители, и композиторы, даже те, кто не видел фильма «Бумбараш» и не знает его хитов, впечатлились, восприняли новую ораторию с большим интересом.

Под овации зала композитор вышел на сцену, решительно накинув на плечи шинель главного героя оратории. Поклонился зрителям, музыкантам, корзинам изобильных цветов, вспомнил, как осенью 1941-го семилетним мальчиком был откопан из-под завалов разбомбленного немцами большого дома в Москве, в котором он жил (тогда погиб его дядя), победно поднял вверху руку и воскликнул: «Музыка превыше всего! Даже кинематографа».

И если, по мнению композитора, обычные солдаты не должны бы воевать вообще, то, видимо, солдаты музыки должны воевать всегда.

http://rusedin.ru/2010/06/22/%C2%ABrasskazhi-ka-tyi-soldatu-dlya-chego-nuzhna-voyna%C2%BB/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ангелина Демьянок
Все статьи Ангелина Демьянок
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии