От бомбардира до духовника

Беседа со священником Глебом Грозовским

0
623
Время на чтение 14 минут

Перспективный питерский футболист Глеб Грозовский оставил большой футбол ради служения Богу. Но повесить бутсы на гвоздь окончательно отцу Глебу так и не удалось. Футбольное поле стало для него местом для миссионерства: он окормляет игроков питерского «Зенита», находит во время игры общий язык с мальчишками. Спорт помогает отцу Глебу оставаться в хорошей физической форме, что немаловажно для него, занимающегося обширной просветительской деятельностью. О вере спортсменов и детей, и о многом другом отец Глеб рассказывает сайту Православие.ru.

***

Когда Вы решили для себя, что служение Богу важнее, чем спортивная карьера?

– Вспоминаю себя в возрасте 19–20 лет, когда я оканчивал университет имени Лесгафта. Тогда я решал для себя, что делать дальше: либо работать по специальности, либо искать что-то другое. И в это время я попал – это была не случайность, а Господь привел – в иподиаконы к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру. Естественно, я видел церковную жизнь изнутри. Прислуживая Владыке и посещая разные приходы, обнаружил огромную разницу в отношениях между светскими и церковными людьми. Футбол – это все прекрасно и здорово, но он не шел ни в какое сравнение с радостью общения с Господом. Я собирался поступать в аспирантуру на кафедру педагогики, но посоветовавшись, принял решение не терять время, а поступать в семинарию.

Кто Вам помогал утвердиться в этом выборе?

– Папа с мамой. Меня крестили в младенчестве и воспитывали в Православии. В детстве каждое воскресенье водили в храм, я не мог лежать в постели, когда за окном звонили колокола. Пословица «Без Бога ни до порога» была в основе моей системы ценностей, которую я впитал благодаря родителям и крестным.

Был ли ваш уход из спорта в Церковь неожиданным для ваших друзей и коллег, или они понимали, что после травмы большой футбол для вас закрыт?

Нет, не в травме дело было – это точно. А что касается друзей, то надо их спросить. Думаю, что они не удивились, потому что знали, что мой отец священник, что я хожу в храм и не скрываю этого.

Вы сразу попали служить в Софийский собор?

Сначала я два года служил дьяконом в Князь-Владимирском соборе, который находится возле стадиона «Петровский». Именно в том храме познакомился с некоторыми футболистами «Зенита», когда они туда заходили.

Российские футболисты совсем недавно стали осенять себя крестным знаменем перед выходом на поле. На ваш взгляд, это калька с западных коллег или спортсмены, действительно, не скрывают свою веру и призывают помощь Божью?

– Думается, что и так и так. С одной стороны, это дань моде и подражание западным футболистам. С другой стороны, «власть воинствующего атеизма» ослабевает, хотя еще имеет силу, но тенденция такова, что теперь не зазорно быть православным. А если за это теперь не расстреливают, как это было начиная с 1917 года, то почему бы не перекреститься. А вот кто какое понимание вкладывает, осеняя себя крестным знамением, мне не известно.

Как получилось, что вы стали духовником «Зенита»?

– Видимо по просьбе руководства ФК «Зенит», которое обратилось к епископу Петергофскому Маркеллу. А далее Владыка благословил мне слетать в Казань с целью духовной поддержки футбольной команды, но никакой официальной бумаги по этому устному благословению нет. Владыка не является футбольным фанатом, он просто любит спорт, с уважением и любовью относится к увлекающейся молодежи. И поддерживает меня в этом благом деле по воцерковлению людей, имеющих отношение к спорту.

В чем разница духовного окормления футболистов и обычных прихожан?

– Прихожане они и есть прихожане, а футболисты – больше захожане, поэтому с ними сложнее. С прихожанами чаще видишься в храме, лучше знаешь их жизненные проблемы, с ними совсем другие отношения. По-настоящему верующие футболисты понимают, что нужно исповедоваться и причащаться, быть на Литургии, они изредка находят для этого время, учитывая то, что турниры проходят, как правило, в субботу и в воскресенье. Они приходят не в воскресенье, а в будни. Так было и в моей жизни, когда в воскресенье проходили соревнования: ходил либо на раннюю Литургию, либо в другой день.

Как начиналось духовное окормление «Зенита»?

