itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Притворное искусство

Многословие вокруг диалога художников и священнослужителей

Двоесловие/Диалог 
0
376
Время на чтение 4 минуты

На выставку современного искусства «Двоесловие/диалог» в притворе храма Святой Татианы при МГУ я попал в один из последних дней перед ее закрытием. Вокруг этого события было поднято так много шума и сломано копий, что невозможно было не пойти и не убедиться собственными глазами в необыкновенной смелости как настоятеля храма, так и художников.

Притвор в этом храме по своим размерам и архитектуре напоминает скорее небольшой выставочный зал, чем церковное помещение. Несколько работ художников-авангардистов, отобранных настоятелем храма протоиереем Максимом Козловым, смотрятся даже скромно в этом обильном пространстве. Некоторые из произведений трудно отличить от деталей интерьера. Например, репродукции вполне традиционных древнерусских фресок на клеенке или растяжка с надписью славянской вязью «Спасайся, кто может». Тут же макет храма из папье-маше на фундаменте из подгнивших яблок. Что это - произведение искусства или детская поделка местного изокружка, - я, кстати, так до сих пор и не понял.

Пока я разглядывал эту мини-экспозицию, в самом храме совершалось богослужение. Потом немногочисленные прихожане стали выходить в притвор, кое-кто проходил мимо, другие задержались у стендов «Двоесловия». Реакция на экспериментальное искусство была разной. Одна прихожанка прошла вдоль стендов, косясь на работы, и состроила такую презрительную мину, что понять ее отношение к инициативе настоятеля не составляло никакого труда. Но были и такие, кто обошел всю экспозицию и внимательно ознакомился со всеми работами. Даже с теми, рассмотреть которые стоило немалого труда. Так, «Черная Троица» оказалась поистине черной дырой для зрения. На трех столбиках (естественно, черных) художник поместил надпись черным же цветом, прочитать которую совершенно невозможно даже человеку с очень хорошим зрением.

В любом случае народу было отчаянно мало. Кстати, среди посетителей обнаружились несколько журналистов, также пожелавших посмотреть, что же стало причиной ожесточенных споров в СМИ и блогосфере вокруг этой скромной выставки. Очевидно, что не ее содержание, а сам факт диалога современных художников с Церковью. А в чем суть диалога? Художественный авангард жаждет легитимации в глазах самой консервативной идеологической силы российского общества. Художники постучались в двери храма. Их пустили. Фигурально выражаясь, пока только в прихожую, в качестве условия тщательно отделив дозволенные произведения от недозволенных. Художники сами признали «высшего судию» своего таланта. А ведь раньше так отчаянно бились за свободу от государственных худсоветов!

Церковные деятели и публицисты с удовольствием приняли на себя роль совести нации и хранителей ее художественного вкуса. Разделились на «охранителей» и «либералов». Последние говорят о том, что православным миссионерам следует обращать к вере даже недостойных, но раскаявшихся или готовых раскаяться. То есть, по определению протоиерея Максима Козлова, «людей, находившихся в творческом поиске - отчасти заблуждавшихся, отчасти обманутых, которые своим последующим творческим развитием и своей решимостью (напомним, что их осуждает значительная часть коллег) принять участие в выставке под сводами храма свидетельствуют о своем не только личном, но и творческом движении в сторону христианской культуры».

Поэтому в притворе Татьянинского храма появились работы тех, кто в 2003 году принимал участие в скандальной выставке «Осторожно, религия!», вызвавшей негодование православной общественности.


Разобраться, где авангардная инсталляция, где детали интерьера храма, а где просто забытые прихожанами вещи, не так-то просто.
Фото автора.

Церковные деятели со звучными именами затеяли между собой дуэль на православных интернет-ресурсах о том, достойны или нет проявления современной жизни одобрения клира. В любом другом выставочном зале аналогичная экспозиция однозначно не вызвала бы и десятой доли того внимания, которое выпало в эти дни эмгэушному храму.

Все эти художественные эксперименты давно стали обыденностью «в миру», а Церковь все еще решает, не слишком ли художники оторвались от норм и канонов православия. Некоторые однозначно убеждены, что слишком. «Мы не можем допустить, чтобы всякий, кому заблагорассудится, мог мести сор и грязь под двери Церкви», - заявил протоиерей Александр Шаргунов. Другие, как архимандрит Тихон (Шевкунов), колеблются.

Мнение миссионеров взяло верх. И художники, получившие одобрение от церковных верхов, написали благодарственное письмо Патриарху Кириллу.

И что в итоге? Во всей этой истории удручает не то, что церковные деятели взяли на себя труд отделять православные зерна от антиклерикальных плевел в современном искусстве. Удручает другое. Что дала вся эта шумиха искусству или Церкви? А людям? Да ничего. Поделюсь одним впечатлением от пребывания в храме Святой Татианы. Протоиерей Максим Козлов с радостью заметил в своем комментарии, что «сам факт экспонирования работ современных художников рядом с храмом, в одном с ним здании, стал дверью если не в саму Церковь, то в предцерковное пространство». Но видит ли настоятель, что происходит с его паствой, уже давно вхожей не только в «предцерковное», но и в собственно церковное «пространство»?

Среди прихожанок, покидавших храм после богослужения, когда я рассматривал выставку в притворе, мне бросилась в глаза женщина с малолетней дочерью. Я вскоре увидел обеих снова - в подземном переходе на станции метро «Александровский сад». Мать играла на флейте, перед ней лежала сумка для милостыни. Девочка бегала тут же, среди ног прохожих, по детскому неведению не замечая унижения матери, вынужденной зарабатывать на хлеб не самым престижным образом. Признаюсь, сразу в голову пришло сравнение с судьбой вдовы Мармеладова из романа Достоевского.

Вот они, вечные сюжеты! Пока художники экспериментируют, а священнослужители человеколюбивой Церкви горячо обсуждают проблемы авангардной эстетики, сегодня, в XXI веке, разворачиваются людские, вполне реалистичные драмы.

Так стоит ли вся эта история с выставкой в притворе храма одной слезинки ребенка, проводящего свое детство между церковной службой и подземным переходом?

http://religion.ng.ru/printed/241646

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Мельников
Церкви у края ойкумены
Противники Собора на Крите опасаются его превращения в инструмент модернизации православия
15.06.2016
Владимир Легойда: «Церковное управление в первую очередь помогает, а не контролирует»
Глава новой синодальной структуры разъясняет, кто и как в Московском патриархате будет вести диалог с обществом, СМИ и властью
21.01.2016
Патриархат распространяется на Кавказе
Махачкалинский епископ о возвращении русских в регион, духовно-туристическом кластере и христианском прошлом Страны гор
16.09.2015
Геноцид - это грех, который придется искупать
Экзарх патриарха Армянской церкви в Москве об исторических уроках трагедии своего народа
16.04.2015
Все статьи Андрей Мельников
Двоесловие/Диалог
Снова о выставке «Двоесловие/Диалог»
Ответ на статью Игоря Романова
14.03.2019
Современное искусство заканчивается
Беседа с художником
28.09.2010
«Не верьте слезам богохульников»
Диакон Михаил Люкшин о завершении суда над организаторами кощунственной выставки «Запретное искусство»
14.07.2010
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:21
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59