– Это началось с моей первой поездки с командой в 2007 году, тогда была игра в Казани с местным «Рубином». Мы вместе с одним футболистом пошли в храм перед игрой. Он исповедался, причастился. Некоторые представители футбольного клуба видели это, начали расспрашивать, интересоваться. Так потихоньку и другие потянулись к вере.

Является ли футбол одним из полей для миссионерской деятельности? Что хорошего в непрофессиональном футболе?

– Отчасти. Футбол оказывает на детей большое воспитательное воздействие – это надо видеть. Мой знакомый священник – отец Андрей из Москвы тоже тренирует футбольную команду. У него лучший игрок – детдомовец, которого он часто удаляет с поля за недостойное поведение. Но при этом он не изгоняет его из команды, понимая, что альтернативой игры для парня станет табак, спиртное и разгульная жизнь.

Что касается профессиональных спортсменов, то это огромное поле для миссии. Я всем им подарил свою брошюру, в том числе и тренеру (Анатолию Давыдову, тренировавшему команду до прихода Лучиано Спаллети – прим. ред.), даже иностранцы брали. Эта брошюра, в принципе, для них и писалась, чтобы им было понятнее и проще воцерковляться. Такой специальный краткий вариант для молодежи.

К тому же футбол все-таки – хороший способ поддерживать физическую форму. Эту позицию разделяет и владыка Амвросий. Мы уже обсудили вопрос, чтобы у учащихся Духовной академии и семинарии была своя спортивная площадка. В Санкт-Петербурге уже четыре года проходит межприходской молодежный футбольный турнир, в котором участвует команда и санкт-петербургских духовных школ.

Вы являетесь координатором нескольких молодежных программ. Чему конкретно они посвящены? Расскажите об этих проектах.

– Некоторое время назад я работал в центре социальной адаптации для несовершеннолетних правонарушителей. Мы мечтаем сделать такой же в Пушкине. Уже есть заинтересованные лица в органах местной власти и управлении МВД. Начинаем потихоньку его реализовывать. Но крайне медленно. Нужны помощники.

Будучи студентом семинарии, мне доводилось регулярно (в течение трех лет) посещать Колпинскую колонию для малолетних. Сейчас снова приглашают посещать ребят.

Я также занимаюсь профилактикой СПИДа среди подростков. В ходе разговоров по душам мы делаем акцент на семье, нравственности, целомудрии, на том, чтобы в добрачный период люди воздерживались от половых связей, а также в браке не изменяли друг другу. Важно привить подросткам ответственность друг перед другом за свои отношения, понимать, что это может отразиться на их здоровье и семье.

Это очень важно – регулярно участвовать в различных молодежных конференциях, круглых столах, вести беседы на самые широкие темы.

С благословения священноначалия я являюсь представителем местного отделения проекта «Одаренные дети – будущее России». Этот проект призван выявлять таланты среди детей. Недавно девочка из детского дома № 29 выиграла конкурс рисунка. По-хорошему, ее нужно не просто отметить поездкой в Москву в Храм Христа Спасителя, где ее наградят, но и помочь ей дальше развивать свой талант.

На епархиальной радиостанции «Град Петров» я выступаю в передаче «Пасторский час», а на католической радиостанции «Благодатная Мария» веду две авторских передачи: «Семейный круг» и «Молодежь и социальные проблемы». Два раза в месяц выступаю на «Радио России» в программе «Территория веры». Встречаемся со школьниками и студентами, с детьми из детских домов и приютов. Беседуем, играем, пьем чай, приглашаем их на концерты, приезжаем со спектаклями, хоровыми выступлениями. Удалось организовать при соборе православный молодежный клуб "София", представители которого, возможно, уже в этом году поедут в летний лагерь на о. Селигер, где по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла пройдет православная смена на молодежном инновационном форуме "Селигер-2010", который организует Федеральное агентство по делам молодежи. Есть у меня своя страничка в интернете: http://azbyka.ru/grozovsky, для любого желающего задать вопрос священнику.

На Царскосельском телевидении веду авторскую программу «Путь к вере». Сейчас работаем над созданием нравственной телевизионной передачи для детей и молодежи «Поле добрых дел» на канале ТВ100 в Петербурге. Если владыка митрополит Владимир благословит, то буду выступать в роли ведущего. Иногда приглашают на протестантский канал «Телеслужба благих новостей», где я рассказываю о православных праздниках и молодежной деятельности в нашей епархии.

Санкт-Петербургская митрополия более других обладает опытом общения с другими христианскими деноминациями. Какие положительные моменты можно из этого извлечь? Какие Вы знаете хорошие издания Библии для детей – с картинками, написанные понятным для ребятишек языком?

– Лишь недавно появились «Библия для детей» протоиерея Александра Соколова «Библия в картинках» И. Полянской. У нас дома была детская Библия, изданная Институтом перевода Библии в Стокгольме (авторы: В.Маттелмяки и Б.Арапович). У кого не спрошу, у всех точно такая же книжка. К лютеранам заехал – пожалуйста, вот она, книжка из моего детства, всего двести рублей. Закупили их на пожертвования и раздаем по детским домам.

Следующий момент – это общение. У большинства людей имеются устойчивые стереотипы относительно римо-католиков: инквизиция, папизм и т.д. Начинаешь с ними говорить, они такие факты приведут, что невольно задумаешься, хотя не всегда просматривается логика их рассуждений. Такое общение помогает держать себя в тонусе, быть богословски и исторически «подкованным». После непосредственного разговора с католиками начинаешь больше понимать позицию Владыки Никодима (Ротова).

Очень подкупает улыбчивость и доброжелательность их священников. Такое ощущение, что у них нет никаких проблем. Это касается протестантов и сектантов. Посмотришь на православных, у нас как будто бы одни трудности: угрюмые взгляды, черные платки… Я не нахожу ответа, почему еретики такие жизнерадостные, а у нас (для некоторых) как будто бы Христос не воскрес.

Их активная жизненная позиция, в частности, против абортов, заслуживает уважения. И вообще их активность хорошо приводить в пример, когда нужно побудить кого-то к действию. Вот, например, когда мы проводили миссионерскую акцию «Узнай имя своего святого».

Какие социальные проблемы молодежи Вас больше всего волнуют?

– Думаю те же, что и всех. Меня больше всего волнует средний возраст. Детей в храме вижу, молодежь – реже, но все же наблюдаю, а вот подростков (от одиннадцати до восемнадцати лет) практически нет. Они за компьютером: в играх, «Вконтакте», еще где-то. Им не интересно в храме. А не интересно потому, что родители говорят постоянно: «Надо в храм идти! Пойдем в храм!». Они тем самым не любовь к Богу прививают, а ограничивают подростков законами, навешивают на них неудобоносимые бремена. И в конечном итоге подростки начинают ненавидеть Церковь и свою «сумасшедшую православную мамашу».

А как такому подростку можно привить любовь к Богу, разбудить в нем веру?

– Главное – начинать воспитание с раннего детства, а вернее с себя. Если ты вложил всю свою любовь в ребенка, то его можно оставить в покое, не переставая молиться о нем. Подросток «переболеет болезнями юности» и потом обязательно вернется, потому что «всякая душа – христианка», и она напомнит повзрослевшему молодому человеку, как хорошо было в Церкви, что с Богом по жизни идти лучше. Но, показывая хороший пример и побуждая его идти вместе с тобой в храм, нужно все же предоставить ему свободу выбора. В противном случае мы получим ненависть и ярый атеизм. За примерами далеко ходить не надо, вспомним историю ушедшего века.

Как часто вам удается общаться с подростками?

– В основном в храме, детских домах и когда приглашают в школы. Но вы же знаете, что пока руководители отделов народного образования, как правило, против таких контактов. Зато дети очень рады такому общению, и после встреч они недели две рассказывают своим друзьям и родителям, что к ним в класс приходил священник. Они после этого добавляются к моим контактам в социальных сетях, продолжают общение в ином формате.

Некоторые директора общеобразовательных школ, быть может, считают противозаконным проводить встречи священников с детьми не только в школе, но и на территории храма? О чем вы говорите во время таких встреч, как они проходят?

– Допустим, если провожу экскурсию по Софийскому собору, то рассказываю, как тут было раньше, основные вехи, показываю фотографии, вожу их на колокольню.

Если общаемся в классе, то спрашиваю о наболевших проблемах. Выясняется, что они дерутся. Начинаем разбирать эту ситуацию. Говорю: «Смотрите, Кто на крестике? Зачем мы Его носим на себе, если своим поведением уподобляемся тем, кто Его распял?» И вот через такие моменты, из которых состоит жизнь, выводишь разговор на другой уровень. Через простые конкретные вопросы: «Ходишь в храм? В кого веришь? Что тебе дает твоя вера?» Важно не уходить на абстрактные темы, а говорить о конкретных вещах, в том числе и тех, которые подростков интересуют. Часто, например, задают вопрос: «Откуда взялся Бог?» И это хорошо, значит, и об этом поговорим.

Вы также работаете в «Детской деревне – SOS Пушкин», что это за проект?

– Это такая деревня, в пяти минутах езды от нашего собора, в которой живут дети-сироты. От обычного детского дома это поселение отличается тем, что дети живут небольшими группами по пять-семь человек с названными SOS-мамами, которым помогает SOS-тетя. То есть у детей, таким образом, появляются названные братья и сестры разного возраста. Всего там двенадцать домов и двенадцать семей. Самое главное, что в таких условиях дети не растут в условиях обезличенности детского дома. Единственный минус – это отсутствие папы. Но так получилось, что папой они зовут меня, сторожа или директора деревни. Эти дети живут как в обычной семье, ходят в обычную школу и испытывают обычное к таким детям отношение государства – отсутствие материальной помощи. Прокурорские проверки – пожалуйста, а вот помочь финансово… Этот проект имеет австрийские корни, был организован после войны социальным педагогом Германом Гмайнером, в России таких деревень четыре. Если у руля такой деревни стоит человек, нормально относящийся к Православию, то священник может общаться с детьми, помогать в духовном развитии и воспитании детей.

К ним приезжал раньше и продолжает делать это сейчас футболист Андрей Аршавин. Как правило, он с детьми занимается своим любимым делом – играет в футбол, только на этот раз не с профессионалами, а с мальчишками и девчонками.

Во время игры с детьми, выступая в роли судьи или тренера, я напоминаю им о том, что бранные слова и выражения, как и спортивные нарушения, караются «желтой» и «красной» карточками, что младшим на площадке необходимо уступать, проявлять жалость к ближнему, просить прощения, если кто-то кого-то обидел. И, если после тренировки меня приглашают в гости попить чаю, стараюсь рассказать детям о Боге, подарить детскую Библию, православную литературу, пригласить в храм. Один мальчик из этой деревни ходит каждое воскресенье к нам в храм на Литургию. Помогает мне на службе – пономарит, берет с собой названную сестру. Ему одиннадцать, ей девять лет.

Насколько вам интересна работа с детьми?

– Это такой творческий и душеспасительный труд, от которого получаешь радость, видя как детям рядом с тобой хорошо. Например, играя с ними в футбол, окунаешься в детство. Это здорово – ощущать себя ребенком. А когда общаюсь с ребятами по другим вопросам – это возможность поделиться с ними тем, что у меня есть и что является для меня самым важным. Я чувствую потребность поделиться своими мыслями о семье, дружбе, различием между любовью и влюбленностью – это особенно важно для подростков, о браке, о нравственных ценностях, о СМИ и их влиянии на людей, о проблемах алкоголизма и наркомании, о соблазнах. С подростками очень интересно говорить о вере и жизненных ценностях, о природе человека, его происхождении, целях человечества. Причем об этом можно говорить по-разному, в том числе используя интерактивный формат: игры, различные задания и т.д.

Как рождается вера в детских сердцах?

– Вера – это дар! Допустим, перед нами пятилетний неверующий ребенок. Если ему встретится верующий человек, который сможет открыть для него красоту – того же колокольного звона, солнца, природы, то у малыша на всю жизнь запечатлеется многогранность сотворенной Богом гармонии. Он почувствует как прекрасен этот мир. Другой вариант, когда ребенок знает, что ты верующий, и ты свое тепло отдаешь ему всецело, обнимая его так, что он не может не почувствовать твою любовь. Почему нам хочется обняться, потому что вот тут у нас душа, и душа с душой хочет соединиться. Ребенок такие вещи очень сильно чувствует, и они являются для него фундаментом будущего благодарного отношения к Богу, людям, природе. Детей невозможно обмануть, они тонкие психологи. Когда однажды ребенок почувствует, что его кто-то искренне любит, то это эмоциональное переживание для него станет очень сильным связующим звеном в вопросе веры, значимым толчком к ней. Особенно если речь идет, к примеру, о пятилетнем ребенке.

Правда, что у вас в семье живут трое приемных детей? Что вас подвигло на усыновление?

– У нас с матушкой некоторое время назад жили трое детей, но они не были приемными, просто мы их приютили, пока решался вопрос с их родственниками. Но теперь официальных приемных детей у нас двое: девочка-инвалид, которую совсем недавно после операции выписали из больницы, и другая девочка, относительно здоровенькая.

Работая более десяти лет волонтером в детских домах и приютах и, получив неоценимый жизненный опыт, я защитил дипломную работу в Духовной семинарии на тему: «Пастырско-педагогическая деятельность священнослужителей в детских домах и приютах». И в какой-то момент, сочетая эту теорию с практикой, родилось желание помочь этим детям не только разговорами, играми, чаепитиями, а дать им нечто большее — возможность воспитываться в православной семье. Верю и молю Бога, чтобы эти девочки, запечатлев образ правильных взаимоотношений детей и родителей, смогли в будущем перенести их в свою личную жизнь. Потому что (по статистике) лишь десять процентов выпускников детдомов могут создать семью! У остальных ничего не получается, женившись, они разбегаются при первом же горе. Или вообще не заключают брак. Они не понимают, что любить – это не только, когда тебе цветы дарят. Это труд! Это подвиг! Это огромное терпение! Выросшие дети этого не понимают, потому что перед их глазами нет живого, элементарного примера семейных взаимоотношений.

Мы с матушкой, как положено, прошли школу приемных родителей, собрали все документы… Надеюсь, что я доходчиво объяснил причину взятия девочек из детского дома в нашу семью. Просим молитв читателей.

У вас очень большая воскресная школа при храме. Как вы успеваете ей заниматься?

– Я стараюсь находить время, потому что являюсь ее духовником. У нас семьдесят постоянных детей. Плюс еще те, которые ходят в разные кружки при нашей школе: рисование, лепка, два хора и т.д. Всего около ста пятидесяти наберется. Наши дети очень музыкальны. У нас есть сотрудница, которая может научить играть ребенка на любом инструменте. Мы часто даем концерты, в основном, в социальных учреждениях.

Мое участие главным образом сводится к тому, что я общаюсь с детьми в различных местах, в том числе и в церкви, на исповеди. У многих ребят из нашего прихода нет отцов, поэтому мне приходиться компенсировать детям недостаток мужского общения.

У нас действует постоянный лагерь на острове Коневец, куда я тоже с удовольствием езжу с детьми. Там все серьезно: подъем, молитва, зарядка, общественно-полезный труд, беседы, игры, полевая кухня, дежурство. Лет пять назад начинали с палаток, сейчас, слава Господу, уже построили деревянные домики.

Сейчас в адрес Церкви звучат упреки, что ее стало слишком много, что она вышла из своей ограды и лезет в школы, детские дома и т.д. Что Вы, как человек, посвятивший десять лет своей жизни социальному служению обездоленным детям, можете ответить на эти упреки?

– Церковь отделена от государства, но не отделена от своего народа. Ей не безразлично, что происходит в нашей стране, особенно среди молодежи, когда растет наркомания, алкоголизм, распространяется порнография. Это с нашего с вами молчаливого согласия с невероятной скоростью распространяется нравственное разложение общества. Пусть продолжает литься кровь невинно убиенных детей от абортов? Пусть увеличивается в России процент разрушенных семей и детей, лишенных родительской любви? Пусть льется в каждый дом с экранов телевизоров жестокость, насилие и безнравственность? Считаете, что служители Русской Православной Церкви должны оставаться равнодушными наблюдателями разрушающегося образования, культуры и вечных духовных ценностей?

Дорогие мои, давайте сделаем правильные выводы.

Беседовал Игорь Ильин

http://www.pravoslavie.ru/guest/35596.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Глеб Грозовский
Глеб Грозовский заявил, что готов вернуться в Россию, но свободным человеком
Он также утверждает, что его дело сфабриковано, и даже догадывается, кем
19.02.2014
«Именно дети получили психологическую травму»
Обвиненный в педофилии священник Грозовский о своем деле: интервью «Ленте.ру»
05.02.2014
Все статьи Священник Глеб Грозовский
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:18
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:12
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:43
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35